Мудрый Юрист

Частное и публичное в правовом механизме регулирования кооперации

Коршунов П.Н., кандидат юридических наук, консультант организационно-аналитического и контрольного отдела Арбитражного суда города Москвы.

Анализируется круг вопросов, связанных с частноправовым и публично-правовым регулированием деятельности кооперативов в Российской Федерации.

Ключевые слова: кооперация, частное право, публичное право, правовое регулирование.

Private and public legal regulation of cooperation

P.N. Korshunov

Korshunov P.N., candidate of law, consultant of organizational-analytical and monitoring department of the Arbitration court of Moscow.

Analyzes of issues related to private law and public law regulation of cooperatives in the Russian Federation.

Key words: cooperation, private law, public law, legal regulation.

Нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что в настоящее время уделяется повышенное внимание раскрытию понятий частного и публичного права, их места, роли и взаимодействия в механизме правового регулирования общественных отношений <1>.

<1> См.: Челышев М.Ю. Развитие гражданского права в системе правовых отраслей: некоторые тенденции // Современное состояние и тенденции российского законодательства в условиях преемственности государственно-правового развития России: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Вавилина, Д.Е. Петрова. Саратов, 2008. С. 31 - 35; Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1994. N 4. С. 26 - 30; Витрук Н.В. Система российского права (современные подходы). С. 4 - 14; Белых В.С. О соотношении частного и публичного права в правовом регулировании общественных отношений // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2004. Вып. 3. С. 64 - 67; Кашанина Т.В. Указ. соч. С. 52 - 62.

Как известно, считается общепринятым мнение о делении российского законодательства по отраслевой принадлежности. Однако существует также и точка зрения о том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые интересы общества и государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое и в т.ч. кооперативное). Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников <2>.

<2> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. С. 357.

Поскольку речь идет о системе права, то критерием такого деления являются общественные отношения, выступающие предметом регулирования. Социально-экономической характеристикой таких отношений выступает интерес (частный или публичный). Юридической характеристикой этих отношений является метод, то есть та совокупность правовых способов и средств, которые имманентно присущи природе отношений, а также более всего способствуют достижению заявленного интереса и в конечном итоге юридически отличают публичное право от частного <3>.

<3> См.: Там же. С. 358.

Необходимо заметить, что, как отмечал Н.М. Коршунов, частное и публичное право существуют объективно, независимо от используемых способов их институционализации, потому что фактически всегда есть различные формы собственности, частные и публичные лица, институты и общественные отношения <4>.

<4> См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 13 - 14.

Пробуя выделить критерии разграничения права на частное и публичное, мы, скорее всего, будем использовать производную такого основополагающего принципа частного права, как автономия воли, - личную свободу, предоставленную субъектам права. Рассматривая данную проблему, М.М. Агарков в своей статье "Ценность частного права", опубликованной в Ученых записках Иркутского университета в 1920 г., писал: "Всякое частное право наделяет своего субъекта определенными возможностями, которыми он может так или иначе воспользоваться по личному свободному усмотрению. Сам субъект является источником целеполагания и может распорядиться этими возможностями для им самим поставленных целей. Эти возможности, следовательно, являются благами, закрепленными за ним правом" <5>.

<5> См.: Правоведение. 1992. N 1. С. 39.

Отталкиваясь от объема свободы, предоставленной индивиду для принятия самостоятельных решений, можно провести границу между нормами и институтами, которые относятся исключительно к частному праву, и нормами публичного права. Необходимо отметить, что достаточно четкой границы мы не получим, так как необходимо учитывать то, что отношения, регулируемые публичным и частным правом, как и все общественные отношения в целом, находятся в постоянной динамике, данная граница в достаточной степени условна. Она определяется экономическими, политическими и иными потребностями общества на конкретном этапе его развития. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что практически в любом законодательстве существуют нормы, которые так или иначе можно отнести к нормам частного права.

Сегодня за основу берется такое понимание: "Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный интерес, в отличие от частного права, направленного на защиту частного интереса, обеспечивающего независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях" <6>. С различными вариациями именно оно является каноническим для отечественной юридической теории. Самым важным в приведенном понимании является замена организационного отношения государства к гражданам на так называемый общий интерес (интерес государства), в то время как отношения между людьми (лицами) заменены защитой частного интереса, а ее, как известно, обеспечивает только государство, то есть опять же публичное право. Различия между публичным и частным, таким образом, приобрели относительный и в определенной степени условный характер <7>.

