Мудрый Юрист

Судебный порядок разрешения налоговых споров в польше *

<*> Данное научное исследование (N 14-05-0025) выполнено при поддержке программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2015 году.

Янкевич Семен Васильевич, преподаватель кафедры финансового, налогового и таможенного права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены правовые основы разрешения налоговых споров в Республике Польша. Автором проанализирована эволюция административного судопроизводства в Польше, описан процесс становления суда кассационной инстанции по рассмотрению налоговых споров - Высшего административного суда. Рассмотрен порядок разрешения налоговых споров в административных судах первой инстанции и кассационной инстанции. Особое внимание уделено анализу правовой природы решений Высшего административного суда и их значению в разрешении налоговых споров в Польше.

Ключевые слова: налоговый спор, административный суд, первая инстанция, кассационная инстанция, обжалование, Республика Польша.

Judicial procedure for settlement of tax disputes in Poland

S.V. Yankevich

Yankevich Semyon V., Lecturer of the Department of Financial, Tax and Customs Law in National Research University "Higher School of Economics", Senior Research Associate of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences.

The article is devoted to the legal framework of tax disputes resolution in the Republic of Poland. The author analyzes the evolution of the administrative proceedings in Poland, describes the process of formation of the court of cassation for consideration of tax disputes - the Supreme Administrative Court. The procedures of resolution of tax disputes in the administrative courts of first instance and the cassation court are described. Particular attention is paid to the analysis of the legal nature of decisions of the Supreme Administrative Court and their impact on the tax litigation in Poland.

Key words: tax dispute, administrative court, the first instance, the court of cassation, appeal, the Republic of Poland.

Организация административного судопроизводства в Польше

После Второй мировой войны административное судопроизводство, существовавшее в Польше до 1943 года, не было возобновлено. Тем не менее это не означает, что представители науки административного и иных отраслей права не предпринимали попыток по введению административного судопроизводства <1>.

<1> // Red. Warszawa, 2008. S. 88.

В период существования Народной Польской Республики было предложено большое число концепций судебного обжалования решений органов государственной власти <2>. Однако все они потерпели неудачу <3>.

<2> Pietrasz P., Presnarowicz S. kontrola podatkowych. Warszawa, 2014. S. 830.
<3> , Masternak V., Ochendowski E. Postpowanie . Warszawa, 2007.

Только в 1980 году, на заре грандиозных политических изменений в соответствии с Законом от 31 января 1980 г. "О Высшем административном суде" и изменениями в Кодексе административного производства <4> 1 сентября 1980 года в Варшаве начал свою деятельность Высший административный суд ( Administracyjny).

<4> Utawa z dnia 31 stycznia 1980 r. o Naczelnym Administracyjnym oraz zmianie usatwy - Kodeks administracyjnego // Dz. U. 1980. Nr 4. Poz. 8.

1 января 1981 г. вступили в силу изменения в законодательстве, предусматривавшие наделение Высшего административного суда полномочиями по рассмотрению дел об обжаловании решений и (или) действия (бездействия) налоговых органов <5>. С этого момента административный суд стал одновременно налоговым судом <6>.

<5> Matecki J., Gomutowocz A. Podatki i prawo podatkowe. Warszawa, 2013. S. 496.
<6> Pietrasz P., Presnarowicz S. Op. cit. S. 826.

Первоначально Высший административный суд осуществлял свою деятельность в Варшаве и имел представительства в нескольких воеводствах - регионах Польши. Министр юстиции путем издания приказов определял подсудность и подведомственность Высшего административного суда. Судей назначал Президент Польской Народной Республики по представлению Государственного совета судей. Председатель и заместители председателя Высшего административного суда назначались голосованием судей суда и освобождались от должности решением Общего собрания судей Высшего административного суда.

Существенные изменения в правовом регулировании административного судопроизводства были внесены Законом от 24 мая 1990 г. "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства" <7>. Суд получил полномочия по рассмотрению дел о нарушении конкуренции, а также оценке соответствия законодательству решений органов местного самоуправления (в том числе решений, касающихся местных налогов и оплат).

<7> Ustawa z dnia 24 maja 1990 r. o zmianie ustawy - Kodeks administracyjnego // Dz. U. 1990. Nr 34. Poz. 201.

