Мудрый Юрист

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в республике Беларусь

Зиновенко Виталий Владимирович, адъюнкт научно-педагогического факультета Академии МВД Республики Беларусь.

В статье исследуется административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Основное внимание уделяется анализу нормативной основы обеспечения безопасности дорожного движения, а также правоотношений, складывающихся в данной сфере.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, норма права, правоотношение.

Administrative and Legal Regulation of Traffic Safety in the Republic of Belarus

V.V. Zinovenko

Zinovenko Vitaly V., Adjunct to the Scientific and Pedagogical Faculty in the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus.

The article examines the administrative and legal regulation of road safety in the Republic of Belarus. Focuses on the analysis of the regulatory framework to ensure road safety, as well as relationships that are emerging in this area.

Key words: traffic, road safety, the rule of law, a legal relationship.

Безопасность дорожного движения (далее - БДД) регулируется посредством административно-правовых норм, а их система закреплена в виде актов законодательства, содержащих данные нормы права.

При этом юридические нормы являются определяющим средством правового регулирования, основополагающим элементом в его механизме. С их помощью устанавливается правовой режим, "программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения" <1>. Кроме того, в нормах права предусматриваются все последующие юридические средства, образующие иные элементы механизма правового регулирования.

<1> Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юридическая литература, 1982. Т. II. С. 27.

Важным в этом является и то, что эффективность правового регулирования определяется не только качеством содержания норм права, но и в определенной степени структурностью их системы, обусловленной иерархичностью нормативных правовых актов.

В связи с этим анализ административно-правового регулирования БДД следует проводить исходя из юридической силы соответствующих актов законодательства. Это позволит выделить основополагающие для обеспечения БДД нормативные правовые акты и на их основе разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в указанной сфере, устранение имеющихся пробелов, исключение коллизий и правовой неопределенности.

Исходя из юридической силы нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере обеспечения БДД, в их системе подразделяются на:

1) Конституцию Республики Беларусь, которой принадлежит главенствующее место среди анализируемых нормативных правовых актов, поскольку именно на Конституции базируется иерархическая система любой отрасли, института права или части законодательства, регулирующего правовые отношения в отдельной сфере <2>;

<2> Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Изд. 2-е, доп. Минск: Право и экономика, 2001. С. 14.

2) международно-правовые акты, занимающие особое место в системе рассматриваемых нормативных правовых актов и оказывающие существенное влияние на характер административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД. Это обусловлено конституционными положениями о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие своих законов этим принципам (ст. 8) <3>.

<3> Там же.

Среди указанной категории правовых актов важнейшее значение для обеспечения БДД имеют Конвенция о дорожном движении <4> и Конвенция о дорожных знаках и сигналах <5>, направленные на унификацию законодательства, определяющего порядок дорожного движения в различных странах посредством принятия единообразных правил дорожного движения, применения дорожных знаков, сигналов, обозначений и разметки дорог;

<4> Конвенция о дорожном движении, заключена в г. Вене 08.11.1968 (ред. от 01.05.1971) // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<5> Конвенция о дорожных знаках и сигналах, заключена в г. Вене 08.11.1968 (ред. от 01.03.1973) // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

3) законы Республики Беларусь, в числе которых Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях <6> и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях <7>. Особое место среди нормативных правовых актов рассматриваемой группы занимает Закон Республики Беларусь "О дорожном движении" <8>;

<6> Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<7> Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-З // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<8> Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. N 313-З "О дорожном движении" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

4) указы Президента Республики Беларусь, направленные на совершенствование организации дорожного движения, снижения количества ДТП, а также определяющие правовое положение некоторых органов исполнительной власти - субъектов административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения. Например, Указы "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" <9>, "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел" <10>;

<9> Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<10> Указ Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. N 611 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

5) нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, к числу которых в рассматриваемой сфере относятся Постановления Совета Министров Республики Беларусь "О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О дорожном движении" <11>, "Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь" <12> и др.;

