Мудрый Юрист

Следствие в Российской Федерации (1992 - 2007 гг.) *

<*> Журнал "Российский следователь" завершает публикацию серии из 24 статей, посвященных истории российских следственных органов. В настоящем номере представлена статья об организации и деятельности органов следствия Российской Федерации в период от распада СССР до учреждения Следственного комитета при прокуратуре России. Публикация в течение одного года такой объемной серии - беспрецедентный случай как для журнала "Российский следователь", так и других журналов Издательской группы "Юрист". Указанные статьи вызвали большой читательский интерес, в связи с чем журнал "Российский следователь" планирует и в дальнейшем публиковать статьи, посвященные изучению истории российских следственных органов, а также их современной деятельности. Редакционный совет и редакционная коллегия журнала "Российский следователь", а также руководство Издательской группы "Юрист" выражают благодарность авторам указанной серии статей - Серову Дмитрию Олеговичу и Федорову Александру Вячеславовичу за их труд и желают им новых творческих успехов в научной и практической деятельности.

Серов Дмитрий Олегович, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктор исторических наук, доцент.

Федоров Александр Вячеславович, заместитель Председателя Следственного комитета России, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор.

Статья посвящена вопросам истории развития органов следствия РФ в 1992 - 2007 годах. Приведены данные об организации и функционировании следственных подразделений в органах прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и наркоконтроля. Особое внимание уделено рассмотрению попытки создания Следственного комитета РФ в 1993 г.

Ключевые слова: предварительное следствие, следователь, следственный отдел, следственное управление, прокуратура, органы государственной безопасности, налоговая полиция, органы наркоконтроля, Министерство внутренних дел, Следственный комитет РФ.

Investigation in the Russian Federation (1992 - 2007)

D.O. Serov, A.V. Fedorov

Serov Dmitry O., Head of the Department of Theory and History of State and Law in Novosibirsk State University of Economics and Management, Doctor of History, Assistant Professor.

Fedorov Alexander V., Deputy Chairman of the Investigative Committee of Russia, Honored Lawyer of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Professor.

The article is devoted to the question about the development of the Russian investigative bodies in 1992 - 2007. Presents data on the organization and functioning of the investigative units in the Procecutor's offices, in the bodies of Iternal Affairs, in the bodies of state security and in the bodies of tax police. Particular attention is given to the story about the attempts to create the Investigative Committee of Russia in 1993.

Key words: preliminary investigation, investigator, Investigation Division, Investigation Department, Procuracy, Tax Police, Ministry of Iternal Affairs (MVD), Investigative Committee of Russia.

К моменту прекращения существования Союза ССР в его правоохранительной системе функционировало три органа, обладавших следственными подразделениями <1>: прокуратура, Министерство внутренних дел и совсем недавно образованная вместо упраздненного Комитета государственной безопасности СССР Межреспубликанская служба безопасности <2>.

<1> Подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991) // Российский следователь. 2015. N 23. С. 47 - 53.
<2> Межреспубликанская служба безопасности была образована в соответствии с Законом СССР от 03.12.1991 N 124-Н "О реорганизации органов государственной безопасности" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 50. Ст. 1411.

Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств" <3>, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР <4>, предусматривалось, что деятельность органов бывшего Союза ССР на территории государств - членов Содружества прекращается.

<3> Совершено 08.12.1991 и подписано за Республику Беларусь С. Шушкевичем и В. Кебичем, за РСФСР - Б. Ельциным и Г. Бурбулисом, за Украину - Л. Кравчуком и В. Фокиным.
<4> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (Ведомости СНД и ВС) РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798.

В целях прекращения деятельности правоохранительных органов бывшего Союза ССР на территории России Правительством РСФСР 19 декабря 1991 г. был принят ряд постановлений.

