Мудрый Юрист

Служебная информация ограниченного доступа и организация ее защиты в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации *

<*> Рецензент - д.ю.н., Н.В. Субанова.

Тараненко В.В., кандидат юридических наук, доцент.

Харитонов С.С., кандидат юридических наук, профессор.

Рассматриваются некоторые проблемные вопросы отнесения служебной информации к разряду ограниченного доступа в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также организации защиты служебной информации ограниченного доступа.

Ключевые слова: служебная информация; военная прокуратура.

Service information of restricted access and the organization of its defense in the organs and institutions of the Russian Federation Prosecutor's Office

S.S. Kharitonov, V.V. Taranenko

Kharitonov S.S., PhD, professor.

Taranenko V.V., PhD, Associate Professor.

We consider some of the problematic issues related to the discharge of official information of limited access to the bodies and organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, as well as organizing the protection of proprietary information of limited access.

Key words: service information; Military Prosecutor's Office.

Правоотношения, возникающие при осуществлении права на производство и распространение информации ограниченного доступа, а также на обеспечение ее защиты, в том числе в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, попадают в сферу правового регулирования Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ, под обладателем информации понимается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Частью 3 статьи 6 указанного Федерального закона определены права обладателя информации, в том числе право разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 111 (далее - Приказ Генерального прокурора Российской Федерации N 111) утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее - Положение).

Следует отметить, что Приказ Генерального прокурора Российской Федерации N 111 определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного доступа, в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения оно не распространяется на порядок обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. При этом пункт 1.2 рассматриваемого Положения к служебной информации ограниченного доступа относит несекретную информацию, касающуюся деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, ограничения на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Как отмечено в "Настольной книге военного прокурора", "...в данном организационно-распорядительном документе введен новый в рассматриваемой сфере правоотношений термин - "служебная информация ограниченного доступа..." <1>.

<1> См.: Настольная книга военного прокурора / Под общей редакцией заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Н. Фридинского. Издательство РОД "За права военнослужащих", 2012.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона N 149-ФЗ, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Представляется, что служебная информация ограниченного доступа является разновидностью информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информации ограниченного доступа). При этом в целях реализации прав, установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона N 149-ФЗ, учитывая необходимость ограничения распространения служебной информации, Генеральный прокурор Российской Федерации Приказом от 27 апреля 2011 года N 111 ввел институт ограничения доступа к служебной информации, касающейся исключительно деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.

Таким образом, для служебной информации ограниченного доступа характерен признак конфиденциальности. Поскольку согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ под конфиденциальностью информации понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

С этимологической точки зрения слово "конфиденциальный" происходит от латинского "confidentia" - доверие, необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации <2>. В современном русском языке это слово означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный". При этом слово "секрет", заимствовано из французского "secret" и означает - "тайна". В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля также названы аналогичные значения: "конфиденциальная" - "откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная"; "тайна" - "кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое".

<2> См.: Свободная энциклопедия "Википедия".

В прокуратуре Российской Федерации к уполномоченным должностным лицам, имеющим право относить служебную информацию к разряду ограниченного доступа, согласно пункту 1.5 Положения отнесены: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его первый заместитель и заместители, начальники главных управлений и управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах - прокурор и его заместители; в прокуратурах городов и районов, других территориальных и приравненных к ним специализированных прокуратурах - прокурор; в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации - ректор (проректор) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, директор института (филиала).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения необходимость проставления пометки "Для служебного пользования" на документах и изданиях, содержащих служебную информацию ограниченного доступа, определяется вышеперечисленными должностными лицами, подписывающими либо утверждающими (согласовывающими) документ.

С инициативой на выполнение должностными лицами указанных юридических действий может обратиться в письменной форме исполнитель документа либо его непосредственный руководитель (т.е. ближайший прямой начальник). Пометка "ДСП" и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа, на обложке и титульном листе издания, а также на первой странице сопроводительного письма к таким документам.

При этом вышеуказанные должностные лица при принятии решения об отнесении служебной информации, касающейся деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, к разряду ограниченного доступа должны принимать подобные решения с учетом содержания пункта 1.3 Положения.

Согласно указанному пункту 1.3, не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного доступа: организационно-распорядительные документы, устанавливающие правовой статус органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, а также затрагивающие права и свободы граждан и организаций, порядок их реализации; статистическая информация о деятельности органов прокуратуры Российской Федерации; специальные донесения о происшествиях чрезвычайного характера, указанные в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации"; описание структуры органа (организации) прокуратуры Российской Федерации, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес; порядок рассмотрения и разрешения заявлений и обращений граждан и юридических лиц; решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о финансово-экономическом состоянии органа (организации) прокуратуры Российской Федерации; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, необходимые для реализации прав и свобод граждан.

Пункт 1.6 Положения устанавливает персональную ответственность должностных лиц, в том числе принявших решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного доступа, о снятии с нее пометки "Для служебного пользования", за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, предусмотренных п. 1.3 указанного Положения.

При этом указанные решения не могут быть приняты нижестоящим руководителем по отношению к документам, решения по которым принимались вышестоящим руководителем.

Далее рассмотрим вопросы организации защиты служебной информации ограниченного доступа в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 149-ФЗ, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных: на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; на реализацию права на доступ к информации.

В соответствии с частью 2 рассматриваемой статьи Федерального закона N 149-ФЗ, государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Работы по защите служебной информации ограниченного доступа в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации проводятся в соответствии с вышеуказанным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2 Положения, целями защиты служебной информации в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации являются: предотвращение несанкционированного получения, хищения служебной информации по техническим каналам; предотвращение несанкционированного уничтожения, искажения, подделки, копирования, распространения, блокирования служебной информации в информационных системах; предотвращение неправомерного или случайного доступа к служебной информации; обеспечение полноты, целостности, достоверности служебной информации при ее обработке в информационных системах; сохранение возможности управления процессом обработки и использования служебной информацией.

В соответствии с пунктом 5.4 Положения, защите в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации подлежат: информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к служебной информации, в информационных системах и банках данных, хранящихся в виде носителей на магнитной, оптической основе, а также на бумажных носителях; программные средства (операционные системы, системы управления банками данных и другое программное обеспечение), используемые в работе со служебной информацией.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что контроль за исполнением в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 111 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" возложен на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Библиографический список:

  1. Настольная книга Военного прокурора: Пособие / Под редакцией С.Н. Фридинского. М.: Издательство "Граница", 2014. Издание второе, исправленное и дополненное. 440 с.
  2. Камалова Г.Г. О современном состоянии законодательства о служебной тайне [Текст] // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 9.