Мудрый Юрист

Разработка рэнкинговой модели оценки эффективности развития футбола в странах фифа

Воробьев Анатолий Иванович, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга спортивной индустрии Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук.

Солнцев Илья Васильевич, директор центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.

Прилепкин Артем Игоревич, аналитик центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Рубанович Кирилл Борисович, аналитик центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

Авторами поставлена цель определить наиболее важные факторы, способствующие развитию футбола, и объединить их в единый индекс для всех 209 стран, входящих в ФИФА. В статье предлагается конвенциальный подход к оценке уровня развития футбола. Сформированный индекс развития футбола создан для повышения эффективности в стратегическом управлении футболом. Результатом исследования является выявление лучших мировых практик в области футбольного развития; определение "времени реакции" на вложения в футбольную инфраструктуру и создание условий для развития; идентификация узких мест в программах развития национальных футбольных ассоциаций; создание инструмента для более обоснованной адресной поддержки национальных ассоциаций. Всего использовано 11 показателей, которые разделены на 3 группы критериев: спортивные достижения, популярность футбола, условия для развития футбола. Дальнейшее развитие FDI будет заключаться в следующем: верификация используемых исходных данных, проверка их соответствия реальной ситуации дел в футбольной индустрии разных стран; увеличение базы данных критериев, а также включение новых показателей в модель; установление и развитие прямой коммуникации с национальными футбольными федерациями, маркетинговыми и аналитическими агентствами в спорте, научно-исследовательскими институтами и ФИФА.

Ключевые слова: ФИФА, рэнкинги в спорте, развитие футбола, эффективность в футболе, экономика спорта, экономика футбола.

Designing a ranking model for assessment of efficiency of football development in the FIFA countries

A.I. Vorobyov, I.V. Solntsev, A.I. Prilepkin, K.B. Rubanovich

Vorobyov Anatoly I., Doctor of Economics, Head of the Department of Management and Marketing of the Sports Industry in Plekhanov Russian University of Economics.

Solntsev Ilya V., Candidate of Economical Sciences, Director of the Center of Strategic Researches in Sport of Plekhanov Russian University of Economics.

Prilepkin Artem I., Analyst of the Center of Strategic Researches in Sport of Plekhanov Russian University of Economics.

Rubanovich Kirill B., Analyst of the Center of Strategic Researches in Sport of Plekhanov Russian University of Economics.

The authors feel that there is a need for consolidating all current data which relates to football development activities. Applying a multivariable ranking approach the authors propose a conventional system for rating all 209 FIFA-member countries based on the selected criteria which most accurately assess the level of football development. The Football Development Index is created to monitor and alter development activities from all angles. The FDI also has a research component which is aimed to develop and identify key performance indicators that benefit football development in the long run. The authors aim to achieve the following results: benchmark the best global practices in football development; creation of an evaluation model focusing explicitly on an objective approach to football development; identification of weak points in the development programs of National FAs; formation of a measurement tool to help support the development activities of National FAs. The derived criteria are clustered into 3 main groups: on-pitch performance, football popularity and football environment. Therefore the future of the FDI will be based on the following enhancements: updating and verifying most of the used data through cooperation with FIFA and National FAs; developing the criteria database as well as adding new criteria; improving the ranking model with the introduction of different scoring systems; presenting the concept of the Football Development Index to the football community, seeking public approval.

Key words: FIFA, rankings in sport, football development, efficiency in football, sports economics, football economics.

В какой стране лучше всего развит футбол? Казалось бы, простой вопрос, но и на него можно получить разные ответы, причем каждый будет по-своему верным. Одна из основных причин этому - большое число разновидностей этой игры. Ведь критерием успехов в футболе, как правило, считаются победы на чемпионате мира по футболу или Лиге чемпионов. А ведь есть еще и молодежные, юношеские первенства, женские чемпионаты, футзал и пляжный футбол. Наконец, нельзя забывать и о клубных лигах, которые проводятся на каждом континенте. Если же говорить о развитии футбола в целом, нельзя ограничиваться только спортивными результатами и не учитывать условия для развития футбола, подготовку тренеров и судей, число занимающихся, продажу атрибутики, медиапокрытие, посещаемость матчей. Можно ли объединить все это в единый индекс развития футбола (FDI)?