Законом от 11 мая 1995 г. "О Высшем административном суде" <8> была изменена структура суда (созданы две палаты) и изменился порядок назначений судей.

<8> Ustawa z dnia 11 maja 1995 r. o Naczelnym Administracyjnym // Dz. U. 1995. Nr 74. Poz. 368.

Начало нового раздела истории административного судопроизводства в Польше связывается с принятием Конституции Республики Польша от 2 апреля 1997 г. <9>. В соответствии с ч. 1 ст. 176 Конституции Республики Польша судопроизводство является по меньшей мере двухинстанционным. По смыслу ст. 184 Основного закона Высший административный суд и иные административные суды в пределах, установленных законодательством, осуществляют контроль за деятельностью публичной администрации. Данный контроль распространяется также на решения органов местного самоуправления.

<9> Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 2 kwietnia 1997 r. // Dz. U. 1997. Nr 78. Poz. 483.

25 июля 2002 г. Сейм Республики Польша принял Закон "О системе административных судов" <10>, а 30 августа 2002 г. еще один специальный закон - Закон о производстве в административных судах <11>.

<10> Ustawa z dnia 25 lipca 2002 r. - Prawo o ustroju administracyjnych // Dz. U. 2002. Nr 153. Poz. 1269.
<11> Ustawa z dnia 30 sierpnia 2002 r. - Prawo o przed administracyjnymi // Dz. U. 2012. Poz. 270.

Двухинстанционная модель судебного производства в Третьей Республике Польша начала свою работу 1 января 2004 г. Все существовавшие на 1 января 2004 г. представительства Высшего административного суда были преобразованы в воеводские административные суды , ставшие судами первой инстанции в административном судопроизводстве. Вскоре воеводские административные суды были созданы во всех воеводствах Польши.

В настоящее время в 16 воеводских городах действуют административные суды - суды первой инстанции. В новой структуре административного судопроизводства Высший административный суд в Варшаве стал судом кассационной инстанции.

Предпосылки обжалования решений и (или) действий (бездействия) налоговых органов в административных судах и участники налоговых споров

Предпосылками, допускающими административное судопроизводство по налоговым спорам, являются наличие акта или совершение действий налоговых органов, ставшие предметом обжалования.

В соответствии с законодательством Республики Польша обжаловать решение и (или) действия (бездействие) налогового органа вправе каждое физическое и (или) юридическое лицо. Заявителем может быть общественная организация или орган местного самоуправления.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 87 Закона "О самоуправлении повятов" <12> каждый, чьи права и законные интересы были нарушены решением органа повята в сфере публичного управления в случае неуспешного обжалования в административном порядке в соответствующий орган воеводства, вправе обжаловать данное решение в административный суд.

<12> Ustawa z dnia 8 marca 1990 r. o terytorialnym // Dz. U. 1990. Nr 16. Poz. 95.

Несколько заявителей могут представлять свои интересы в одном производстве, если их жалобы поданы в отношении одного решения, принятого налоговым органом. Жалоба в суд должна вытекать из собственного дела налогоплательщика, которая, как отмечается в постановлении Воеводского административного суда в Гданьске от 17 июня 2013 г. N II SA/Gd 270/13 <13>, позволяет конкретизировать права и обязанности конкретных участников административных правоотношений, которыми являются орган публичной администрации и индивидуальный субъект, обладающий организационной независимостью по отношению к данному органу.

<13> Postanowienie WSA w z dnia 17 czerwca 2013 r. Nr II SA/Gd 270/13.

Подать жалобу на решение и (или) действия (бездействие) налоговых органов могут также общественные организации, если данное право предусмотрено уставом организации, в случае, когда решение и (или) действия (бездействие) нарушают права и законные интересы третьих лиц. В случае участия в процессе общественной организации обязательны два условия.

Во-первых, действия общественной организации по представлению жалобы должны отвечать положениям устава общественной организации. Во-вторых, организация обязана выступать в судебных слушаниях на правах стороны по делу. Общественная организация вправе подать жалобу только в случае, если она принимала участие в рассмотрении данного дела в административном порядке в качестве участника производства.

В данном случае организацией в соответствии с Постановлением Высшего административного суда от 4 июля 2013 г. N II OSK 1588/13 <14> признается общественная организация, которая заявила о намерении участвовать в административной процедуре обжалования решения и (или) действий (бездействия) налогового органа, и данное заявление было удовлетворено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

<14> Postanowienie NSA z dnia 4 lipca 2013 r. Nr II OSK 1588/13.

