Мудрый Юрист

Юридическая ответственность за финансовые правонарушения

Ильин Александр Юрьевич, заместитель заведующего кафедрой "Финансовое и налоговое право" юридического факультета Финансового университета, кандидат юридических наук, доцент.

В статье на основе общей теории юридической ответственности рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования и методологии ответственности за финансовые правонарушения.

Ключевые слова: юридическая ответственность, финансовое правонарушение, налогообложение, финансовое законодательство, административное расследование.

Legal responsibility for financial offenses

A.Yu. Ilyin

Ilyin Alexander Yu., Deputy Head of the Department of Financial and Tax Law of the Faculty of Law in Financial University Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

Based on the general theory of legal responsibility, the article reviews the issues of improving legal regulation and methodology of responsibility for financial offenses.

Key words: legal responsibility, financial offense, taxation, financial laws, administrative investigation.

Финансовая система является одним из важнейших показателей стабильности и устойчивости развития государства. Для поддержания ее эффективного функционирования необходимо наличие прозрачных финансовых отношений и развитой системы ответственности.

Радикальное обновление всей политической системы, полномасштабная экономическая реформа и существенное изменение финансовой системы обусловили необходимость по-новому взглянуть на правовое регулирование финансовых отношений.

Коснулось это и правоохранительных финансовых отношений, которые затрагивают вопросы юридической ответственности участников финансовых отношений. Это связано с тем, что в науке финансового права обосновывается самостоятельный характер финансовой ответственности и оснований ее применения.

Правонарушения в финансовой сфере детерминируются целым комплексом политических, экономических, социально-управленческих, правовых факторов современного развития Российского государства. В настоящее время значительное влияние на рост финансовых правонарушений оказали общая нестабильность и разбалансированность экономических процессов. Такие явления, как кризис потребительского рынка, спад производства, инфляция, усиление дифференциации доходов населения, падение жизненного уровня большинства населения, увеличение уровня безработицы, стали благоприятной средой для совершения правонарушений в указанной сфере.

Таким образом, к числу причин роста правонарушений в финансовой сфере следует отнести конфликт интересов между государством, с одной стороны, и частными социально-экономическими интересами - с другой. Обострение этих интересов происходит на фоне всеобщего социально-экономического кризиса в обществе, разбалансированности экономики, спада производства, падения жизненного уровня населения и его резкой социально-экономической дифференциации, отторжения большей части населения страны от участия в эффективной системе экономической и производственной деятельности.

Анализ современного финансового законодательства показал, что ответственность за финансовые правонарушения предусматривается законодательством в области налогов и сборов, административным законодательством, уголовным законодательством.

На сегодняшний день выявление, пресечение и предупреждение финансовых правонарушений более эффективно осуществляют органы государственного управления, применяя меры административного реагирования, что позволяет более оперативно применять санкции и оказывает положительное влияние на пресечение неправомерных действий и привлечение к ответственности правонарушителя.

Административные органы испытывают определенные затруднения по применению финансового законодательства, с учетом единого структурного нормативного правового акта в котором должны быть сосредоточены составы финансовых правонарушений. На сегодняшний день составы финансовых правонарушений содержат нормы Кодекса об административных правонарушениях, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса.

Но несмотря на это, объединяющим фактором, влияющим на особенности правового регулирования ответственности за финансовые правонарушения, выступает предмет посягательства таких правонарушений, а именно финансовая сфера государства.

Вместе с тем финансовые правонарушения, имеющие единый общий родовой объект посягательства - финансовую сферу государства, характеризуются существенными отличиями по непосредственному объекту, видовым особенностям, присущим данным правонарушениям, что предполагает их дифференциацию.

В юридической науке сложилось множество версий по вопросу определения понятия "финансы" <1>, тем не менее законодатель, относя те или иные правонарушения к категории финансовых, должен исходить из того, что в любом их понимании финансы всегда представляют собой экономическую категорию, определяющее значение для которой имеет ее общественная сущность, т.е. это общественные отношения, складывающиеся в обществе в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода в связи с образованием и использованием фондов денежных средств.

<1> Следует отметить работы следующих авторов: Карасевой М.В., Грачевой Е.Ю., Соколова Э.Д., Петровой Г.В.

Российское законодательство содержит разнообразие составов финансовых правонарушений.

Примером может служить глава 15 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за правонарушения в области финансов.

В указанной главе предусмотрены правонарушения, посягающие на правила ведения кассовых операций; ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности; маркировки товаров и продукции; использования бюджетных средств; осуществления валютного регулирования и валютного контроля; деятельности банков и иных кредитных организаций.

Среди объектов посягательства финансовых правонарушений следует выделить общественные отношения в финансовой сфере, складывающиеся в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, которые и предопределили особенности правового регулирования юридической ответственности в указанной области.

Анализ статей главы 15 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что в качестве мер административной ответственности, непосредственно применяемых за совершение правонарушений в финансовой сфере, служат штраф, конфискация предметов административного правонарушения, дисквалификация, предупреждение, административное приостановление деятельности. В большинстве случаев санкции статей содержат наказание в виде административного штрафа.