За основу исследования была взята идея индекса человеческого развития (ИЧР), регулярно публикуемого специалистами ООН. Данный индекс учитывает три важнейших показателя: ВВП на душу населения, уровень образования и здравоохранения. По аналогии FDI состоит из трех групп: спортивные достижения, популярность футбола в стране и условия для развития футбола. Такая структура позволяет системно взглянуть на футбол и его развитие в каждой отдельно взятой стране, сравнить показатели с другими регионами, выявить слабости и преимущества. Итоговым результатом работы должна была стать модель оценки уровня развития футбола во всех странах, входящих в ФИФА, которых, к слову, больше, чем в ООН. В практическом смысле национальные футбольные ассоциации смогут контролировать и вносить коррективы в действующие программы развития футбола, а также концентрироваться на ключевых показателях, которые в долгосрочной перспективе положительно влияют на развитие футбола в стране. Для России это возможность грамотно определять приоритеты и рационально расходовать ограниченные ресурсы.

Подробнее рассмотрим каждую из трех частей FDI. "Спортивные достижения" - так звучит название первой группы, которая включает в себя выступления национальных сборных, выступления клубов, а также индекс ФИФА. Под выступлениями сборных подразумеваются результаты всех национальных сборных команд, участвующих в турнирах под эгидой ФИФА, с 2000 по 2014 год. Учет в рейтинге молодежных, юношеских турниров, а также футзала и пляжного футбола позволяет целостнее взглянуть на картину развития футбола в стране. Интересно, например, что Россия в этой группе заняла довольно высокую позицию - 21-ю и лишь на одну позицию опережает Северную Корею (23-ю). Основные баллы наша страна получила за успехи в футзале и пляжном футболе, а вот северокорейцы основных успехов добились на молодежных и юношеских женских чемпионатах мира. Высокое место Нигерии (9-е) объясняется стабильными результатами на основных первенствах и серьезными достижениями на молодежных и особенно юношеских мужских чемпионатах мира, а также молодежном женском. Первый показатель позволяет отметить, в каких турнирах у страны существуют пробелы и что именно необходимо развивать для целостного развития футбола в стране.

Второй показатель из первой группы характеризует выступления клубов. Очевидно, что тенденции к глобализации и интернационализации смыли границы между странами топовых европейских чемпионатов, а результата клубы все чаще добиваются за счет легионеров. Так, в стартовом составе победного финального матча Лиги чемпионов в 2014 году у команды "Реал" вышло лишь 3 испанца, у "Челси" в 2012 году всего лишь 4 англичанина - список можно продолжать долго, однако если не брать в расчет лучшие клубы мира, то местные игроки все же преобладают в составе большинства команд. Под выступлениями клубов подразумевались коэффициенты национальных ассоциаций, например для Европы это таблица коэффициентов УЕФА. Единого клубного рейтинга не существует, однако в данной работе рейтинги континентальных ассоциаций были объединены в один индекс. Естественно, европейские коэффициенты "стоили" дороже: веса континентальным первенствам были присвоены исходя из результатов клубного чемпионата мира. В результате сильнейшей конфедерацией стала УЕФА, а на второй строчке расположилась КОНМЕБОЛ, представители которой часто доходили до финала клубного чемпионата мира, а иногда и выигрывали его, как это было, например, в 2012 году в случае с клубом "Коринтианс". Последним, третьим показателем стал всемирно известный индекс ФИФА, который не нуждается в представлении. Именно совокупная оценка данных трех показателей позволяет в полной мере оценить, насколько успешна страна на международной арене.

