Мудрый Юрист

Особенности правового режима самовольных построек в российском гражданском праве

Е.А. Мотлохова, юрист по спорам с недвижимым имуществом ООО "Группа компаний "Вертикаль", преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процессуального права юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Хабаровская государственная академия экономики и права" (г. Хабаровск).

Анализируются правовой режим самовольных построек, процедуры и основания признания права собственности на такие постройки, их сноса. Рассматриваются особенности гражданского и арбитражного процессов по такой категории дел. По результатам анализа делается вывод о том, что законодательное регулирование этого вопроса рамочное, толкования различными юристами некоторых законодательных актов противоречат друг другу, судебная практика не унифицирована. Автор предлагает редакции изменений в соответствующие законодательные акты.

Ключевые слова: самовольная постройка, баланс частных и публичных интересов, признаки самовольной постройки, признание права собственности на самовольную постройку.

Features of the legal regime of unauthorized constructions in the Russian civil law

E.A. Motlohova

Analyzes the legal regime of unauthorized constructions, procedures and grounds for recognition of ownership of the buildings, their demolition. The features of civil and arbitration process for this category of cases. The analysis concludes that the legal framework regulating this issue, different legal interpretations of some laws contradict each other, the jurisprudence is not uniform. The author proposes editorial changes to the relevant legislation.

Key words: unauthorized construction, balance private and public interests, the signs of unauthorized construction, the recognition of ownership of unauthorized construction.

Самовольная постройка - это социальное и правовое явление, возникающее на стыке частных и публичных интересов. С одной стороны, в основе права осуществлять строительство на земельном участке лежит законный частноправовой интерес владельца земельного участка, с другой - правоотношения, связанные с возведением объекта капитального строительства, императивно регламентированы органами публичной власти и находятся под их строгим контролем. Цель норм гражданского права, регулирующих отношения, связанные с самовольным строительством, - обеспечить баланс частных и публичных интересов, защиту фундаментальных конституционных прав собственника, безопасность строительства и защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Понятие "самовольная постройка" закреплено в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Из данного в Кодексе определения можно вывести признаки самовольной постройки, которые и становятся предметом доказывания в судебных разбирательствах по делам о признании права собственности на самовольную постройку и по делам о сносе самовольных построек.

Первый признак - самовольной постройкой может считаться только объект гражданских прав, обладающий признаками недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ). Понятие "недвижимое имущество" впервые сформулировано в римском праве в связи с введением в гражданский оборот земельных участков и других природных объектов. Недвижимостью считались строения (inaedificatio), все, что было посеяно (in semenatio) и посажено на земле (implantatio) <1>. Все эти предметы, связанные с землей, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit - сделанное над поверхностью, следует за поверхностью <2>.

<1> Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 2000.
<2> Всеобщая история государства и права / под ред. проф. К.И. Батыра. М., 1998.

Вторым признаком самовольной постройки является факт создания строения на земельном участке, не предоставленном для этих целей.

По смыслу статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьи 263 ГК РФ в состав распорядительных полномочий собственника земельного участка входит право возведения зданий и сооружений, но они осуществляются лишь при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка. Земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Третий признак самовольной постройки - факт создания постройки без получения на это необходимых разрешений. Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под такими разрешениями понимаются разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ) и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Необходимость административных барьеров в области строительства "диктуется очевидными публичными интересами" <3>.

<3> Гражданское право / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 1.

Четвертым признаком самовольной постройки является факт возведения строения с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, указано, что "к существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц" [5].

Отметим, что особенностью правового режима самовольной постройки является то, что, обладая качественными характеристиками недвижимого имущества, с формальной точки зрения она таковой не является, поскольку не внесена в государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Самовольная постройка не является полноценным объектом гражданских прав, поскольку не может быть предметом сделки, не может быть передана по наследству, не выступает объектом имущественного налогообложения.

Существующим законодательством предусмотрены две процедуры трансформации самовольной постройки в иной правовой режим: признание права собственности на самовольную постройку и снос самовольной постройки.

Правовые основания признания права собственности на самовольную постройку и сноса самовольной постройки полностью антонимичны.

Условия признания права собственности на самовольную постройку изложены в статье 222 ГК РФ, Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 143).

Первое условие признания права собственности на самовольную постройку

Земельный участок, на котором возведена самовольная постройка, должен находиться в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании лица, которое возвело самовольную постройку. В таких случаях средствами доказывания выступают кадастровый паспорт на объект и (или) заключение кадастрового инженера с актом выноса в натуру границ земельного участка и возведенного объекта недвижимого имущества <4>. При этом заявить требование о признании права на самовольную постройку может правообладатель земельного участка независимо от того, за чей счет было возведено самовольное строение. Такой подход гражданского законодательства вполне обоснован, поскольку "процесс строительства является с юридической точки зрения процессом утраты строительными материалами своей идентичности... утрата идентичности означает исчезновение самой вещи как объекта права" <5>.

<4> Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года N 06АП-3529/2014 по делу N А73-15392/2013.
<5> Скловский К.И. О собственности в гражданском праве. М., 2010.

