Мудрый Юрист

О некоторых проблемах, связанных с порядком расчета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения для военнослужащих *

<*> Рецензент - д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин.

Ивкин С.А., старший офицер группы статистической отчетности и методической работы отдела правовой работы Управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России, подполковник юстиции.

Статья затрагивает актуальную проблематику, связанную с практикой применения судебными органами порядка расчета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения для военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие, жилые помещения, субсидия, выплата.

On some issues related to the calculation procedure edinovrevariable cash payment for the acquisition or construction of premises for military

S.A. Ivkin

Ivkin S.A., the senior officer group statistical reports and methodical work of the department of legal management of the North Caucasian regional command of internal troops of Russia, Lieutenant Colonel of Justice.

Article affects the actual problems associated with the practice of judicial procedure for calculating lump-term monetary payments for the purchase or construction of residential premises for military.

Key words: soldiers, accommodations, subsidy payments.

Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, наряду с уже существующими формами обеспечения жильем для постоянного проживания, с 1 января 2014 г. предоставлено право получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения <1>. Затронутая автором настоящей статьи тема связана с обеспечением военнослужащих жилищной субсидией, право на которую установлено ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ <2>, и практикой разрешения споров, связанных с применением соответствующих норм Закона, судебными органами.

<1> Далее - жилищная субсидия.
<2> Далее - Закон.

В 2014 - 2015 гг. военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, имевшим общую продолжительность военной службы от 10 до 20 лет и увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставлялась в период военной службы в связи с предстоящим увольнением жилищная субсидия с применением поправочных коэффициентов, установленных п. 7 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 3 февраля 2014 г. N 76 <3>. Военнослужащие, несогласные с размером жилищной субсидии и считавшие, что при ее расчете необходимо применять увеличенный поправочный коэффициент 2,375, установленный п. 9 Правил, обращались в суды общей юрисдикции за защитой своих нарушенных прав.

<3> Далее - Правила.

Основным обстоятельством, имеющим значение для указанных дел, являлось отнесение заявителей к категории лиц, указанных в п. 13 ст. 15 Закона, и, как следствие, наличие у них права претендовать на получение жилищной субсидии с увеличением поправочного коэффициента в соответствии с п. 9 Правил до 2,375.

Напомним, что применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Закона возложено на Правительство Российской Федерации, которое своим Постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Согласно п. 2 Правил расчет жилищной субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с п. 7 - 9 Правил.

Поправочный коэффициент устанавливается в интервале от 1,85 до 2,75 в зависимости от выслуги лет военнослужащего в календарном исчислении: от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375; с 21 года поправочный коэффициент увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно <4>.

<4> Кичигин Н.В. Нормативно-правовое регулирование и порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4.

Пунктом 9 Порядка установлено, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона, поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

Теоретические аспекты данного вопроса были раскрыты ранее такими авторами, как Д.Ю. Гайдин <5>, Е.Н. Трофимов <6>, поэтому автор остановится на судебной практике применения указанных норм.

<5> Гайдин Д.Ю. Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения) // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5.
<6> Трофимов Е.Н. К вопросу об обеспечении военнослужащих, увольняемых (уволенных) с военной службы по не льготному основанию, имеющих (имевших) на момент увольнения с военной службы общую продолжительность военной службы 20 лет и более, и членов их семей жилыми помещениями по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 6.

Проведенный автором статьи анализ вынесенных судебными органами, в том числе и Верховным Судом Российской Федерации, решений (определений) свидетельствует об отсутствии единства судебной практики по данной категории споров.

Рассмотрим в качестве примера три реальных случая, когда военнослужащие увольнялись с военной службы в 2015 г. и были обеспечены жилищной субсидией.

Пример 1. Заявитель С., подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, имеющий выслугу более 13 лет, обратился в Новочеркасский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным произведенный ему расчет жилищной субсидии, изложенный в протоколе заседания жилищной комиссии воинской части, с использованием поправочного коэффициента 1,85 вместо 2,375. В обоснование своих требований С. в судебном заседании пояснил, что проходит военную службу по контракту в распоряжении командира воинской части. Состоит на жилищном учете. Подал рапорт на увольнение с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. По итогам заседания жилищной комиссией признано его право на получение жилищной субсидии с использованием поправочного коэффициента 1,85 в размере 4 575 420 руб.

При этом заявитель не был согласен с расчетом денежных средств, которые произвела воинская часть, поскольку полагал, что он относится к категории военнослужащих, которым расчет производится с коэффициентом 2,375, что увеличивает размер денежных средств, подлежащих выплате, до 5 873 850 руб.

Представители командира и председателя жилищной комиссии воинской части требования заявителя не признали и просили суд отказать в их удовлетворении. Они пояснили, что заявителю С. верно произведен расчет жилищной субсидии по форме, указанной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, с применением поправочного коэффициента 1,85. Статус военнослужащего С. как необеспеченного жильем и подлежащего увольнению с военной службы по состоянию здоровья подпадает под действие п. 7 указанного Постановления, поскольку С. имеет выслугу от 10 до 16 лет.

Выслушав заявителя и представителей должностных лиц, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд указал, что п. 14 ст. 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в вышеназванном пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Для определения порядка расчета жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации, а также гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Законом, в настоящее время действует Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 с одноименным названием.

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по формуле с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с п. 7 - 9 Правил.

Размер поправочного коэффициента для военнослужащих, имеющих выслугу лет от 10 до 16, устанавливается в п. 7 Правил и составляет 1,85.

Вместе с этим в п. 9 Правил указано, что военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона, поправочный коэффициент увеличивается до 2,375.

В соответствии с п. 13 ст. 15 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом для военнослужащих.

