Мудрый Юрист

О концепции проведения арбитражным управляющим анализа финансово-экономического состояния должника

А.З. Бобылева, заведующая кафедрой финансового менеджмента факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор, доктор экономических наук (г. Москва).

Е.Н. Жаворонкова, доцент кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук (г. Москва).

О.А. Львова, доцент кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук (г. Москва).

М.Г. Холина, генеральный директор ООО "Аудиторско-оценочная компания "Аудит-Эксперт" (г. Москва).

В статье рассматриваются недостатки действующих документов, регламентирующих проведение арбитражными управляющими финансового анализа в ходе процедур банкротства. Обосновывается необходимость перехода к новой концепции такого анализа, что позволит сконцентрировать внимание не на последствиях кризиса для предприятия-должника, а на выявлении внешних и внутренних факторов, вызвавших неплатежеспособность, а также определить основные условия восстановления бизнеса.

Ключевые слова: Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, концепция финансово-экономического анализа в процедурах банкротства, бухгалтерская модель анализа в процедурах банкротства, рыночная модель анализа в процедурах банкротства, базовый анализ в процедурах банкротства.

About the concept of an arbitration manager analysis of financial position of the debtor

A.Z. Bobyleva, E.N. Zhavoronkova, O.A. Lvova, M.G. Holina

The article examines the shortcomings of existing instruments governing the conduct of arbitration managers of financial analysis in the course of bankruptcy proceedings. The necessity of the transition to the new concept of this analysis, which will focus not on the consequences of the crisis for the debtor and on the identification of internal and external factors that caused the insolvency and determine the basic conditions for business recovery.

Key words: the rules of the arbitration manager of financial analysis, the concept of economic and financial analysis in the bankruptcy proceedings, the financial analysis model in bankruptcy proceedings, market analysis model in bankruptcy procedures, basic analysis in bankruptcy proceedings.

В настоящее время назрела необходимость сконцентрировать внимание на оценке финансово-экономического состояния должника и результатов его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. Это связано в первую очередь с тем, что вслед за другими странами с рыночной экономикой в России стали складываться предпосылки к изменению концепции института банкротства, переходу от ориентации на преимущественно ликвидационный механизм к фокусированию внимания на восстановлении бизнеса. Постепенно приходит понимание, что в современных условиях объективный финансово-экономический анализ нужен не столько с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве <1>, сколько для оценки возможности возрождения деятельности и поиска ключевых факторов успеха конкретной компании, учета специфических условий, приведших к несостоятельности.

<1> См. статью 70 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 13 июля 2015 года. URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_5.html#p2442.

Последнее десятилетие финансовый анализ в процедурах банкротства регламентируется Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (далее - Правила анализа) <2> и Правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства <3>. Указанные документы не в полной мере соответствовали своим целям с момента вступления в силу. Еще в большей степени их ограниченность, невозможность выполнять поставленные задачи проявились в последние годы в связи с принятием нового Закона о бухгалтерском учете <4>, корректировками в 2010 - 2015 годах Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), изменением финансово-экономических условий в России, самого института банкротства и понимания его роли.

<2> Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367.
<3> Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855.
<4> Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Неактуальность действующих документов, их несоответствие требованиям кредиторов и арбитражного суда неоднократно обсуждались в научном и аналитическом сообществе <5>. К недостаткам действующих документов обычно относят преобладание "бухгалтерского" анализа, выбор неинформативных, а в некоторых случаях и некорректных показателей. Приведем несколько примеров:

<5> См., например:

материалы заседаний подкомитета по антикризисному управлению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru.

Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики // Вестник Московского университета. Серия XXI. 2010. N 3;

Бобылева А.З. К разработке федерального стандарта проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа // Предпринимательское право. 2015. Приложение N 4.