<6> См.: Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 260.
<7> См.: Малахов В.П. Публичное и частное в системе характеристик права // История государства и права. 2011. N 16. С. 2.

Исходя из того что современное кооперативное законодательство России по большей части можно отнести к праву частному, и ввиду его отказа от юридической технологии единой кооперативной организационно-правовой формы можно сделать вывод о характерном разделении кооперативной организации экономической деятельности на два различных организационно-правовых типа: производственный кооператив (предпринимательская структура) и потребительский кооператив (некоммерческое юридическое лицо) <8>. Ни в первом, ни во втором случаях нет и речи о существовании такой универсальной организационно-правовой формы, как кооператив. Правда, в первом случае российский подход на первый взгляд кажется аналогичным французскому. Однако в действительности для производственных кооперативов установлены две различные организационно-правовые формы: просто производственный кооператив и кооператив сельскохозяйственный. Первый, создаваемый и действующий на основании Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <9>, является общей организационно-правовой формой всех видов производственных кооперативов: он регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг. Однако принятый ранее Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <10> устанавливает принципиально отличные от него организационно-правовые формы сельскохозяйственной кооперации: не одну, а сразу три организационно-правовые формы сельскохозяйственного кооператива. Видами производственных сельскохозяйственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз). После этого ссылку в первом Законе (п. 2 ст. 2) на то, что "особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются законом о сельскохозяйственной кооперации", можно считать признанием возможности применения к сельскохозяйственным кооперативам отдельных положений "общего закона", не касающихся важнейших особенностей организационно-правовой формы, т.е. в рамках общекооперативных принципов и общих правил предпринимательской деятельности кооперативов.

<8> Этот подход укоренился благодаря Закону СССР от 26 мая 1988 г. "О кооперации в СССР", из п. 2 ст. 3 которого вытекала "необходимость четкой дифференциации кооперативов на производственные (осуществляющие коммерческую деятельность) и потребительские (направленные на удовлетворение определенных потребностей своих членов)" (см.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 110).
<9> См.: СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
<10> См.: СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

С потребительскими кооперативами дело более сложно. Здесь нет уже и намека на какую-то единую организационно-правовую форму. В составе этих кооперативов есть кооперативы системы потребительской кооперации, которые невозможно отделить от кооперации производственной в том виде, в каком ее изображает Федеральный закон "О производственных кооперативах". Он относит к производственным кооперативы, "осуществляющие производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающие медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг" (п. 1 ст. 2) <11>. А основными задачами потребительской кооперации (а следовательно, и первичных ее звеньев - потребительских обществ - в том числе) являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непроизводственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг; пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

<11> С.В. Тычинин даже полагает, что в России формируется прототип второй системы кооперативного законодательства - системы множественности актов, по-разному регулирующих правовой статус кооперативов в зависимости от сферы их деятельности. Оптимальным же, по его мнению, может служить вариант наподобие французского, когда наряду с общим кооперативным законом для всех кооперативов существуют специальные законы, распространяющие свою силу только на отдельные виды кооперативов (Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Юрист. 2003. N 8. С. 7).

Кроме потребительских кооперативов, существуют сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные), статус которых определяется ст. 4 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". Отдельными законами устанавливается статус кредитных кооперативов (Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" <12>, не распространяющийся на сельскохозяйственные кредитные кооперативы), статус жилищных и жилищно-строительных кооперативов (ЖК РФ, раздел V), статус садоводческих, огороднических и дачных кооперативов (Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" <13>) и, наконец, статус жилищных накопительных кооперативов (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <14>).

<12> См.: СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627
<13> См.: СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.
<14> См.: СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41.

И это при всем том, что кооперативов в Российской Федерации осталось крайне немного. На этом фоне даже кажется странным отсутствие статутного закона о столь распространенных в России гаражных (гаражно-строительных) кооперативах <15>.

<15> Правовой основой их деятельности служат нормы ГК РФ, Примерный устав Кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 сентября 1960 г. N 1475, и разнообразные подзаконные акты, в том числе органов местного самоуправления. По сути же все сводится к разработке устава, в основном аналогичного уставу дачно-строительного кооператива (см., напр.: Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М., 2000).