Таким образом, непременным условием участия общественной организации в судебном обжаловании решения и (или) действий (бездействия) налогового органа является участие данной организации на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в процедуре административного обжалования.

Стороны и их представители вправе участвовать в судебных заседаниях лично или через представителей. Иной публичный орган, чье решение и (или) действия (бездействие) не обжалуются, не вправе представлять интересы налогового органа <15>.

<15> Wyrok NSA z dnia 3 grudnia 2009 r. Nr II OSK 1269/0.

Обратиться в административный суд с целью обжалования решения и (или) действий (бездействия) налогового органа возможно только после обжалования данных решения и (или) действий (бездействия) в административном порядке - в вышестоящий налоговый орган <16>. Данное правило, однако, не применяется в случаях, когда жалобу на решение или действие налогового органа подает прокурор или уполномоченный по правам человека. Жалоба подается в суд в течение 30 дней со дня вручения заявителю решения налогового органа. Прокурор или уполномоченный по правам человека вправе представить жалобу в течение шести месяцев.

<16> Pisma procesowe i orzeczenia w sprawach / Red. R. Hauser, W. Sawczyn. Warszawa, 2014.

Жалоба в административный суд (skarga) подается через налоговый орган, решение и (или) действия (бездействие) которого обжалуются. Данный орган обязан передать суду жалобу заявителя, отзыв налогового органа и необходимые документы в течение 30 дней со дня подачи жалобы. Вместе с тем налоговый орган вправе удовлетворить жалобу налогоплательщика полностью до дня первого судебного заседания по делу. Заявитель также вправе отозвать жалобу. Однако суд откажет в отзыве жалобы, если признает, что сторона намеревается таким образом обойти право или данные действия повлекут сохранение юридической силы за актом, нарушающим права и законные интересы налогоплательщиков.

Законодательством предусмотрены требования к форме жалобы на решение и (или) действия (бездействие) налогового органа. В соответствии с § 1 ст. 46 Закона об административном судопроизводстве жалоба должна содержать следующие реквизиты:

<17> Postanowienie NSA z dnia 27 stycznia 2011 r. Nr II FSK2500/10.<18> Postanowienie WSA w Poznaniu z 20 czerwca 2013 r. Nr II SA/ Po 407/13.

Рассмотрение налогового спора в административном суде первой инстанции

Модель судебного обжалования решений и (или) действий (бездействия) органов публичной власти в административных судах первой инстанции предполагает рассмотрение споров в два этапа: в рамках подготовительной стадии судебного разбирательства (faza rozpoznawcza) и рассмотрения дела по существу (faza orzecznicza). Первая стадия судебного разбирательства обязательна при рассмотрении споров, одним из участников которых является орган публичной власти <19>.

<19> Adamiak B., Borkowski J. . Komentarz. Warszawa, 2013. S. 450.

В доктрине права отмечается, что в рамках подготовительной стадии судебного разбирательства административный суд исследует базовые элементы дела: вид спора, правовой статус участников дела, границы дела (конкретизируются полномочия суда) <20>.

<20> Zimmermann J. Prawo administracyjne. Warszawa, 2008. S. 390 - 392.

Как отмечается в Постановлении Высшего административного суда от 16 мая 2001 г. N III SA 502/00 <21>, на данной стадии судебного процесса суд не вправе оценивать решения и (или) действия (бездействие) налоговых органов на соответствие законодательству Польши. Суд вправе уточнить требования заявителя, однако не исследует представленные в защиту позиции налогоплательщика доказательства.

<21> Postanowienie NSA z dnia 16 maja 2001 r. Nr III SA 502/00.

Тем не менее в рамках подготовительного слушания суд может поставить точку в споре - в порядке упрощенного судопроизводства ( uproszczone) в соответствии со ст. ст. 119 - 122 Закона о производстве в административных судах.

Дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства, если:

Рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства осуществляется одним судьей без вызова сторон в зал судебного заседания. Данная форма рассмотрения налоговых споров пользуется большой популярностью, поскольку позволяет разрешить дело в максимально короткие сроки <22>.

<22> Adamiak B., Borkowski J. Op. cit. S. 453.

