Мудрый Юрист

Генезис и сущность правопорядка: конституционно-правовое измерение

Безруков Андрей Викторович, докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматриваются основные подходы к происхождению и юридическому закреплению правопорядка, его социально-философской, политической и правовой сущности. Проводится соотношение правопорядка со смежными категориями (публичный порядок, общественный, государственный, международный и конституционный правопорядок). Выявляется конституционно-правовое содержание правопорядка, его роль и значение в генезисе государственно-правового развития, правовой системе и конституционно-правовой доктрине. Предлагается обратить внимание на особую роль законодательных органов власти в механизме созидания конституционного правопорядка, качественно определяющих уровень правосознания и степень эффективности его обеспечения органами публичной власти и общественностью.

Ключевые слова: право, государство, генезис и сущность правопорядка, обеспечение правопорядка, конституционно-правовая доктрина.

Genesis and essence of the law and order: Constitutional law measurement

A.V. Bezrukov

Bezrukov Andrey V., Postdoctoral student of the State Law Disciplines Department of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.

Examines the main approaches to the origin and legal consolidation of the rule of law, socio-philosophical, political and legal entity. Is the ratio of law enforcement related categories (public order, public, national, international and constitutional law). Reveals the constitutional-legal content of the law, its role and importance in the Genesis of the state and legal development, legal system and constitutional law doctrine. Attention was drawn to the special role of legislatures in the mechanism of creation of the constitutional order, qualitatively determining the level of legal awareness and the effectiveness of its provision by public authorities and the public.

Key words: law, government, the Genesis and essence of law, law enforcement, constitutional law doctrine.

Важнейшим условием качественного формирования правопорядка и эффективного функционирования государственного механизма и правовой системы является признание приоритета и соблюдение Конституции РФ и конституционных ценностей, ее высшей юридической силы и прямого действия. Заложенные в Конституции РФ и выявляемые при ее интерпретации ценности оказывают фундаментальное воздействие на правопорядок, определяют основные направления конституционной модернизации России <1>. Выдвигаемая идея конституционного консенсуса проявляется не только в принятии Конституции, но и в процессе ее реализации, в результате - правопорядке <2>.

<1> Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. М., 2014. С. 50, 51.
<2> Казаков В.Н. Правовой порядок в юридической теории и практике: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 166.

В конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка участвуют в той или иной мере практически все органы публичной власти и институты общественности. Однако следует обратить внимание на то, что истоки формирования правопорядка во многом заложены законодательной властью, органы которой устанавливают правовые предписания, необходимые для созидания и обеспечения правопорядка, осуществляют определенные парламентско-контрольные мероприятия, направленные на его надлежащее обеспечение органами публичной власти и должностными лицами <3>.

<3> См.: Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М., 2015. С. 3, 4, 21 - 33.

С точки зрения этимологии термин "порядок" в русском языке трактует понятие "порядок" определяется как "состояние благоустроенности, надежности и организованности", противопоставляя его "беспорядку, хаосу" <4>. Порядок - универсальная характеристика социальной реальности <5>. Являясь универсальным определением, порядок есть выражение социальной необходимости.

<4> Словарь современного русского литературного языка. М.; Л., 1960. Т. 10. С. 234.
<5> См.: Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. 2006. N 3. С. 174.

Правопорядок определяется как одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате реализации различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей. Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в государстве порядке <6>.

<6> См.: Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 278.

Термин "правопорядок" появляется в литературе в первой половине XX века. Так, в 1949 году известный философ И.А. Ильин, оценивая роль русского народа в возрождении России, отмечал: "Мы верим в русский народ не только потому, что он доказал свою способность к государственной организации... и что он создал правопорядок для 160 различных племен, - разноязычных и разноверных меньшинств, столетиями проявляя ту благодушную гибкость и миролюбивую уживчивость, перед которой с таким радостным чувством преклонился однажды Лермонтов ("Герой нашего времени", глава 1)" <7>.

<7> Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. М., 2007. С. 18.

В действительности правопорядок имеет социально-философскую, политическую и правовую природу, и при исследовании и практической реализации правопорядка в зависимости от различных условий наблюдается многообразное и неравномерное сочетание указанных его сущностных составляющих.

