Мудрый Юрист

Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность

Лаптев Василий Андреевич, судья Арбитражного суда г. Москвы, председатель Научно-консультативного совета при Арбитражном суде города Москвы, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

Исследуя массив норм предпринимательского права, составляющих экономический правопорядок России, большинство правоведов затрагивают лишь федеральные законы, составляющие основу источников регулирования предпринимательства. Однако значительное количество норм права, регулирующих экономическую деятельность, определяются в подзаконных актах Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, что составляет предмет исследования данной статьи. Выводы данной статьи позволяют построить целостную систему источников предпринимательского права.

Ключевые слова: предпринимательское право, источники права, источники предпринимательского права, подзаконные акты, формы предпринимательского права, экономический правопорядок.

Federal Subordinate Acts in the System of Norms Regulating Entrepreneurial Activities

V.A. Laptev

Laptev Vasily A., Judge of the Arbitration Court of Moscow Chairman of the Scientific Advisory Board of the Moscow City Arbitration Court, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor of the Department of Entrepreneurial and Corporate Law of Kutafin Moscow State Law University.

When studying the array of entrepreneurial law provisions constituting Russia's economic law and order, most legal scholars mention only federal laws fundamental to sources of entrepreneurial regulation. However, a considerable number of legal provisions regulating economic activities are defined in subordinate acts of the President of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation and federal executive authorities, which constitutes the subject examined in this article. Conclusions of this article help make a whole system of sources of entrepreneurial law.

Key words: entrepreneurial law, sources of law, sources of entrepreneurial law, subordinate acts, forms of entrepreneurial law, economic law and order.

Предпринимательскую деятельность и экономику в целом невозможно регулировать исключительно законами. В целях исполнения законов, дополнения к законодательному регулированию и более детальной регламентации порядка осуществления экономической деятельности Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в рамках своих компетенций принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Подзаконные акты определяют специфику правового положения субъектов предпринимательского права, особенности порядка осуществления ими экономической деятельности, правовой режим конкретных объектов экономической деятельности и отдельные аспекты регулирования (государственного и саморегулирования) экономики страны.

Данная категория источников права характеризует политику главы государства и экономический курс правительства. Относительно простой (по сравнению с законами) способ принятия подзаконных актов наделил их возможностью оперативно корректировать предпринимательский правопорядок с учетом ситуации в экономике, потребностей общества и иных существенных факторов (финансовых кризисов, стихийных бедствий, изменения конъюнктуры рынка и т.д.).

Правотворческая компетенция Президента и Правительства в России ограничена Конституцией РФ и законодательством, однако в действительности нередко выходит за ее легитимные рамки. В частности, М.Н. Марченко критикует историческую "эпоху Ельцина", указы которого принимались по вопросам передачи государственной собственности, т.е. за рамками президентской компетенции <1>.

<1> Марченко М.Н. Источники права. М., 2011. С. 206.

В рассуждениях М.М. Сперанского в начале XIX в. относительно российского нормотворчества прослеживается четкое деление державных актов на две части: законы и подзаконные акты правительства <2>. При этом обращается внимание на зависимость нормотворчества правительства от законов, которым подзаконные акты (уставы и учреждения) должны соответствовать.

<2> Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государства и права. 2-е изд. М., 2015. С. 131 - 132.

В отечественном законодательстве не дается определение подзаконного нормативного правового акта. Согласно проекту Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (2014 г.) <3> "нормативный правовой акт" представляет собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

<3> Подготовлен Минюстом России, не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26 декабря 2014 г. // СПС "КонсультантПлюс".

В ряде зарубежных стран роль глав государств и правительства в части нормотворчества весьма существенна, что породило признание за ними права "делегированного законотворчества", рассматриваемого как средство оперативного правового регулирования <4>. Делегированное законодательство возникает в случае издания главой государства или правительством по уполномочию (делегации) законодательными органами власти либо в силу конституции нормативных правовых актов, фактически обладающих силой закона (например, во Франции <5>, Белоруссии <6>).

