Мудрый Юрист

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости: предпосылки принятия и некоторые новеллы

Е.В. Бадулина, главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук (г. Москва).

Автором проведен анализ положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с позиции обеспечения достоверности государственного реестра недвижимости. Указаны предпосылки его принятия. Сделан вывод о том, что ряд статей этого Закона требуют усовершенствования. Сформулированы дальнейшие направления развития института государственной регистрации недвижимости.

Ключевые слова: государственная регистрация недвижимости, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, кадастровый учет объектов недвижимости, достоверность публичного реестра, электронная форма реестра недвижимости.

Federal law of state registration of realty: preconditions and some new provisions

E.V. Badulina

The author analyzes the provisions of the Federal Law "On state registration of real estate", including from the standpoint of ensuring the reliability of the state register of real estate. Shown preconditions of its adoption. It is concluded that a number of articles of the law need to be improved. Provide further direction of development of the institution of state registration of real estate.

Key words: state registration of realty, state registration of realty rights, cadastral registration of real estate, reliability of the state registry, electronic form of the registry.

Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сопутствующий ему институт государственного кадастрового учета объектов недвижимости развиваются достаточно активно с начала 1990-х годов. Созданы система государственной регистрации прав, система кадастрового учета объектов недвижимости, построена система органов регистрации прав и органов кадастрового учета, формируется профессиональное сообщество кадастровых инженеров, налаживается взаимодействие органов регистрации прав, органов кадастрового учета и кадастровых инженеров. В течение последних лет развитие правового регулирования этих институтов основывается, в частности, на Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2009 года N 534, Концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 1101-р.

Происходящие в системах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости изменения прежде всего направлены на упрощение регистрационных процедур посредством объединения двух реестров: единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), содержащего сведения о правах на недвижимое имущество, и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), в котором учитываются индивидуализирующие сведения об объекте недвижимости; а также на совмещение процедур учета объектов недвижимости и регистрации прав на них в едином органе - Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), на постепенный переход к ведению реестра в электронной форме.

1 января 2013 года завершился переходный период применения Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), в течение которого право осуществлять кадастровый (технический) учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а также работы по подготовке документов для такого учета имели БТИ. С 1 января 2013 года работы по подготовке документов для кадастрового учета объектов недвижимости осуществляют кадастровые инженеры (физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера, включенные в государственный реестр кадастровых инженеров). При этом подготовленные кадастровым инженером документы для кадастрового учета объектов недвижимости направляются кадастровым инженером самостоятельно в электронной форме в орган кадастрового учета. С 1 октября 2013 года Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) предусматривает возможность подачи заявления на государственную регистрацию в электронной форме через сайт портала государственных и муниципальных услуг или через сайт Росреестра. Кроме того, с 1 октября 2013 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав либо выпиской из ЕГРП. При этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство.

С 1 октября 2013 года статья 12 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусматривает, что сведения о характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ГКН, являются сведениями ЕГРП.

3 сентября 2014 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона N 597863-6 "О государственной регистрации недвижимости", который объединяет данные ЕГРП и ГКН в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН).

13 июля 2015 года был принят Федеральный закон N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), вступающий в силу с 1 января 2017 года. Отдельные его положения, регулирующие ответственность органа регистрации прав и закрепляющие правила компенсации за утрату права собственности на жилое помещение за счет казны Российской Федерации, вступают в силу с 1 января 2020 года. С введением в действие этого Закона утратит силу Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В Закон о государственном кадастре недвижимости будут внесены изменения. В предмет его регулирования войдет только осуществляемая кадастровыми инженерами кадастровая деятельность по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе. Постановка объектов недвижимости на кадастровый учет, перечень необходимых для этого документов, содержание и структура подготовляемых кадастровым инженером документов (межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории) будут регулироваться Законом о государственной регистрации недвижимости. При этом впоследствии планируется заменить "урезанный" Закон о государственном кадастре недвижимости новым законом о кадастровой деятельности. На текущем этапе объединения систем государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета существующий в законодательстве термин "кадастровый учет объекта недвижимости" для внесения индивидуализирующих сведений об объекте недвижимости в реестр сохраняется в Законе о государственной регистрации недвижимости.

