Мудрый Юрист

Исторические аспекты развития суда присяжных в России

Шахбанова Хадижат Магомедовна, старший преподаватель кафедры "Уголовное право" Дагестанского государственного института народного хозяйства.

В данной статье рассматриваются исторические аспекты развития суда присяжных в России. Дается краткое описание судов присяжных на разных этапах ее развития.

Ключевые слова: суд присяжных, судебная реформа, судебная система, приговор, вердикт.

Historical aspects of development of the jury in Russia

K.M. Shakhbanova

Shakhbanova Khadizhat M., Senior Lecturer of the Criminal Law Department at the Dagestan State Institute of National Economy.

This articlefocuses on the historical aspects of the development of trial by jury in Russia. Provide a brief description of the assize courts at different stages of its development.

Key words: trial by jury, judicial reform, the judicial system, the verdict.

Возрождение в России суда с участием коллегии присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией РФ право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства.

Суд присяжных не является для России нововведением. Этот и другие институты в области судоустройства и судопроизводства были в России в XIX - начале XX веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Ее задача состояла в возрождении в России мощной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека <1>.

<1> Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК // Комментарий к УПК РФ (постатейный). М.: Кодекс-Проспект, 2002.

Российский дореволюционный опыт имеет значение при решении задачи современной судебной реформы - повышения статуса судьи. Не менее важным является и введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей, богатый опыт деятельности которых имела дореволюционная Россия <2>.

<2> Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. 2010. N 5.

Старая судебная система не отвечала предъявленным к ней требованиям. Программу усовершенствования судебной системы России предложил в 1809 года М.М. Сперанский. Во "Введении к Уложению государственных законов" она получила свое дальнейшее развитие. В 1830 годы разработкой подобных проектов законов о судоустройстве и судопроизводстве занимались Министерство юстиции и Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1844 году еще один проект подготовил начальник Второго Отделения Д.И. Блудов.

Только со вступлением на престол Александра II, правительство которого вплотную занялось подготовкой отмены крепостного права, получила свое развитие судебная реформа.

Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50 - 60-х годов XIX века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт Судебных уставов 1864 года. Подписанные Александром II основные документы судебной реформы, вошедшие в историю под названием Судебных уставов: Учреждение судебных установлений - собрание правил об устройстве и организации судов, а также Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства - кодексы, определяющие порядок действий суда, должностных лиц, других участников уголовного и соответственно гражданского судопроизводства.

Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из трех членов: председателя и двух его товарищей - заместителей. Скамья присяжных состояла из 12 очередных и 2 запасных заседателей.

Присяжные заседатели избирались "из местных обывателей всех сословий", во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 25 и не более 70 лет отроду и, в-третьих, проживавших не менее двух лет в том уезде, где они избирались.

Для избрания присяжных заседателей составлялись общие и очередные списки.

Граждане призывались к исполнению обязанностей присяжного заседателя один раз в году на десять рабочих дней.

Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных.

Для управления совещаниями присяжные избирали из числа грамотных старшину.

Функция присяжных заседателей состояла в решении вопроса о виновности или невиновности подсудимого на основании установленных в суде доказательств, закон требовал от них мотивирования своего решения. Решение выносилось в виде вердикта, то есть ответа на вопрос о виновности, сформулированного судом в итоге судебного следствия и прений сторон. Присяжные заседатели обязывались сохранять тайну их совещаний и не объявлять никому, какие голоса были поданы в пользу или против подсудимого <3>.

<3> Шатовкина Р. Становление и развитие суда присяжных в России // Российская юстиция. 2005. N 12.

Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться единогласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина.

При разделении поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого.

По возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удостоверял его своей подписью.

В приговорах, вынесенных на основании вердикта присяжных, отсутствовала мотивировка решений. Суд обязан был изложить только соображения, относящиеся исключительно к применению законов в части определения меры наказания подсудимому.

Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основе решения суда.

При новом рассмотрении дела суд обязан был исходить из вынесенного ранее присяжными вердикта о виновности подсудимого. Суд выслушивал мнения прокурора и защитника о применении законов в соответствии с этим вердиктом и выносил новый приговор.

Участие в уголовном процессе присяжных заседателей предполагало демократическую процедуру судебного разбирательства, что уже само по себе противоречило обвинительному уклону в судопроизводстве. Восприятие ими происходящего в ходе судебного разбирательства, оценка фактических обстоятельств дела были принципиально иными, нежели у суда, состоящего из профессионалов.

Судебная реформа 1864 г. изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи. Был введен самый демократический вид суда - суд присяжных, который позволил заметно уменьшить обвинительный уклон в уголовном преследовании.

В 1917 году суд присяжных был упразднен, а с октября 1922 года упоминание о нем было полностью исключено из законодательства России.

Дискуссии о необходимости возрождения суда присяжных в современной России велись давно и в юридической литературе, и в средствах массовой информации <4>.