<4> Подробнее см.: Богдановская И.Ю. Делегированное законодательство в странах "общего права": сравнительно-правовые аспекты // Право и политика. 2006. N 10; Кирякова И.Н. Предпосылки возникновения института делегированного законодательства в странах романо-германской правовой семьи // Российский юридический журнал. 2010. N 1 и др.
<5> Гражданское и торговое право капиталистических государств / отв. ред. К.К. Яичков. М.: Изд-во "Международные отношения", 1966. С. 19 - 20.
<6> В силу ст. 85 Конституции Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией, президент издает декреты, имеющие силу законов.

В российском праве выделяются следующие подзаконные нормативные правовые акты в сфере регулирования предпринимательской деятельности:

  1. акты, принятые во исполнение положений законов (например, в силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" издано Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <7>);
  2. акты, принимаемые государственными органами в рамках своей компетенции - дискреционные полномочия <8> (в частности, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <9> или Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <10>).
<7> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.
<8> См.: Манохин В.М. Дополнения к структуре административного права // Административное право и процесс. 2013. N 11. С. 3 - 8.
<9> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.
<10> СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3602.

Встречается деление подзаконных актов, впрочем, как и любых нормативных правовых актов, на: основные, производные, вспомогательные и дополнительные (ст. 6 проекта Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации", 2014 г.). Основные акты имеют самостоятельное правовое значение. Производными являются акты, утверждаемые другими нормативными актами (например, правила, положения, инструкции, регламенты). Вспомогательными актами разъясняются, изменяются и отменяются другие нормативные правовые акты. Дополнительными актами конкретизируются положения основного акта.

Все подзаконные акты федерального уровня можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные подзаконные акты в отличие от индивидуальных содержат правила поведения участников общественных отношений, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ могут издаваться в форме указов и постановлений соответственно. В редких случаях нормативные акты принимаются Президентом РФ в форме распоряжений <11>. М.Н. Марченко справедливо отмечает, что в правовой доктрине отсутствует единое мнение относительно вопроса признания распоряжений президента нормативными актами, а также правовой природы посланий Президента РФ Федеральному Собранию <12>. Содержание данных посланий говорит о рекомендациях и о стратегии развития страны, предложенных Президентом России. Однако в действительности этот документ становится отправной точкой для ориентира направления деятельности всех государственных органов и организаций.

<11> Пункт 4 ст. 7 проекта Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (2014 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Марченко М.Н. Источники права. С. 207 - 208.

Следует отметить специальный режим обнародования федеральных нормативных актов, установленный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <13>. В частности, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны проходить государственную регистрацию в Минюсте РФ (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <14>), а затем официально опубликовываться. В юридической литературе высказывается мнение о том, что процедура регистрации подзаконных, в том числе ведомственных, актов в Минюсте РФ обеспечивает принцип законности подзаконного ведомственного нормотворчества (Н.Н. Павлова <15>).

<13> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
<14> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
<15> Павлова Н.Н. Сравнительный анализ источников гражданского законодательства стран бывшего СССР // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. N 3. С. 159 - 166.

В сущности, подзаконные акты выступают дополнительным регулятором по отношению к законам, что не позволяет их приравнять по юридическому значению к последним. В частности, Верховный Суд РФ, разъясняя порядок применения положений ст. 173.1 Гражданского кодекса РФ (недействительность сделки, не получившей согласие третьего лица либо органа юридического лица), указал, что не может быть признана недействительной по этому основанию сделка, получение согласия на которую необходимо в силу предписания нормативного правового акта, не являющегося законом (п. 90 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <16>). То есть подчеркивается, что ограничение (особые условия) гражданского оборота может быть установлено только законом.

<16> Российская газета. 2015. N 140. 30 июня.

В законодательстве встречаются случаи распределения (разграничения) подзаконного нормотворчества, например, когда Правительство РФ вправе принимать нормы о защите прав потребителей, однако оно не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать подобные акты (п. 2 ст. 1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <17>). Напротив, формы документов, необходимые для государственной регистрации юридических лиц (заявление, уведомление или сообщение) утверждаются уполномоченным органом - Федеральной налоговой службой России (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <18>).

