Мудрый Юрист

Проблемы формирования правовой системы в дальневосточной республике (1920 - 1922 гг.)

Орнацкая Татьяна Александровна, доцент кафедры истории Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Академия метрологии, стандартизации и сертификации", кандидат исторических наук.

Статья посвящена проблемам формирования правовой системы на Дальнем Востоке в период существования Дальневосточной республики. Автор акцентирует внимание на специфике реализации правового регулирования на Дальнем Востоке в 1920 - 1922 гг., проблемах применения норм права, деятельности органов государственной власти республики.

Ключевые слова: Дальневосточная республика, право, правовая система, кадры юристов, органы государства.

Issues of legal system formation in the Far Eastern Republic (1920 - 1922)

T.A. Ornatskaya

Ornatskaya Tatyana A., Assistant Professor of the History Department at Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Academy of Metrology, Standardization and Certification", Candidate of Historical Sciences.

The article is devoted to the problems of the legal system in the Far East during the existence of the Far Eastern Republic. The authorfocuses on the specifics of legal regulation in the Far East in 1920 - 1922, and problems of law, the activities of bodies of state power of the Republic.

Key words: Far Eastern Republic, law, legal system, staff lawyers, the authorities of the state.

6 апреля 1920 г. в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) Съезд трудящихся Забайкалья провозгласил создание Дальневосточной республики (ДВР). Было объявлено о включении в состав ДВР Забайкальской, Приамурской, Приморской областей, Камчатки и полосы отчуждения КВЖД. 14 мая 1920 г. советское правительство официально признало правительство ДВР в Верхнеудинске <1>.

<1> Борьба за власть Советов в Приморье (1917 - 1922 гг.) / Сб. документов. Владивосток, 1955. С. 476 (В Москве в гостинице "Савой" находилось представительство ДВР. Представителями ДВР в РСФСР были Гончарская, Кушнарев, Громацкий, Гиллерсон и др. Представительство обсуждало вопросы бюджета ДВР, концессионной политики, собирало и отправляло в Читу для Дальбюро ЦК РКП (б) информацию о жизни Советской России, политическую литературу, газеты и журналы. Валюту правительство ДВР имело право тратить с разрешения Москвы. Въезд и выезд из ДВР осуществлялся только по визам, выдаваемым представительством РСФСР в республике и представительством ДВР в Москве. Визы не выдавались бывшим офицерам, выезжающим по частной надобности (См.: Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 5. Оп. 1. Д. 2191. Л. 22; Ф. 372. Оп. 1. Д. 552. Л. 61, 68; Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 147. Оп. 1. П. 10. Д. 3. Л. 51; Дворкин Я.М. Из воспоминаний сотрудника министерства иностранных дел ДВР // Гражданская война на Дальнем Востоке (1918 - 1922): воспоминания ветеранов. М., 1973. С. 246)).

Строительство буферного государства осуществлялось на основе "Кратких тезисов по Дальневосточной республике", утвержденных Политбюро ЦК РКП (б) 13 августа 1920 г., решений пленумов ЦК от 4 и 12 января 1921 г. и прямых указаний В.И. Ленина. Эти документы показывают, что буфер создавался как официально независимый от РСФСР, но в нем правящей партией должна быть коммунистическая. В тезисах указывалось, что недопустимо формальное отрицание института частной собственности, но предлагалось проводить политику ограничения капитала, проведения государственной монополии на хлеб, товарное сырье и прочее. Согласно Кратким тезисам о Дальневосточной республике определялся характер взаимоотношений между РСФСР и ДВР. В Тезисах от 13 августа 1920 г. подчеркивалось, что "все существенные вопросы внутренней и все без исключения внешней политики... решаются с согласия центра" <2>.

<2> Щагин Э.М. В.И. Ленин и создание Дальневосточной Республики // В.И. Ленин и Дальневосточная Республика: Сб. науч. трудов. Владивосток, 1985. С. 28 - 30.

Дальневосточные коммунисты по согласованию с ЦК РКП (б) решили временно пойти на признание многоукладной экономики, многопартийности, ограниченной парламентской демократии, отказаться от декларирования строительства социализма и советской системы. В определенной степени это была альтернатива режиму диктатуры пролетариата в Советской России. Японское выступление 4 - 6 апреля 1920 г. в Приморье и хабаровском Приамурье показало временную невозможность советизации региона <3>.