Кроме этого, в рамках подготовительной стадии согласно ст. ст. 115 - 118 Закона о производстве в административных судах может быть решен вопрос о рассмотрении дела в порядке медиации. Данный способ разрешения дела может быть избран до назначения первого судебного заседания - на основе ходатайства заявителя или налогового органа <23>.

<23> См. подробнее: Kmieciak Z. Mediacja i koncylacja w prawie administracyjnym. , 2004. S. 150; Dauter B. Mediacja w administracyjnym. Olsztyn, 2004. S. 93; Mediacja w administracyjnym // Zeszyty Naukowe Administracyjnego. 2005. Nr 2 - 3. S. 38.

Производство в административном суде первой инстанции начинается с момента подачи жалобы на решение и (или) действия (бездействие) налогового органа, а завершается принятием судебного решения по делу. Судебные акты, издаваемые в ходе первой инстанции, можно разделить на два вида: решения (wyrok) и постановления (postanowienie) <24>.

<24> Pisma procesowe i orzeczenia w sprawach / Red. R. Hauser, W. Sawczyn. Warszawa, 2014.

В научной литературе устоялось мнение, что решение (wyrok) является результатом интеллектуальной работы судьи, основанной на исследовании фактического положения дела с применением необходимых правовых норм <25>.

<25> Dauter B. Zarys metodyki pracy administracyjnego. Warszawa, 2008. S. 271.

Среди решений административного суда первой инстанции можно выделить два вида судебных актов: решения об удовлетворении жалобы (wyrok ) и решения об отказе в удовлетворении жалобы (wyrok ).

Законодательством предусмотрены случаи, когда решения административного суда первой инстанции, удовлетворяющие жалобу на решение и (или) действия (бездействие) налогового органа, наделяются силой решения административного суда кассационной инстанции. В соответствии с § 1 ст. 145 Закона о производстве в административных судах суд первой инстанции вправе принять такое решение в случае, если:

  1. признает решение или постановление налогового органа не соответствующим закону полностью или частично, при условии:

а) нарушения материального права, оказавшего влияние на результат дела;

б) нарушения права обжаловать решение или постановление налогового органа в административном порядке;

в) иных нарушений, существенным образом оказавших влияние на результат дела;

  1. признает недействительность решения или постановления налогового органа полностью или частично на основании ст. 156 Кодекса административного производства, если:

а) решение принято неуполномоченным органом;

б) решение принято без соответствующих правовых оснований или противоречит законодательству;

в) решение принято в отношении дела, по которому уже принято окончательное решение;

г) с момента вступления в юридическую силу решение не исполнено и неисполнение решения имеет длительный характер <26>.

<26> Brolik J. oraz indywidualne interpretacje prawa podatkowego. Warszawa, 2013.

Удовлетворяя жалобу на бездействие налогового органа, суд обязывает налоговый орган принять соответствующее решение или постановление либо подготовить и направить налогоплательщику индивидуальное толкование налогового законодательства.

В соответствии со ст. 151 Закона об административном производстве в случае, если суд не находит оснований для признания требований налогоплательщика законными и обоснованными, он принимает решение об отказе в удовлетворении жалобы на решение и (или) действия (бездействие) налогового органа.

В случаях, когда законодательство не предусматривает принятия решения по делу, суд издает постановление (postanowienie). Постановления подразделяются на два вида: формальные или протокольные постановления (postanowienia formalne) (например, оставление жалобы без движения, если жалоба не отвечает формальным требованиям) и постановления по существу (postanowienia co do istoty) (например, решение вопроса о подсудности дела) <27>. Кроме этого, выделяют заключительные постановления, вынесением которых завершается производство в административном суде первой инстанции: постановление об отклонении жалобы (§ 1 ст. 58 Закона об административном производстве), постановление о прекращении дела (§ 1 ст. 161 Закона об административном производстве), постановление об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы (§ 1 ст. 86 Закона об административном производстве).

<27> Pietrasz P., Presnarowicz S. podatkowych. Warszawa, 2014. S. 836.

Налогоплательщик или налоговый орган, не согласные с решением суда первой инстанции (за исключением случаев, когда решение административного суда первой инстанции наделено юридической силой решения административного суда кассационной инстанции), вправе подать кассационную жалобу в Высший административный суд Республики Польша.