К особенностям административной ответственности за правонарушения в области финансов следует отнести, например, установление срока давности привлечения к административной ответственности. В отношении административных правонарушений в области финансов устанавливается давностный срок, равный двум месяцам, а применительно к административным правонарушениям в области налогов и сборов, бюджетного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, рынка ценных бумаг - срок, равный одному году.

Таким образом, административная ответственность за нарушение в области финансов является составной частью системы юридической ответственности за противоправные действия в финансовой сфере в целом и системы административной ответственности - в частности. Ее основанием являются исключительно административно-наказуемые нарушения в сфере финансов, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Следует сказать, что за последние годы наметился весомый прогресс по внесению изменений и дополнений в финансовое законодательство. Расширен перечень субъектов административной ответственности и уточнен статус отдельных из них, а также установлены дополнительные гарантии прав отдельных категорий лиц, привлекаемых к ответственности за финансовые правонарушения. Значительно расширен перечень лиц, которые с учетом их функций рассматриваются как должностные лица при применении конкретных норм КоАП РФ. На наш взгляд, эта тенденция имеет непосредственное отношение к проводимым в стране мероприятиям по борьбе с коррупцией и грубыми нарушениями финансовой дисциплины со стороны государственных и муниципальных служащих, являющихся по своему статусу должностными лицами.

Однако, несмотря на проводимые мероприятия по внесению изменений в нормативно-правовые акты административного, финансового, бюджетного, валютного законодательства, существуют определенные недостатки в правовом регулировании данного института.

Во-первых, необходимо отметить отсутствие системного характера, а именно взаимосвязей и взаимодействия между различными видами юридической ответственности в финансовой сфере. Законодательная работа в данной сфере велась, как очевидно, на различных теоретических основаниях, что не позволяет рассматривать данный институт ответственности в ее совокупности в рамках административного, финансового, бюджетного, валютного законодательства. Очевидно, что, хотя нормы об ответственности в финансовой сфере имеют различную отраслевую принадлежность, тем не менее необходимо в рамках единого направления исследования добиваться их согласованности, сближения целей и принципов ответственности в финансовой сфере.

Также серьезно обостряет и без того нелегкую ситуацию в сфере ответственности за финансовые правонарушения несогласованность действий контрольно-надзорных органов как между собой, так и с органами законодательной и исполнительной власти, правоохранительными органами, субъектами предпринимательской деятельности, общественными объединениями и гражданами. В целях эффективного осуществления противодействия финансовой противоправности усилий какого-либо одного ведомства явно недостаточно.

Еще одной проблемой, стоящей на пути совершенствования правового регулирования юридической ответственности в финансовой сфере, является неэффективное государственное управление в контролирующих органах государства. Так, например, отсутствуют регламентация и стандартизация процессов осуществления контрольных и надзорных мероприятий, что, в свою очередь, затрудняет осуществление контроля и надзора за участниками финансовых правоотношений; отсутствуют прозрачные процедурные требования, которые можно было бы использовать в качестве эталонов для сравнительной оценки. Таким образом, указанные барьеры, связанные с неэффективностью государственного управления, не позволяют совершенствовать административные процессы осуществления государственных функций по контролю и надзору в финансовой сфере, а также затрудняют формирование профессионального кадрового состава органов государственной власти.

В рамках совершенствования финансового законодательства, форм и методов института юридической ответственности в финансовой сфере одной из основных задач является создание эффективной системы профилактики финансовых правонарушений. Профилактика финансовых правонарушений предполагает, с одной стороны, защиту интересов государства и общества в целом от нестабильности в сфере экономики, с другой - эффективное функционирование финансовой системы.

Однако, следует отметить, вопросам совершенствования профилактики финансовых правонарушений уделяется слишком мало внимания, а роль превентивных мер явно недооценивается. В большинстве регионов РФ до настоящего времени не создан действенный механизм контроля за работой сотрудников правоохранительных органов по документированию правонарушений, своевременностью и обоснованностью принятия решений, ведения административного производства. Неосведомленность населения относительно права использовать юридическую помощь, неразъяснение виновным положений статей действующего административного и финансового законодательства ведут к тому, что на практике это право фактически не используется даже в тех случаях, когда материалы рассматриваются в судах.

Представляется, что успеха в профилактике правонарушений в финансовой сфере можно добиться не усилением фискальных функций государства, а именно предупреждением совершения правонарушений, а также созданием таких условий, когда участники финансовых правоотношений будут добросовестно исполнять свои обязанности, не прибегая к противоправным схемам.

Предупреждение правонарушений в финансовой сфере должно осуществляться также в результате проведения адекватной политики в области выбора юридической ответственности; объединения усилий всех правоохранительных и контрольно-надзорных органов в борьбе с финансовыми правонарушениями; расширения информированного поля действия; реализации ответственности за финансовые правонарушения в полном объеме с соблюдением действующего законодательства.

