Мудрый Юрист

О лотереях, тотализаторах и пари, в том числе спортивных

Каменков Виктор Сергеевич, председатель общественной организации "Белорусский союз юристов", председатель общественной организации "Белорусская федерация баскетбола", член правовой комиссии ФИБА Европа, председатель постоянной юридической комиссии Национального олимпийского комитета Беларуси, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национального объединения спортивных юристов России при Международной ассоциации спортивного права IASL.

В статье ведется речь о лотереях, тотализаторах и пари, о том, какую роль они играют в современном мире...

Ключевые слова: тотализатор, лотерея, пари, азарт, масштабная отрасль, игорный бизнес.

On lotteries, pari-mutuels and bets, including sports ones

V.S. Kamenkov

Kamenkov Victor S., Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Republic of Belarus, Chairman of Public Association "Belarusian Union of Lawyers", Chairman of Public Association "Belarusian Federation of Basketball", Member of the Legal Commission of FIBA Europe, Chairman of the Permanent Legal Commission of the National Olympic Committee of Belarus, Member of the Commission on Sports Law the Association of Lawyers of Russia and the National Association of Sports Lawyers of Russia under the International Association of Sports Law.

The article dwells upon lotteries, pari-mutuels and bets and upon their role in today's world...

Key words: pari-mutuel, lottery, bet, excitement, major industry, gaming.

В целом на различные игры и пари в разных странах имеются неодинаковые взгляды. В большинстве государств обо всем этом скорее негативное мнение, как об азартных играх, влекущих отрицательные последствия. "Так, уже в середине XIX в. А.В. Лохвицкий указывал, что лотерея относится к азартным играм, причем к числу самых опасных, поскольку она более чем другие проникает в массу народа" <1>. И не только в России. "Под игрой разумеется соглашение о выигрыше и проигрыше под противоположными условиями, ради удовлетворения страсти участников к игре; другими словами, это - стремление, рискуя, получить прибыль и провести в таком занятии время" <2>.

<1> Томтосов А.А. О правовой сущности лотереи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 12. С. 107 - 112 (Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Скоропечатня Ю.О. Шрейера, 1871. С. 435 - 437).
<2> Белов В.А. Игра и пари как институты гражданского права; Дернбург Г. Пандекты. Т. 3: Обязательственное право. М., 1900. С. 341 // СПС "КонсультантПлюс", 1999.

Этим в том числе объясняется различный уровень правового регулирования данного вида отношений и стремление государства жестко контролировать их. "Многие виды игр и пари (кроме развлекательных, спортивных и спонсорских) создают почву для разного рода финансовых злоупотреблений. Поэтому в нормах законодательства отчетливо выражено негативное отношение к ним и стремление иметь в этой области определенные ограничительные рамки" <3>.

<3> Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников и др.; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2007. Т. 2. 608 с.

Тем не менее интерес к пари, тотализатору и лотерее всегда высок. Достаточно вспомнить масштабы всесоюзного и современного "Спортлото" в разных странах, тотализатор на скачках, иные пари, заключаемые болельщиками и зрителями, а также самими спортсменами и иными лицами. "Различные тотализаторы, пари и игры со ставками на результаты спортивных и иных состязаний ("тотто", "Спортпрогнозматч" и др.), спортивные и иные лотереи получают все более широкое распространение в России" <4>.

<4> Спирев М.В. Основания криминализации правоотношений в сфере спорта и международный опыт борьбы с преступностью в сфере спорта: практический анализ // Спорт: экономика, право, управление. 2007. N 2.

Или, например, игорный бизнес, несмотря на самые высокие налоговые ставки, возлагаемые на него всеми государствами, где он легализован, занимает первое место в мире по доходности.

И как выясняется, не только на основе азарта и страсти лиц, играющих в лотереи. Как справедливо указывает А.Н. Зибров, "современные лотереи - масштабная и динамичная отрасль, не только приносящая прибыль их организаторам, но и обеспечивающая значительные стабильные поступления в бюджеты государств и во всевозможные благотворительные фонды. Они стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей повсюду в мире и играют большую роль в экономике развитых государств... Вместе с тем законодатель не ввел запрета на проведение лотерей. Более того, в преддверии и в поддержку предстоящей зимней Олимпиады государством запущена олимпийская лотерея "Сочи-2014" <5>.

<5> Томтосов А.А. О правовой сущности лотереи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 12. С. 107 - 112 (Зибров А.Н. Развитие механизма государственного регулирования лотерейной деятельности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 2).

Заметьте, какое значение имеют лотереи в экономике развитых государств. Почему же им, если они не запрещены, не сыграть позитивную роль в развитии спорта, конкретного вида спорта?