<11> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2008 г. N 630 "О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О дорожном движении" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<12> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. N 757 "Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпект", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

6) нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, определяющие порядок учета основных показателей в области обеспечения БДД <13>; требования к дорогам и порядок осуществления контроля за их состоянием <14>; правила перевозки пассажиров и грузов <15> и др.;

<13> См.: Постановление МВД Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. N 129 "О порядке государственного учета основных показателей в области дорожного движения и обеспечения его безопасности" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпект", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<14> См.: Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7 декабря 2004 г. N 50 "О нормативных требованиях к эксплуатационному состоянию и качеству содержания автомобильных дорог и утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за эксплуатационным состоянием и качеством содержания автомобильных дорог" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<15> См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. N 970 "Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

7) нормативные правовые акты местных исполнительных и распорядительных органов, в частности решение Мингорисполкома "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 <16>, решение Миноблисполкома "О комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Минском областном исполнительном комитете" <17> и др.

<16> Решение Мингорисполкома от 2 февраля 2006 г. N 148 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
<17> Решение Миноблисполкома от 9 февраля 2012 г. N 163 "О комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Минском областном исполнительном комитете" // СПС "КонсультантПлюс": Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

Проведенный анализ показывает, что нормы, содержащиеся в правовых актах Правительства, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, не равнозначны по своей юридической силе нормам Конституции, законов, актов Президента. Они выполняют различную функциональную роль в механизме обеспечения БДД, поскольку "нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них". Их место в иерархии правовых норм определяется тем, что они создаются на основе и во исполнение Конституции, законов и нормативных правовых актов Президента как главы государства <18>. Это обусловлено тем, что исполнение указанных нормативных правовых актов и лежит в основе деятельности органов исполнительной власти (государственного управления), к одному из видов которой относится и административно-правовое обеспечение БДД.

<18> Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2004. С. 62.

Таким образом, административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения основывается на системе иерархически субординированных норм права, содержащихся в Конституции Республики Беларусь, международно-правовых актах, законах Республики Беларусь, указах Президента Республики Беларусь, нормативных правовых актах Правительства, республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Основываясь на различной функциональной роли нормативных правовых актов, регулирующих административно-правовые отношения в сфере обеспечения БДД, представляется возможным провести их соответствующую классификацию по данному критерию.

По функциональной роли в механизме административно-правового обеспечения БДД указанные НПА следует разделить на две группы.

К первой группе относятся общеустановительные (базовые) НПА, содержащие исходные (отправные) нормы, определяющие основы административно-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД. В их число входят Конституция, законы Республики Беларусь и указы Президента Республики Беларусь.

Вторую группу составляют обеспечительные (исполнительные) НПА, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции, законов Республики Беларусь и актов Президента Республики Беларусь. К ним относятся НПА, принимаемые органами исполнительной власти.

Проведенная классификация НПА показывает, что они направлены на обеспечение БДД, закрепляют основу государственного управления в данной сфере, определяют организацию и порядок дорожного движения, а также устанавливают административную ответственность за несоблюдение установленных требований.

Основополагающая роль в административно-правовом регулировании отношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД, отводится Закону Республики Беларусь "О дорожном движении". Его назначение и значимость заключаются прежде всего в определении правовых и организационных основ дорожного движения, т.е. в регулировании общественных отношений, складывающихся в данной сфере. Следует отметить, что в указанном Законе содержатся нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере дорожного движения, а также отношения, складывающиеся в сфере обеспечения его безопасности.

Кроме того, в Законе Республики Беларусь "О дорожном движении" имеется и ряд пробелов. Так, анализ норм указанного Закона показывает, что в нем не раскрыты понятие и содержание такого важного элемента системы дорожного движения, как дорога. Несмотря на то что указанный Закон содержит главу "Обеспечение безопасности дорожного движения", в нем отсутствует понятие обеспечения безопасности дорожного движения, не определены его цели, задачи, принципы, не регламентирован вопрос координации деятельности субъектов обеспечения БДД, зон их ответственности.

