Мудрый Юрист

Проблемы регулирования инвестиционной деятельности в социально значимых сферах экономики

Ушакова Елена Юрьевна, аспирант первого курса Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Белгородский университет кооперации, экономики и права".

В статье автор анализирует законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность в социально значимых сферах экономики, и определяет наиболее актуальные проблемы правового регулирования данных общественных отношений.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, социально значимые сферы экономики.

Problems of Regulating Investment Activities in Socially Important Economic Sectors

E.Yu. Ushakova

Ushakova Elena Yu., 1st Year Postgraduate Student of Autonomous Non-Profit Organization of Higher Professional Education "Belgorod University of Cooperation, Economics and Law".

In this article, the author analyzes laws regulating investment activities in socially important economic sectors and defines the most urgent problems of legal regulation of these public relations.

Key words: investment, investment activities, socially important economic sectors.

Инвестиционная деятельность в России является относительно новой формой участия субъектов хозяйственного оборота в экономических отношениях. Советская административно-плановая экономика с единым собственником на средства производства была замкнута на государство - государство, как инвестор, вкладывало деньги в экономику и было единственным выгодоприобретателем. Правовое регулирование таких вложений было ограничено отсутствием предпринимательских и рыночных отношений. Соответственно, говорить об инвестициях в их действительном сущностном понимании в условиях социализма не следует. Отсюда можно сделать вывод о том, что российское инвестиционное право возникло совсем недавно, и это оправдывает его научную неразработанность. Последнее, в свою очередь, влечет большие законодательные пробелы в регулировании инвестиционных отношений и неоднозначность толкования существующих норм.

О проблемах в этой сфере говорится в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года <1>. В частности, Правительство РФ обращает внимание на неконкурентоспособность инвестиционного климата, отсутствие или неэффективность механизмов и инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, неразвитость условий для справедливой конкуренции, недостаточность отраслевого регулирования.

<1> Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Правовое регулирование общественных отношений в исследуемой сфере прежде всего должно отталкиваться от сущностного понимания таких категорий, как "инвестиции" и "инвестиционная деятельность", которые в процессе развития экономики разных стран воспринимались их правопорядками по-разному. Что касается России, то до сих пор федеральный законодатель не дал им достаточно точного определения. Инвестиции рассматриваются через экономические критерии без конкретного правового наполнения, что делает их просто объектами гражданского оборота. Соответственно, "инвестиционная деятельность" представляется исключительно как капиталовложение, что приводит в правоприменении к недопустимому субъективному усмотрению, основанному на оценочных признаках.

Более того, государство до сих пор не может охватить правовым регулированием весь объем инвестиционных отношений, часть из которых остается за рамками правовой легитимации. Как следствие, действующая система государственного регулирования порождает множество проблем, препятствующих устойчивому развитию инвестиционных отношений, снижает инвестиционную привлекательность российских бизнес-проектов.

К проблемам регулирования указанной сферы следует добавить отсутствие научно обоснованного подхода к природе инвестиционных соглашений, когда в зависимости от необходимости того или иного усмотрения к ним подходят как к публично-правовым, частноправовым или смешенным договорам. Придерживаясь мнения о смешанном характере инвестиционных сделок, следует говорить о сложности правового регулирования инвестиционной деятельности, так как она связана еще и с тем, что данный правовой институт имеет комплексный характер, регулируется нормами различных отраслей права. Поэтому недостаточно исследовать только внутренние аспекты отдельных правовых институтов, регулирующих отношения в сфере инвестиций. Необходимо определение и осознание института регулирования общественных инвестиционных отношений как неотъемлемого элемента, причем не только внутреннего российского правопорядка, но и международного права. Это даст возможность разрешить целый ряд хозяйственных и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед государством и обществом.

Здесь же необходимо обратить внимание на проблему соотношения федерального законодательства и регионального законодательства в регулировании инвестиционной деятельности. Недостаточность регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне заставляет регионального законодателя брать на себя решение вопросов, не укладывающихся в рамки региональной дискреции, что влечет разобщенность в регулировании одних и тех же процессов и отношений в разных субъектах Российской Федерации. Это, в свою очередь, нарушает базовый конституционный принцип единства экономического пространства страны. Во избежание такой региональной законодательной "анархии" необходимо более осмысленно подходить к вопросам регулирования инвестиционной деятельности с точки зрения иерархии норм права. Во всяком случае, следует ограничить возможность вторжения региональных норм и актов муниципальных органов в процесс регулирования инвестиционных отношений.