  1. обязательный по действующим Правилам анализа коэффициент абсолютной ликвидности может быть низким как у несостоятельной организации, не имеющей денежных средств на расчетном счете, так и у успешной, у которой все денежные средства постоянно находятся в обороте. Таким образом, анализ не является информативным при определении несостоятельности;
  2. в Правилах анализа измерение платежеспособности предполагается по балансу, что приводит к смешиванию платежеспособности и ликвидности, хотя обычно они совпадают лишь на отчетные даты. Кроме того, несостоятельные предприятия или предприятия с серьезными проблемами часто ликвидны по балансу, но неплатежеспособны. Таким образом, определение реальной платежеспособности (неплатежеспособности) по балансу не представляется возможным;
  3. определение финансовой устойчивости ограничено в документах расчетами по балансу, хотя она во многом зависит от "здоровья" денежных потоков, управления рисками и т.д. Таким образом, Правила анализа ориентируют на исследование финансовой устойчивости лишь в очень узком смысле, не затрагивают ряд важных векторов анализа;
  4. показатель "норма чистой прибыли" для обозначения задачи расчета доходности, рентабельности, убыточности в Правилах анализа некорректен, так как предполагает расчет величины показателя, а не его нормы. Кроме того, показатель некорректен сам по себе. Буквально словосочетание "норма чистой прибыли" следует понимать как норму стоимостного показателя (прибыли), а не относительного (доходности), что несостоятельно: у стоимостного показателя не может быть "нормы" - может быть плановое значение, меняющееся в каждом временном периоде в зависимости от волатильности условий и стоящих перед компанией задач <6>;
  5. использующееся в Правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства понятие существенного ухудшения значений коэффициентов за квартал сейчас трудноприменимо в связи с новым требованием предоставления бухгалтерской отчетности лишь один раз в год <7>. Но даже если компания-должник идет навстречу и предоставляет отчетность по кварталам, такой анализ не дает реальную возможность выявления фиктивного или преднамеренного банкротства:
<6> Распространение термина "норма чистой прибыли" в российской аналитической практике, на наш взгляд, связано с неточным переводом "Капитала" К. Маркса.
<7> См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В целом можно выделить следующие недостатки рассматриваемых документов:

По нашему мнению, в современных условиях должна быть изменена концепция проведения анализа. В ее основе должна лежать не бухгалтерская, а рыночная модель анализа, позволяющая уйти от обоснования выводов преимущественно на основе данных бухгалтерской отчетности, часто неполных, искаженных и даже фальсифицированных, перед открытием процедуры банкротства. Рыночная модель анализа позволит в первую очередь сосредоточиться не на последствиях кризиса на предприятии-должнике (негативных изменениях активов и пассивов, появлении убытков и т.п.), а на выявлении внешних и внутренних факторов, приведших к неудачам, поиске условий, при которых предприятие может возродиться. В случае целесообразности проведения ликвидационных процедур рыночная модель анализа также позволит точнее определить стоимость имущества должника, размер конкурсной массы.

В целом рыночная модель анализа расширяет его границы и превращает из чисто финансового в финансово-экономический, основанный не только на данных бухгалтерского учета, но и на рыночной информации о положении компании, ее рыночной нише, различных видах риска, динамике внешних и внутренних факторов, ориентирует на использование данных управленческого учета.

Эта концепция может быть положена в основу проекта Стандарта проведения арбитражным управляющим анализа финансово-экономического состояния должника, разработка которого стоит в плане мероприятий подкомитета по антикризисному управлению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Проект 2015) <8>. Целями разработки Стандарта являются:

<8> Первые шаги по разработке Стандарта были сделаны в 2010 - 2012 годах, представленный в настоящей статье материал развивает и обновляет положения, заложенные в него в 2012 году.

Важнейшая отличительная черта предлагаемой концепции проведения арбитражным управляющим анализа финансово-экономического состояния должника - возможность проведения как базового, так и расширенного анализа. Такое разделение дает возможность упростить, сократить, ускорить процедуру анализа в относительно "прозрачных" ситуациях и провести глубокий анализ в сложных ситуациях.

Базовый финансово-экономический анализ должен проводиться в обязательном порядке в соответствии с задачами конкретных процедур, применяемых в деле о банкротстве. Проведение арбитражным управляющим базового анализа финансируется за счет средств должника. Расширенный анализ имеет рекомендательный характер и может проводиться арбитражным управляющим инициативно или по требованию кредиторов либо суда в случае необходимости:

Методы в рамках расширенного анализа определяются размерами и сложностью бизнеса, полнотой и информативностью отчетности должника. Проведение расширенного анализа может финансироваться как за счет средств должника, так и из иных источников по решению собрания кредиторов либо другой заинтересованной группы лиц.

