Мудрый Юрист

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности на современном этапе развития отечественного уголовного законодательства

Макаров Андрей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".

Жукова Александра Сергеевна, старший преподаватель кафедры уголовного права и уголовного процесса юридического факультета ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный университет".

Решение проблем обеспечения безопасности Российской Федерации в таможенной сфере вызвано образованием Таможенного союза с участием трех государств в составе России, Беларуси и Казахстана, который является беспрецедентной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Современное уголовное законодательство неоднозначно по отношению к объектам уголовно-правовой охраны в сфере внешнеэкономической деятельности. Заслуживают внимания составы преступления, которые подверглись изменениям и декриминализации.

В связи с тем, что законодательство постоянно изменяется и преступления в сфере внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение, особое значение приобретают теоретические исследования, основанные на обобщении и анализе современной правоприменительной практики.

Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, Таможенный союз, таможенное законодательство, уголовное право, преступление в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенствование законодательства.

Crimes in the Sphere of Foreign Economic Activities at the Current Stage of Development of Domestic Criminal Laws

A.V. Makarov, A.S. Zhukova

Makarov Andrey V., Doctor of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Transbaikal State University".

Zhukova Alexandra S., Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of the Faculty of Law in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Transbaikal State University".

The solution of security problems of the Russian Federation in the customs sector is associated with the formation of the Customs Union with the involvement of three states, including Russia, Belarus and Kazakhstan, which is an unprecedented integration structure in the former Soviet territory. Modern criminal laws are "ambiguous" in relation to objects of criminal law protection in the sphere of foreign economic activities. Noteworthy are constituent elements of a crime that were changed and decriminalized.

Due to ever-changing laws and prevalence of crimes, theoretical studies based on generalization and analysis of modern law-enforcement practice are of particular importance.

Key words: foreign economic security, Customs Union, customs laws, criminal law, crime in the sphere of foreign economic activities, improvement of laws.

Развитие таможенного дела в российском государстве имеет глубокие корни и обладает рядом особенностей, не свойственных другим государствам. Наиболее интересны в изучении те периоды, которые ознаменованы важнейшими событиями, например вторая половина XVII в. - период оформления системы таможенного законодательства <1>.

<1> Савосина Н.Г. К вопросу о формировании системы таможенного законодательства в истории России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 8. С. 46 - 48.

В настоящее время единой концепции и соответствующей ей стратегии в сфере внешнеторговой деятельности российским законодателем не выработано, хотя отдельные аспекты ее осуществления затрагиваются в иных документах подобного рода. Примером тому могут служить Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <2>, Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р <3>, и др. Нельзя не отметить, что в условиях существования Таможенного союза, предполагающего выработку скоординированной позиции по многим вопросам внешнеторговой деятельности, концептуальные аспекты ее государственного регулирования стали предметом обсуждения на межгосударственном уровне.

<2> Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // Собр. законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
<3> Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р // Собр. законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Более того, одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведет ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав <4>. Указанные данные позволяют говорить о том, что преступные нарушения прав интеллектуальной собственности, а именно авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товаров (ст. 180 УК РФ), следует отнести к подведомственности таможенных органов, расширив границы действия Уголовно-процессуального кодекса РФ.

<4> Савосина Н.Г. К вопросу о защите таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Право и кибербезопасность. 2014. N 1. С. 38 - 45.

В настоящее время в уголовно-правовой литературе широкое распространение получили такие понятия, как таможенная преступность, таможенные преступления. На преступления в сфере внешнеэкономической деятельности как специфический вид преступлений и специфическую преступную деятельность правоприменители обратили внимание после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1996 года <5>, в котором до декриминализации была предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Указанные преступления были помещены в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" УК РФ.

<5> Уголовный кодекс РФ: ФЗ [от 13.06.1996 N 63-ФЗ] // Собр. законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Следует охарактеризовать более подробно внешнеэкономическую деятельность как общий объект таможенных преступлений. Более того, обеспечение внешнеэкономической безопасности является приоритетным направлением политики России. Об этом свидетельствуют показатели деятельности таможенных органов за последние годы. В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, улучшения инвестиционного климата в РФ в 2014 году Федеральная таможенная служба России продолжила работу по совершенствованию таможенного администрирования.

Для определения общего объекта рассматриваемого вида преступности остановимся на положениях ст. 1 ФЗ "Об экспортном контроле": "Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них); экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов" <6>. Следовательно, деятельность таможенных органов заключается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением законодательства РФ, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. Таможенные органы выступают здесь в роли "инструмента". Выводом может служить мнение о том, что все посягательства на внешнеэкономическую деятельность, связанную с исполнением обязанностей таможенными органами либо с внесением таможенных платежей и совершением внешнеэкономических операций, представляют собой преступление в сфере внешней экономики.

<6> Об экспортном контроле: ФЗ [от 18.07.1999 N 183-ФЗ] // Собр. законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

С учетом сказанного имеются все основания утверждать, что исследуемые нарушения предусматривают ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля: ст. 189 - 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ.