Рассмотрение налогового спора в административном суде кассационной инстанции

В соответствии с § 1 ст. 176 Конституции Республики Польша судопроизводство в Польше является по меньшей мере двухинстанционным. Высший административный суд и иные административные суды согласно ст. 184 Конституции Республики Польша осуществляют контроль деятельности органов публичной власти.

В научной литературе отмечается, что двухинстанционное судопроизводство основано на том, что рассмотрение споров распадается на две или более стадий судебного процесса, осуществляемых поочередно различными судами, чтобы, кроме контроля деятельности органов публичной администрации, суды высшей инстанции могли осуществлять контроль решений судов низшей инстанции <28>.

<28> Adamiak B., Borkowski J. Op. cit. S. 446 - 447.

В соответствии с Законом о судопроизводстве в административных судах принцип двухинстанционного судебного процесса реализуется в рамках кассационной инстанции. Данная модель означает, что в случае обжалования решения административного суда первой инстанции только административный суд второй инстанции (кассационный суд) вправе признать решение административного суда низшей инстанции не соответствующим законодательству Республики Польша <29>.

<29> Dauter B. Zarys metodyki pracy administracyjnego. Warszawa, 2008. S. 341.

Предметами обжалования в кассационной инстанции являются решения и постановления, принятием которых завершается рассмотрение дела в административном суде первой инстанции. Началом производства в кассационной инстанции является подача кассационной жалобы (skarga kasacyjna). Кроме этого, лицо вправе обратиться в Высший административный суд с жалобой о признании незаконным решения административного суда первой инстанции в связи с нарушением нормы процессуального права .

Кассационная жалоба подается в Высший административный суд через суд первой инстанции в течение 30 дней, жалоба на нарушение процедуры - в течение 7 дней с момента получения заявителем копии решения административного суда первой инстанции с мотивировочной и резолютивной частью. В течение 10 дней воеводский административный суд обязан передать кассационную жалобу в Высший административный суд.

На стадии кассационного судопроизводства при составлении кассационной жалобы законодательство обязывает заявителя прибегать к профессиональному юристу (адвокату (adwokat), юридическому советнику (radca prawny) или налоговому консультанту (doradca podatkowy)). Кроме того, кассационную жалобу вправе составить и подать прокурор и уполномоченный по правам человека.

Производство в кассационной инстанции можно разделить на два этапа <30>. На первом этапе воеводский административный суд осуществляет проверку соблюдения срока на подачу жалобы и оценивает документ на предмет соблюдения формальных требований.

<30> Pietrasz P., Presnarowicz S. Op. cit. S. 839 - 840.

В случае если кассационная жалоба подана с нарушением установленного срока или не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления ее без движения, воеводский административный суд принимает решение об отказе принятия кассационной жалобы.

На втором этапе Высший административный суд изучает материалы дела и принимает решение по существу. Как отмечается в Постановлении Высшего административного суда от 15 марта 2004 г. NFSK 25 8/04 <31>, суд исследует дело только в границах, определенных в кассационной жалобе, и не осуществляет повторного рассмотрения дела по существу и не проводит оценку соответствия решения административного суда первой инстанции законодательству Республики Польша полностью, только в части доводов, отраженных в кассационной жалобе.

<31> Postanowienie NSA z dnia 15 marca 2004 r. No FSK 258/04.

Высший административный суд рассматривает жалобу в течение 30 дней со дня ее принятия. В результате изучения материалов дела суд принимает одно из следующих решений:

  1. отказать в удовлетворении кассационной жалобы, если решение административного суда первой инстанции соответствует законодательству Республики Польша (ст. 184 Закона об административном производстве);
  2. удовлетворить кассационную жалобу полностью или в части (ст. 185 Закона об административном производстве). В данном случае суд направляет жалобу воеводскому административному суду, принявшему обжалуемое решение, для повторного рассмотрения дела;
  3. отменить решение воеводского административного суда и рассмотреть дело по существу. Высший административный суд вправе принять такое решение в случае, когда отсутствуют нарушения процессуальных норм, которые могли бы оказать существенное влияние на результат дела.

По результатам рассмотрения жалобы на нарушение положений процессуального законодательства Высший административный суд вправе передать дело для рассмотрения иному суду, отказать в отводе судьи, приостановить производство по делу, отказать в составлении мотивировочной части решения суда и принять иные решения.