<17> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
<18> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

Исследуя данные источники, предлагается рассмотреть их последовательно в зависимости от их юридической силы.

Указы Президента РФ в сфере экономической деятельности. В рамках ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить действующему законодательству. Указы Президента РФ принимались практически по всем вопросам предпринимательской деятельности, в том числе касались субъектов бизнеса, отдельных видов экономической деятельности, льгот субъектам предпринимательства и др. Так, в сфере приватизации принят Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий", которым утверждено Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества <19>, и активно используется в качестве источника права в судебной практике (см.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 марта 1999 г. N 8646/98 <20> или Решение Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. N ГКПИ98-148 <21>). По вопросам ценового регулирования принят Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <22>.

<19> САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731.
<20> Хозяйство и право. 2001. N 2.
<21> СПС "КонсультантПлюс".
<22> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.

В России, как ранее уже упоминалось, в начале 90-х годов XX в. Президент РФ "превышал" разумные рамки установленных законодательством и Конституцией РФ полномочий. Так, например, в рамках Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" <23> (в его первоначальной редакции) должна была разрабатываться Государственная программа приватизации <24> на ближайшие три года (текущий год и два прогнозных года), проект которой должен формироваться Госкомимуществом РСФСР, вноситься Советом Министров РСФСР и утверждаться Верховным Советом РСФСР (ст. 3 и 4). Игнорируя данную норму, Б.Н. Ельцин Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" <25> устанавливает, что до начала работы Федерального Собрания РФ правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации вопросам, в частности собственности, осуществляется Президентом РФ (п. 2). Затем, не дожидаясь начала работы Федерального Собрания РФ (после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ), Президент РФ принимает Указ от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" <26>, которым вводит в действие Госпрограмму с 1 января 1994 г. То есть налицо нарушение норм законов и юридической техники, разумности и обоснованности действий.

<23> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 27. Ст. 927.
<24> Государственная программа приватизации устанавливала цели, приоритеты и ограничения приватизации.
<25> САПП РФ. 1993. N 41. Ст. 3919.
<26> САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2.

Более того, Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 "О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ" <27> (следующим за Указом от 24 декабря 1993 г. N 2284, судя по нумерации) Б.Н. Ельцин под "прикрытием" приведения в соответствие российского законодательства признавал недействующими и не подлежащими применению законы, в том числе абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона РФ от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". И одновременно данным Указом Президента РФ N 2288 еще был признан не действующим с 25 декабря 1993 г. (с даты официального опубликования Конституции РФ) Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации", который как бы оправдывал право Президента РФ Б.Н. Ельцина заменять Федеральное Собрание РФ (п. 2) по вопросам приватизации. Таким образом, Б.Н. Ельцин "предоставил" сам себе право на один день совершить приватизацию в стране.

<27> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086.

Указы Президента РФ принимаются по общим вопросам регулирования экономики. Так, например, Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" <28> определены действия по совершенствованию структуры производства и экспорта, антимонопольному регулированию и поддержке конкурентной политики; развитию национальной инновационной системы (п. 53 - 65 Стратегии).

<28> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" <29> закрепляет повышенную ответственность лиц, входящих в состав органов управления корпораций, акции (доли) которых находятся в федеральной собственности.

<29> СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700.

Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" <30> в качестве ответной меры за экономические санкции зарубежных стран в 2014 г. по отношению к России дается указание Правительству РФ выявить перечень зарубежных товаров, страной происхождения которых выступают США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Королевство Норвегии, создать ограничения (запреты) осуществления внешнеэкономических операций по ним и обеспечить рост импортозамещения отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Подобные протекционные меры поддерживают отечественных производителей, вместе с этим требуют от антимонопольного органа конкурентного регулирования в целях недопущения установления монопольно высоких цен.