Как установлено в судебном заседании, С. признан ограниченно годным к военной службе и имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья после реализации им права на обеспечение жильем.

Поскольку военнослужащий С., увольняемый с военной службы по состоянию здоровья, имеет выслугу более 13 лет, то суд счел, что расчет заявителю субсидии для приобретения или строительства жилого помещения должен производиться с учетом увеличенного коэффициента в соответствии с п. 9 Правил - в размере 2,375.

С учетом изложенного суд признал заявление С. обоснованным и обязал должностных лиц отменить принятое решение жилищной комиссии воинской части в части применения поправочного коэффициента при расчете заявителю жилищной субсидии.

Доводы представителей должностных лиц о том, что повышенный коэффициент при расчете размера жилищной субсидии применяется в отношении военнослужащих, которые уже уволены с военной службы, суд счел несостоятельными, поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья, разрешаются в том числе и в период прохождения ими военной службы.

Решением Новочеркасского гарнизонного военного суда признано незаконным применение жилищной комиссией воинской части меньшего поправочного коэффициента 1,85 при расчете жилищной субсидии; на командира и жилищную комиссию воинской части возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о размере положенной заявителю жилищной субсидии. Командиром и председателем жилищной комиссии воинской части данное решение суда было обжаловано в апелляционном, кассационном порядке, но решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная и кассационная жалобы - без удовлетворения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 205-КГ15-9 командиру воинской части отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции <7>.

<7> Судебная практика по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда за 2015 год.

Пример 2. Как и в первом примере, военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья и имеющий выслугу 19 лет, обращается в 35-й гарнизонный военный суд с заявлением, в котором он просит признать незаконным решение начальника ФГУ "Востокрегионжилье" о предоставлении заявителю жилищной субсидии с поправочным коэффициентом 2,25 и возложить на начальника ФГУ "Востокрегионжилье" обязанность по выплате субсидии с поправочным коэффициентом 2,375.

Заявление М. решением 35-го гарнизонного военного суда удовлетворено, но апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда решение отменено и по делу принято новое решение - об отказе в удовлетворении заявления. Отменяя решение и принимая новое, Тихоокеанский флотский военный суд свое решение обосновал тем, что жилищная субсидия с поправочным коэффициентом 2,375 устанавливается исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.

Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано. В кассационной жалобе М. просил апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, но кассационным определением Верховного Суда Российской Федерации апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда по заявлению М. оставлено без изменений, а кассационная жалоба - без удовлетворения. В итоге заявитель М. был обеспечен жилищной субсидией с поправочным коэффициентом 2,25, так как не был уволенным с военной службы и не был обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.

Два приведенных примера идентичны, с той лишь разницей, что в первом случае военнослужащего С. должны были обеспечить жилищной субсидией с поправочным коэффициентом 1,85.

Поразительно в приведенных выше примерах то, что судья, вынесший Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 205-КГ15-9 по первому примеру, входил в состав Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесшей Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 11 августа 2015 г. N 211-КГ15-9 по второму примеру.

На рассмотренных выше примерах видно, как в похожих между собой случаях судебные органы принимали разные решения. В одном случае удовлетворяли заявления военнослужащих и признавали их право претендовать на получение жилищной субсидии с увеличенным поправочным коэффициентом до 2,375, а в другом случае отказывали в удовлетворении заявления и военнослужащему ничего не оставалось, как претендовать на получение жилищной субсидии с пониженным поправочным коэффициентом.

Пример 3. Между двумя определениями прошел очень короткий срок, чуть более 4 месяцев. Всем известно, что прецедентное право в Российской Федерации отсутствует, однако командиры воинских частей, как правило, берут за основу складывающуюся судебную практику, которую закрепило в нашем случае Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 205-КГ15-9 по первому примеру. Как следствие сложившейся судебной практики, дошедшей до Верховного Суда 25 марта 2015 г., военнослужащий Г., подлежащий увольнению с военной службы в связи с проведением организационных штатных мероприятий, имеющий выслугу 13 лет, полагая, что его права нарушены, обратился в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным произведенный расчет жилищной субсидии, изложенный в протоколе заседания жилищной комиссии воинской части, с использованием поправочного коэффициента 1,85 вместо 2,375.

Аналогично первому примеру решением Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда заявление Г. удовлетворено. Суд признал незаконным применение жилищной комиссией воинской части меньшего поправочного коэффициента 1,85 при расчете Г. жилищной субсидии, обязал командира и жилищную комиссию воинской части повторно рассмотреть вопрос о размере положенной заявителю жилищной субсидии.

Командиром воинской части было принято решение, что обжалование данного решения суда в кассационном порядке нецелесообразно в связи со сложившейся судебной практикой, а также в целях экономии денежных средств <8>. Жилищная субсидия бывшему военнослужащему Г. выплачена с поправочным коэффициентом 2,375 вместо 1,85.

<8> Судебная практика по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда за 2015 год.

Таким образом, анализ судебной практики показал, что судьи, в том числе судьи Верховного Суда Российской Федерации, по-разному применяют и толкуют нормы материального права.

Автор считает, что жилищным комиссиям воинских частей необходимо правильно устанавливать поправочный коэффициент и учитывать, что увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Закона, а именно уволенным с военной службы, так как иное толкование данной нормы делает несостоятельным применение п. 7 Правил при расчете поправочного коэффициента.

В свою очередь, командирам воинских частей в случае вынесения судебного акта не в пользу органа военного управления, при наличии достаточных оснований для его отмены, необходимо обжаловать судебный акт в установленном законом порядке вплоть до высшей судебной инстанции независимо от сложившейся судебной практики.

Библиографический список:

  1. Кичигин Н.В. Нормативно-правовое регулирование и порядок расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4.