Вторая группа получила название "Популярность футбола" и включила в себя процент населения, занимающегося футболом, количество клубов в стране и среднюю посещаемость основной футбольной лиги. Безусловно, число занимающихся футболом - это один из важнейших показателей, характеризующий популярность футбола в стране. У футбола немало конкурентов среди других видов спорта, и если футбольным чиновникам удалось привлечь к данному виду спорта серьезный процент населения - это большой успех. Конечно, в рейтинге высокие баллы за данный показатель имеют небольшие государства за счет малого количества жителей, такие как Фарерские острова или Гватемала, но ведь и прогресс футболистов с Фарерских островов налицо - в отборочном цикле к Евро-2016 дважды были обыграны греки. Россия по данному показателю занимает лишь 128 место, а значит, необходимо популяризировать футбол в нашей стране (что, впрочем, не является открытием). Для сравнения, в Австрии процент вовлеченных в футбол составляет 11%, а в России - всего лишь 3,9%. Неудивительно, что у наших соперников подрастает многообещающее поколение, тогда как у нас сложно найти 11 достойных кандидатов в национальную сборную. Что касается количества клубов, то здесь, конечно, тоже играет роль фактор размеров страны, но он не существенен. Развитые в футбольном плане страны так или иначе имеют большое количество клубов, которые, в свою очередь, имеют армию болельщиков, ведь содержать клуб без поклонников смысла не имеет. Соответственно, данный показатель также демонстрирует популярность футбола в стране. Последняя составляющая второй группы - это средняя посещаемость основной футбольной лиги. Безусловно, на посещаемость влияет много факторов, и отсутствие инфраструктуры может сильно ударить по заполняемости стадионов даже при популярности данного вида спорта в стране. Однако игнорировать данный показатель не стоит, если трибуны заполняются - значит, футбол в стране любят. Тем интереснее, например, видеть вверху рейтинга посещаемости Индию, Китай и Канаду. Популярность футбола в указанных странах, несомненно, приведет к успеху уже на футбольных полях, все это дело времени. Россия же проигрывает Алжиру не только на газонах Бразилии, но и по средней посещаемости матчей, хотя бюджеты клубов, население страны и все остальные факторы говорят в пользу нашей страны. Очередное очевидное направление для развития.

Последней, третьей группой являются показатели, объединенные под названием "Условия для развития футбола". Первым критерием из данной группы является число зарегистрированных футболистов на число занимающихся футболом. Наличие необходимых технических и информационных ресурсов в национальной федерации футбола страны дает возможность всем занимающимся футболом быть официально зарегистрированным футболистом. Данный фактор напрямую отражает техническую оснащенность страны. Кроме того, большая доля зарегистрированных футболистов говорит об упрощенной лестнице вверх от низов до высшей лиги, развитости скаутинга и осведомленности о молодых талантах. Высокие места занимают опять же страны с небольшим населением, которым проще регистрировать всех футболистов. Например, у Исландии зарегистрировано около 66% всех занимающихся футболом, что позволило им реформировать всю футбольную систему. И, судя по нынешним результатам Исландии, двигаются они в правильном направлении.

Второй показатель - общая вместимость футбольных стадионов. Инфраструктура играет важнейшую роль в развития футбола, однако стоит упомянуть, что данный показатель не учитывает качество данных стадионов. И все же в лидерах те же бразильцы, американцы, немцы, которые понимают, что для развития футбола нужно, чтобы было где в него играть. Четвертое место в данном показателе занимает Китай, который готовится к серьезному рывку в плане развития футбола.

