Мудрый Юрист

Некоторые аспекты правового регулирования процедуры аттестации и лицензирования тренеров в профессиональном спорте

Шарнина Александра Борисовна, магистр менеджмента (менеджмента и правового обеспечения индустрии спорта) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Шарнина Дарья Борисовна, магистр менеджмента (менеджмента и правового обеспечения индустрии спорта) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Статья посвящена анализу особенностей законодательного и корпоративного регулирования аттестации и лицензирования тренеров в области профессионального спорта. На основе проведенного исследования выявлены правовые пробелы и проблемы, а также намечены пути их решения.

Ключевые слова: тренеры, профессиональный спорт, аттестация, лицензирование, общероссийские спортивные федерации.

Certain aspects of legal regulation of the procedure for certification and licensing of coaches in professional sport

A.B. Sharnina, D.B. Sharnina

Sharnina Alexandra B., Master of Management (Management and Legal Support of the Sports Industry), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education, Kazan (Volga) Federal University.

Sharnina Darya B., Master of Management (Management and Legal Support of the Sports Industry), Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education, Kazan (Volga) Federal University.

The article focuses on the analysis of features of legislative and corporate regulation of certification and licensing of coaches in professional sport. Based on the conducted study, it reveals legal gaps and problems and outlines their solutions.

Key words: coaches, professional sport, certification, licensing, all-Russian sports federations.

Одним из основных субъектов отношений в сфере спорта является тренер. Совершенно очевидно, что от его квалификации и профессионализма зависит успешность выступления спортсменов и спортивных команд на отечественной и международной спортивной арене. К сожалению, на сегодняшний день продолжает существовать проблема нехватки квалифицированных тренерских кадров. В связи с этим актуальным и практически значимым является правовое регулирование системы аттестации и лицензирования тренеров в области профессионального спорта.

Так, в соответствии с п. 24 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <1> (далее - Закон о спорте) тренером признается физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов.

<1> См.: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ (в ред. от 23 июня 2014 г.) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

В свою очередь, ст. 348.1 Трудового кодекса РФ <2> (далее - ТК РФ) определяет тренеров как работников, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.

<2> См.: Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 812.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2012 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования" <3> (далее - ЕКСД в сфере образования), в категории должностей специалистов, связанных с физическим воспитанием, выделяются:

<3> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.

Как мы видим, в ЕКСД в сфере образования такая должность, как тренер, отсутствует, т.к. тренер-преподаватель (включая старшего) и инструктор-методист не соответствуют должности "тренер". Должностные обязанности, требования к квалификации и знаниям по должности "тренер" изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 15 августа 2011 г. N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" <4> (далее - ЕКСД в области физической культуры и спорта). Также согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития от 27 февраля 2012 г. N 165н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта" <5> должность "тренер" относится к профессиональной квалификационной группе второго уровня (2-й квалификационный уровень).

<4> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 15 августа 2011 г. N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
<5> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 27 февраля 2012 г. N 165н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.

Следовательно, тренеры не относятся к педагогическим работникам и на них не распространяются нормы гл. 52 ТК РФ "Особенности регулирования труда педагогических работников". Трудовая деятельность таких тренеров регулируется гл. 54.1 ТК РФ "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров".

Учитывая изложенное, отечественную систему нормативно-правового регулирования труда и аспектов трудовой деятельности тренеров можно представить следующим образом:

  1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности гл. 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров";
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 15 августа 2011 г. N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта";
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 27 февраля 2012 г. N 165н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта".

Помимо нормативно-правовых актов, правовым инструментом, позволяющим оценить уровень профессионального мастерства тренеров, является аттестация и лицензирование. Введение процедуры аттестации тренеров обусловлено необходимостью контроля уровня их профессиональной компетентности, улучшения качества и эффективности работы тренерского состава, повышением заинтересованности работников в результатах своего труда. Кроме того, как нам представляется, аттестация также позволяет избежать использования инструментов недобросовестной конкуренции в сфере подготовки спортсменов в профессиональном спорте.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона о спорте аттестацию тренеров и контроль над их деятельностью вправе осуществлять общероссийские спортивные федерации. Данное полномочие спортивные федерации реализуют посредством принятия соответствующих корпоративных (локальных) актов (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о спорте), которые, в свою очередь, регулируют деятельность тренеров, принимающих участие в соревнованиях, проводимых под эгидой данной спортивной федерации. Ю.В. Зайцев и Д.И. Рогачев считают, что такие корпоративные акты можно рассматривать в качестве договоров присоединения (см. ст. 428 ГК РФ), поскольку их применение обусловлено признанием со стороны субъектов спортивной деятельности. Акт признания можно трактовать как совершение юридического действия, представляющего собой явно выраженное добровольное согласие с распространением норм данных актов на свое поведение <6>. С данным утверждением авторов сложно согласиться, поскольку Положение об аттестации тренеров никоим образом не относится к договорной конструкции; это обязанность и одно из необходимых условий допуска тренера к работе.

<6> См.: Зайцев Ю.В. Понятие, признаки и виды спортивных регламентов // Спортивное право. М.: Статут. 2013. N 1. С. 16 - 18.

Как справедливо отмечает А.Е. Базыкин, осуществление аттестации тренеров должно быть отнесено не к правам, а к обязанностям общероссийских спортивных федераций, поскольку аттестация должна быть направлена на защиту профессиональных спортсменов и обеспечение их прав на получение квалифицированного тренера, а потому должна быть обязательной <7>.