Решения Высшего административного суда

В последние десятилетия существования системы административного судопроизводства сложилось устойчивое мнение, что единообразие судебной практики является одним из важнейших принципов судебной системы и позволяет наиболее эффективно осуществлять защиту прав физических и юридических лиц. С этой целью законодатель наделил Высший административный суд полномочием принимать решения <32>.

<32> Dauter B. Prawo o przed administracyjnymi. Komentarz. Warszawa, 2009. S. 456.

Решения являются одним из инструментов, позволяющим судам первой инстанции при наличии каких-либо сомнений разрешать дела, следуя принципу единообразия судебной практики <33>.

<33> Dauter B. Zarys metodyki pracy administracyjnego. Warszawa, 2008. S. 378.

В настоящее время Высший административный суд уполномочен для принятия решений, имеющих целью комментирование норм правовых актов, применение которых может привести к принятию противоречивых судебных решений судами первой инстанции, а также для подготовки решений по запросам судов первой инстанции при возникновении неустранимых сомнений при рассмотрении налоговых споров.

Решения первого вида получили в научной литературе название абстрактных ( abstrakcyjna), остальные решения касаются конкретных споров, тем не менее подлежат применению судами при рассмотрении иных дел <34>.

<34> Tarno J.P. Sgdowa kontrola administracji. akademcki / E. Frankiewicz, , M. Szewczuk, J.P. Tarno, J. Wyporska. Warszawa, 2006. S. 245 - 246.

Данные решения Высший административный суд принимает в составе 7 судей, всех судей коллегии или общего собрания судей.

Подать заявление в Высший административный суд с требованием принять абстрактное решение вправе председатель Высшего административного суда, Генеральный прокурор Республики Польша и уполномоченный по правам человека.

В соответствии со ст. 269 Закона о производстве в административных судах позиция Высшего административного суда, содержащаяся в абстрактных решениях, является обязательной для всех иных административных судов.

В случае если судья какого-либо административного суда не разделяет решения, принятого семью судьями Высшего административного суда, судьями коллегии или общим собранием судей, в соответствии с § 1 ст. 269 Закона о производстве в административных судах он вправе представить свои доводы Высшему административному суду.

Однако в случае принятия второго вида решения - по конкретному делу - каждый административный суд обязан действовать в соответствии с решением Высшего административного суда и лишен права представить свои возражения.

Высший административный суд в составе семи судей может также принять дело для рассмотрения по существу в качестве кассационной инстанции. К заседанию суда привлекаются генеральный прокурор или его заместитель.

Для принятия решения общим собранием Высшего административного суда обязательно участие как минимум двух третей состава коллегий суда. Решения принимаются простым большинством голосов.

Заявление с требованием о принятии решения Высшим административным судом должно содержать глубокую правовую аргументацию. В случае если суд придет к убеждению, что сомнения суда первой инстанции не являются преодолимыми и могут быть устранены данным судом самостоятельно, то он откажет в рассмотрении заявления.

Заключение

Создание в результате судебной реформы административных судов, получивших полномочия по рассмотрению налоговых споров, стало новой вехой в истории судопроизводства в Польше и вывело систему защиты прав и законных интересов налогоплательщиков на качественно новый уровень.

Судопроизводство по налоговым делам осуществляется в двух инстанциях - административных судах первой инстанции и административных судах кассационной инстанции (Высшем административном суде). Данный порядок судебного производства применяется и при рассмотрении налоговых споров, вытекающих из таможенных правоотношений, - при уплате косвенных налогов (налога на товары и услуги (VAT) и акцизов) и таможенных пошлин и сборов.

За 35 лет существования административных судов сформировалась значительная судебная практика, определившая основные подходы к разрешению налоговых споров.

Особое место в системе судебных актов, издаваемых административными судами, занимают решения Высшего административного суда. В рамках своей деятельности суд принимает решения по конкретным делам и дает разъяснения судам первой инстанции при возникновении сомнений при рассмотрении дел.

Правовые позиции, содержащиеся в решениях Высшего административного суда, являются обязательными для воеводских административных судов, рассматривающих налоговые споры в первой инстанции.