В состав ЕГРН будут входить:

  1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  3. реестр границ;
  4. реестровые дела;
  5. кадастровые карты;
  6. книги учета документов.

Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов будут вестись в электронной форме. Реестровые дела будут храниться в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

В Законе о государственной регистрации недвижимости содержится много норм, заимствованных из Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Закона о государственном кадастре недвижимости. Это обусловлено тем, что разработчики в основном восприняли существующую практику государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.

Анализ положений Закона о государственной регистрации недвижимости позволил обратить внимание на следующие моменты.

  1. В предмет регулирования этого Закона будут входить отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с Законом государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно указанному Закону, а также в связи с ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных этим Законом сведений, содержащихся в ЕГРН. В сферу действия Закона о государственной регистрации недвижимости не входят вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, участки недр.

С учетом предмета регулирования Закона о государственной регистрации недвижимости его наименование охватывает вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета объектов недвижимости и опирается на наименование и содержание статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно указанной статье ГК РФ помимо государственной регистрации прав может осуществляться специальный учет объектов недвижимости. При этом рассматриваемый Закон не формулирует непосредственно понятие "государственная регистрация недвижимости".

Объект государственной регистрации прав определен в Законе через отсылку к статьям 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ, которые закрепляют основы государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Также Закон предусматривает, что к имуществу, сведения о котором вносятся в ЕГРН, относятся, в частности, земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, единые недвижимые комплексы.

  1. Закон о государственной регистрации недвижимости предполагает внедрение единой процедуры государственной регистрации права на объект недвижимости и государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поэтому применительно к описанию этих действий в этом Законе часто используется словосочетание "и (или)".

Однако в принятой редакции предусмотрено не так много случаев, когда государственная регистрация права и кадастровый учет объекта действительно осуществляются одновременно, а именно:

В остальных случаях эти действия осуществляются раздельно. Например, если для кадастрового учета созданного объекта недвижимости требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, то уполномоченный на выдачу соответствующего разрешения орган направляет в Росреестр разрешение, заявление о кадастровом учете, иные необходимые документы. На основании указанного комплекта документов осуществляется постановка объекта на кадастровый учет, а затем правообладатель самостоятельно регистрирует свое право на объект. Таким образом, в определенных случаях обязанность по подаче заявления о кадастровом учете объекта недвижимости возлагается на уполномоченный орган государственной власти. Эта новелла Закона о государственной регистрации недвижимости будет действовать в отношении большей части недвижимости (для легализации которой требуется разрешение на ввод в эксплуатацию).

  1. По сравнению с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Законе о государственной регистрации недвижимости по-иному сформулированы нормы о государственной регистрации ограничений и обременений.

Во-первых, в отличие от Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Законе о государственной регистрации недвижимости не содержится понятие "ограничения (обременения)". Законодатель оставляет этот вопрос за нормами материального права.

Во-вторых, вслед за положениями статьи 8.1 ГК РФ, в которой проводится разделение понятий "ограничение права" и "обременение недвижимого имущества" <1>, в Законе о государственной регистрации недвижимости предпринята попытка пойти по пути проведения указанного разделения. Так, исходя из положений статей 44 и 53 этого Закона сервитут, аренда, ипотека прямо относятся к обременениям недвижимого имущества.

<1> Как показывает анализ литературы и существующего гражданского законодательства, термин "ограничение", как правило, используется применительно к гражданским правам, тогда как термин "обременение" обычно относится к имуществу. К сожалению, указанное разделение не всегда четко проводится в законодательстве (см., например: Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Соотношение понятий "ограничение" права и "обременение" имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов) // Арбитражные споры. 2011. N 4).

Нельзя не отметить, что разработчики этого Закона не восприняли практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в отношении описания части объекта недвижимости. Согласно позиции этого судебного органа при заключении договора аренды части объекта недвижимости не требуется постановка этой части на кадастровый учет, достаточно представления на государственную регистрацию договора аренды подписанных сторонами документов, содержащих графическое описание части объекта недвижимости, пользование которой будет осуществлять арендатор, с указанием кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, размера арендуемой площади и иных сведений, описывающих такую часть <2>.