<3> Подробнее см.: Ципкин Ю.Н. Белогвардейские спецслужбы против коммунистического подполья на Дальнем Востоке в 1918 - 1920 гг. // История государства и права. 2011. N 13. С. 10 - 14.

Следует признать, что руководство РКП (б) в строительстве буферного государства проводилось жесткими методами. Большевики отвергли попытки правых социалистов получить важные посты в правительстве ДВР на основе "равноправной коалиции" <4>. Сторонником использования интеллектуальных и организационных способностей правых социалистов в строительстве буфера был А.М. Краснощеков <5>. Ему была предоставлена относительная внешняя самостоятельность. Он получил право по многим политическим вопросам обращаться в ЦК РКП (б) и НКИД РСФСР, минуя Дальбюро <6>.

<4> Героические годы борьбы и побед. Дальний Восток в огне гражданской войны. М., 1968. С. 193 - 194.
<5> Мухачев Б.И. Александр Краснощеков: Историко-биографический очерк. Владивосток, 1999. С. 152 - 153, 160 - 167.
<6> Василевский В.И. К вопросу об особенностях политической жизни и межпартийных отношений в ДВР // Гражданская война на Дальнем Востоке России: итоги и уроки: Тез. док. и сообщений междунар. науч. конфер. Владивосток, 1992. С. 76; Мухачев Б.И. Александр Краснощеков. С. 141, 145.

27 апреля 1921 г. Учредительное собрание ДВР первого созыва приняло Основной закон (Конституцию) ДВР. При его разработке использовался обширный политико-правовой материал: Конституция РСФСР 1918 г., тексты отдельных зарубежных конституций (в частности, Конституции США 1787 г.), а также законы ДВР, ее политические декларации, проект временной Конституции ДВР (1920 г.), конституционные акты Временного народного собрания Дальнего Востока. Конституция предусматривала создание смешанной экономики, соблюдение гражданских прав и свобод, многопартийность и разделение властей. Конституция ДВР была одной из самых демократических в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ДВР стала опытным полем нэпа, правовые основы которой нашли закрепление в Основном законе республики. Основной закон отменял сословное деление граждан, устанавливал их равенство перед законом, гарантировал свободу слова, собраний, печати, совести, выражения собственного мнения, создания союзов и обществ, не предусматривающих целей, наказуемых уголовными законами республики. Каждый гражданин должен был подчиняться закону и мог делать все, что не запрещено законом. Конституция объявила неприкосновенность личности, жилища, переписки. Граждане ДВР имели право перемены места жительства и свободы передвижений. Конституция отменяла смертную казнь. Право в республике базировалось на нормах нового и дореволюционного законодательства. Суд объявлялся независимым и гласным. В Основном законе не декларировалась руководящая роль ни одной политической партии, не регулировались нормы взаимоотношений государства и общественных организаций. В ДВР сохранялся институт частной собственности, не проводилась национализация крупной промышленности. Лишь отдельные предприятия были принудительно (за выкуп) изъяты в собственность государства. Были конфискованы предприятия, принадлежавшие контрреволюционерам. В отличие от РСФСР, государство в буферной республике не занимало командных высот в экономике. Отсутствовала монополия внешней торговли, не были национализированы банки. Частный капитал сохранял довольно прочные позиции в экономике буфера. Недра земли были национализированы, но разрешалась добыча полезных ископаемых на условиях аренды и концессий, как общественными организациями, так и трудовыми артелями и частными лицами <7>. Тем не менее Конституция ДВР серьезно отличалась от Конституции РСФСР <8>.

<7> Сонин В.В. Становление Дальневосточной республики (1920 - 1922). Владивосток, 1990; Дальневосточная республика на пути к демократическому правовому государству (1920 - 1922 гг.) // Из истории Дальневосточной республики. Владивосток, 1992. С. 37 - 48.
<8> Основной закон (Конституция) Дальневосточной республики. 27 апреля 1921 г. // Борьба за власть Советов в Приморье. С. 561 - 591.

