Мудрый Юрист

К вопросу о закономерностях законодательного обеспечения контрабанды товаров

Вавилов Сергей Павлович, старший оперуполномоченный по особо важным делам отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, соискатель ВНИИ МВД России.

В статье проводится анализ как уголовных, так и административных мер борьбы с контрабандой товаров с учетом особенностей нормативных актов, действующих в XVII - XXI вв., характеризующихся ужесточением и либерализацией законодательства по отношению к данному деянию.

Ключевые слова: контрабанда товаров, административная ответственность, штраф, уголовная ответственность.

On Regularities of Legislative Support of Smuggling of Goods

S.P. Vavilov

Vavilov Sergey P., Lead Investigator of Priority Cases in the Department of Economic Security and Anti-Corruption Enforcement of the Directorate of Internal Affairs for Moscow Metro of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow, Degree Seeking Applicant in the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The article analyzes, both criminal and administrative measures to combat smuggling of goods, taking into account the peculiarities of regulations in force during the period XVII - XXI, characterized by toughening and liberalization of legislation in relation to this act.

Key words: smuggling of goods, administrative liability, penalty, criminal liability.

Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение правил перемещения товаров через таможенную границу России, является одним из актуальных вопросов внешнеэкономической, а также уголовно-правовой политики государства. Особую ценность представляет историко-правовой анализ опыта противодействия контрабанде товаров на примере отечественного уголовного и таможенно-административного законодательства. В этой связи представляется важным проследить закономерности законодательного обеспечения контрабанды товаров, проанализировать содержание норм, устанавливающих ответственность за ее совершение, начиная с XII в. и по XXI в., и на этой основе предложить рекомендации, направленные на их совершенствование. "Порою кажущаяся невозможность разрешения социального конфликта, неиспользованные нерепрессивные варианты его разрешения в итоге приводят к необходимости принятия мер государственного принуждения" <1>.

<1> Лесников Г.Ю. Проблемы соотношения уголовной и административной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 4. С. 117.

По мнению некоторых исследователей, официальное признание термина "контрабанда" Россия получила к XII - XIII вв. <2>. Это прослеживалось в установлении ответственности за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. Но правовое закрепление как противозаконного деяния произошло гораздо позже. Причем на протяжении достаточно длительного времени в законодательстве говорилось о данном явлении не как о контрабанде, а "по сути действий". Например, в Соборном Уложении 1649 года <3>, положившем начало правовому обеспечению отношений в этой сфере, и в других более поздних законодательных актах речь шла "об утаенных от пошлин товарах".

<2> Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. С. 3.
<3> Соборное Уложение 1649 года. М.: Издательство Московского университета, 1961. С. 14 - 17.

Ко второй половине XIX в. законодательство о контрабанде приобрело более систематизированный характер. Наиболее полно его отражают Таможенный устав 1857 г. <4> и Таможенный устав по Европейской и Азиатской торговле 1892 г. Впервые термин "контрабанда" без раскрытия содержания законодательно был закреплен в п. 1559 Таможенного устава по Европейской и Азиатской торговле 1892 г. "за производство контрабанды, употребление фальшивых ярлыков..." <5>. Важнейшей категорией при характеристике контрабанды являлся тайно провозимый товар.

<4> Таможенный устав 1857 г. // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 6: Уставы таможенные. С. 3.
<5> Таможенный устав по Европейской и Азиатской торговле 1892 // Собрание законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 6: Свод учреждений и уставов таможенных. С. 431.

Впервые систематизированное законодательное закрепление способов совершения контрабанды было введено Таможенным уставом 1910 г. <6>. В соответствии со ст. 1048 Устава устанавливались наказания и взыскания за контрабанду: отобрание контрабандных товаров, равно перевозочных средств; денежная пеня, сверх отобранная; в особо указанных случаях сверх отобрания и наказания денежною пенею - удаление на пятьдесят верст от сухопутной и морской границ на срок от одного года до пяти лет, заключение в тюрьме или в исправительном доме.

<6> Таможенный устав 1910 года // Свод Законов Российской Империи. Устав Таможенный. СПб., 1910. Ст. 2. Т. 6. С. 185 - 193.

В Советский период правовой основой таможенного дела послужил Таможенный устав СССР 1924 г. <7>. Устав нормативно закрепил понятие контрабанды (ст. 259), установил квалифицирующие признаки контрабанды (ст. 261), разграничив ее, таким образом, на простую и квалифицированную. Соответственно была разделена и ответственность: при простой контрабанде применялись конфискация и штраф (ст. 262); при квалифицированной контрабанде дополнительно применялись меры ответственности в уголовном порядке (ст. 263). Очевидно, конфискация и штраф являлись элементами административной ответственности, и за простую контрабанду применялась административная ответственность, а за квалифицированную - административная и уголовная.

<7> Таможенный устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. 1925. N 5. Ст. 53. С. 279.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. около трети века относил контрабанду, предусмотренную ст. 78, к особо опасным государственным преступлениям, объединял в одной статье два вида: контрабанду товаров или иных ценностей и контрабанду взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения.

Впервые законодательное закрепление разделения контрабанды на два вида: как административное правонарушение и уголовное преступление, произведено в ст. 101 Таможенного кодекса СССР 1964 г.: "За контрабанду налагаются штрафы в административном порядке, за исключением случаев, когда контрабанда наказывается в уголовном порядке, предусмотренном ст. 102".

В условиях проведения коренных политических и экономических преобразований, проводимых в период начиная с 1990-х гг., значительно расширяется законодательная база. В 1994 г. Уголовный кодекс РСФСР дополняется ст. 169.1, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду товаров и иных предметов в крупных размерах, стоимость которых превышает 200 минимальных размеров оплаты труда <8>. Административная ответственность за контрабанду товаров и иных предметов, стоимость которых не превышает крупный размер, в этот период установлена Таможенным кодексом РФ 1993 г. <9>.