В России история кооперативного движения представляет собой сильнейшее отклонение от кооперативных принципов то в пользу публичного начала, то в пользу капитала. Весь советский период кооперативы в России развивались как вспомогательное по отношению к государству публичное образование, мало чем отличающееся от государственных юридических лиц и действующее под жестким публичным контролем. Обобществление средств участников, безусловно, выделяет кооперативы из состава хозяйственных товариществ и обществ. Оно означает не только окончательную утрату прав собственности на паевые взносы, компенсируемую приобретением прав на паенакопление и выплаты по паям, но и отсутствие каких-либо прав на приращения в кооперативном имуществе. Если члены хозяйственного общества участвуют в распределении прибыли и имеют право на ликвидационную квоту, то члены кооператива не имеют ни того ни другого. Совместный труд в общем предприятии не может считаться необходимым признаком. Он не требуется в потребительских, жилищных и кредитных кооперативах. Но зато обязательное удовлетворение общих нужд членов кооператива хозяйственной деятельностью кооператива составляет еще одну существенную черту кооперации. Ее члены всегда являются ее приоритетными клиентами. Эта черта, именуемая в некоторых правопорядках кооперативным наказом, должна в той или иной мере присутствовать в любой кооперативной форме хозяйствования, какой бы ни была ее организационная форма. Именно она позволяет и советские кооперативы именовать кооперативами, хотя бы во всем остальном они мало чем походили на то, что в мире привыкли считать кооперативной формой хозяйственной деятельности.

В современных условиях российское законодательство являет собой пример "компанизации" кооперативов, применения к ним юридических конструкций, свойственных хозяйственным товариществам и обществам: отступление от демократического принципа управления в пользу доли участия в капитале; расширение участия инвесторов; отпадение конструкции "членской сделки"; раздел прибыли и иного имущества, ликвидационная квота <16>.

<16> Любопытно, что процесс этот заставляет вспомнить историю зарождения жилищной кооперации. В Германии, например, строительные общества, создаваемые в середине XIX в., были совсем не товариществами, а акционерными обществами либо частными фондами. Так продолжалось до вступления в силу первого закона о кооперации 1867 г., принятого в Пруссии, а затем распространенного на всю остальную Германию (Ringle G. Genossenschaftliche Prinzipien im Spannungsfeld zwischen Tradition und // Wismarer Diskussionspapiere. 2007. Heft 01. S. 5 - 6).

Из кооперативных принципов, используемых действующим российским законодательством в организационно-правовых формах производственной и потребительской кооперации, являются: добровольность членства; свобода выхода; равенство голосов всех членов и независимость числа голосов от участия в капитале, комплектование органов управления собственными членами. Их поддержание, пусть и в ослабленном виде, является условием существования кооперативов как особой организационно-правовой формы юридического лица.

Вместо единой организационно-правовой формы кооператива российское законодательство знает два типа кооперативной организационно-правовой формы: производственный кооператив и потребительский кооператив. Тип производственного кооператива представлен сельскохозяйственным кооперативом (колхоз, рыболовецкая артель и кооперативное хозяйство), производственным кооперативом в сфере производства, строительства, торговли и услуг. Потребительские кооперативы существуют в виде потребительских (сельских торгово-закупочных, сбытовых и перерабатывающих), кредитных, жилищных, жилищно-строительных, гаражных, садоводческих, жилищных накопительных. Многие из них фактически утратили право называться кооперативами (жилищные и жилищно-строительные), другие (например, гаражные кооперативы) формально даже не имеют организационно-правовой формы потребительского кооператива, поскольку таковой не может считаться ни одна статья в ГК РФ.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что кооперация, имея значительный экономический и социальный потенциал, доказав свою жизнеспособность, по-прежнему сталкивается со многими трудностями объективного и субъективного характера, в том числе правового регулирования, недооцененностью ее роли в свете экономического развития общества.

Список использованной литературы

  1. Белых В.С. О соотношении частного и публичного права в правовом регулировании общественных отношений // Цивилистические записки: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2004. Вып. 3.
  2. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011.
  3. Малахов В.П. Публичное и частное в системе характеристик права // История государства и права. 2011. N 16.
  4. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996.
  5. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991.
  6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
  7. Тихомиров М.Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. М., 2000.
  8. Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Юрист. 2003. N 8.