Спорным является вопрос: возможно ли признание права собственности на самовольную постройку за арендатором земельного участка? С одной стороны, статья 222 ГК РФ ограничивает круг титульных владельцев, которые обладают таким правом. С другой стороны, прямого запрета на признание права собственности на самовольную постройку за арендатором Постановление N 10/22 и ГК РФ не содержат. В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, то в соответствии с назначением имущества.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из системного толкования указанных норм гражданского и земельного законодательства следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано при соблюдении следующих условий:

<6> Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2014 года N ВАС-2395/14 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Нужно отметить, что земельный участок должен быть предоставлен именно под строительство конкретного объекта, а не под использование существующего объекта недвижимого имущества. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года N 306-ЭС14-1218. К аналогичному выводу о возможности возникновения права собственности на объект у арендатора земельного участка пришел и Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 18 июня 2013 года N 17630/12.

Второе условие признания права на самовольную постройку

Фактическое использование земельного участка должно соответствовать его целевому назначению и разрешенному использованию.

Разрешенное использование земельного участка регламентируется правилами застройки и землепользования, принимаемыми органами местного самоуправления, которые регламентируют:

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости. Средствами доказывания соответствия либо несоответствия целевому назначению и разрешенному использованию являются кадастровые паспорта и кадастровые выписки на земельный участок, на котором расположена самовольная постройка.

Верховный Суд Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" от 19 марта 2014 года уделил особое внимание этому вопросу. После опубликования Обзора в правоприменительной практике судов прослеживается особый акцент на исследовании обстоятельств соответствия самовольной постройки требованиям застройки и землепользования.

В ряде определений Верховный Суд Российской Федерации указывает, что деление земель по целевому назначению и разрешенному использованию является одним из принципов земельного законодательства. В случае если суды нижестоящих инстанций не исследуют вопрос соответствия постройки требованиям застройки и землепользования, то судебные постановления отменяются и направляются на новое рассмотрение <7>.

<7> См. Определения Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2015 года N 18-КГ14-168 и от 17 февраля 2015 года N 18-КГ14-200.

Третье условие признания права на самовольную постройку

Осуществление строительства с соблюдением строительных норм и правил и отсутствие нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан.

По этой категории дел в качестве эксперта (специалиста) по вопросу соответствия самовольного строения строительным нормам и правилам вправе выступать организация, являющаяся членом саморегулируемой организации и имеющая допуск к такому виду работ, как обследование строительных конструкций. Обследование строительных конструкций должно проводиться в соответствии с ГОСТом 31937-2011 "Здания и сооружения" <8>. Заключение о соответствии объекта санитарно-гигиеническим нормам вправе выдавать организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <9>. Заключения о соответствии электрооборудования постройки Правилам устройства электроустановок, Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, ГОСТу 50571.16-2007 <10>, требованиям пожарной безопасности, охраны труда вправе выдавать организации, имеющие лицензии и аккредитации на соответствующий вид деятельности.

<8> ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния: межгосударственный стандарт: введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст.
<9> Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года N 775 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений прав потребителей и благополучия человека".
<10> ГОСТ Р 50571.16-2007 (МЭК 60364-6:2006). Электроустановки низковольтные. Часть 6. Испытания: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 594-ст (доступ из информационного банка "Строительство").

Четвертое условие признания права на самовольную постройку

Принятие застройщиком мер по легализации самовольной постройки (п. 26 Постановления N 10/22, п. 9 Информационного письма N 143).

При этом важным обстоятельством, подлежащим доказыванию, является факт легализации постройки именно по его фактическому назначению <11>.

<11> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2015 года N 18-КГ14-168.

В качестве доказательств принятия мер по легализации постройки выступают:

Так, Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 14 мая 2014 года N 33-2982/2014 было отменено решение нижестоящего суда и признано право собственности на самовольную постройку за гражданином. Суд счел достаточными следующие доказательства легализации самовольной постройки:

Следует отметить, что поводом для судебного разбирательства о сносе самовольной постройки может стать строение, право собственности на которое уже зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см. п. 5 Информационного письма N 143).

Системный анализ норм гражданского, земельного законодательства и судебных прецедентов позволяет сделать вывод о том, что удовлетворение иска о сносе самовольной постройки возможно при отсутствии иных законных оснований возникновения права собственности (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ), например если постройка возведена на чужом земельном участке в отсутствие согласия собственника земельного участка.

Таким образом, помимо прочего, суд при вынесении решения должен руководствоваться таким принципом гражданского законодательства, как недопустимость злоупотребления правом. Юридическая возможность признания права собственности на самовольную постройку - это не упрощенный механизм легализации постройки, а способ защиты права застройщика, который по какой-то не зависящей от него причине не смог получить разрешение на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию. В противном случае мы столкнемся с ситуацией "осуществления права в противоречии с его назначением" <12>, что недопустимо.

<12> Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 62.

Что касается сроков исковой давности, то их применение в рассматриваемой категории дел необоснованно, поскольку в этом случае правоотношения имеют длящийся характер.