<30> СЗ РФ. 2014. N 32. Ст. 4543. Действие Указа продлено до 5 августа 2016 г. Указом Президента РФ от 24 июня 2015 г. N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.06.2015.

Встречаются акты на долгосрочную перспективу. Так, Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" <31> Правительству РФ поручается обеспечить создание к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, увеличение объема инвестиций в страну не менее чем до 25 процентов валового внутреннего продукта к 2015 г. и до 27 процентов - к 2018 г., увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. и т.д.

<31> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2333.

Примером актов, регулирующих отдельные сферы экономической деятельности, выступают Указы Президента РФ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" <32>, от 5 февраля 1998 г. N 135 "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности" <33> или от 21 июня 1993 г. N 934 "О мерах по стабилизации положения в угольной промышленности" <34>. В большинстве случаев данные указы содержат положения косвенного регулирования экономики, включая установление дополнительных льгот, государственных инвестиций, экспортных и импортных квот и иных экономических механизмов стимулирования хозяйствующих субъектов.

<32> СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2672.
<33> СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 721.
<34> САПП РФ. 1993. N 26. Ст. 2418.

Акты Правительства РФ в сфере экономики. Существенную роль в нормативном регулировании предпринимательства выполняет Правительство РФ. Будучи федеральным исполнительным органом, Правительство РФ в рамках ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <35> принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в форме постановлений, регламентирующие, в частности, вопросы регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования, технического регулирования, квотирования и льготирования в предпринимательской деятельности и т.д. Примерами выступают Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <36>, от 2 мая 2012 г. N 421 "О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования" <37>, от 6 октября 2008 г. N 744 "Об утверждении перечней документов, подтверждающих соблюдение лицензионных условий, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в Федеральных законах "Об инвестиционных фондах" и "О негосударственных пенсионных фондах" <38>, и др.

<35> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
<36> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
<37> СЗ РФ. 2012. N 20. Ст. 2530.
<38> СЗ РФ. 2008. N 41. Ст. 4683.

Практика показала, что направление деятельности Правительства России в ее существенных аспектах определяется посланиями Президента РФ. Выделяются три вида посланий Президента России: ежегодное Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. "е" ст. 84 Конституции РФ); бюджетное послание (ст. 172 Бюджетного кодекса РФ) и послание по национальной безопасности (Постановление СФ ФС РФ от 8 августа 1996 г. N 326-СФ "О Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" <39>). В сфере предпринимательства интерес представляет первый вид посланий.

<39> СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4059.

В.В. Путин своим Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ (2012 г.) указал, что для качественного обновления экономики, обеспечивающегося честной конкуренцией, Правительству РФ в рамках работы по национальной предпринимательской инициативе надлежит утвердить "дорожную карту" по обеспечению развития конкуренции, обновлению промышленности, развитию науки и технологий, а также новых отраслей экономики <40>. Исполнением поручения стали, в частности, Постановления Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" <41> и от 16 марта 2013 г. N 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров" и др. <42>.

<40> Российская газета. 2012. 13 декабря.
<41> СЗ РФ. 2013. N 22. Ст. 2810.
<42> СЗ РФ. 2013. N 12. Ст. 1314.

Посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. в целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Правительству РФ было поручено принять меры, направленные на расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Срок исполнения данного поручения конкретизирован в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 5 декабря 2014 г. <43>). Исполнением стало принятие Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <44>.

<43> Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://kremlin.ru/ по состоянию на 11.12.2014.
<44> СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7438.

Анализируя содержание посланий Президента РФ в сфере предпринимательской деятельности, можно привести некую параллель с предложенной академиком В.В. Лаптевым системой методов правового регулирования экономики, а именно с методом рекомендаций, являющимся гибкой формой регулирования предпринимательской деятельности <45>. Гибкость в данном случае заключается в возможности выбора "подходящего" механизма реализации поручения. Получается, что подобные послания не обладают силой закона (прямого императива, хотя фактически содержат отдельные его элементы), им не свойственна автономия воли, однако неизбежно их исполнение, что обеспечивает экономические интересы государства, гражданского общества в целом и всех хозяйствующих субъектов. Данные документы также нельзя в полной мере отнести к императивным нормам, поскольку это не вытекает из прямого указания законов.