<4> Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК // Комментарий к УПК РФ (постатейный). М.: Кодекс-Проспект, 2002.

Граждане России получили конституционное право на суд присяжных 1 ноября 1991 года - с момента внесения изменений в часть 1 статьи 166 Конституции РСФСР 1978 года. Однако приведение уголовно-процессуального законодательства в соответствие с основным законом страны растянулось почти на два года. Только 16 июля 1993 года был принят Закон РФ N 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушения", обеспечивающий возможность рассмотрения дел судом присяжных. В УПК РСФСР был введен специальный десятый раздел, предусматривающий рассмотрение дел в суде присяжных. Постановлением Верховного Совета РФ от 16.07.1993 N 5451/1-1 "О порядке введения в действие указанного Закона" в пяти регионах России (в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях) рассмотрение дел судом присяжных предусматривалось с 1 ноября 1993 г., в четырех (Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях) - с 1 января 1994 г. С 1 января 2003 года суд с участием присяжных заседателей действует в 70 судах субъектов Российской Федерации, а затем с 1 июля 2003 года дополнительно в 14 регионах, в том числе Москве, с января 2004 года еще в 7 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, и с 1 января 2007 года в Чеченской Республике.

Этому моменту предшествовала огромная подготовительная работа. Уже после внесения на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР проекта закона о суде присяжных, и, не ожидая его принятия, около 600 судей прошли специальный курс учебы по законопроекту в Российской правовой академии; в регионах были созданы межведомственные координационные советы, объединившие представителей краевой, областной администрации, судейского корпуса, прокуратуры, органов внутренних дел, адвокатуры, средств массовой информации и местных юридических учебных заведений. Решались вопросы выделения и ремонта зданий судов, обустройства залов судебных заседаний, материально-технического обеспечения <5>.

<5> Шатовкина Р. Становление и развитие суда присяжных в России // Российская юстиция. 2005. N 12.

После принятия Закона Российской Федерации 1993 года в числе других мероприятий были проведены следующие: подготовка и проведение совещаний и семинаров для представителей министерств и ведомств, разработка, издание и распространение методических материалов, подбор и расстановка кадров, организация анализа деятельности суда присяжных, подготовка руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда Российской Федерации по проблемам применения нового законодательства, широкое освещение хода преобразований в средствах массовой информации. Осуществлялось составление списков заседателей, подготовка к первым процессам с участием присяжных <6>.

<6> Великий Д.П., Шнитенков А.В. Комментарий к Федеральному закону "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

Кроме того, проведена большая работа по научно-методическому обеспечению реформы. В 1994 году подготовлен научно-практический сборник "Суд присяжных", издан сборник "Нормативные материалы о судьях и суде присяжных", пособие для судей "Суд присяжных", книга С.А. Пашина "Судебная реформа и суд присяжных". Издается информационный бюллетень "Летопись суда присяжных (прецеденты и факты)", где публикуются сведения о работе судов присяжных, о принципиальных решениях судей. Генеральной прокуратурой Российской Федерации издано методическое пособие "Прокурор в суде присяжных", которое разослано во все краевые (областные) прокуратуры.

Конституция в ст. ст. 20, 32, 47, 123 окончательно закрепила право на рассмотрение дел судом присяжных.

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2001 N 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" суд присяжных поэтапно введен в действие во всех регионах Российской Федерации.

Характеризуя в целом раздел 12 УПК РФ, определяющий особенности производства в суде с участием присяжных заседателей, следует отметить его непротиворечивость, историческую преемственность. Он составлен с учетом опыта действия Судебных уставов 1864 г., раздела 10 УПК РСФСР, международных норм, а также судебной практики. Согласно ст. 1 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в ВС РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Указанным Законом урегулированы вопросы участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей и предъявляемых к ним требований, составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, внесения в эти списки изменений и дополнений, финансового, материального обеспечения, гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя. Суду присяжных 17 лет. Очень интересна динамика отношения к этому институту. В 1992 - 1993 годах юридическое сообщество четко делилось на "за" и "против". И у каждой стороны были свои аргументы. Тогда суд присяжных была идеей, теоретической и законодательной конструкцией. Сейчас это реальность. Важно понять эту реальность, хотя для кого-то она уже успела стать рутиной. Сегодня совершенно ясно, что самыми большими специалистами по суду присяжных являются не ученые, а практики.

Литература

  1. Петрухин И.Л. Комментарий к главе 42 УПК // Комментарий к УПК РФ (постатейный). М.: Кодекс-Проспект, 2002.
  2. Попова А.Д. Суд присяжных как атрибут демократического государства: история и современность // Российская юстиция. 2010. N 5.
  3. Шатовкина Р. Становление и развитие суда присяжных в России // Российская юстиция. 2005. N 12.
  4. Великий Д.П., Шнитенков А.В. Комментарий к Федеральному закону "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.