Об актуальности предлагаемой темы и ее возможной материальной полезности для спорта можно судить по следующим цифрам: "По данным журнала "The Economist", суммарный объем проигрыша (объем ставок минус объем выигрыша) в результате азартных игр, включая казино, спортивные ставки, лотереи и т.п., составил в 2011 году сумму, приблизительно эквивалентную 350 млрд долларов США" <6>. А еще пять лет назад речь шла о сумме примерно в три раза меньше. "В этой связи несомненный интерес представляют оценки американских специалистов, считающих, что в сфере легального и нелегального "гэмблинга" (заключение пари на результаты игр, поединка и т.д.) ежегодно вращается от 80 до 120 млрд долларов" <7>.

<6> Кулаковский С.Л. Была ли деятельность в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)? // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 03.08.2012).
<7> Хакулов М.Х. Социально-нравственные причины криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Российский следователь. 2006. N 9.

Конечно, мы не призываем организаторов спортивных лотерей заниматься этим делом без соответствующих лицензий. Но в современное время каждый спортивный клуб, каждая спортивная федерация должны быть озабочены вопросом: каким способом на законных основаниях привлечь деньги, чтобы улучшить материальное состояние соответствующей спортивной организации, ее спортсменов и иных специалистов. Спортивные лотереи и пари - один из таких способов.

Достаточно полно с правовой точки зрения и популярно раскрыты некоторые из рассматриваемых понятий (лотерея и тотализатор) в одном из комментариев к российскому ГК. Все это имеет прямое отношение и к спортивным лотереям, тотализаторам.

"Лотерея - это групповая или массовая игра, в ходе которой организатор лотереи проводит между ее участниками - собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда лотереи. При этом выпадение выигрыша на какой-либо из билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной деятельности, является исключительно делом случая и не может быть никем специально организовано.

Тотализатор также представляет собой игру. В ней участник делает прогноз (заключает пари) на возможный вариант игровой, спортивной или иной социально значимой ситуации, где выигрыш зависит от частичного или полного совпадения прогноза с наступившими реальными, документально подтвержденными фактами.

Коммерческие лотереи имеют призовой фонд, сформированный участниками путем покупки лотерейных билетов или оплаты ставок (в тотализаторах и системных играх). Меценатские лотереи имеют призовой фонд, формируемый меценатами.

Бестиражная лотерея - та, в которой результат розыгрыша определяется либо путем проверки билета сразу же после его покупки, либо путем проведения розыгрыша непосредственно на этот билет" <8>.

<8> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев и др.; под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 987 с.

Теперь попытаемся проанализировать состояние дел и законодательства в Беларуси, в других странах со спортивными лотереями, тотализаторами и пари (далее - лотереи).

Первым законодательным актом, который разрешил проведение лотерей, тотализаторов и иных игр в Республике Беларусь, стал Гражданский кодекс 1998 года <9> (далее - ГК).

<9> Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З "Гражданский кодекс Республики Беларусь" // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. 1999. 5 марта. N 7 - 9. Ст. 101.

Прежняя редакция ст. 932 ГК также имела название "Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами или по их разрешению".

Однако монополии государства на проведение лотерей не было. В пункте первом ст. 932 указывалось, что отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр - Республикой Беларусь, административно-территориальными единицами, лицами, получившими от уполномоченного государственного органа разрешения (лицензии), - и участниками игр осуществляются в соответствии с законодательством и основаны на договоре.

И это единственное сущностное отличие прежней ст. 932 ГК от нынешней редакции, которую следует привести полностью, чтобы ориентироваться в дальнейшем нашем исследовании.

"Статья 932. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами или по их разрешению

  1. Право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами. Отношения между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари), других основанных на риске игр и участниками игр осуществляются в соответствии с законодательством и основаны на договоре.
  2. Договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным правилами организации игры способом.
  3. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр, порядке определения выигрыша и его размере.

В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного реального ущерба из-за отмены игр или переноса их срока.

  1. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или натуральной) и в срок, а если срок в этих условиях не указан - не позднее десяти дней с момента предъявления требования о выплате выигрыша.
  2. В случае неисполнения организатором игр обязанности, указанной в пункте 4 настоящей статьи, участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора" <10>.
<10> Там же.

В последнее время правовое регулирование игорного бизнеса активизировалось, и поэтому есть необходимость дать небольшой анализ новейших изменений.

Помимо ГК в нашей стране в указанной сфере в настоящее время действуют:

Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь <11>. Подчеркнем, что исключительное право на деятельность по учреждению, организации и проведению лотерей в Республике Беларусь принадлежит государству и в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, государственными юридическими лицами.

<11> Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2007 г. N 209 (ред. от 21 июня 2012 г.) "О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь" (вместе с Положением о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2012. N 72, 1/13579. 30 июня.