Между тем в социально-философской литературе правопорядок находит свою особую интерпретацию. Под ним понимается способ бытия права в социальном пространстве, в котором обеспечивается доминирование юридических принципов и норм в процессах функционирования и развития социума, способность его к устойчивости и интеграции, позволяет разрешить социальные конфликты правовыми средствами <8>.

<8> См.: Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1999. С. 53 - 55.

Исследователи социально-философского понимания правопорядка предпринимают попытки восстановления социально-философского исследования такого феномена, дистанцируясь от традиционного понимания социального и идейно-политологического контекста видения правовой сферы. Критикуя сугубо юридическое понимание правопорядка, что не позволяет выявить его социальные и технологические аспекты, а также сформулировать и реализовать социальные стратегии по его упрочению, такие авторы предлагают основания для дифференциации категорий правопорядок (юридический порядок) в правоведении и социальной философии <9>.

<9> Артемов В.М. Указ. соч. С. 20 - 21.

Со временем понимание правопорядка в обществе как явления социального находит отражение в юридических исследованиях, где признается, что правопорядок в обществе может иметь как правовую, так и неправовую характеристику, следовательно, правопорядок возможен не только в условиях правовой формы <10>. Социальная значимость правопорядка формирует основания для разработки соответствующих критериев (легитимность, гармоничность, стабильность правопорядка), комплексная реализация которых возможна только в условиях существования сильного реального демократического государства и развитого гражданского общества <11>.

<10> Алексеев С.Н. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 14.
<11> Папрыгин Е.С. Правопорядок в государствах с различными формами политико-правового режима: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 61 - 68.

В современной литературе существуют различные концепции в понимании термина "правопорядок". Однако при всем своем значении и обширном использовании этот термин в современном понимании не имеет ни нормативного, ни законодательного, ни единого научного определения, тем не менее обширно используется в законодательных актах, относящихся к разным отраслям российского права (ст. ст. 167, 169, 181.5 ГК РФ, ст. 2 ГПК РФ, ст. 167 Семейного кодекса РФ, ст. 13.5 КоАП РФ, ч. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Следовательно, являясь одним из универсальных понятий юриспруденции, категория "правопорядок" находит отражение в правовой доктрине, где нет единства в его дефиниции.

В юридической литературе рассмотрение правопорядка изначально проводилось многообразно. Правопорядок рассматривается как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений <12>, как система общественных отношений, урегулированных правом <13>, как реализация норм права, право в действии <14>. Правопорядок рассматривается как завершающий этап всех юридических форм и процессов <15>.

<12> Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1986. С. 307.
<13> Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. Львов, 1975. С. 67, 68.
<14> Явич Л.С. Социалистический правопорядок. Л., 1972. С. 8, 16 - 23.
<15> Борисов В.В. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2010. С. 217.

Правопорядок составляет основу общественного порядка, проявляясь в правомерном поведении субъектов общественных отношений. Однако правопорядок не охватывает сферу общественного порядка целиком, он составляет его сердцевину, определяет сущность и содержание общественного порядка <16>. Поэтому верно отмечалось еще в советское время, что образующие правопорядок и общественный порядок сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права <17>. И в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных видов социальных норм (морали, обычаев и др.).

<16> См.: Бельский С.К. Полицейское право: Лекционный курс. М., 2004. С. 241.
<17> Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Сов. государство и право. 1982. N 3. С. 18.

Таким образом, если общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов, то правопорядок есть состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается в результате действия всей системы права. Причем общественный порядок в международном праве отождествляется с категорией "публичный порядок" <18>, которую трудно обнаружить в справочных и энциклопедических источниках, хотя в действующем законодательстве такой термин используется (п. 5 ч. 1 ст. 412, п. 2 ч. 1 ст. 417 ГПК РФ, ст. 167 Семейного кодекса РФ).

<18> Хасянов Р.Ш. Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: их соотношение и взаимодействие: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 20.