<2> Пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".

Законодательное закрепление получила практика Росреестра, когда регистрирующий орган требовал кадастрового учета соответствующей части объекта недвижимости <3>. Согласно статье 44 Закона о государственной регистрации недвижимости при заключении договора аренды на год и более, по которому допускается пользование частью объекта недвижимости, государственной регистрации подлежит обременение, которое устанавливается на всю недвижимую вещь в целом, при этом соответствующая часть объекта недвижимости ставится на кадастровый учет. При государственной регистрации прекращения обременения осуществляется снятие с кадастрового учета соответствующей части. На заявителей будут возложены дополнительные финансовые затраты по оплате работ кадастрового инженера.

<3> См. письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 августа 2013 года N 14-исх/07811-ГЕ/13 "О государственной регистрации договора аренды части объекта недвижимости".

Однако если сведения о части объекта уже были внесены в ЕГРН, то при регистрации последующих обременений по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой или технический план, представлявшийся ранее в отношении части объекта, если не изменилось местоположение границ указанной части. Таким образом, предпринята попытка снизить нагрузку на заявителей при кадастрировании части объекта недвижимости.

  1. Необходимо понимать, что отправной точкой развития законодательства о государственной регистрации прав на имущество должны являться принципы, закрепленные в ГК РФ. Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ в ГК РФ была введена статья 8.1, которая закрепила принципы государственной регистрации прав на имущество, подлежащие применению вне зависимости от того, права на какое именно имущество регистрируются (недвижимость, доли в уставном капитале хозяйственных обществ и т.п.) <4>. Одним из системообразующих принципов государственной регистрации прав на имущество (являющимся традиционным для российского законодательства и нашедшим свое отражение в статье 8.1 ГК РФ и Законе о государственной регистрации недвижимости) выступает принцип внесения. Он закрепляет необходимость внесения записи в реестр для возникновения права на имущество, если иной момент возникновения права не установлен законом. Цель принципа внесения - придание свойства достоверности правам, зарегистрированным в реестре, а также содержащимся в реестре сведениям об объекте регистрации. При этом следует учитывать, что согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации стороны сделки или лица, участвовавшие в деле, с момента возникновения основания для государственной регистрации права в отношениях между собой не могут ссылаться на отсутствие соответствующей записи в реестре <5>.
<4> См. пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
<5> Там же.

Согласно положениям статьи 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество должна осуществляться на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра <6>. К сожалению, приходится констатировать, что реализация принципа достоверности в российском законодательстве пока не находится на должном уровне. Дальнейшее развитие института государственной регистрации должно идти по пути обеспечения его реализации. В Законе о государственной регистрации недвижимости (в основном в ходе его доработки ко второму чтению) намечено несколько шагов в этом направлении.

<6> В юридической литературе под публичностью понимается необходимость внесения в реестр всех актов, имеющих правоустанавливающее значение, а под достоверностью - презумпция достоверности любой записи реестра до ее изменения (см.: Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008).

Во-первых, по сравнению с редакцией, внесенной в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, определен состав сведений, которые обязательно должны содержаться в выписке из ЕГРН (по аналогии с действующим Законом). Выписка будет являться единственным документом, удостоверяющим государственную регистрацию прав, и заменит привычное для нас свидетельство о государственной регистрации права. Выписка может быть предоставлена в форме электронного документа или документа на бумажном носителе. Кроме того, закон определил, что сведения ЕГРН являются актуальными только на момент их предоставления, поскольку уже в день выдачи сведения, содержащиеся в реестре, могут измениться и, соответственно, лицо, запрашивающее сведения, должно понимать, что на них не следует полагаться длительное время.