Постановлением N 52 Министерству внутренних дел РСФСР поручалось с 19 декабря 1991 г. взять под свое командование и оперативное руководство упраздняемое Министерство внутренних дел СССР, включая центральный аппарат и все подчиненные службы, организации, части и подразделения, расположенные на территории РСФСР <5>. Постановлением N 51 аналогичные задачи были поставлены Агентству федеральной безопасности РСФСР (созданному в ноябре 1991 г. путем преобразования Комитета государственной безопасности РСФСР <6>) - в отношении центрального аппарата и органов Межреспубликанской службы безопасности <7>. Этими же Постановлениями МВД РСФСР и АФБ РСФСР было поручено в срок до 25 декабря 1991 г. осуществить приемку зданий и сооружений, материально-технической базы и штатной численности бывшего МВД СССР и Межреспубликанской службы безопасности, а также представить новую организационно-штатную структуру.

<5> См.: Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 52 "О прекращении деятельности Министерства внутренних дел СССР на территории РСФСР" // СПС "КонсультантПлюс". Документ не публиковался.
<6> См.: Указ Президента РСФСР от 26.11.1991 N 233 "О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1683.
<7> Постановление Правительства РСФСР от 19.12.1991 N 51 "О прекращении деятельности Межреспубликанской службы безопасности на территории РСФСР" // СПС "КонсультантПлюс". Документ не публиковался.

Реформирование (а по существу - упразднение) Прокуратуры СССР началось еще раньше - с принятия Верховным Советом РСФСР 15 ноября 1991 г. Постановления "Об образовании единой системы органов Прокуратуры РСФСР" <8>. Этим Постановлением все действовавшие на тот момент на территории Советской России органы прокуратуры переходили в подчинение Прокуратуры РСФСР <9>. Генеральному прокурору РСФСР поручалось принять в ведение находившиеся в подведомственности Прокуратуры СССР предприятия, учреждения и организации, в том числе Институт повышения квалификации руководящих кадров в Москве и дислоцированный в Санкт-Петербурге Институт усовершенствования следственных работников <10>, а также ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка <11>.

<8> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 48. Ст. 1661.
<9> В 1991 г. были образованы независимые прокуратуры (генеральные прокуратуры) и в других союзных республиках распадавшегося СССР. Так, Генеральная прокуратура Украины была учреждена Законом Украины от 05.11.1991 N 1789-XII "О прокуратуре". См.: Законы о прокуратуре стран СНГ и Балтии / Сост. В.П. Рябцев и Ю.А. Дмитриев. М.: Манускрипт, 1995. С. 180 - 202.
<10> Ныне Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) ФГКУ ВО "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации". В 1988 - 1991 гг. пост директора Института усовершенствования следственных работников Прокуратуры СССР занимал доктор юридических наук А.И. Бастрыкин, являющийся в настоящее время председателем СК РФ.
<11> В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.03.2007 N 345-р на базе вышеперечисленных учебных и научных учреждений была создана Академия Генеральной прокуратуры РФ. См.: СЗ РФ. 2007. N 14. Ст. 1711.

Именно с ноября 1991 г. Прокуратура СССР как самостоятельный орган власти фактически прекратила существование. Окончательная ликвидация союзной прокуратуры состоялась в связи с изданием Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.12.1991 N 3045-1 "Об упразднении Верховного суда СССР, Высшего арбитражного суда СССР и Прокуратуры СССР" <12>. Согласно этому Постановлению деятельность Прокуратуры СССР прекращалась со 2 января 1992 г., а ее правопреемником объявлялась Прокуратура РСФСР.

<12> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 2. Ст. 74.

Организация и полномочия прокуратуры России в новых исторических условиях были окончательно закреплены Законом РФ от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" <13>. В частности, согласно ст. 11 Закона в России учреждалась Генеральная прокуратура. Следственные подразделения в российской прокуратуре сохранялись. В Генеральной прокуратуре предусматривались должности старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам, в прокуратурах субъектов РФ - должности следователей по особо важным делам и старших следователей, в городских и районных прокуратурах - должности старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - также следователей по особо важным делам).

<13> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366. В настоящее время данный Закон действует в редакции от 13.07.2015.