На основании изложенного классификация рассматриваемых преступлений должна строиться исходя из общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, складывающихся в связи с международным обменом товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Таким образом, групповым объектом рассматриваемых преступлений выступают охраняемые государством и урегулированные нормативно-правовыми актами общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, в частности включающие отношения по международному обмену товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Другими словами, следует выделить посягательство на указанную область общественных отношений в сфере экономической деятельности. Причем, безусловно, каждое отдельное преступление посягает, как правило, на ту или иную сферу общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Отметим, что Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ внесены существенные изменения в уголовное законодательство и процессуальную деятельность таможенных органов <7>. Применительно к уголовному законодательству декриминализована ст. 188 "Контрабанда", в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" введена ст. 226.1, в гл. 25 - ст. 229 УК РФ, уточнена редакция ст. 189 УК РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 утвержден Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей применения ст. 226.1 УК РФ.

<7> О внесении изменений в УК РФ и отдельные законодательные акты РФ: ФЗ [от 07.12.2011 N 420-ФЗ] // Собр. законодательства РФ. 2011. N 50. Ст. 7362.

Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ таможенные органы лишены права производства дознания и в соответствии п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ могут осуществлять неотложные следственные действия по ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ <8>.

<8> О наркотических средствах и психотропных веществах: ФЗ [от 08.01.1998 N 3-ФЗ] // Собр. законодательства РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

Несмотря на значительное количество работ по рассматриваемой теме, до сих пор остаются дискуссионными вопросы, связанные с понятием и сущностью преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, их классификацией и т.д. Наиболее существенные расхождения наблюдаются при определении дефиниции "таможенные преступления".

Так, А.М. Фатхутдинова определяет таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки таможенному запрету <9>.

<9> Бойко А.И. Преступное бездействие: монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. 312 с.

Русанов Г.А. отмечает, что таможенные преступления - это преступления в сфере таможенного дела, отнесенные к компетенции таможенных органов как органов дознания, и называются они "чисто таможенными" <10>. Очевидно, что эта точка зрения опирается на место совершения преступления - таможенную границу.

<10> Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 406 с.

Авдонин В.А. придерживается подобной позиции, но расширяет классификацию должностными преступлениями в сфере таможенного дела, то есть совершенными сотрудниками таможенных органов с превышением и злоупотреблением должностными полномочиями <11>. Полагаем, что такое дополнение нецелесообразно, так как выделение сотрудника таможенного органа как особого специального субъекта подменяет понятие должностного лица и нарушает принцип действия уголовного законодательства. В соответствии со ст. 2 УК РФ "уголовный закон распространяется на всех лиц... вне зависимости от должностного положения". Более того, понятие должностного лица определено и законодательно регламентировано в ст. 285 УК РФ.

<11> Тузов Л.Л. Транснациональная экономическая преступность в государствах - членах Таможенного союза // Наука и практика. 2015. N 1(62). С. 104 - 106.

И.В. Дмитриенко полагает, что рассматриваемые преступления объединяются в одну группу "...по признаку их совершения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, контроль за которым осуществляют таможенные органы (они же ведут дознание по делам об этих преступлениях)" <12>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.В. Дмитриенко "Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны" включена в информационный банк согласно публикации - "Российский следователь", 2008, N 8.

<12> Дмитриенко И.В. Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2010. N 8. С. 27.

А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова определяют таможенные преступления как общественно опасные виновные посягательства, существенно нарушающие деятельность таможенных органов при реализации ими целей и задач, установленных законодательством <13>. Также авторы конкретизируют непосредственный объект посягательства при совершении таможенных преступлений: "Под непосредственным объектом всех таможенных преступлений понимают законодательно урегулированную деятельность таможенных органов, направленную на достижение экономических целей".

<13> Чучаев А.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 442 с.

То есть воздействие на другие элементы общественных отношений в сфере деятельности таможенных органов не образует преступления в сфере внешнеэкономической деятельности, а свидетельствует об ином посягательстве. Таким образом, рассматриваемая группа преступлений связана со сферой внешнеэкономической деятельности таможенных органов.

В этом контексте интересной представляется классификация Л.Л. Тузова. По его словам, к таможенной преступности относятся: преступления в сфере финансов и кредита; преступления в сфере внешнеэкономической деятельности; преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; преступления в сфере банкротства; преступления в сфере налогов <14>.

<14> Тузов Л.Л. Транснациональная экономическая преступность в государствах - членах Таможенного союза // Наука и практика. 2015. N 1 (62). С. 104 - 106.

Можно говорить о том, что экономическая преступность как явление на территории Таможенного союза должна соответствовать двум основным принципам. Во-первых, принципу территориальности. В соответствии с ним экономическое преступление является посягательством на внешнеэкономическую деятельность, если уголовно наказуемое деяние совершается на территории двух и более государств. Это означает, что данное деяние признается преступлением каждым из государств, на территории которых оно совершается, и содержит все признаки составов преступлений, предусмотренных уголовным законом указанных государств. Во-вторых, по принципу принадлежности к государству. Согласно этому признаку можно рассматривать преступление, совершаемое гражданином одного государства на территории другого государства (других государств) либо совершаемое официальным представителем международной организации на территории любого государства.