Во-вторых, согласно Закону о государственной регистрации недвижимости государственный регистратор осуществляет правовую экспертизу представленных документов на предмет выявления оснований для приостановления осуществления государственной регистрации и (или) государственного кадастрового учета. Статья 26 указанного Закона закрепила достаточно широкий круг таких оснований (всего 51 основание). Они имеют как материально-правовой, так и технический, процедурный характер. Таким образом, пределы проверки документов определены в Законе через выявление оснований для приостановления, то есть достаточно широко. Следует отметить, что новеллой рассматриваемого Закона является то, что самостоятельных оснований для отказа в государственной регистрации и (или) кадастровом учете не будет. В осуществлении государственной регистрации и (или) кадастрового учета отказывается, если в течение установленного срока не устранены причины, послужившие основанием для приостановления соответствующих процедур <7>. Даже такое обстоятельство, как то, что право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежат государственной регистрации в соответствии с ГК РФ или иным федеральным законом, будет являться основанием именно для приостановления государственной регистрации, а не для отказа в ней. По мнению авторов Закона, такая конструкция призвана минимизировать возможность ошибки государственного регистратора и направлена на обеспечение прав заявителей.

<7> Если государственная регистрации и постановка на кадастровый учет осуществляются одновременно, то по новому Закону, если выявляется основание для приостановления, например кадастрового учета, приостанавливается вся единая процедура до устранения причин приостановления. Это обусловлено единством процедуры регистрации и учета.

Среди прочего государственный регистратор будет проверять сделку, подлежащую государственной регистрации или являющуюся основанием для государственной регистрации прав, на предмет наличия оснований ее ничтожности (подп. 13 п. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости). Государственный регистратор наделяется таким полномочием для обеспечения реализации презумпции достоверности реестра и защиты добросовестного приобретателя недвижимости.

Исходя из подпункта 15 пункта 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости сделка, совершенная без необходимого согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления (если такая сделка не является в силу закона ничтожной) и подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, регистрируется в ЕГРН, но при этом в реестр вносится запись об отсутствии необходимого согласия при совершении сделки (ст. 9 Закона о государственной регистрации недвижимости). Таким образом, заинтересованное лицо будет считаться информированным о соответствующем пороке сделки. В редакции текста законопроекта, подготовленного к первому чтению, права, возникающие на основании сделок, совершенных без необходимого согласия, предлагалось не регистрировать в принципе. Однако такой подход не соответствовал положениям ГК РФ, так как такие сделки не всегда являются ничтожными и могут влечь иные последствия, не связанные с недействительностью.

При осуществлении регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. В этом случае ответственность за недостоверность документов несет нотариус.

  1. Положения Закона о государственной регистрации недвижимости были приведены в соответствие со статьей 133.1 ГК РФ в части особенностей государственной регистрации прав и кадастрового учета единого недвижимого комплекса (далее также - ЕНК). В тексте законопроекта, принятого в первом чтении, не было учтено, что ЕНК относится к неделимым вещам. Предлагалось учитывать входящие в него объекты отдельно. Кроме того, из состава ЕНК были исключены земельные участки, что не соответствует смыслу статьи 133.1 ГК РФ.

В настоящее время в статье 46 Закона о государственной регистрации недвижимости закреплено, что "государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на единый недвижимый комплекс осуществляются:

  1. в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
  2. в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости".

Приведенная формулировка не содержит прямого указания на то, что в состав ЕНК, помимо недвижимых вещей, могут входить и движимые (как это вытекает из содержания статьи 133.1 ГК РФ). Однако, по мнению разработчиков, здесь нет коллизии, поскольку положения статьи 46 Закона о государственной регистрации недвижимости не определяют непосредственно состав ЕНК, а закрепляют особенности регистрации прав на него. Кроме того, аналогичным образом в Законе построены и нормы, регулирующие государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, притом что состав предприятия определен в ГК РФ.

  1. Закон о государственной регистрации недвижимости предусматривает возможность прекращения (ст. 31) и приостановления регистрационных процедур по инициативе заявителя (ст. 30).

В целях обеспечения интересов заинтересованных сторон прекращение регистрационных процедур допускается только, если заявление о прекращении подано всеми лицами, обратившимися за осуществлением государственной регистрации и (или) государственного кадастрового учета, либо всеми сторонами договора, в том числе в случаях когда заявление на государственную регистрацию прав может быть представлено одной из сторон договора. Такая гарантия необходима для предотвращения недобросовестных действий участников гражданского оборота.