Обособленно происходила реорганизация входивших в систему Прокуратуры СССР органов военной прокуратуры с их следственными подразделениями. Еще в сентябре 1991 г. перед союзной прокуратурой был поставлен вопрос о ликвидации Главной военной прокуратуры с передачей ее функций гражданскому подразделению Прокуратуры СССР <14>. Этот замысел, однако, так и не был реализован.

<14> Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Заложники вождей. Советские и российские прокуроры. ХХ век. 1954 - 1992. М., 2006. С. 404.

В итоге упразднение военной прокуратуры СССР состоялось лишь в связи с изданием Постановления Президиума Верховного Совета РФ от 13.01.1992 N 2181-1 "Об органах военной прокуратуры" <15>. Согласно этому Постановлению органы военной прокуратуры, дислоцированные как на территории России, так и за рубежом (военные прокуратуры Западной, Северной и Северо-Западной групп войск), переходили в подчинение Генеральному прокурору Российской Федерации. Наконец, п. 5 ст. 14 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" устанавливалось, что в структуру Генеральной прокуратуры РФ входит Главная военная прокуратура во главе с Главным военным прокурором - заместителем Генерального прокурора РФ.

<15> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 5. Ст. 202.

Изменилось и место следственных подразделений в структуре органов внутренних дел. Приказом МВД России от 29.01.1992 вместо Главного следственного управления в министерстве был создан Следственный комитет, а 08.02.1992 утверждены штат Следственного комитета МВД и "Положение о Следственном комитете МВД России". При Следственном комитете создано Управление по расследованию дел особой важности (Следственная часть).

Что касается следственных подразделений в органах государственной безопасности, то преобразования, выпавшие на долю этих органов в первые постсоветские годы, отличались (даже на фоне бурной реформаторской эпохи) особенной интенсивностью. Началось с того, что Указом Президента РСФСР от 19.12.1991 N 289 было образовано новое ведомство - Министерство безопасности и внутренних дел РСФСР <16>. Министерство предполагалось создать путем слияния упразднявшихся Министерства внутренних дел СССР, Министерства внутренних дел РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности и Агентства федеральной безопасности РСФСР.

<16> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1902.

Подобное соединение в структуре одного ведомства органов внутренних дел и государственной безопасности являлось не только неконституционным, но и архаичным, весьма напоминавшим НКВД СССР в 1934 - 1943 годах, МГБ СССР в 1949 - 1953 годах и МВД СССР в 1953 - 1954 годах <17>. Неудивительно, что уже 14.01.1992 Конституционный Суд России признал названный Указ не соответствующим Конституции <18> и 15.01.1992 он был отменен <19>. Тем самым номинально восстанавливались Агентство федеральной безопасности РФ и Межреспубликанская служба безопасности. Однако через девять дней Указом Президента РСФСР от 24.01.1992 N 42 указанные органы были вновь упразднены, а на их основе создано Министерство безопасности РФ <20>.

<17> Подробнее см.: Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в предвоенный период (1930 - 1941) // Российский следователь. 2015. N 20. С. 58 - 64; Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 - 1959) // Российский следователь. 2015. N 21. С. 50 - 55.
<18> См.: Постановление Конституционного Суда РСФСР от 14.01.1992 N 1-П-У "По делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 289 "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 247.
<19> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 4. Ст. 171.
<20> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 5. Ст. 229.

При всех преобразованиях деятельность следственных подразделений АФБ/МБ не прекращалась, наоборот, становилась все более активной. В производстве следователей органов государственной безопасности находились многие уголовные дела, имеющие сущностное значение для проводимых в стране реформ. В связи с этим непонятно решение, в соответствии с которым в декабре 1993 года в ходе преобразования Министерства безопасности в Федеральную службу контрразведки (ФСК России) по причине того, что, как было отмечено в соответствующем Указе, "система органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МБ оказалась нереформируемой" <21>, органы государственной безопасности оказались лишены права производства предварительного следствия. Это, в частности, нашло отражение в утвержденной в январе 1994 года новой структуре - Федеральной службе контрразведки, в которой места следственному подразделению не нашлось <22>.

