Мудрый Юрист

О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу *

<*> Рецензент - к.ю.н., профессор С.С. Харитонов.

Ефремов А.В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с исчислением, перерасчетом и приостановлением пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную службу), возникающие в правоприменительной практике.

Ключевые слова: выслуга лет, исчисление, военнослужащий, применение, должность, пенсионное обеспечение, воинское звание, стаж, льготное исчисление, перерасчет, приостановление, правоохранительная служба, военная служба, выслуга лет, пенсия.

Some features of calculation, recalculation and suspension of retirement pensions to persons receiving military (law enforcement) service

A.V. Efremov

The article examines the problems associated with the calculation, recalculation and the suspension of retirement pensions to persons receiving military (law enforcement service), resulting in law enforcement.

Key words: seniority, calculus, military, use, post, pensions, military rank, seniority, preferential calculation, allocation, suspension, law enforcement authorities, military service, seniority, pension.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространяются в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" ст. 1, и их семей).

Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Абзацем 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностям, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с названным Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные ст. 17 и 24 данного Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 указанного Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого начисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

Аналогичное положение содержит п. 16.1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941). Согласно п. 16.1 названного Постановления пенсионерам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5.

Таким образом, во-первых, для назначения пенсии за выслугу лет с учетом соответствующего районного коэффициента лицам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо наличие определенного законом стажа военной службы в указанных местностях (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно); во-вторых, применение районного коэффициента при расчете пенсии за выслугу лет является дополнительной гарантией для лиц, проходящих длительное время военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем положения ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не содержат ограничений относительно момента обращения гражданина за назначением пенсии, подлежащей расчету с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним местностях), и предусматривают возможность исчисления пенсии указанным лицам с учетом районного коэффициента независимо от времени обращения за ее назначением.

Ранее автор на основании судебной практики судов второй инстанции, а также практики Верховного Суда Российской Федерации (например, Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N 14-АПГ 14-3) уже поднимал правовые вопросы, возникающие при перерасчетах военных пенсий, связанных с районными коэффициентами <1>. При этом данный перерасчет носит заявительный характер <2>, несмотря на то что нередко отдел (центр) социального обеспечения военного комиссариата субъекта Российской Федерации сам располагает сведениями об обстоятельствах, влекущих за собой проведение перерасчета, в том числе с учетом районного коэффициента. Возвратиться к указанной проблематике автора побудила публикация Е.Г. Воробьева <3>, в которой данный автор анализировал ряд проблемных вопросов в части правового механизма заявительного порядка в перерасчетах военных пенсий, и в частности, с учетом районного коэффициента.

<1> Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4.
<2> Ефремов А.В. В тех случаях, когда право заявителя - пенсионера Министерства обороны Российской Федерации на повышение размера военной пенсии возникает по личным индивидуальным обстоятельствам, оно реализуется в заявительном порядке // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 3.
<3> Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 9.

В соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в том случае, если в соответствии с законодательством у пенсионера возникает право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым (увеличенным) и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на указанный перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Несмотря на то что в Законе прямо не указывается на заявительный порядок перерасчета, из указанного положения можно сделать вывод о том, что при изменении размера пенсии в результате перерасчета в сторону увеличения обращение пенсионера в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с письменным заявлением об осуществлении перерасчета является обязательным, хотя нередко пенсионный орган сам располагает сведениями об обстоятельствах, влекущих за собой проведение перерасчета <4>.

<4> Белянинова Ю.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" / Под ред. Т.С. Гусевой [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".

Нередко военно-пенсионные органы при рассмотрении вопроса о перерасчете военному пенсионеру пенсии с учетом районного коэффициента руководствуются именно приведенной нормой, не учитывая положений нормы, установленной абз. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

Указанная коллизия порождает споры граждан с военно-пенсионными органами, которые, как правило, разрешаются в судебном порядке.

Приведем пример из судебной практики 2015 г.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в Апелляционном определении от 18 мая 2015 г. N 47-АПГ15-17 с учетом положений абз. 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и п. 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 пришла к выводу о том, что гражданин, уволенный с военной службы с необходимой выслугой лет военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеет право на расчет военным комиссариатом его военной пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от даты обращения истца за назначением такой пенсии и места прохождения службы перед увольнением.

Из анализа приведенных правовых норм и правоприменительной практики можно прийти к следующим выводам:

Виды службы, время работы и другие периоды времени, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определены в ст. 18 данного Закона.

Выслуга лет на военной службе - это специальный стаж, который исчисляется в период прохождения военной службы, однако при определенных условиях трудовой стаж гражданина, который работал (учился) до начала военной службы, может быть ему засчитан в выслугу лет на военной службе.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии уволенным с военной службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Закона следует значимый вывод о том, что федеральный законодатель установил возможность зачета времени обучения в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, уволенным с военной службы, а не лицам, поступившим на военную службу на должности офицеров.

Абзацем 1 п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских образовательных организациях высшего образования офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных организаций до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования.

В изложенной норме названы три случая, когда производится зачет времени обучения в гражданских образовательных организациях в выслугу лет для назначения пенсии. В частности, в целях пенсионного обеспечения женщин-военнослужащих, являющихся офицерами, не состоявшими в запасе, установлена возможность зачета времени их обучения до определения на военную службу в выслугу лет для назначения пенсии при следующих условиях: поступление на военную службу с учетом полученной в гражданской образовательной организации специальности и наличие в гражданской образовательной организации циклов или отделений военной подготовки.

Иное означало бы невозможность женщинам-офицерам, уволенным со службы, реализовать предусмотренное ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 положение о зачете времени обучения до определения на службу (но не более пяти лет) в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один год учебы за шесть месяцев службы <5>.

<5> Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 60-КГ15-1.

Таким образом, в настоящее время существуют три случая, когда производится зачет времени обучения в гражданских образовательных учреждениях в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один год учебы за шесть месяцев:

во-первых, офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданской образовательной организации квалификации, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки;

во-вторых, военнослужащим женского пола, являющимся офицерами, не состоявшими в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу при одновременном выполнении следующих условий:

в-третьих, офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из гражданских образовательных организаций высшего образования до их окончания зачислены для продолжения учебы в военные образовательные организации высшего образования, включается в выслугу лет время обучения в указанных гражданских образовательных организациях.

Библиографический список

  1. Магомедов Ф.Б. Правоохранительная служба Российской Федерации: понятие и признаки // Гражданин и право. Октябрь 2012 г. N 10.
  2. Пресняков М.В., Чаянов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 2008. С. 32.
  3. Патрашко Е.Л. Государственная правоохранительная служба Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005.
  4. Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. N 6.
  5. Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2014. N 4.
  6. Ефремов А.В. В тех случаях, когда право заявителя - пенсионера Министерства обороны Российской Федерации на повышение размера военной пенсии возникает по личным индивидуальным обстоятельствам, оно реализуется в заявительном порядке [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. N 3.
  7. Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2015. N 9.
  8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" / Под ред. Т.С. Гусевой [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
  9. Липатов Э.Г. и др. Комментарий к Федеральному закону "О системе государственной службы Российской Федерации". М., 2007. С. 12 - 13.
  10. Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10. С. 107.
  11. Российский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2003. С. 161.
  12. Гарячук И.Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / Под ред. Л.П. Волковой. М., 2010. С. 41.
  13. Калинина Н.С. Некоторые вопросы законодательного закрепления основных положений организации правоохранительной службы Российской Федерации как вида федеральной государственной службы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. N 3.
  14. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9.