Таким образом, установленное Законом Республики Беларусь "О дорожном движении" правовое регулирование охватывает обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность в сфере дорожного движения, а также имеет ряд пробелов, заключающихся в отсутствии ключевых понятий и их содержания относительно дорожного движения и обеспечения его безопасности и затрудняющих использование указанного законодательного акта в правоприменительной практике.

Такой подход, как представляется, влечет неоднозначное понимание сущности отношений, складывающихся в названных сферах, и не отображает специфики обеспечения безопасности дорожного движения, что не способствует эффективности осуществления данной деятельности. Подтверждением данной позиции является структурный анализ указанных правоотношений.

При этом необходимо обратить внимание, что в науке отсутствует единый подход к определению элементного состава правоотношения. Наиболее распространенным является выделение в структуре правоотношений объекта, субъекта, формы и содержания <19>.

<19> См., напр.: Кучинский В.А. Современное учение о правовых отношениях. Минск: Интегралполиграф, 2008. С. 185; Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. С. 188 - 189.

Объектом правоотношений предопределяется перечень их субъектов, и именно им опосредуется их содержание, поскольку "объект является связующим узлом, фокусом правового отношения" <20>.

<20> Рябцев Л.М. и др. Административное право: Учебник. Минск: Издательский центр БГУ, 2014. С. 49.

В теории права, в частности, под объектом правоотношения рассматриваются "разнообразные блага, на достижение, использование или охрану которых направлены интересы сторон правоотношения и ради чего реализуются их субъективные права и обязанности" <21>.

<21> Кучинский В.А. Указ. соч. С. 163.

Таким образом, объектом правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения, выступает перемещение по дороге людей и грузов.

В отличие от объекта в сфере дорожного движения, объектом правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения его безопасности, является жизнь и здоровье участников дорожного движения, имущество физических и юридических лиц.

Следовательно, правоотношения в рассматриваемых сферах имеют различный объект, отличающийся по своему содержанию. При этом следует отметить, что, поскольку объектом правоотношений в сфере обеспечения БДД выступает жизнь и здоровье человека, правомерно утверждение о том, что данная сфера отношений имеет важную социальную значимость, что и обусловливает необходимость выделения ее правовой регламентации.

Анализ субъекта правоотношения показывает, что в научной литературе существует ряд его понятий, однако в общем виде все они сводятся к тому, что субъектами правоотношений (их участниками, сторонами) являются вступающие в них субъекты права <22>.

<22> См., напр.: Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Указ. соч. С. 426; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2014. С. 380; и др.

Итак, представляется возможным определить в качестве субъектов правоотношений в сфере дорожного движения органы государственного управления, физических и юридических лиц, обладающих правосубъектностью относительно достижения такого блага, как перемещение людей и грузов по дороге.

Такой же субъектный состав имеет место и в правоотношениях, складывающихся в сфере обеспечения БДД. Однако следует иметь в виду, что особенностью правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД, является участие в качестве их обязательного субъекта органа государственного управления, поскольку охрана жизни и здоровья участников дорожного движения связана с реализацией управленческих целей и задач государства и выражает публичный интерес, таким образом, характеризуя данные правоотношения как административные.

В то же время участие органа государственного управления в правоотношениях, складывающихся в дорожном движении, в ряде случаев не является обязательным, в этой связи они могут выступать как административными, так и гражданскими.

Итак, обязательное участие в правоотношениях, складывающихся в сфере обеспечения БДД органа государственного управления, характеризует их как исключительно административные, а складывающиеся в сфере дорожного движения характеризуются и как административные, и как гражданско-правовые.