<21> См.: Указ Президента РФ от 21.12.1993 N 2233 "Об упразднении Министерства безопасности РФ и создании Федеральной службы контрразведки РФ" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5062.
<22> См.: Указ Президента РФ от 05.01.1994 N 19 "Об утверждении "Положения о Федеральной службе контрразведки Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 2. Ст. 76.

Без органов следствия Федеральная служба контрразведки функционировала чуть менее года - 22.11.1994 специальным Указом Президента России <23> в структуре центрального аппарата ФСК России было образовано Следственное управление, а в ее территориальных органах - следственные отделы <24>. Для укомплектования воссозданных следственных подразделений численность военнослужащих и гражданского персонала органов контрразведки была увеличена на тысячу штатных единиц <25>.

<23> См.: Указ Президента РФ от 22.11.1994 N 2106 "О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 1994. N 31. Ст. 3255.
<24> Необходимо отметить, что одним из первых публично сказал об ошибочности принятого решения в части ликвидации следственных подразделений в органах безопасности С.В. Степашин, являвшийся до указанной реорганизации первым заместителем министра безопасности РФ, а в марте 1994 г. назначенный директором Федеральной службы контрразведки РФ. Во многом благодаря его принципиальной позиции, обоснованной необходимостью должного обеспечения национальной безопасности, состоялось решение о воссоздании следственных подразделений в ФСК России.
<25> По оценкам специалистов, ликвидация следственных подразделений привела к оттоку квалифицированных кадров, и после воссоздания следственных подразделений в органах безопасности потребовались годы, чтобы восстановить прежний высокопрофессиональный уровень работы.

Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ Федеральная служба контрразведки Российской Федерации была преобразована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации <26>. В структуре Федеральной службы безопасности с момента ее образования и до настоящего времени существует Следственное управление, а в территориальных органах ФСБ России - следственные подразделения, наделенные полномочиями по осуществлению предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к подследственности следователей органов Федеральной службы безопасности.

<26> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Говоря о развитии органов следствия в первые годы существования Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что сохранение следственных подразделений в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности противоречило разделу "Организация следственного аппарата" Концепции судебной реформы в РСФСР <27>, принятой в октябре 1991 г. <28>, констатировавшей необходимость создания единого следственного аппарата, организационно отделенного как от прокуратуры, так и от МВД и КГБ.

<27> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 63 - 67.
<28> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 N 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

В соответствии с Концепцией в ст. 3 Постановления VII Съезда народных депутатов России "О состоянии законности, борьбы с преступностью и коррупцией" от 14.12.1992 N 4081-1 было дано поручение Верховному Совету РФ завершить подготовку и принять в первом полугодии 1993 года ряд законодательных актов, в том числе Закон "О Следственном комитете РФ" <29>.

<29> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 51. Ст. 3018.

На основании указанного Постановления рабочей группой под руководством заместителя Председателя Комитета Верховного Совета РФ по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью Б.П. Кондрашова был разработан проект Закона "О Следственном комитете Российской Федерации" <30>. При этом за основу взят и доработан аналогичный проект, подготовленный в 1990 году рабочей группой под руководством Е.А. Щербинского (последний также входил в состав новой рабочей группы и занимал на тот момент должность заместителя начальника Следственного комитета МВД России).

<30> Подробнее см.: Пантелеев В.О. Единый следственный орган Российской Федерации: исторический обзор попыток образования и перспективы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сб. науч. работ / под ред. В.В. Захарова. Курск, 2014. Вып. 7. С. 77 - 90.

Подготовленный законопроект был подвергнут как широкому обсуждению, так и серьезной научно-юридической экспертизе. В ходе обсуждения в поддержку законопроекта выступили 92,5 процента представителей органов правосудия, 93,8 процента представителей коллегий адвокатов, 93 процента представителей следственных подразделений органов внутренних дел, 82,9 процента представителей органов прокуратуры <31>.

<31> Деришев Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ: моногр. Омск, 2003. С. 234.