С 1 сентября 2015 года статья 222 ГК РФ была дополнена пунктом 4, согласно которому органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение о сносе самовольных построек во внесудебном порядке. В соответствии с указанной нормой органы местного самоуправления городского округа вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

На наш взгляд, эта норма противоречит принципу разделения властей. По смыслу статьи 118 Конституции Российской Федерации полномочия по оценке сведений о факте самовольного строительства, оценке доказательств на их относимость, допустимость и достоверность принадлежат исключительно судам Российской Федерации.

Кроме того, норма пункта 4 статьи 222 ГК РФ создает предпосылки для нарушения прав граждан. Нередки случаи, когда земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование для индивидуального жилищного строительства в 40 - 60 годы прошлого века, до вступления в силу ЗК РФ, ГК РФ и принятия градостроительных регламентов, затем в отношении такого земельного участка правила землепользования и застройки устанавливают красные линии. В результате все построенное на таком земельном участке признается самовольными постройками и в силу пункта 4 статьи 222 ГК РФ может быть снесено по решению органа местного самоуправления.

Таким образом, норма пункта 4 статьи 222 ГК РФ позволяет органам местного самоуправления без установления обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку, на основании формальных критериев принимать решения о сносе построек. Как указывал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 8 июля 2014 года N 19-КГ14-6, "возможность сноса самовольной постройки связывается не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на ее строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использовать такую постройку ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц. ...В случае, если препятствия к получению разрешения на строительство отсутствовали, решение о сносе постройки будет основываться лишь на формальном подходе суда к разрешению спора, не основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, что противоречит положениям ст. 195, 196 и 198 ГПК РФ".

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие правовых норм, определяющих правовой режим самовольных построек, механизм признания права собственности на самовольную постройку и реализации сноса самовольной постройки далек от совершенства. Это связано с тем, что законодательное регулирование этого вопроса рамочное, некоторые акты толкования законодательства противоречат друг другу, а судебная практика не унифицирована.

Полагаем, что, учитывая коррективы, которые вносит судебная практика в рамочное законодательство, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в отдельные законодательные акты и акты толкования.

Предлагаем изложить статью 222 ГК РФ в следующей редакции:

"Статья 222. Самовольная постройка.

  1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, иных обязательных норм и правил.
  2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Такое лицо не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за счет средств лица, осуществившего самовольное строительство, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

  1. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку может быть признано за арендатором земельного участка при наличии согласия собственника земельного участка, а также при соблюдении целевого назначения и разрешенного использования земельного участка.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано за указанными лицами при одновременном соблюдении следующих условий:

Лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом".

Статью 208 ГК РФ "Требования, на которые исковая давность не распространяется" предлагаем дополнить новым абзацем: "требования о признании права собственности на самовольную постройку, о сносе самовольной постройки (статья 222)...".

В Постановление N 10/22 предлагаем внести следующие изменения.

Дополнить его новым пунктом: "26.1. Наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе этого объекта как самовольной постройки при отсутствии иных законных оснований возникновения права собственности (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ), в частности в случае если постройка возведена на чужом земельном участке в отсутствие согласия собственника земельного участка".

Абзацы 1 и 2 пункта 26 Постановления N 10/22 изложить в следующей редакции:

"Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных, иных обязательных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. С этой целью суд исследует и оценивает заявление о выдаче разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, ответ компетентного органа на такое заявление, факты постановки постройки на кадастровый учет, проведения технической инвентаризации постройки, принятия иных мер, направленных на легализацию постройки в судебном и (или) административном порядке".

Литература и информационные источники

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. N 238 - 239.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Российская газета. 2001. N 211 - 212.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5.
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ // Российская газета. 2004. N 290.
  5. Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством: Обзор Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. N 6.
  6. О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. N 6.
  7. Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2010 года N 143 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. N 2.
  8. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года N 1633 "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации".
  9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 года N 19-КГ14-6. URL: www.vsrf.ru (дата обращения: 20 сентября 2015 года).
  10. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2014 года N 06АП-3529/2014 по делу N А73-15392/2013.
  11. О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июня 2014 года N ВАС-2395/14.
  12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 306-ЭС14-1218.
  13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18 июня 2013 года N 17630/12.
  14. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2015 года N 18-КГ14-168.
  15. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 18-КГ14-200.
  16. ГОСТ Р 50571.16-2007 (МЭК 60364-6:2006). Электроустановки низковольтные. Часть 6. Испытания: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 594-ст (доступ из информационного банка "Строительство").
  17. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния: межгосударственный стандарт: введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст.
  18. Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений прав потребителей и благополучия человека: Приказ Федеральной службы по надзору // Российская газета. 2012. N 227.
  19. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 14 мая 2014 года N 33-2982/2014.
  20. Всеобщая история государства и права / под ред. проф. К.И. Батыра. М., 1998.
  21. Гражданское право / отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2010. Т. 1.
  22. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.
  23. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 2000.
  24. Скловский К.И. О собственности в гражданском праве. М., 2010.