<45> Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 28 - 29.

Акты федеральных органов исполнительной власти о предпринимательстве. Нормативные (ведомственные) акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств) в России представляют собой акты органов государственного управления, способствующие регулировать в пределах компетенции государственного органа предпринимательско-правовые отношения. Еще в советский период М.Н. Николаева справедливо обращала внимание на то, что значение нормативных актов исполнительных органов как источник права постоянно возрастает <46>, поскольку именно исполнительные органы реально воплощают в жизнь позицию государства в части регулирования экономики в стране. Статистические факты роста количества актов федеральных органов исполнительной власти также подчеркивает А.Ф. Ноздрачев, отмечая регулирование ими наиболее важных "сервисных функций государства", обеспечивающих все публичные услуги (транспорт, экологическую безопасность, медицину, санитарное благополучие и др.) <47>. Правда, встречается и критика на запаздывание подзаконного нормотворчества, например в сфере саморегулирования, которое стало возможным в отсутствие четкого указания компетентных федеральных органов в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в первые дни после его принятия (Д.Н. Парфирьев <48>).

<46> Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М., 1975. С. 3.
<47> Ноздрачев А.Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации // Законодательство и экономика. 2014. N 10, 11.
<48> Парфирьев Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 18 - 22.

Издание нормативных актов для федеральных органов исполнительной власти является необходимым инструментом, обеспечивающим реализацию ими их полномочий (см.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <49>). Формами данных актов выступают постановления и приказы.

<49> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Нормативные акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств определяют административные процедуры, к примеру, Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по контролю за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний (утв. Приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. <50>). Во исполнение подп. 2 п. 2 ст. 3 Закона о защите конкуренции Федеральной антимонопольной службой России утверждена Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (Приказ ФАС России от 24 августа 2012 г. N 548 <51>).

<50> Российская газета. 2012. 3 декабря.
<51> Российская газета. 2012. 17 октября.

В целях эффективного применения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <52> Минпромэнерго РФ принят Приказ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов" <53> и т.д.

<52> СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5040.
<53> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2006. N 5.

Федеральными органами исполнительной власти принимаются также акты, регламентирующие требования к предпринимательской деятельности и порядок ее осуществления (например, Приказ ФСФР России от 11 октября 2012 г. N 12-87/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к клиринговой деятельности" <54> или Приказ Росалкогольрегулирования от 25 декабря 2014 г. N 409 "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" <55>).

<54> Российская газета. 2012. 26 декабря.
<55> Российская газета. 2014. 30 декабря.

Политический курс страны в области международной интеграции в результате вхождения России во Всемирную торговую организацию был отмечен Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. <56>: "...вступление России в ВТО дает возможность размещать в России производства, ориентированные не только на наш рынок, но и на экспорт". После чего были приняты нормативные правовые акты по снижению импортных пошлин, что позволило развивать конкуренцию на всех рынках, способствовало инвестиционному климату в стране и должно привести к стабильности цен и курса рубля РФ. Минэкономразвития России разработало "Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" <57>, где, в частности, корректируются ставки таможенных пошлин. В рамках обязательств России в области сельского хозяйства принято Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" <58>, согласно которому принимаются меры по повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

<56> Российская газета. 2012. 13 декабря.
<57> Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 10 (извлечения).
<58> СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4549.

В целом федеральное подзаконное правотворчество можно охарактеризовать эффективным, оперативным и необходимым регулятором экономической деятельности. Акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, определяя (в дополнение к законам) правила поведения хозяйствующих субъектов, позволяют обеспечить экономический правопорядок, гарантирующий конституционные основы свободы экономической деятельности, развитие конкуренции и сохранение публичных интересов государства в целом.

Литература

  1. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010.
  2. Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2014.
  3. Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государства и права. 2-е изд. М., 2015.
  4. Современное предпринимательское право: монография / отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014.