31 марта 1993 года Верховный Совет в первом чтении принял проект Закона "О Следственном комитете Российской Федерации" <32>. Одновременно Комитету Верховного Совета России по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью поручалось с привлечением профильных служб аппарата Верховного Совета доработать этот законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Верховного Совета во втором чтении. Однако события октября 1993 года и роспуск Верховного Совета пресекли реализацию подготовленного проекта реформирования органов следствия. Это была последняя попытка создания единого органа следствия России, предпринятая в ХХ веке.

<32> См.: Постановление Верховного Совета РФ от 31.03.1993 N 4715-1 "О проекте Закона РФ "О Следственном комитете РФ" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 15. Ст. 527.

После неудачи с учреждением Следственного комитета РФ развитие органов следствия продолжилось в нашей стране в рамках уже ставших традиционными административной и прокурорской моделей. Так, в структуре Генеральной прокуратуры России с 1992 года функционировало Следственное управление, которое первоначально включало в себя следующие подразделения: отдел по расследованию преступлений против личности, отдел по расследованию хищений и должностных преступлений, отдел по расследованию преступлений на особо режимных объектах и транспорте, отдел оперативного реагирования, тактико-криминалистический отдел, канцелярию.

Первая реорганизация Следственного управления произошла в 1995 году. Тогда был упразднен отдел по расследованию преступлений на особо режимных объектах и транспорте, а на основе отдела по расследованию преступлений против личности образован отдел по расследованию бандитизма и преступлений против личности. В свою очередь, вместо отдела по расследованию хищений и должностных преступлений было создано два отдела: отдел по расследованию государственных преступлений и отдел по расследованию преступлений в сфере экономики.

В 1998 году в Генеральной прокуратуре России было образовано Главное следственное управление, которое включило в себя четыре управления: Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел, Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры, Организационно-методическое управление и Управление по расследованию особо важных дел, включавшее в себя отдел оперативного реагирования, отдел по расследованию коррупции и преступлений в сфере экономики, отдел по расследованию бандитизма и умышленных убийств. Кроме того, в состав Главного следственного управления входил отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ (на правах управления) и отдел криминалистики, который в скором времени также приобрел статус управления <33>.

<33> Пантелеев В.О. Органы следствия России в конце XX - начале XXI вв. // 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013) / под общ. ред. А.И. Быстрыкина; науч. ред. Д.О. Серов. М., 2014. С. 335, 336.

В истории следственных подразделений органов внутренних дел в 1990-е годы определяющим стал Указ Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" <34>, с которым связано начало проведения наиболее эффективного реформирования органов предварительного следствия МВД со времен распада СССР. Указом впервые на нормативном уровне устанавливался правовой статус органов следствия в системе Министерства внутренних дел во главе со Следственным комитетом при МВД России.

<34> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5923.

Возглавлял Следственный комитет заместитель министра - начальник Следственного комитета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, который назначался на должность и освобождался от должности Президентом России по предложению председателя правительства. Аналогичное место в системе следственных органов внутренних дел заняли и нижестоящие начальники - заместители начальников территориальных и специализированных подразделений в системе МВД России, которые назначались на должность и освобождались от должности министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета.

В целях реализации Указа Президента N 1422 Министерством внутренних дел России был издан Приказ от 04.01.1999 N 1. Согласно этому Приказу все существовавшие на тот момент следственные подразделения органов внутренних дел выводились из структуры аппаратов управления МВД, территориальных и специализированных органов внутренних дел. Одновременно при тех же подразделениях органов внутренних дел образовывались главные следственные управления, следственные управления, отделы, отделения, группы <35>.

<35> Приказ МВД РФ от 04.01.1999 N 1 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23.11.1998 N 1422". См.: Правовые основы деятельности органов внутренних дел: сб. нормативных правовых актов / под ред. Б.В. Грызлова. СПб., 2003. Т. 3. С. 529 - 602.

Особую страницу в историю органов следствия постсоветской России вписала сравнительно непродолжительная деятельность следственных подразделений налоговой полиции <36>. Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1 <37>. Согласно Закону существовавшие на тот момент органы налоговых расследований при Государственной налоговой службе были выделены в самостоятельный правоохранительный орган - Департамент налоговой полиции РФ на правах государственного комитета. Первоначально основной обязанностью департамента являлось проведение оперативно-розыскных мероприятий и дознания с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.