Как отмечалось выше, ведущую роль в строительстве буферного государства играл ЦК РКП (б), все отношения представителей ДВР с партийным руководством осуществлялись посредством Дальбюро ЦК РКП (б). Главная стратегическая линия Дальбюро в правовом строительстве заключалась в создании народного права, нормы которого должны были отстаивать "интересы всех классов и, прежде всего, трудящихся" <9>. Для упорядочения государственной законодательной деятельности правительство буферной республики объявило, что только оно правомочно издавать законы, а министерства и местные органы власти - подзаконные акты. Для подготовки законопроектов в качестве рабочего органа при правительстве ДВР был образован специальный юридический Совет.

<9> Сонин В.В. Становление Дальневосточной республики (1920 - 1922). С. 252.

К началу объединительной конференции осенью 1920 г. на Дальнем Востоке сложилась уникальная правовая панорама. В Приморье действовало буржуазное право; в Прибайкалье формировалось право государства переходного к социалистическому типу; в Амурской Сахалинской (до захвата Северного Сахалина японцами) и Камчатской областях действовали нормы советского права. После объединения областей ДВР основой правовой системы стало право ДВР, распространенное в Прибайкалье.

Стоит подчеркнуть, что применение норм советского права в буржуазно-демократическом буферном государстве, коим была провозглашена ДВР, не исключалось, а соседствовало с нормами старого права (не применялись нормы колчаковского и семеновского законодательства). Нормативных документов, указывающих на отмену правовых актов Российской империи, в ДВР выпущено не было. А их действие регулировалось специальными нормативными актами в том случае, если они не противоречили буферной ориентации. Фактически большая часть нормативных правовых актов царского периода была санкционирована Дальневосточной республикой. Коренное отличие права Дальневосточной республики от Советской России состояло в том, что в первой оно представляло собой совокупную волю классов и социальных слоев (т.е. не только интересов рабочего класса, трудового крестьянства, но и части буржуазии), участвующих в блоке демократических сил, а во втором - являлось волей только одного господствующего пролетарского класса.

Именно поэтому Временное правительство Приморской областной земской управы в апреле 1920 г. издало постановление об открытии во Владивостоке Дальневосточного государственного университета в составе восточного, историко-филологического факультетов и факультета общественных наук <10>. Студенты продолжали получать основательную правовую подготовку. Планы и программы отделения правоведения предусматривали изучение студентами различных типов государства и права, в частности права Российской империи, РСФСР, ДВР, зарубежных стран Запада и Востока <11>. А курс лекций читали преданные власти Дальневосточной республики работники высшей школы.

<10> Необходимо подчеркнуть, что Постановлением Наркомата Просвещения РСФСР от 12 февраля 1918 г. все юридические факультеты российских вузов были упразднены "ввиду совершенной устарелости учебных планов... полного несоответствия этих планов требованиям научной методологии". Соответствующие кафедры были отнесены к историко-филологическим факультетам университетов на период до организации факультетов общественных наук, а профессоры считались выбывшими из состава юридического факультета. 23 декабря 1918 г. было издано постановление Наркомата просвещения об упразднении историко-филологического и юридического факультетов // Известия ВЦИК. 1918. 26 декабря.
<11> Сонин В.В. Становление юридического образования на Дальнем Востоке // Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее. Владивосток, 1998. С. 13.

Уже с осени 1920 г. перед руководством буферной республики стояли задачи по широкому привлечению рабочих и крестьян к законотворчеству, отмене нормативных правовых актов, действовавших в Российской империи и в период власти А.В. Колчака и Г.М. Семенова, проведению унификации законодательства на всей территории республики, а также систематизации законодательства ДВР.

Правотворчество трудящихся представляло собой принятие на общих собраниях и сходках наказов, в которых содержались правовые требования к законодателю. С принятием Конституции ДВР роль старого права постепенно снижалась, оно вытеснялось новыми нормативными актами <12>.

<12> См.: Скипина И.В. Правовой статус населения России в период гражданской войны (1918 - 1921 гг.) // История государства и права. 2004. N 6. С. 36 - 39; Исаев И.А. Новый порядок и принуждение // История государства и права. 2014. N 7. С. 3 - 9; и др.

Одной из самых острых проблем в области правового строительства буфера был кадровый вопрос <13>.

<13> Подробнее см: Дондоков Ц.С. Совершенствование системы управления народной милиции Дальневосточной республики // История государства и права. 2008. N 7. С. 7 - 8; Он же. Особенности профессиональной подготовки кадров народной милиции Дальневосточной республики // История государства и права. 2008. N 10. С. 7 - 9.