Нужно заметить, что:

  1. не являются лотереей рекламные игры, проводимые в установленном порядке, а также выигрышные займы, выигрышные вклады (депозиты), выигрышные ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица (п. 3 Положения). А это значит, что все перечисленное здесь является дополнительной возможностью для спортивных организаций;
  2. разрешены следующие виды лотерей:
  1. учредителями местных лотерей являются местные исполнительные и распорядительные органы. Следовательно, спортивные клубы и региональные спортивные федерации должны готовить соответствующие материалы для принятия соответствующих решений. Аналогично - на республиканском уровне. А не ожидать, что за них кто-то подготовит и проведет соответствующую лотерею;
  2. сумма налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности и неналоговых доходов в виде выигрышей, не востребованных в установленный законодательством срок, переходящих из тиража в тираж призовых фондов лотереи, сформированных и не разыгранных в течение шести месяцев, и части чистой прибыли, полученной организатором лотереи, в размере, установленном договором между организатором лотереи и учредителем лотереи (не менее 50 процентов), вносимая организатором лотереи в соответствующий бюджет в связи с ее проведением, направляется целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в том числе олимпийского и паралимпийского движения... (п. 39).

Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь <12>. Спортивные организации должны быть наиболее заинтересованными в организации и проведении интерактивных игр, поскольку "...целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в том числе олимпийского и паралимпийского движений, здравоохранения, образования, охрану исторических и культурных ценностей, а также на иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, направляются:

организаторами электронных интерактивных игр, являющимися государственными юридическими лицами или республиканскими государственно-общественными объединениями, - не менее двух третей чистой прибыли, полученной от организации и проведения таких игр;

государственными юридическими лицами и республиканскими государственно-общественными объединениями, являющимися учредителями (участниками) организаторов электронных интерактивных игр, - дивиденды (в полном объеме) после их налогообложения в соответствии с законодательством, выплаченные организаторами электронных интерактивных игр при распределении прибыли, полученной от организации и проведения таких игр" (п. 3 Указа N 201).

<12> Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. N 201 (ред. от 27 сентября 2012 г.) "Об электронных интерактивных играх" (вместе с Положением о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2012. N 1/13781. 2 окт.

Следует здесь напомнить, что проведение электронной интерактивной игры - осуществление мероприятий, включающих прием ставок, заключение договоров с операторами электронной интерактивной игры, розыгрыш выигрышного фонда, обеспечение выплаты выигрышей.

Положение об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь <13>. Кстати, игорное заведение не может размещаться в физкультурно-спортивных сооружениях (кроме букмекерских контор и тотализаторов). Поэтому надо понимать, что в спортивном клубе, например, могут быть размещены:

<13> Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. N 9 (ред. от 24 сентября 2012 г.) "Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь" (с изм. и доп., вступившими в силу с 27 января 2013 г.) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. 2012. N 1/13761. 26 сент.

Имеются также соответствующие <14>:

<14> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июня 2008 г. N 832 (ред. от 17 июля 2012 г.) "О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. N 6 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2008 г. N 201" (вместе с Положением о порядке проведения экспертизы защищенности информации от несанкционированного доступа в специальных компьютерных системах, используемых при проведении электронных интерактивных игр, Положением о порядке ведения и контроля за базами данных при проведении электронных интерактивных игр, Положением о порядке проведения испытаний и включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр, Положением о порядке технического обслуживания и ремонта специальных компьютерных систем, используемых при проведении электронных интерактивных игр) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. 2012. N 5/35985. 20 июля.

Настоящий материал подготовлен с целью показать очередную возможность спортивных организаций в максимальном проявлении инициативы по самофинансированию.

Литература

  1. Авилов Г.Е., Брагинский М.И., Глянцев В.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Г.Е. Авилов, М.И. Брагинский, В.В. Глянцев [и др.]; под ред. О.Н. Садикова. 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 987 с.
  2. Белов В.А. Игра и пари как институты гражданского права; Дернбург Г. Пандекты. Т. 3: Обязательственное право. М., 1900. С. 341.
  3. Борисов В.Ю., Гетман Е.С., Гутников О.В. Гражданское право: учебник / В.Ю. Борисов, Е.С. Гетман, О.В. Гутников [и др.]; под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2007. Т. 2. 608 с.
  4. Зибров А.Н. Развитие механизма государственного регулирования лотерейной деятельности: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 2.
  5. Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Скоропечатня Ю.О. Шрейера, 1871. С. 435 - 437.
  6. Спирев М.В. Основания криминализации правоотношений в сфере спорта и международный опыт борьбы с преступностью в сфере спорта: практический анализ // Спорт: экономика, право, управление. 2007. N 2. С. 19 - 27.
  7. Томтосов А.А. О правовой сущности лотереи // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 12. С. 107 - 112.
  8. Хакулов М.Х. Социально-нравственные причины криминализации подкупа участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов // Российский следователь. 2006. N 9. С. 37 - 40.