В целом преступления в сфере внешнеэкономической деятельности - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, совершаемые в сфере экономической деятельности таможенных органов при осуществлении таможенного контроля, при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки уголовно-правовому запрету.

Изложенное позволяет классифицировать и выделить общие черты рассматриваемой группы деяний по наиболее значимым признакам состава преступления, то есть по содержанию информации об объекте, субъекте, объективной и субъективной стороне деяния (уголовно-правовое содержание). Сторонником основной, но общей характеристики таких правонарушений является В.А. Кожушков <15>.

<15> Жбанков В.А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 430 с.

Анализ вышеуказанных определений показывает, что к признакам рассматриваемой группы преступлений авторы относят: посягательство на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету; совершение преступлений в сфере таможенного дела, отнесенных к компетенции таможенных органов как органов дознания; совершение преступлений в связи с пересечением таможенной границы; совершение преступлений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, контроль за которыми осуществляют таможенные органы (они же ведут дознание по делам об этих преступлениях); посягательство на порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства реализации таможенной политики; посягательство на установленный национальными и международными правовыми актами о таможенном деле порядок перемещения через таможенную границу товаров, их таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, предоставления различных льгот или пользования ими, а также порядок применения государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности при проведении предварительного расследования уголовных дел, в отношении которых таможенные органы РФ в соответствии с УПК РФ наделены правом осуществления дознания и производства неотложных следственных действий (ст. 189, 190, 194 УК РФ); существенное нарушение деятельности таможенных органов при реализации ими целей и задач, установленных законодательством.

Конкретизируя сказанное, выделим признаки преступности как негативного социально правового явления. Во-первых, перемещение товаров или транспортных средств происходит через таможенную границу в связи с их ввозом или вывозом. В этом контексте отметим п. 19 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС): "Незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение". Пункт 22 ст. 4 ТК ТС устанавливает: "Перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза" <16>. Понятия "ввоз товаров в РФ" и "вывоз товаров из РФ" определяются в ст. 5 Федерального закона РФ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <17>. Толкование этих норм позволяет говорить о том, что какие бы сделки не совершались в сфере внешнеэкономической деятельности, какие бы товары не были предметом тех или иных сделок, какие бы лица не осуществляли данные сделки, сколько бы их не было, они будут отнесены к указанной сфере только в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поэтому совершение таможенных преступлений возможно только в случае перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

<16> Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств [от 27.11.2009 N 17] // Собр. законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
<17> О таможенном регулировании в РФ: ФЗ [от 27.11.2010 N 311-ФЗ] // Российская газета. 2010. N 269. 9 ноября.

Во-вторых, все посягательства направлены на нарушение деятельности таможенных органов при реализации ими целей и задач, установленных законодательством. Таможенные органы выполняют возложенные на них функции в области таможенного дела, которые в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" представляют "регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей" (ч. 2 ст. 1 ФЗ N 311-ФЗ). В ст. 6 ТК ТС эти функции детализированы.

В-третьих, определена процессуальная компетенция таможенных органов в целях предупреждения, раскрытия, расследования и пресечения таможенной преступности. Это подтверждается п. 8 ст. 6 ТК ТС о компетенции таможенных органов: "Выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза" <18>.

<18> Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств [от 27.11.2009 N 17] // Собр. законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

В современной редакции УК РФ объекты уголовно-правовой сферы рассматриваемых преступлений закреплены в нескольких главах, в частности 22, 23, 24, 25. Нормы УК РФ существенно изменились за последние пять лет. Одновременно был изменен ряд важных признаков отдельных составов таможенных преступлений, а также УК РФ был дополнен новыми нормами о таких преступлениях (например, ст. 193.1, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1).

Объединить преступления можно исходя из таких критериев, как: транснациональный характер; повышенная общественная опасность; организованный характер; латентность; многообъектность. С учетом сказанного имеются все основания утверждать, что уголовная ответственность по исследуемой группе преступлений наступает за посягательства на сферу внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля как общих объектов уголовно-правовой охраны по составам, закрепленным в ст. 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ.

Представляется, что рассмотренные признаки могут быть положены в основу дефиниции "преступление в сфере внешнеэкономической деятельности".

С учетом современных реалий: создания Таможенного союза, внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и таможенное законодательство - целесообразно дать следующие понятия:

Литература

  1. Бойко А.И. Преступное бездействие: монография. СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. 312 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья И.В. Дмитриенко "Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны" включена в информационный банк согласно публикации - "Российский следователь", 2008, N 8.

  1. Дмитриенко И.В. Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2010. N 8. С. 27.
  2. Жбанков В.А. Криминалистическая характеристика таможенных преступлений: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 430 с.
  3. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 406 с.
  4. Савосина Н.Г. К вопросу о защите таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности // Право и кибербезопасность. 2014. N 1. С. 38 - 45.
  5. Савосина Н.Г. К вопросу о формировании системы таможенного законодательства в истории России // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 8. С. 46 - 48.
  6. Тузов Л.Л. Транснациональная экономическая преступность в государствах - членах Таможенного союза // Наука и практика. 2015. N 1(62). С. 104 - 106.
  7. Чучаев А.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 442 с.