Правовая деятельность любого государства невозможна без специально подготовленных кадров - юристов. Руководство Дальневосточной республики не имело, да и не могло иметь, корпуса юристов, специалистов по различным отраслям права буферного государства. Учитывая нехватку специалистов в области права, правительство Дальневосточной республики 15 июля 1920 г. издало Постановление "Об учете и мобилизации юристов". В документе отмечалось, что для использования специальных познаний юристов при организации работы органов республики необходимо провести учет "всех лиц, окончивших университеты по юридическому факультету, лицеи и соответствующие им учебные заведения; лиц, занимавших не менее 2 лет должности ответственных работников в судебных учреждениях; студентов и студенток, прослушавших не менее 4 семестров соответствующих вузов" <14>. Все подлежащие учету лица должны были пройти регистрацию в Министерстве юстиции ДВР. Этим же документом Минюсту было предоставлено право взятых на учет юристов мобилизовывать по категориям или персонально распределять их по соответствующим учреждениям в порядке мобилизации.

<14> Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 2. Л. 181.

На протяжении осени 1920 г. в секретариат правительства ДВР поступали именные списки сотрудников государственных учреждений буферной республики с указанием профессионального образования и занимаемой должности <15>. Анализ поступивших сведений показал, что из 295 должностей государственных служащих имели юридическое образование, как правило, высшее, лишь 64 чел. Уместно отметить, что в сфере правового строительства правительство ДВР ориентировалось на практику советской России, а законодательство РСФСР в рассматриваемый период не содержало требования об обязательном наличии высшего юридического образования, для занятия должностей, связанных с правовой работой, соответственно и в буферном государстве не придавали ключевого значения уровню и направлению подготовки сотрудника государственного учреждения, во главу угла ставились иные принципы.

<15> ГАХК. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 7. Л. 7 - 9, 11, 24 - 25, 28, 31, 40 - 44, 49 - 52, 54.

Уже 16 декабря 1920 г. руководство ДВР издало Постановление "О возвращении из учреждений и организаций на службу в Министерство юстиции юристов, ранее состоявших в ведомстве этого министерства". Согласно Постановлению, все лица, когда-либо служившие по судебному ведомству в должностях членов судебных мест, мировых судей, следователей и в прокурорском надзоре, состоявшие в сословии присяжных поверенных, их помощников или частных поверенных при общих судебных местах и после образования ДВР почему-либо не находящиеся на службе по ведомству Министерства юстиции, должны были возвратиться обратно на службу в это ведомство за исключением лиц, занимающих в правительственных учреждениях должности, требующие юридических познаний и подготовки <16>. Указанные лица должны были в двухнедельный срок со дня опубликования данного постановления явиться в Министерство юстиции в г. Чите или в областной отдел юстиции по месту проживания. Всякое уклонение от явки в указанный срок приравнивалось к дезертирству.

<16> Собрание узаконений и распоряжений правительства ДВР. 1920. N 3. Ст. 94.

Особенно остро проблема привлечения лиц, имеющих юридическое образование, стояла в низовом аппарате органов юстиции ДВР. Так, например, товарищ министра МВД Дальневосточной республики Н.М. Матвеева после командировки по Прибайкальской области в январе - апреле 1922 г., целью которой было ознакомление с организацией деятельности административных работников системы МВД, в отчетном докладе указывал, что "делопроизводство некоторых уездных управлений хаотично, имеется случай занятия должности секретаря уездного управления неграмотным лицом" <17>.

<17> ГАХК. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 84. Л. 9.

В официальном печатном органе ДВР, журнале "Вестник Дальневосточной республики", в мартовском номере 1922 г. отмечалось, что даже "опытные юристы испытывают затруднения в разрешении юридических казусов" <18>. Заметим, что в этот период народные судьи выбирались и зачастую не имели не только теоретической подготовки, но и практики судопроизводства. В этой связи уже в апреле 1922 г. при Министерстве внутренних дел ДВР были организованы 3-х месячные курсы административных работников. Переменный состав обучавшихся составлял 60 чел., с образовательным цензом не ниже уровня бывшего городского училища. В программу курсов входили общие сведения о правовой системе ДВР, изучение основного законодательства ДВР И РСФСР, рассмотрение правительственных установлений центральных и местных органов власти, изучение налоговых прав и обязанностей граждан буферной республики <19>.