<36> Подробнее см.: Пантелеев В.О. Органы следствия России в конце XX - начале XXI вв. С. 337 - 342.
<37> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 29. Ст. 1114.

Однако уже 17 декабря 1995 года органы налоговой полиции были наделены функцией расследования уголовных дел и одновременно приобрели новое наименование - Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП России) <38>. В структуре центрального аппарата ФСНП России было создано Следственное управление, впоследствии реорганизованное в Главное следственное управление.

<38> См.: Федеральный закон от 17.12.1995 N 200-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4973.

На протяжении конца 1990-х - начала 2000-х годов прослеживалась устойчивая тенденция на расширение подследственности органов налоговой полиции. К концу 2001 года следователи ФСНП России, помимо уголовных дел, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, могли расследовать преступления, предусмотренные еще 25 статьями УК РФ. Статистические сведения о деятельности ФСНП России таковы: в 1995 году Службой было выявлено 5670 налоговых преступлений, в 1999 - 11 498, в 2000 - 20 622, а в 2001 - более 32 000 <39>.

<39> Александров И.В. Налоговые преступления: криминалистические проблемы расследования. СПб., 2002. С. 122.

Указом Президента России от 11.03.2003 N 306 Федеральная служба налоговой полиции подверглась упразднению, а ее полномочия были переданы Министерству внутренних дел <40>, в котором с 1 июля 2003 года в структуре центрального аппарата образовывалась Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, возглавляемая заместителем министра. Все уголовные дела, которые на момент вступления в силу Указа N 306 находились в производстве следователей ФСНП России, были переданы в Следственный комитет при МВД России и поручены следователям вновь созданного Управления по налоговым преступлениям. Этим же Указом был образован самостоятельный правоохранительный орган - Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Госнаркоконтроль).

<40> СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1099.

Указом Президента РФ 6 июня 2003 года утверждено Положение "О Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" <41>. Этим Указом основными задачами Госнаркоконтроля были определены выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством к подследственности органов наркоконтроля.

<41> См.: Указ Президента РФ от 06.06.2003 N 624 "Вопросы Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // СЗ РФ. 2003. N 23. Ст. 2198.

Одновременно была утверждена и структура центрального аппарата Госнаркоконтроля: в нем было образовано 13 управлений и четыре главных управления, среди которых и Главное следственное управление. 9 марта 2004 года в рамках общего реформирования структуры центральных органов исполнительной власти Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был преобразован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ <42>.

<42> См.: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2004. 12 марта.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 28 июля 2004 года была переименована в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Одновременно Президентом России было утверждено новое Положение "О Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" <43>. Предельная штатная численность службы осталась прежней, однако произошло сокращение численности сотрудников центрального аппарата. Сокращение аппарата отразилось и на его структуре - вместо 17 управлений и главных управлений было образовано 10 департаментов по основным направлениям деятельности службы. В рамках этой реорганизации на основе бывшего Главного следственного управления был образован Следственный департамент ФСКН России.

<43> См.: Указ Президента РФ от 28.07.2004 N 976 "Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3234. В настоящее время данный Указ действует в редакции от 13.08.2015.

Первая в XXI веке попытка создания единого органа следствия была связана с внесенным в Государственную Думу 31 октября 2002 года депутатами И.Ю. Артемьевым и С.В. Иваненко проектом Федерального закона N 257222-3 "Об органах предварительного следствия в РФ" <44>. В законопроекте предлагалось создать единый орган следствия - Федеральную службу расследований, директор которой бы назначался и смещался с должности Президентом РФ. Одновременно предполагалось принять федеральные законы о внесении соответствующих изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральные законы о прокуратуре, об органах безопасности и о налоговой полиции.

<44> Подробнее см.: Аверченко А.К., Серов Д.О. Организация следственного аппарата России: история и современность // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. "Право". 2006. Т. 2, вып. 1. С. 18 - 19.