FDI учитывает и количество судей международного класса, что говорит об уровне подготовки судей в стране. Еще одним важнейшим показателем является количество тренеров. Каким бы талантливым ни был игрок, он не вырастет в футболиста серьезного уровня без толковых тренеров. Еще хуже, когда тренеров не хватает и им приходится брать для подготовки большое число футболистов, соответственно, ухудшается качество. Поэтому крайне важно обратить внимание на данный показатель. Россия, к сожалению, занимает скромное 44 место, а вот вырастившие талантливейшую молодежь австрийцы расположились на 4 строчке. В топ-10 находится и Бельгия, поразившая весь мир своим прогрессом. Последним показателем является количество сборных, выступающих под эгидой национальной федерации футбола. Например, на сайте федерации Ирландии указано целых 20 сборных: от основной мужской до любительской сборной, сборной ампутантов и сборной глухих. Большое количество сборных говорит о всесторонней поддержке и, соответственно, возможностях для потенциальных игроков.

Проведенное специалистами из РЭУ имени Г.В. Плеханова исследование открывает большие возможности для дальнейшего углубления и совершенствования методики и модели определения индекса развития футбола. Авторы столкнулись со многими проблемами, главной из которых стала проблема недостатка информации или ее недостоверность. Сейчас предстоит серьезное осмысление полученных результатов, а также поиск иных источников информации. Очевидно, что для определения популярности футбола в стране необходимо иметь данные о продажах атрибутики, данные о медиарейтингах футбольных матчей, которые в данный момент получить не удалось. Дальнейшие исследования будут направлены именно на расширение объемов информации, а также установление контактов с самими федерациями, которым уже были направлены соответствующие запросы.

Литература

  1. Аристова Л.В. Качество и конкурентоспособность: стратегии и приоритеты повышения эффективности управления спортивными объектами // Спорт: экономика, право, управление. 2014. N 4. С. 10 - 12.
  2. Воробьев А.И., Солнцев И.В. Построение системы рейтингов в современном футболе // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2014. N 3 (69). С. 110 - 120.
  3. Мировой статистический футбольный интернет-ресурс. URL: http://www.worldfootball.net/.
  4. Официальный сайт международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА). URL: www.fifa.com.
  5. Официальный сайт Союза европейских футбольных ассоциаций. URL: www.uefa.org.
  6. Официальный сайт Африканской футбольной континентальной федерации. URL: http://www.cafonline.com/.
  7. Официальный сайт Футбольной континентальной федерации Южной Америки. URL: http://www.conmebol.com/.
  8. Официальный сайт Футбольной континентальной федерации Северной Америки. URL: http://www.concacaf.com/.
  9. Официальный сайт Футбольной континентальной федерации Азии. URL: http://www.the-afc.com/.
  10. Официальный сайт Футбольной континентальной федерации Океании. URL: http://www.oceaniafootball.com/ofc/.
  11. Официальный сайт Федерации футбола Ирландии. URL: http://www.fai.ie/.
  12. Официальный сайт Российского футбольного союза. URL: http://rfs.ru/.
  13. Сайт футбольной статистики Европы. URL: http://www.european-football-statistics.co.uk/.
  14. Солнцев И.В., Чучина Е.А. Меры налогового стимулирования развития спорта в России // Налоги. 2014. N 4. С. 20 - 24.
  15. Статистическая база ЦРУ. URL: https://www.cia.gov/library.
  16. Chelladurai P., Haggerty T.R. Measures of organizational effectiveness of Canadian national sport organizations // Canadian journal of sport sciences Journal canadien des sciences du sport. 1991. T. 16. N. 2. C. 126 - 133.
  17. Koh-Tan A. The determinants of effectiveness of sporting associations in Singapore // Managing Leisure. 2011. T. 16. N. 3. C. 216 - 230.
  18. Kuper S. Soccernomics: Why England Loses, Why Spain, Germany and Brazil Win, and Why the US, Japan, Australia and Even Iraq Are Destined to Become the Kings of the World's Most Popular Sport. Nation Books, 2014.
  19. Papadimitriou D., Taylor P. Organisational effectiveness of Hellenic national sports organizations: A multiple constituency approach // Sport Management Review. 2000. T. 3. N. 1. C. 23 - 46.