В таком случае возникает вопрос о соотношении правопорядка с публичным порядком, который в основном рассматривается в международном и международном частном праве, определяется как интегративные правила, служащие регуляции соотношения частных и публичных интересов и сохранению целостности социальной общности <19>. Как и правопорядок, получая различные классификации (международный, национальный и др.), публичный порядок государства рассматривается сквозь категорию публичности с позиции поддержания правопорядка в целях соблюдения государственных суверенных интересов <20>. Причем международный публичный порядок носит соподчиненное отношение к внутреннему публичному порядку, так как зависит от воли государств его поддерживать <21>. Следовательно, публичный порядок выступает основой правопорядка, а государственный правопорядок определяет необходимость установления и содержание международного правопорядка.

<19> Гизетдинова И.Ю. "Публичный порядок" в международном частном: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 6, 7.
<20> Гизетдинова И.Ю. Указ. соч. С. 9 - 14.
<21> Хасянов Р.Ш. Указ. соч. С. 53.

Обозначенный подход подтверждается в отраслевом законодательстве. Так, в ст. 167 Семейного кодекса РФ установлено, что нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ. Статья 1193 ГК РФ закрепляет оговорку о публичном порядке, согласно которой иностранный закон на территории РФ не применяется, если последствия его применения будут противоречить основам правопорядка (публичному порядку). Такие приемлемые законодательные конструкции приводят и международников, и цивилистов к аналогичному выводу о том, что суть публичного порядка России составляют основы правопорядка страны <22>.

<22> См.: Хасянов Р.Ш. Указ. соч. С. 16; Касьянов Р.А. Понятие публичного порядка в правовых системах государств (на примере России и Франции) // Цивилист. 2013. N 4. С. 23 - 33.

Выделяются различные разновидности правопорядка: международный, государственный, конституционный - как результат действия государства и конституционного законодательства, гражданский (социальный, неофициальный) - как результат массовой стихийной социальной деятельности людей по установлению правоотношений <23>. Еще Н.М. Коркунов существенное свойство государственного правопорядка усматривал "в запрещении принуждения частными лицами, в монополизации принудительного властвования государством" <24>. Государственный правопорядок есть порядок "властеотношений", который складывается по поводу организации и функционирования государственной власти <25>. Однако все же следует различать государственный и конституционный правопорядки, поскольку первый обеспечивается за счет и в сфере реализации государственных функций, а второй устанавливается Конституцией и нормами конституционного законодательства, реализуется в сфере конституционно-правового регулирования.

<23> Казаков В.Н. Правопорядок в юридической теории и практике: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 17, 18.
<24> Коркунов Н.М. Русское государственное право. Введение и общая часть. СПб., 1914. Т. 1. С. 27 - 47.
<25> Казаков В.Н. Правопорядок в юридической теории и практике. С. 189.

Правопорядок не существует произвольно, он отражает качественное состояние государственно-правовой жизни общества, и все проводимые процессы реформирования государственной власти не могут не сказаться на стабильности и эффективном обеспечении правопорядка, ключевую роль в механизме обеспечения и поддержания которого выполняет государство в лице компетентных органов публичной власти. В условиях стабильного правопорядка эффективно и гармонично функционируют все уровни и органы публичной власти, активизируются институты общественности. Поэтому категория "правопорядок" означает упорядоченность не только в государственном механизме и системе права, но и в структуре органов публичной власти.

В государственно-правовой действительности правопорядок рассматривается исследователями в соотношении с государственной властью и политико-правовым режимом как элементом формы государства, который выступает в качестве детерминанта правового порядка. Именно политико-правовой режим, по мнению таких исследователей, в значительной степени определяет существующий правовой порядок, а не наоборот <26>.

<26> Папрыгин Е.С. Правопорядок в государствах с различными формами политико-правового режима: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10, 11.

Как государственно-правовое явление правопорядок возникает и существует там и тогда, где возникает и функционирует государственная власть. Именно государство в лице органов государственной власти устанавливает и поддерживает правопорядок. Государство создает правопорядок, обеспечивает его реальность и придает ему все государственно-правовые свойства <27>. Правопорядок есть состояние урегулированности и упорядоченности общественных отношений, складывающихся в результате правомерной деятельности субъектов права и обеспечиваемых государственными органами и иными субъектами <28>.

<27> См.: Борисов В.В. Указ. соч. С. 56, 67; Папрыгин Е.С. Указ. соч. С. 56, 57.
<28> См.: Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 14.