Анализ форм и содержания рассматриваемых правоотношений показывает, что в теории права существуют различные, причем прямо противоположные понятия данных элементов. Оставляя за рамками статьи известную дискуссионность по данному вопросу, автор придерживается позиции ряда ученых, в соответствии с которыми использование понятия формы осуществляется как использование совокупности субъективных прав и обязанностей его участников, а содержания - как действий (деятельности) по их реализации <23>.

<23> См., напр.: Кучинский В.А. Указ. соч. С. 185; Протасов В.Н. Указ. соч. С. 188 - 189; и др.

Таким образом, формой правоотношений, складывающихся в дорожном движении, являются взаимные права и обязанности, возникающие при различных вариантах взаимосвязей между участниками дорожного движения, органами государственного управления, юридическими и физическими лицами по поводу перемещения по дорогам людей и грузов.

По своей форме правоотношения, складывающиеся в сфере дорожного движения, являются регулятивными, поскольку участники дорожного движения, физические и юридические лица (управомоченная сторона правоотношения) имеют право на перемещение по дороге и перевозку грузов, а органы государственного управления, юридические либо физические лица (правообязанная сторона), обладают правосубъектностью в данной сфере, вследствие чего обеспечивается реализация данного права посредством выполнения обязанностей по строительству, реконструкции и обслуживанию дорог, производству транспортных средств и т.д.

Формой правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД, выступают взаимные права и обязанности между участниками дорожного движения, физическими, юридическими лицами и органами государственного управления, возникающие по поводу сохранения в дорожном движении жизни, здоровья и имущества. В данного рода правоотношениях управомоченной стороной выступает государство в лице его компетентного органа, выполняющее, помимо регулятивной, правоохранительную функцию, выражающуюся в реализации полномочий требовать поддержания организации и соблюдения установленного порядка дорожного движения, а физические и юридические лица обязаны выполнять эти требования (являются правообязанной стороной) и несут ответственность за их невыполнение.

Таким образом, в отличие от правоотношений в сфере дорожного движения, форма правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД, может иметь как регулятивный, так и правоохранительный характер, что и позволяет отметить их различную специфику.

По своему содержанию правоотношения, складывающиеся в сфере дорожного движения, выражаются в действиях по созданию условий для движения (строительство, и реконструкция дорог, производство транспортных средств и т.д.) и перемещению людей и грузов по дорогам.

Содержание же правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения БДД, выражается в организации дорожного движения (установка технических средств организации дорожного движения и др.), принятии Правил дорожного движения, а также осуществлении надзора за их выполнением и привлечении лиц допускающих их нарушение, к ответственности.

В этой связи по своему содержанию рассматриваемые правоотношения отличаются характером и направленностью действий их участников: в сфере дорожного движения действия участников направлены на осуществление перемещения людей и грузов по дороге, а в сфере обеспечения БДД - на сохранность жизни и здоровья участников дорожного движения, имущества физических и юридических лиц.

Проведенный анализ показывает, что правоотношения, складывающиеся в дорожном движении, не охватывают собой правоотношения в сфере обеспечения его безопасности. Они являются смежными, взаимосвязанными и взаимообусловленными, в определенной степени совпадают между собой, но имеют и ряд существенных различий, а следовательно, свою специфику.

Таким образом, приведенные аргументы свидетельствуют о том, что Закон Республики Беларусь "О дорожном движении" не в полной мере регулирует отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а его нынешняя редакция не согласуется с его содержанием.

Также подтверждением изложенного является и опыт зарубежных стран - Германии, Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и др., в которых приняты законы о безопасности дорожного движения. В настоящее время Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств также осуществляется разработка проекта модельного закона "О безопасности дорожного движения" <24>.

<24> В МПА СНГ приступили к разработке проекта модельного закона "О безопасности дорожного движения" // Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2014. URL: http://www.iacis.ru/pressroom/news/komissii_mpa_sng/v_mpa_sng_pristupili_k_razrabotke_proekta_modelnogo_zakona_o_bezopasnosti_dorozhnogo_dvizheniya_ (дата обращения: 10.04.2015).

