Мудрый Юрист

Сделки с акциями (долями) коммерческих организаций, подлежащие контролю антимонопольным органом

Касымов Расул Шамильевич, младший научный сотрудник лаборатории правовых проблем экономики и управления Юридического факультета им. М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассмотрены особенности сделки с акциями (долями) коммерческих организаций, подлежащие контролю антимонопольным органом. В частности: приобретение лицом голосующих акций (ст. 28 ЗоЗК), виды лиц, приобретающих акции, имеющие значение для антимонопольного регулирования, правовой режим антимонопольного регулирования в зависимости от доли распоряжения приобретенными акциями, приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале (ст. 28 ЗоЗК), виды лиц, приобретающих доли, имеющие значение для антимонопольного регулирования, а также правовой режим антимонопольного регулирования в зависимости от количества распоряжения приобретенными долями.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, сделка, коммерческая организация, акция, доля, группа лиц, контроль, уставный капитал.

Dealing in Stocks (Shares) of Commercial Organizations Controlled by Antitrust Authorities

R.Sh. Kasymov

Kasymov Rasul Sh., Junior Research Scientist in the Laboratory of Legal Problems of Economy and Management of M.M. Speransky Faculty of Law in the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

In the article features of the transaction with shares (shares) of the commercial organisations, subject to the control antimonopoly body are considered. In particular: acquisition by the person of voting shares (item 28 of the law on a competition), kinds of the persons acquiring the shares, important for antimonopoly adjustment, legal regime of antimonopoly adjustment depending on an order share the acquired shares, acquisition by the person (group of persons) of shares in an authorised capital stock (item 28 of the law on a competition), kinds of the persons acquiring shares, important for antimonopoly adjustment, and also legal regime of antimonopoly adjustment depending on quantity of the order the acquired shares.

Key words: antimonopoly adjustment, the transaction, the commercial organisation, the share, a share, a group of persons, the control an authorised capital stock.

Важно отметить, что ст. 28 Закона о защите конкуренции устанавливает обязанность получения предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение голосующих акций акционерного общества. Исходя из определения п. 1 ст. 49 Закона об акционерных обществах голосующей акцией принято считать обыкновенную акцию или привилегированную акцию, которая предоставляет акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопросов, поставленных на голосование. В соответствии с п. 5 ст. 32 Закона об акционерных обществах акционеры, владеющие определенными привилегированными акциями, по которым размеры дивидендов определены Уставом, исключая акционеров, которые владеют кумулятивными привилегированными акциями, могут принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса по различным вопросам, входящим в его компетенцию, начиная с собрания, которое следует за общим собранием акционеров по итогам года, на котором вне зависимости от имеющихся причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа.

Также в ГК РФ предусмотрено несколько оснований для приобретения собственных акций акционерным обществом. "В исключительных случаях временно акции общества могут оказаться на его балансе (в его собственности): 1) неоплаченные акционерами акции - до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения обществом (ч. 4, 5 п. 1 ст. 34 ФЗ об АО <1>); 2) приобретенные акционерным обществом - до момента их погашения, которое осуществляется при их приобретении, или до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения обществом (гл. IX, ст. 72 ФЗ об АО); 3) выкупленные акционерным обществом по требованию акционеров - до момента их погашения, которое осуществляется при их приобретении, или до момента реализации акций, но не позднее одного года после их приобретения (выкупа) обществом (гл. IX, ст. 75, п. 6 ст. 76 ФЗ об АО)" <2>.

<1> Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<2> Могилевский С.Д., Егорова М.А. Правовой режим приобретения акционерным обществом собственных акций // Гражданское право. 2013. N 1. С. 2 - 5.

В ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции перечислены сделки, которые должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа, а также условия (пороговые значения активов (выручки), условие нахождения в реестре) для установления необходимости получения такого согласия в отношении конкретной сделки. Такие сделки можно условно разделить на следующие группы в зависимости от видов лиц:

Перечисленные выше лица, на приобретение акций (долей) имущества которых направлены совершаемые приобретателями сделки, именуются лицами, являющимися объектами экономической концентрации <3>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный) В.Н. Головина включен в информационный банк.

<3> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

В Российской Федерации под экономической концентрацией понимаются только такие сделки, которые фактически приводят к влиянию на состояние конкуренции <4>.

<4> Егорова М.А. Недостатки легитимной дефиниции категории "экономическая концентрация" в российском антимонопольном законодательстве // Юрист. 2015. N 17. С. 12.

Определение данного понятия ("лицо, являющееся объектом экономической концентрации") приведено в п. 22 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, лицо, являющееся объектом экономической концентрации, - это лицо, в отношении которого осуществляются предусмотренные Законом о защите конкуренции сделки (действия) (само приобретаемое общество; лицо, активы (имущество) которого приобретаются). Таковым может быть не только российское, но и иностранное юридическое лицо, осуществляющее поставки товаров на территорию РФ, если в отношении его осуществляются сделки, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.