<7> См.: Базыкин А.Е. Правовое регулирование труда спортсменов и тренеров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

Стоит заметить, что некоторые общероссийские спортивные федерации разработали и приняли соответствующие корпоративные (локальные) акты, касающиеся вопросов аттестации и лицензирования тренеров. Например, Положение Российской федерации баскетбола о лицензировании баскетбольных тренеров <8> (далее - Положение РФБ), Положение по обучению и лицензированию футбольных тренеров Российского футбольного союза <9> (далее - Положение РФС), Положение о сертификации тренеров по теннису ФТР <10> (далее - Положение ФТР). Данные Положения устанавливают организационно-правовые основы лицензирования тренеров по соответствующим видам спорта в зависимости от их образования, квалификации и результатов профессиональной деятельности. Однако не каждое из соответствующих Положений имеет обязательную силу для принимающих их субъектов. Например, согласно Положению ФТР предусмотрено, что сертификация имеет информационно-рекомендательный характер и не носит государственно-правовых функций.

<8> См. подробнее: URL: http://russiabasket.ru.
<9> См. подробнее: URL: http://www.rfs.ru.
<10> См. подробнее: URL: http://www.tennistrener.ru.

Как отмечается в юридической литературе, на сегодняшний день наблюдается разрозненность и нечеткость норм в регламентах общероссийских спортивных федераций по аттестации и лицензированию тренеров. Так, анализ регламентов общероссийских спортивных федераций по игровым видам спорта показал, что имеются определенные пробелы и открытые вопросы. Например, одним из пробелов, по нашему мнению, является вопрос по поводу получения лицензий тренерами - не гражданами России. В частности, следует отметить, что только в регламенте РФС присутствует указание на то, что тренеры - не граждане РФ могут принимать участие в соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, при наличии у них лицензии Европейского союза футбольных ассоциаций <11> (далее - УЕФА) соответствующего аттестационного уровня. Между тем согласно п. 2.6 Положения РФБ соискателями могут быть только граждане России. Отмеченное позволяет заключить, что данный вопрос должен быть урегулирован на федеральном законодательном уровне в целях унификации и предотвращения дискриминации при установлении правил проведения аттестации и лицензирования тренеров.

<11> См. подробнее: URL: http://ru.uefa.com.

В регламентах также закреплены нормы, в соответствии с которыми уполномоченный орган спортивной федерации вправе лишить или приостановить лицензию тренера. В частности, во-первых, за выявление недостоверных сведений в предоставляемых документах на получение тренерской лицензии; во-вторых, за отказ от предоставления необходимых документов по запросу федерации. Необходимо также отметить, что открытым остается вопрос о судьбе лицензии при временной дисквалификации тренера: возвращается ли она тренеру после истечения срока дисквалификации или нет.

С учетом изложенного представляется, что необходимо согласиться с мнением А.М. Агузарова о том, что важным является участие государства в вопросах контроля квалификации профессионалов в сфере спорта <12>.

<12> См.: Агузаров А.М. Современные аспекты правового регулирования труда спортсменов и тренеров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

Обратимся к зарубежному опыту. Например, в КНР на федеральном уровне устанавливается система оценки мастерства спортсменов и судей, а также профессиональной и технической квалификации спортивных тренеров. В соответствии с Законом Испании о спорте N 10 от 15 октября 1990 г. испанские спортивные федерации выдают сертификаты, выпускаемые юридически признанными центрами для подтверждения квалификационных требований к тренерам, работающим в спортивных клубах <13>. Тренерской работой в Израиле можно заниматься только при наличии лицензии, которая выдается квалификационной комиссией Министерства просвещения, культуры и спорта. Основанием для выдачи лицензии являются документы, свидетельствующие о профессиональном статусе тренера <14>.

<13> Цит. по.: Понкин И.В., Соловьев А.А. Испанское законодательство о спорте. М., 2011. С. 564.
<14> Цит. по.: Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011. С. 131.

Стоит отметить, что в отечественной правовой системе на федеральном уровне не существует нормативно-правового акта, который бы регулировал единый порядок проведения аттестации спортивных тренеров. Однако аттестация тренеров-преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений все же регламентирована Приказом Министерства образования и науки от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" <15>. По аналогии с этим представляется необходимым разработать единые для всех общероссийских спортивных федераций рекомендации по проведению аттестации спортивных тренеров, оформленные в виде приказа Министерства спорта РФ. Думается, что такой приказ будет описывать основы и общий порядок проведения аттестации, тогда как право на конкретизацию и детализацию данных норм с учетом результатов работы по предыдущим аттестациям станет прерогативой общероссийских спортивных федераций.

<15> См.: Приказ Министерства образования и науки от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.

Таким образом, можно говорить о том, что действующее отечественное законодательство РФ в сфере физической культуры и спорта не уделяет должного внимания вопросам аттестации и лицензирования спортивных тренеров. Следовательно, регулирование данного вопроса осуществляется только регламентными нормами спортивных федераций, которые, в свою очередь, не лишены недостатков и правовых пробелов и потому требуют к себе пристального внимания.

Литература

  1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 812.
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 15 августа 2011 г. N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 27 февраля 2012 г. N 165н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
  6. Приказ Министерства образования и науки от 7 апреля 2014 года N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
  7. Зайцев Ю.В. Понятие, признаки и виды спортивных регламентов // Спортивное право. 2013. N 1. С. 16 - 18.
  8. Понкин И.В., Соловьев А.А. Испанское законодательство о спорте. М., 2011. 158 с.
  9. Понкин И.В., Соловьев А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011. 131 с.
  10. Агузаров А.М. Современные аспекты правового регулирования труда спортсменов и тренеров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 189 с.
  11. Базыкин А.Е. Правовое регулирование труда тренеров: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 217 с.
  12. Официальный сайт РФБ. URL: http://russiabasket.ru.
  13. Официальный сайт РФС. URL: http://www.rfs.ru.
  14. Официальный сайт ПТЛ. URL: http://www.tennistrener.ru.
  15. Официальный сайт УЕФА. URL: http://ru.uefa.com.