При этом отметим, что вопросы эффективности профилактики правонарушений в финансовой сфере в значительной мере зависят от степени совершенства административного, финансового, бюджетного, валютного, налогового, уголовного законодательства, поскольку правонарушения в указанной сфере невозможно рассматривать в отрыве от других видов противоправных посягательств в области финансовой и экономической деятельности страны.

Одним из направлений предупреждения правонарушений в финансовой сфере должно являться повышение уровня правового сознания граждан. Нравственно-психологическое состояние участников финансовых правоотношений, характеризующееся негативным отношением к существующей финансовой системе, является одной из причин совершения правонарушений в области финансов. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их правосознания, правовой культуры. Поэтому, на наш взгляд, одним из основных направлений деятельности по предупреждению правонарушений в финансовой сфере следует признать повышение уровня правовой культуры населения, имеющего низкий уровень правовой грамотности, правовой нигилизм.

Поэтому в настоящее время возникает настоятельная необходимость в разработке и принятии федеральной программы по формированию у населения правовой культуры.

Существенное значение в рамках повышения эффективности правового регулирования юридической ответственности в финансовой сфере имеет повышение профессиональной подготовки сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов в указанной области. Данное направление должно реализовываться через предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей государственной или муниципальной службы, а также через проведение проверки в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами. В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах, регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности.

В рамках профилактики финансовых правонарушений как одного из методов предотвращения нарушений финансового законодательства РФ на региональном уровне территориальные органы должны проводить обучающие семинары для представителей уполномоченных банков, руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, где рассматривались бы вопросы практического применения законодательства Российской Федерации в части валютного регулирования и валютного контроля, вопросы практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, обсуждались типичные ошибки налогоплательщиков при ведении налогового учета и оформлении отчетных документов, вырабатывались совместные предложения по усовершенствованию административного законодательства в области финансов.

В целях профилактики финансовых правонарушений уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции органов финансового контроля, должно быть налажено взаимодействие с российскими банками, налоговыми органами, государственными учреждениями и другими участниками финансовых правоотношений по принятию дополнительных предупредительных мер, таких как подготовка информации с разъяснениями о применении административного, налогового, банковского, валютного, бюджетного законодательства; направление в случаях, предусмотренных договором, банковского счета, писем-напоминаний о приближающихся сроках представления в банк справок либо подтверждающих документов по сделкам; оказание на постоянной основе консультационной помощи по применению финансового законодательства РФ.

Рассматривая вопрос юридической ответственности за правонарушения в финансовой сфере, обратим внимание на формирование основных направлений данного института ответственности.

Как нам видится, первоочередной задачей следует поставить разрешение коллизий между нормами главы 15 КоАП РФ, с одной стороны, нормами Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ - с другой, по поводу чего до сих пор спорят представители двух научных дисциплин - административного и финансового права. Несмотря на выделение финансовой ответственности в системе юридической ответственности в сфере финансов, в целях совершенствования действующего законодательства будет целесообразным сосредоточить все положения об ответственности за правонарушения в области финансов в Кодексе об административных правонарушениях.

Сосредоточение норм, устанавливающих ответственность за финансовые правонарушения, в одном нормативном акте, несомненно, приведет к повышению эффективности рассмотрения дел о правонарушениях в области финансов и профилактики их совершения административными органами.

В настоящее время недостаточно четкое отграничение административной ответственности от принудительных финансовых санкций отрицательно влияет на правоприменительную практику <2>. Это прежде всего касается мер ответственности, установленных КоАП РФ и Бюджетным кодексом РФ за нарушения бюджетного законодательства. С этой целью следует провести строгую отраслевую дифференциацию регулятивных и охранительных мер ответственности, отнеся первые к бюджетному праву, а вторые - к административному. В случае совпадения мер по своему содержанию следует унифицировать нормы Бюджетного кодекса и Кодекса РФ об административных правонарушениях в этой части.

<2> См.: Панкова О.В. Настольная книга судьи по делам об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2008. С. 18 - 30; Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ и по Кодексу РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2007. N 8. С. 14 - 16.

Целесообразно также установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственность должностных лиц за совершение бюджетных правонарушений, предусмотренных в Бюджетном кодексе РФ, содержащих отсылку к КоАП РСФСР.

Следует обратить внимание на несогласованность норм административного законодательства в области валютного контроля и финансового законодательства в указанной сфере, что негативно влияет на дальнейшее совершенствование института административной ответственности в области финансов.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. N 7.
  2. Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1.
  4. Налоговый кодекс РФ // Российская газета. 1998. N 148 - 149.
  5. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25.
  6. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2000.
  7. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999.
  8. Бельский К.С. К вопросу об определении понятия административной ответственности // Административное право и административный процесс. Актуальные проблемы / Отв. ред. Л.А. Попов. М.: Государство и право, 2004.
  9. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976.
  10. Саттарова Н.А. Некоторые теоретические проблемы обоснования финансовой ответственности как вида юридической ответственности // Финансовое право. 2005. N 11. С. 31 - 34.