<18> ГАХК. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 83. Л. 17; Вестник Дальневосточной республики. 1922. N 3. С. 29 - 31.
<19> ГАХК. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 84. Л. 9.

Становление единой и цельной правовой системы Дальневосточной республики происходило в сжатые сроки. В ДВР, как указывалось выше, действовало множество разнообразных по содержанию и формам выражения юридических норм, старых и новых, принятых в разное время. Образуя калейдоскоп взаимодействия, правовые нормы складывались в уникальную систему права, с формированием отраслей, подотраслей и институтов. Вместе с тем правовая система не имела стабильности в силу специфики государственности буфера: признания частной собственности, классовой борьбы, временным характером ДВР, частыми изменениями, вносимыми в правовые акты, отменой старых законов и появлением новых нормативных актов. Естественно, в данных условиях крайне трудно было найти кадры специалистов, которые смогли бы ориентироваться как в нормах старого права, так и в советских законодательных актах. Именно поэтому руководство буферной республики столкнулось с проблемой реализации новых правовых принципов государственности.

Литература

  1. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 147. Министерство иностранных дел Дальневосточной республики.
  2. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 5. Секретариат Председателя СНК и Совета Труда и Обороны В.И. Ленина.
  3. Государственный архив Хабаровского края. Ф. Р-19. Правительство Дальневосточной республики.
  4. Собрание узаконений и распоряжений правительства ДВР. 1920. N 3. Ст. 94.
  5. Основной закон (Конституция) Дальневосточной республики. 27 апреля 1921 г. // Борьба за власть Советов в Приморье. С. 561 - 591.
  6. Борьба за власть Советов в Приморье (1917 - 1922 гг.) / Сб. документов. Владивосток: Приморское кн. изд-во, 1955. 831 с.
  7. Василевский В.И. К вопросу об особенностях политической жизни и межпартийных отношений в ДВР // Гражданская война на Дальнем Востоке России: итоги и уроки. Тезисы докладов и сообщений междунар. науч. конф. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 1992. С. 75 - 78.
  8. Вестник Дальневосточной республики. Чита: Издание Управления Делами Совета Министров. 1922. N 3.
  9. Героические годы борьбы и побед. Дальний Восток в огне гражданской войны. М.: Наука, 1968. 390 с.
  10. Дальневосточная республика на пути к демократическому правовому государству (1920 - 1922 гг.) // Из истории Дальневосточной республики. Владивосток, 1992. С. 37 - 48.
  11. Дворкин Я.М. Из воспоминаний сотрудника министерства иностранных дел ДВР // Гражданская война на Дальнем Востоке (1918 - 1922 гг.). Воспоминания ветеранов. М.: Наука, 1973. С. 241 - 246.
  12. Дондоков Ц.С. Совершенствование системы управления народной милиции Дальневосточной республики // История государства и права. 2008. N 7. С. 7 - 8.
  13. Дондоков Ц.С. Особенности профессиональной подготовки кадров народной милиции Дальневосточной республики // История государства и права. 2008. N 10. С. 7 - 9.
  14. Известия ВЦИК. 1918. 26 декабря.
  15. Исаев И.А. Новый порядок и принуждение // История государства и права. 2014. N 7. С. 3 - 9.
  16. Мухачев Б.И. Александр Краснощеков: Историко-биографический очерк. Владивосток: ДВО РАН, 1999. 284 с.
  17. Скипина И.В. Правовой статус населения России в период гражданской войны (1918 - 1921 гг.) // История государства и права. 2004. N 6. С. 36 - 39.
  18. Сонин В.В. Становление Дальневосточной республики, 1920 - 1922. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1990. 374 с.
  19. Сонин В.В. Становление юридического образования на Дальнем Востоке // Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее. Владивосток, 1998. С. 12 - 14.
  20. Ципкин Ю.Н. Белогвардейские спецслужбы против коммунистического подполья на Дальнем Востоке в 1918 - 1920 гг. // История государства и права. 2011. N 13. С. 10 - 14.
  21. Щагин Э.М. В.И. Ленин и создание Дальневосточной республики // В.И. Ленин и Дальневосточная республика. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1985. С. 13 - 36.