В целях антимонопольного регулирования в отношении лица, которое выступает объектом экономической концентрации, Законом о конкуренции предусмотрен ряд обязанностей, связанных с необходимостью предоставления им сведений о суммарной балансовой стоимости активов, наличии лицензий, вхождении в состав группы лиц, а при наличии определенных Законом требований (ч. 1 ст. 28 ЗоЗК) исполнением обязанностей по предварительному согласованию действий по экономической концентрации <5>.

<5> Егорова М.А. Там же. С. 16 - 17.

В п. 1 - 6 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции устанавливаются требования о необходимости предварительного согласования сделок по приобретению акций (долей) российских хозяйственных обществ и определяются пороговые значения количества приобретаемых акций (долей), в результате превышения которых возникает необходимость предварительного согласования с антимонопольным органом. В соответствии с данными нормами предварительное согласие необходимо на приобретение лицом (или группой лиц):

Закон о защите конкуренции прямо предусматривает, что требование о предварительном согласовании приобретения акций (долей) не применяется в случае первоначального приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества (или более 1/3 долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью соответственно) учредителями таких обществ при их создании.

Приобретение акций (долей), осуществляемое в пределах соответствующих пороговых значений, совершается без предварительного согласия антимонопольного органа. Так, например, предварительное согласование не требуется для сделок по приобретению лицом, владеющим 29% акций акционерного общества, 15% акций данного общества, в результате которого такой приобретатель получит право распоряжаться 44% акций общества.

Вместе с тем приобретение более 25%, 50%, 75% голосующих акций (либо более 1/3, 50%, 2/3 долей - для общества с ограниченной ответственностью) подлежит согласованию с антимонопольным органом.

В том случае, если приобретателю (группе лиц) до совершения сделки уже принадлежит более 75% голосующих акций общества (более 2/3 долей - для общества с ограниченной ответственностью) и распоряжение указанным количеством голосов (более 75% акций; более 2/3 долей) ранее согласовывалось антимонопольным органом, последующие сделки в отношении акций (долей) данного общества таким приобретателем (группой лиц) могут осуществляться без предварительного согласия антимонопольного органа.

В отношении сделок с акциями следует сразу обратить внимание на то, что согласования с антимонопольным органом требуют сделки не с акциями вообще, а именно с голосующими акциями, т.е. с акциями, дающими право на участие в управлении акционерным обществом. Сделки по приобретению привилегированных акций согласования не требуют.

Также следует отметить, что для сделок по покупке голосующих акций или долей Закон <6> устанавливает дополнительный критерий, суть которого состоит в том, что согласования требует приобретение не любого количества акций или долей, а только такого, в результате которого у приобретающего лица образуется определенный объем акций или долей, позволяющий определять, влиять или влиять с большей степенью на решения общества, акции или доли которого приобретаются. Закон устанавливает, что требуют согласования с антимонопольным органом только такие сделки (как с участием финансовых организаций, так и с участием иных хозяйствующих субъектов, не являющихся финансовыми организациями), в результате которых покупатель акций получает в совокупности с уже имевшимися прежде акциями более 25%, 50% или 75% голосующих акций хозяйствующего субъекта или покупатель долей получает в совокупности более 1/3, 50% или 2/3 долей общества.

<6> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Например, если лицо имело прежде 10% голосующих акций хозяйствующего субъекта и намерено купить еще 10%, то такая сделка согласования не требует, поскольку в результате сделки у него будет лишь 20% и первый порог в 25% еще не достигнут. Если же он захочет купить еще, например, 7% акций, то такая сделка потребует согласования, ведь в ее результате будет уже 27% акций, а это уже более чем 25%. Последующие сделки не будут требовать согласования до тех пор, пока не будет достигнут следующий порог - 50%, а после получения более 50% не потребуется согласования до достижения следующего порога - в 75%. Итак, согласования требует совершение только сделок, в результате которых лицо (группа лиц) получает в совокупности с имевшимися прежде у него акциями более 25%, или более 50%, или более 75% голосующих акций юридического лица.

Аналогичным образом решается вопрос и в отношении покупки долей.

В п. 8 ч. 1 ст. 28 устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории РФ хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности, или прав по осуществлению функций его исполнительного органа.

Закон о защите конкуренции не содержит законодательного определения понятия прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности. Представляется, что приобретение таких прав имеет место в случаях совершения определенных сделок, которые можно условно разделить на две группы:

  1. сделки, по которым стороной выступает само российское общество как лицо, являющееся объектом экономической концентрации;
  2. сделки, совершаемые в отношении третьих лиц, прямо или косвенно контролирующих лицо, являющееся объектом экономической концентрации.

К первой группе относятся, к примеру, договоры, заключаемые между основными и дочерними хозяйственными обществами, акционерные соглашения, договоры об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и иные аналогичные договоры, на основании которых одно лицо получает право давать другому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения указания в отношении ведения таким хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности (совершить сделку, передать лицензию и др.).