Литература

  1. Konstytucja Rzeczypospolitej Polskiej z dnia 2 kwietnia 1997 r. [Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г.] // Dz. U. 1997. Nr 78. Poz. 483.
  2. Utawa z dnia 31 stycznia 1980 r. o Naczelnym Administracyjnym oraz zmianie usatwy - Kodeks administracyjnego [Закон от 31 января 1980 г. "О Высшем административном суде о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства"] // Dz. U. 1980. Nr 4. Poz. 8.
  3. Ustawa z dnia 8 marca 1990 r. O terytorialnym [Закон от 8 марта 1990 г. "О территориальном самоуправлении"] // Dz. U. 1990. Nr 16. Poz. 95.
  4. Ustawa z dnia 24 maja 1990 r. O zmianie ustawy - Kodeks administracyjnego [Закон от 24 мая 1990 г. "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства"] // Dz. U. 1990. Nr 34. Poz. 201.
  5. Ustawa z dnia 11 maja 1995 r. O Naczelnym Administracyjnym [Закон от 11 мая 1995 г. "О Высшем административном суде"] // Dz. U. 1995. Nr 74. Poz. 368.
  6. Ustawa z dnia 25 lipca 2002 r. - Prawo o ustroju administracyjnych [Закон от 25 июля 2002 г. "О системе административных судов"] // Dz. U. 2002. Nr 153. Poz. 1269.
  7. Ustawa z dnia 30 sierpnia 2002 r. - Prawo o przed administracyjnymi [Закон от 30 августа 2002 г. "О производстве в административных судах"] // Dz. U. 2012. Poz. 270.
  8. Wyrok NSA z dnia 3 grudnia 2009 r. Nr II OSK1269/0 [решение Высшего административного суда от 3 декабря 2009 г. N II OSK 1269/0].
  9. Postanowienie NSA z dnia 16 maja 2001 r. Nr III SA 502/00 [Постановление Высшего административного суда от 16 мая 2009 г. N OSK 1269/0].
  10. Postanowienie NSA z dnia 15 marca 2004 r. No FSK 258/04 [Постановление Высшего административного суда от 15 марта 2004 г. N OSK FSK 258/04].
  11. Postanowienie NSA z dnia 27 stycznia 2011 r. Nr II FSK 2500/10 [Постановление Высшего административного суда от 27 января 2011 г. N II FSK 2500/10].
  12. Postanowienie NSA z dnia 4 lipca 2013 r. Nr II OSK 1588/13 [Постановление Высшего административного суда от 4 июля 2013 г. N II OSK 1588/13].
  13. Postanowienie WSA w z dnia 17 czerwca 2013 r. Nr II SA/Gd 270/13 [Постановление Воеводского административного суда в Гданьске от 17 июня 2013 г. N II SA/Gd 270/13].
  14. Postanowienie WSA w Poznaniu z 20 czerwca 2013 r. Nr II SA/Po 407/13 [Постановление Воеводского административного суда в Познани от 20 июня 2013 г. N II SA/Po 407/13].
  15. // Red. Warszawa, 2008.
  16. Adamiak B., Borkowski J. . Komentarz. Warszawa, 2013.
  17. Brolik J. oraz indywidualne interpretacje prawa podatkowego. Warszawa, 2013.
  18. Dauter B. Mediacja w administracyjnym. Olsztyn, 2004.
  19. Dauter B. Prawo o przed administracyjnymi. Komentarz. Warszawa, 2009.
  20. Dauter B. Zarys metodyki pracy administracyjnego. Warszawa, 2008.
  21. , Masternak V., Ochendowski E. Postpowanie . Warszawa, 2007.
  22. Kmieciak Z. Mediacja i koncylacja w prawie administracyjnym. , 2004.
  23. , Gomutowocz A. Podatki i prawo podatkowe. Warszawa, 2013.
  24. Pietrasz P., Presnarowicz S. kontrola podatkowych. Warszawa, 2014.
  25. Pisma procesowe i orzeczenia w sprawach / Red. R. Hauser, W. Sawczyn. Warszawa, 2014.
  26. Mediacja w administracyjnym // Zeszyty Naukowe Administracyjnego. 2005. Nr 2 - 3.
  27. Tarno J.P. kontrola administracji. akademcki / E. Frankiewicz [et al.]. Warszawa, 2006. S. 245 - 246.
  28. Zimmermann J. Prawo administracyjne. Warszawa, 2008.