В связи с этим, исходя из тесной взаимосвязи и взаимообусловленности общественных отношений, складывающихся в сфере дорожного движения и сфере обеспечения его безопасности, с учетом специфики их правового регулирования в Республике Беларусь представляется целесообразным принятие специального закона, предназначенного для регулирования обеих указанных сфер.

Основываясь на изложенном, представляется, что для закона, закрепляющего правовые основы дорожного движения и обеспечения его безопасности, наиболее верным является название "О дорожном движении и обеспечении его безопасности". Исходя из общего понимания дорожного движения как системы элементов "участник дорожного движения - транспортное средство - дорога" и обеспечения его безопасности как процесса целенаправленного воздействия субъекта обеспечения (уполномоченных органов госуправления) на объект обеспечения безопасности дорожного движения (систему дорожного движения), представляется обоснованным, что предлагаемый закон должен включать в себя общие положения для осуществления данной деятельности (цель, задачи, принципы, ключевые категории), а также общие положения, регламентирующие систему дорожного движения и систему субъектов обеспечения БДД.

Основой предлагаемого закона могут послужить Закон Республики Беларусь "О дорожном движении" и модельный Закон СНГ "О безопасности дорожного движения", что не только позволит устранить имеющиеся пробелы, но и будет способствовать систематизации административно-правовых норм, регулирующих порядок государственного управления в рассматриваемой сфере.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Республике Беларусь основывается на системе иерархически субординированных норм права, содержащихся в Конституции Республики Беларусь, международно-правовых актах, законах Республики Беларусь, указах Президента Республики Беларусь, нормативных правовых актах Правительства, республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Исходя из функциональной роли указанных правовых актов в механизме административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения их следует классифицировать на:

  1. общеустановительные (базовые) - содержат исходные (отправные) нормы, определяющие основы административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В их число входят Конституция, законы Республики Беларусь и указы Президента Республики Беларусь;
  2. обеспечительные (исполнительные) - принимаются на основе и во исполнение Конституции, законов Республики Беларусь и актов Президента Республики Беларусь. К ним относятся нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти.
  3. Объектом правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, является жизнь и здоровье участников дорожного движения, имущество физических и юридических лиц. В качестве их субъектов выступают физические и юридические лица, органы государственного управления, причем наличие последних является обязательным.

Формой административно-правовых отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выступают взаимные права и обязанности между физическими, юридическими лицами и органами государственного управления, возникающие по поводу сохранения в дорожном движении жизни, здоровья и имущества. Содержание данных отношений выражается в организации дорожного движения, принятии Правил дорожного движения, а также осуществлении надзора за их выполнением и привлечении лиц, допускающих их нарушение, к ответственности.

Правоотношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, являются смежными, взаимосвязанными и взаимообусловленными, в определенной степени совпадают с правоотношениями в области дорожного движения, но имеют и ряд различий, а также важное социальное значение, обусловливающее необходимость выделения их правовой регламентации.

  1. В целях совершенствования административно-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, требуется принятие Закона Республики Беларусь "О дорожном движении и обеспечении его безопасности", что не только позволит устранить имеющиеся пробелы, но и будет способствовать систематизации административно-правовых норм, регулирующих порядок государственного управления в рассматриваемой сфере.

Литература

  1. Алексеев С.С. Общая теория права: В двух томах. М.: Юридическая литература, 1982. Т. II.
  2. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Изд. 2-е, доп. Минск: Право и экономика, 2001.
  3. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. В.А. Кучинского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.
  4. Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2004.
  5. Кучинский В.А. Современное учение о правовых отношениях. Минск: Интегралполиграф, 2008.
  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2014.
  7. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001.
  8. Рябцев Л.М. и др. Административное право: Учебник. Минск: Изд. центр БГУ, 2014.