<8> ФЗ от 01.07.1994 N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст. 1109.
<9> Российская газета - Федеральный выпуск. 1993. 21 июля. N 138.

В связи с принятием нового Уголовного кодекса РФ 1996 г. сохраняется норма о товарной контрабанде, предусмотренной ранее в УК РСФСР, но уже в 1998 г. законодатель поднимает предел крупного размера стоимости товаров свыше 500 минимальных размеров оплаты труда <10>.

<10> Федеральный закон от 25.06.1998 N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3012.

Начало XXI в. ознаменовано процессом оптимизации законодательства РФ, регламентирующего ответственность за контрабанду товаров, и реализацией уголовной политики России, направленной на либерализацию уголовного законодательства по отношению к данному деянию.

В 2003 г. в Уголовный кодекс РФ вносятся изменения, направленные на увеличение нижней границы крупного размера стоимости незаконно перемещенного через таможенную границу РФ товара, которая начинает исчисляться с суммы, превышающей 250 тыс. руб. (норма предусмотрена в примечании к ст. 169 УК РФ) <11>. В 2010 г. планка вновь повышается, крупным размером товарной контрабанды признается 1 млн. руб. <12>. В указанный период Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за контрабанду товаров стоимостью, не превышающей крупный размер (глава 16). То есть нормы уголовного (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и административного (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ) законодательства следует считать конкурирующими.

<11> Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.
<12> Федеральный закон от 07.04.2010 N 60-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 15. Ст. 1756.

В дальнейшем, с принятием Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <13>, последовательность в направлении дальнейшей либерализации уголовного законодательства РФ сохранилась и которая привела к декриминализации многих видов преступлений, в т.ч. и такого деяния, как контрабанда товаров. Указанным Законом введены в действие новые уголовно-правовые запреты, предусмотренные в ст. ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, регулирующие правоотношения в сфере незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС предметов, ограниченных в обороте.

<13> Российская газета - Федеральный выпуск. 2011. 9 декабря. N 5654.

Следует отметить, что около 20 лет в России существовали конкурирующие нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за товарную контрабанду. Основным условием разграничения двух видов ответственности являлся размер незаконно перемещенных через таможенную границу товаров. С 2012 г. в Российской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением. Это деяние исключительно административно наказуемое независимо от стоимости незаконно перемещенных товаров.

По итогам работы Федеральной таможенной службы за 2013, 2014 гг. <14> таможенными органами выявлено 22736 и 23949 соответственно дел об административных правонарушениях, возбуждаемых при контрабандном ввозе товаров и транспортных средств на территорию РФ, за которые назначено административное наказание в виде административного штрафа на сумму 2643345 тыс. руб. и 6244375,7 тыс. руб. соответственно. Размер стоимости предметов контрабанды товаров составил 7178200,6 тыс. руб. и 16131225,7 тыс. руб. соответственно. Из приведенной статистики следует, что размер стоимости предметов правонарушения, которым причиняется ущерб, в разы превышает размер наложенного взыскания. Данное обстоятельство формирует определенную тенденцию, когда совершать контрабанду товаров становится выгодно. Этому способствует, во-первых, отсутствие в УК РФ ответственности за ее совершение, и, во-вторых, зачастую складывается ситуация, при которой сумма назначенного судом или уполномоченным должностным лицом таможенных органов в пределах, определяемых законом, административного штрафа в разы, а то и в десятки раз меньше, чем размер причиненного правонарушением имущественного ущерба или полученного противоправного дохода.

<14> Итоги правоохранительной деятельности таможенных органов за 2013, 2014 годы. URL: http://www.customs.ru.

Основной предпосылкой построения новой системы борьбы с контрабандой товаров в XXI в. послужило образование на территориях Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь единой таможенной территории - Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Соответственно, перемещение товаров между странами Таможенного союза должно осуществляться свободно, за исключением товаров, оборот которых запрещен или ограничен. Здесь приходят на память слова персонажа из кинофильма "Белое солнце пустыни" В.П. Верещагина: "Была у меня таможня - были контрабандисты, сейчас таможни нет - контрабандистов нет".

Полагаем, что процесс декриминализации контрабанды товаров был произведен преждевременно, без должного криминологического обоснования и прогноза последствий принятия такого государственного решения. Кроме того, не было подвергнуто детальному анализу снижение степени общественной опасности данного посягательства для существующих общественных отношений, действующих в современных условиях.

В качестве положительного момента следует отметить внесение изменений в уголовное законодательство РФ <15>, следствием которых стало появление ст. 200.2 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду некоторых подакцизных товаров, таких как алкогольная продукция и табачные изделия, совершенную в крупном размере. О проблемах в правоприменительной практике правоохранительных органов с данными видами предметов преступного посягательства нами ранее уже говорилось <16>.

<15> Федеральный закон от 31.12.2014 N 530-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий" // СЗ РФ. 2015. N 1. Ст. 83.
<16> Вавилов С.П. Декриминализация контрабанды товаров: реальность и прогноз // Право и государство: теория и практика.

Проведенный сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего ответственность за контрабанду товаров, дал возможность выявить закономерности процесса ее трансформации, которая активно происходит в начале XXI в., и определить степень эффективности борьбы с ней как уголовно-правовыми, так и административно-правовыми мерами.

Литература

  1. Лесников Г.Ю. Проблемы соотношения уголовной и административной политики // Пробелы в российском законодательстве. 2015. N 4. С. 117 - 119.
  2. Вавилов С.П. Декриминализация контрабанды товаров: реальность и прогноз // Право и государство: теория и практика. 2014. N 9. С. 108 - 112.
  3. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996. 432 с.