В отличие от действующих Правил анализа мы предлагаем регламентировать проведение финансово-экономического анализа во всех процедурах, предусмотренных Законом о банкротстве. В процедуре наблюдения временным управляющим в обязательном порядке проводится базовый финансово-экономический анализ с целью выявления причин несостоятельности и возможностей оздоровления бизнеса. Он включает решение следующих задач:

В процедуре финансового оздоровления базовый финансово-экономический анализ должен проводиться административным управляющим с целью мониторинга и контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и процесса восстановления безубыточной деятельности организации. Он включает решение следующих задач:

В процедуре внешнего управления базовый финансово-экономический анализ должен проводиться внешним управляющим с целью разработки плана внешнего управления и мониторинга его выполнения и включает решение следующих задач:

В процедуре конкурсного производства конкурсный управляющий должен проводить базовый финансово-экономический анализ с целью реализации имущества предприятия-должника на условиях соразмерного удовлетворения требований кредиторов с целью решения следующих задач:

В процедуре мирового соглашения анализ финансово-экономического состояния нацелен на определение соответствующих положению должника и требованиям кредиторов условий такого соглашения. Для выявления возможности заключения мирового соглашения финансово-экономический анализ в процедурах наблюдения и финансового оздоровления проводится органами управления должника при участии арбитражного управляющего, в процедурах внешнего управления и конкурсного производства анализ проводится арбитражным управляющим.

Содержание базового анализа финансово-экономического состояния состоит из следующих элементов:

  1. анализ внешних условий деятельности:
  1. анализ внутренних условий деятельности должника:
  1. анализ активов должника:
  1. анализ пассивов должника:
  1. анализ финансовых результатов:
  1. анализ ликвидности и платежеспособности (помимо указанных направлений):
  1. анализ инвестиционной деятельности:
  1. анализ финансовой деятельности (помимо указанных в пункте 4 направлений):
  1. анализ сделок должника, совершенных в период подозрительности (статьи 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве), на предмет выявления оснований для оспаривания:

Для помощи в проведении базового анализа финансово-экономического состояния должника целесообразной представляется разработка методических рекомендаций, которые определят основные составляющие, схему и последовательность анализа. Разработчикам Стандарта в рамках описанной концепции также целесообразно разработать методические рекомендации относительно деятельности арбитражного управляющего по проведению расширенного анализа финансово-экономического состояния должника, цель которых - оказать методическую помощь арбитражным управляющим при проведении углубленного финансово-экономического анализа:

Подходы и методы в рамках расширенного анализа могут различаться:

Общая логика и алгоритм системного расширенного анализа в рамках процедур банкротства в целом совпадают с алгоритмом базового анализа и основаны на совокупности аналитических процедур по цепочке: анализ внешних условий деятельности должника - анализ внутренних бизнес-процессов - анализ результатов деятельности, финансовых ресурсов, прочее.

Однако расширенный анализ может быть углублен по сравнению с базовым по любым звеньям цепочки и учитывать более широкий круг факторов по сравнению с базовым анализом, что позволит следующее:

Инструментарий расширенного финансово-экономического анализа применительно к процедурам банкротства может содержать следующие элементы:

  1. более сложные и разнообразные методы анализа динамических рядов как внешних показателей (условия на рынке), так и внутренних (показатели деятельности компании);
  2. более широкий круг оцениваемых показателей, в том числе экономическую добавленную стоимость, совокупный доход акционеров, стоимость капитала компании-должника и т.д.;
  3. углубленный анализ затрат;
  4. анализ чувствительности к изменению внешних и внутренних условий плана финансового оздоровления, представленного должником;
  5. оценка эффективности инвестиционных проектов;
  6. применение моделей прогнозирования наступления банкротства и выхода из него, в основе которых лежит использование набора коэффициентов с различными весами;
  7. построение факторных моделей, что позволит:

Таким образом, модель анализа, основанная на предлагаемой нами концепции, позволяет:

Литература и информационные источники

  1. "О несостоятельности (банкротстве)": Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ: в редакции от 13 июля 2015 года. URL: http://www.consultant.ru/popular/bankrupt/58_5.html#p2442.
  2. "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа": Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года N 367.
  3. "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства": Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 855.
  4. "О бухгалтерском учете": Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ.
  5. Материалы заседаний подкомитета по антикризисному управлению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru.
  6. Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики // Вестник Московского университета. Серия XXI. 2010. N 3.
  7. Бобылева А.З. К разработке федерального стандарта проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа // Предпринимательское право. 2015. Приложение N 4.