Ко второй группе относятся сделки по приобретению акций (долей) либо иных прав в отношении юридических лиц (в том числе иностранных), владеющих долями участия в уставных капиталах российских хозяйствующих субъектов либо иным образом их контролирующих, если в результате таких приобретений приобретатель получает возможность косвенно влиять на условия ведения предпринимательской деятельности российских хозяйствующих субъектов. Такими приобретениями, к примеру, могут являться: приобретение более 50% акций иностранного юридического лица, являющегося единственным или мажоритарным акционером (участником) российского общества, либо приобретение менее 50% акций такого иностранного юридического лица, при условии, что между приобретателем и иными акционерами юридического лица будет заключено соглашение (акционерное или иное), по которому приобретатель получит право определять условия ведения предпринимательской деятельности российского общества. Необходимо отметить, что в отдельных случаях, исходя из условий и обстоятельств совершения конкретной сделки, предварительного согласования может потребовать и приобретение прав блокирования решений органов управления российского хозяйствующего субъекта, касающихся условий осуществления его предпринимательской деятельности <7>.

<7> Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.

Совершение сделок в отношении иностранных юридических лиц требует внимания антимонопольного органа в том случае, если такие сделки оказывают влияние на состояние конкуренции на территории РФ. Такое влияние будет иметь место в двух основных случаях:

  1. если такое иностранное юридическое лицо, в отношении которого совершается сделка, имеет возможность определять решения российских хозяйствующих субъектов (например, является для них холдинговой компанией);
  2. если такое иностранное юридическое лицо само осуществляет поставки товаров на территорию РФ.

Для целей антимонопольного контроля основное значение имеет факт получения лицом (группой лиц) возможности осуществления права голоса, воплощенного в приобретаемых акциях (долях участия) хозяйственного общества в результате совершения сделки. Соответственно, предварительного согласия антимонопольного органа требует как приобретение права собственности на акции российских акционерных обществ, так и приобретение права распоряжаться акциями (долями) российских хозяйственных обществ по иным основаниям.

Важно отметить, что предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций (долей) требуется только в тех случаях, когда приобретатель получает возможность самостоятельно осуществлять права, воплощенные в приобретаемых акциях (долях). В том случае, если приобретающее акции (доли) лицо (к примеру, номинальный держатель акций, управляющий или лицо, действующее по доверенности) исходя из имеющихся у него полномочий в результате совершения сделок не приобретает право самостоятельно распоряжаться приобретаемыми акциями (долями), а имеет право осуществлять право голоса и иные права по данным акциям (долям) только строго в соответствии с указаниями владельцев этих акций (долей), то такое лицо не является приобретателем акций (долей) в понимании ст. 28 Закона о защите конкуренции и осуществляемые им приобретения не потребуют предварительного согласия антимонопольного органа <8>. При этом такое предварительное согласие потребуется для владельца акций (долей), если пакет акций (долей), который приобретается от его имени и (или) в его интересах вышеперечисленными лицами, превышает соответствующие пороговые значения, предусмотренные в ст. 28 Закона о защите конкуренции.

<8> Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный).

В соответствии с вышесказанным предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций (долей) хозяйственных обществ, в результате которого превышаются указанные выше пороговые значения акций (долей), потребуется, к примеру, в случаях:

  1. получения акций (долей) в результате обращения взыскания на заложенное имущество в соответствии с договором залога (как таковое заключение договора залога может потребовать предварительного согласия антимонопольного органа только в случае, если в результате заключения такого договора залогодержатель получит право распоряжаться голосующими акциями, составляющими предмет залога, например, путем осуществления права голоса по таким акциям на общем собрании акционеров акционерного общества);
  2. приобретения акций (долей) в результате увеличения уставного капитала общества или выкупа (приобретения, получения) обществом собственных акций (долей) в предусмотренных законодательством случаях, если такие приобретения влекут соответствующие изменения пакетов акций (долей), принадлежащих акционерам (участникам), в уставных капиталах таких хозяйственных обществ;
  3. приобретения акций (долей) доверительным управляющим или управляющей компанией на основании договора доверительного управления или соответственно договора с управляющей компанией;
  4. получения права распоряжаться акциями акционерного общества на основании акционерного соглашения;
  5. приобретения лицом прав в отношении акций (долей), если такому лицу выдана доверенность на распоряжение пакетом акций (долей) по своему усмотрению <9>.
<9> Головин В.Н. Указ. соч.

Литература

  1. Могилевский С.Д., Егорова М.А. Правовой режим приобретения акционерным обществом собственных акций // Гражданское право. 2013. N 1. С. 2 - 5.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный) В.Н. Головина включен в информационный банк.

  1. Головин В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.
  2. Егорова М.А. Недостатки легитимной дефиниции категории "экономическая концентрация" в российском антимонопольном законодательстве // Юрист. 2015. N 17. С. 12.
  3. Смагина И.А. Предпринимательское право: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2009.