Данный законопроект был отклонен (по формальным основаниям) в апреле 2004 года. Никаких практических последствий не имело и выдвинутое в те же годы научно аргументированное предложение Ю.В. Деришева об учреждении Следственного департамента при Верховном Суде РФ и аналогичных структур при судах в субъектах РФ <45>. В итоге к середине 2000-х годов российский следственный аппарат сохранил унаследованную от советского периода ведомственную разобщенность, обусловленную сложившимся в иных исторических условиях построением по административной и прокурорской моделям.

<45> См.: Деришев Ю.В. Указ. соч. С. 248 - 249.

Сущностные изменения в сложившейся системе следственных органов произошли лишь в 2007 году. Принятие Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре РФ" <46> стало началом процесса создания в нашей стране вневедомственной модели построения органов следствия. Этим Законом в системе прокуратуры Российской Федерации был предусмотрен обладающий значительной автономией Следственный комитет при прокуратуре РФ, состоящий из Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ.

<46> Российская газета. 2007, 8 июня.

С 7 сентября 2007 года Следственный комитет при прокуратуре РФ начал функционировать как специальный государственный орган, наделенный полномочиями на осуществление предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к его подследственности <47>.

<47> 7 сентября 2007 г. вступил в силу Указ Президента РФ от 01.08.2007 N 1004 "Вопросы Следственного комитета при прокуратуре РФ", утвердивший "Положение о Следственном комитете при прокуратуре РФ". См.: СЗ РФ. 2007. N 32. Ст. 4122.

Анализ деятельности Следственного комитета при прокуратуре и его дальнейших трансформаций в самостоятельный федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с российским законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства, - удел будущих исследований.

На данный момент это фактически еще не история, а изучение реалий современной действительности, государственно-правовой политики в сфере организации и нормативно-правового регулирования уголовного судопроизводства, совершенствования российского уголовно-процессуального права.

Литература

  1. Аверченко А.К., Серов Д.О. Организация следственного аппарата России: история и современность // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. "Право". 2006. Т. 2, вып. 1. С. 5 - 21.
  2. Александров И.В. Налоговые преступления: криминалистические проблемы расследования. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 247 с.
  3. Деришев Ю.В. Проблемы организации досудебного производства по УПК РФ: моногр. Омск: ОмЮИ, 2003. 257 с.
  4. Законы о прокуратуре стран СНГ и Балтии / сост. В.П. Рябцев и Ю.А. Дмитриев. М.: Манускрипт, 1995. 244 с.
  5. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Заложники вождей. Советские и российские прокуроры. ХХ век. 1954 - 1992. М.: РОССПЭН, 2006. 648 с.
  6. Концепция судебной реформы в РФ. М.: Республика, 1992. 111 с.
  7. Пантелеев В.О. Единый следственный орган РФ: исторический обзор попыток образования и перспективы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс; сб. науч. работ / под ред. В.В. Захарова. Курск: КГУ, 2014. Вып. 7. С. 77 - 90.
  8. Пантелеев В.О. Органы следствия России в конце XX - начале XXI вв. // 300 лет следственному аппарату России (1713 - 2013) / под общ. ред. А.И. Быстрыкина; науч. ред. Д.О. Серов. М.: СК РФ, 2014. С. 322 - 354.
  9. Правовые основы деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов. В 3-х т. / Под ред. Б.В. Грызлова. Т. 3. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. 842 с.
  10. Серов Д.О., Федоров А.В. Следствие при Петре I: образование "майорских" канцелярий и зарождение стадии предварительного расследования // Российский следователь. 2015. N 4. С. 53 - 56.
  11. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 - 1959) // Российский следователь. 2015. N 21. С. 50 - 55.
  12. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в канун распада СССР (1985 - 1991) // Российский следователь. 2015. N 23. С. 47 - 53.
  13. Серов Д.О., Федоров А.В. Советское следствие в предвоенный период (1930 - 1941) // Российский следователь. 2015. N 20. С. 58 - 64.