Наиболее проблемными в правовом регулировании были и остаются инвестиции в социально значимые сферы экономики, где достаточно трудно говорить о получении прибыли. Что же касается "иного полезного эффекта" (так Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <2> определяет одну из целей инвестиций), то представляется вовсе невозможным подобрать дефиницию к такому неопределенному объекту, тем более если рассматривать инвестиционную деятельность как предпринимательскую.

<2> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

К этому необходимо добавить негативный эффект от высоких процентных ставок, дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов и отсутствия или недостатка залогового обеспечения, отсутствия действенных инструментов, снижающих риски кредиторов.

Следует отметить, что именно в отношениях, связанных с инвестированием в социально значимые сферы экономики, наиболее острой проблемой остается недостаточная защищенность инвесторов. Государство не выработало систему юридических гарантий, способную оградить последних не только от рисков политического характера, связанных с экономической и политической нестабильностью, но и от репрессивных мер со стороны своих же институтов власти, при этом не обеспечив действенной судебной защитой.

Сформировавшаяся судебная практика не имеет системного подхода к указанным отношениям в части их квалификации. Суды, признавая гражданско-правовой характер данных правоотношений, не выделяют в них инвестиционной сущности и руководствуются в решениях только нормами гражданского права, подбираемыми в зависимости от необходимости рассмотрения отношений в ракурсе определенного вида или типа поименованного или непоименованного договора. Такое положение отпугивает как российских, так и иностранных инвесторов и требует законодательного разрешения.

Сюда же следует отнести и проблему соотношения частных и публичных интересов в инвестиционной деятельности, особенно в социально значимых сферах экономики. Многолетняя практика показывает, что государство не всегда соблюдает баланс данных интересов, при этом больше заботясь о сиюминутной выгоде, опираясь не на принцип законности, а на целесообразность в объективной реальности, и это все по понятным причинам негативно влияет на инвестиционную среду.

Попытки государства соотнести инвестиционную деятельность с государственно-частным партнерством не приносят ощутимых результатов. Общие вопросы регулирования данных отношений на федеральном уровне не рассматриваются, регламентация фрагментарно передана специальным нормативным актам отраслевого или регионального значения. При этом именно государственно-частное партнерство способно решить системные проблемы развития социально значимых сфер экономики.

Помимо этого, современная внешняя политическая конъюнктура оказывает беспрецедентное воздействие на экономику России в расчете на ее ослабление, в том числе за счет прекращения инвестирования банковского сектора и иных реальных секторов экономики. Опосредованно действие санкций отражается на социально значимых сферах экономики, что грозит социальным взрывом, который допускать не следует.

Государство пытается исправлять ситуацию как за счет внедрения давно действующих в иностранных правопорядках механизмов защиты инвесторов, так и применяя отечественные инновационные финансовые программы. Однако ощутимых позитивных изменений в этой области нет. Более того, инвестиции в социально значимые сферы экономики постепенно сокращаются, сворачиваются уже начатые инвестиционные проекты. Это может привести в целом к институциональному кризису инвестиционных отношений в России.

Тем не менее при всех тех негативных детерминантах, отрицательно сказывающихся на инвестиционной деятельности, особенно в социально значимых сферах экономики, отсутствии полноценного качественного регулирования инвестиционная деятельность приобретает все большую значимость для российской экономики, особенно в сложных условиях санкций, введенных рядом государств против России. В настоящее время лояльность законодательства к инвесторам может если и не увеличить поток инвестиций, то хотя бы сохранить его на прежнем уровне. Для этого государству придется оперативно регулировать и фиксировать в правовой форме изменения, происходящие в данной сфере экономических отношений <3>.

<3> См.: Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 258.

С учетом произошедших изменений в инвестиционной сфере необходимо менять правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности в социально значимых сферах экономики. Для этого требуется обогащение отечественной правовой системы новыми правовыми институтами, конструкциями и механизмами инвестирования. В свою очередь, такая задача порождает множество проблем как научно-концептуального, так и правоприменительного характера, что говорит о необходимости привлечения к данной сфере большего внимания со стороны ученых и законодателей.

Литература

  1. Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М.: ИНФРА-М, 1998.