Среди новелл Закона о государственной регистрации недвижимости можно выделить и возможность приостановления регистрационных процедур в заявительном порядке. Однако нормы, регулирующие приостановление государственной регистрации и (или) кадастрового учета по инициативе заявителя, сформулированы довольно неудачно.

Согласно статье 30 этого Закона осуществление государственной регистрации и (или) кадастрового учета приостанавливается не более чем на шесть месяцев однократно по заявлению лица, обратившегося за осуществлением государственной регистрации и (или) государственного кадастрового учета. В заявлении о приостановлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в заявлении указания на срок регистрационные действия приостанавливаются на шесть месяцев. Получается, что соответствующие процедуры могут быть приостановлены на полгода фактически по любой причине. При этом совместное заявление сторон сделки о приостановлении предусмотрено только для регистрации ипотеки и регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом. Получается, что интересы заинтересованных участников оборота по большей части никак не защищены.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что сформированный в Законе о государственной регистрации недвижимости механизм заявительного приостановления нуждается в дальнейшей проработке.

  1. В Законе о государственной регистрации недвижимости появляется термин "реестровая ошибка" (ст. 61). Под реестровой ошибкой в том числе понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. В случаях если существуют основания полагать, что исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление проводится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Следует отметить, что формулировка "есть основания полагать" представляется не совсем удачной.

Также в рассматриваемом Законе определяются основания ответственности государственного регистратора. Убытки, причиненные лицу ненадлежащим исполнением органом регистрации своих полномочий, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

В последнее время законодатель идет по пути формирования механизма контроля за деятельностью кадастровых инженеров, усиления их ответственности <8>. Закон о государственной регистрации недвижимости предусматривает возможность обращения органа регистрации прав с регрессными требованиями к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие возмещенные за счет казны убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в ЕГРН.

<8> Смотри:

Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (регулирует вопросы уголовной ответственности кадастровых инженеров); проект Федерального закона N 664656-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 марта 2015 года).

Подводя итог анализу отдельных положений Закона о государственной регистрации недвижимости, следует отметить следующее.

Закон закладывает определенные механизмы, для эффективного действия которых требуется внести изменения в значительный массив существующего законодательства, разработать немало подзаконных актов. Речь идет об обеспечении функционирования электронного документооборота при осуществлении регистрационных действий, межведомственного взаимодействия органов публичной власти, а также их взаимодействия с кадастровыми инженерами, нотариусами посредством электронных сервисов. Законом предусматривается дальнейшее сокращение сроков регистрационных процедур, при этом органы регистрации прав осуществляют и кадастровый учет объектов недвижимости. Кроме того, на органы регистрации прав возлагаются обязанности по проверке содержания сделки на предмет довольно широкого перечня оснований для приостановления соответствующих процедур, определяются основания ответственности. Все это требует повышения квалификации сотрудников органов регистрации прав.

Отдельные положения Закона о государственной регистрации недвижимости представляются не совсем удачными и требуют дальнейшей работы над ними. Нельзя забывать, что основная цель государственной регистрации прав на имущество - обеспечение стабильности гражданского оборота, соблюдение интересов его добросовестных участников, что может достигаться посредством обеспечения достоверности публичного реестра, из которого можно получить информацию о тех или иных объектах, зарегистрированных правах на них, о правообладателях. Работа над совершенствованием правового регулирования государственной регистрации недвижимости должна вестись и в этом направлении.

Литература

  1. Концепция федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)": распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июня 2013 года N 1101-р.
  2. Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2009 года N 534.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ.
  4. О государственной регистрации недвижимости: проект Федерального закона N 597863-6.
  5. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
  6. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ.
  7. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 228-ФЗ.
  9. Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73.
  10. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25.
  11. О государственной регистрации договора аренды части объекта недвижимости: письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 августа 2013 года N 14-исх/07811-ГЕ/13.
  12. О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ.
  13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров: проект Федерального закона N 664656-6 (внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 27 марта 2015 года).
  14. Право собственности: актуальные проблемы / отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008.
  15. Сергеев А.П., Терещенко Т.А. Соотношение понятий "ограничение" права и "обременение" имущества в гражданском праве (на примере соотношения ограничений в виде особых условий использования земельных участков и сервитутов) // Арбитражные споры. 2011. N 4.