В Конституции РФ категория "правопорядок" встречается лишь в п. "б" ч. 1 ст. 72, где закреплено положение, что защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Также в п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ в числе среди основных функций Правительства РФ закрепляется принятие мер по охране собственности и общественного порядка. Представляется, что такой подход конституционного законодателя вовсе не исключает конституционно-правовую природу правопорядка и не отводит его на второстепенное место. Напротив, анализ конституционных норм и действующего законодательства позволяет утверждать, что вопросам правопорядка в современном конституционном законодательстве и российском обществе уделяется достаточно значительное внимание <29>. По сути, практически любое теоретическое исследование прямо или косвенно затрагивает вопросы совершенствования правопорядка в РФ.

<29> См.: Карасев А.Т., Литвинова А.В., Пивоваров А.С., Савоськин А.В. Обеспечение правопорядка депутатами представительных (законодательных) органов государственной власти в РФ: Монография. Челябинск, 2013. С. 6, 7.

Несмотря на то что основной задел по изучению категории "правопорядок" во многом разработан в теории государства и права, в отраслевых дисциплинах (конституционное, международное, административное право), такое понятие периодически исследуется с разных углов зрения. Однако рассмотрение правопорядка как надотраслевого (межотраслевого) явления, интегрирующего ведущие отрасли национального права, и определенное проникновение категории "правопорядок" в конституционно-правовую материю позволяют выявить его конституционное содержание. Общетеоретическое исследование правопорядка не полностью раскрывает его содержание, имеются основания для его конституционно-правовой характеристики, несмотря на то, что, по сути, следует ставить вопрос о его межотраслевом (надотраслевом) интегративном значении в системе национального права и конституционного законодательства.

Правопорядок является первоосновой для качественной реализации положений Конституции РФ и эффективного функционирования государственных и негосударственных структур, выполняющих правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции. Только в таких условиях действуют конституционные механизмы, обеспечивающие правопорядок и эффективную реализацию конституционно-правовых норм.

Таким образом, применительно к современным конституционно-правовым условиям России можно заключить, что эффективная реализация положений Конституции РФ формирует конституционную законность, а законодательная власть, конкретизируя положения Конституции РФ, создает правила поведения и условия для созидания и обеспечения правопорядка как должного.

В механизме обеспечения правопорядка участвуют в той или иной мере практически все органы публичной власти и институты общественности. Исходя из логики правового регулирования и правореализации, формирование, характер правового регулирования и последующего обеспечения правопорядка органами публичной власти задает именно законодательная власть, занимающая первостепенное место в разделении властей и правовом обеспечении правопорядка <30>. Именно качественная и своевременная разработка законов, высокий уровень правосознания и компетентность законодателей и субъектов обеспечения правопорядка являются важнейшими условиями эффективности его обеспечения и повышения уровня правосознания участников правоотношений в целом.

<30> Безруков А.В. Указ. соч. С. 3 - 28.

Реальное же состояние правопорядка во многом обусловлено не только юридическими, но и социальными факторами: экономическими, политическими, гуманитарными и др. Поэтому и сущность правопорядка не ограничивается только юридической (общеправовой) составляющей, она определена как социально-философской и политической его характеристиками, так и межотраслевым (надостраслевым) местом правопорядка в системе национального права, что позволяет выявить в нем конституционно-правовое содержание и обратить внимание на его важную роль в конституционно-правовой доктрине и практике.

Литература

  1. Алексеев С.Н. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011.
  2. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: социально-философский анализ: Дис. ... д-ра филос. наук. М., 1999.
  3. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: Монография. М., 2015.
  4. Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. М., 2014.
  5. Виссаров А.В. Правопорядок и субъекты его обеспечения (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
  6. Гизетдинова И.Ю. "Публичный порядок" в международном частном: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
  7. Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. М., 2007.
  8. Касьянов Р.А. Понятие публичного порядка в правовых системах государств (на примере России и Франции) // Цивилист. 2013. N 4.
  9. Казаков В.Н. Правопорядок в юридической теории и практике: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
  10. Карасев А.Т., Литвинова А.В., Пивоваров А.С., Савоськин А.В. Обеспечение правопорядка депутатами представительных (законодательных) органов государственной власти в РФ: Монография. Челябинск, 2013.
  11. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Введение и общая часть. СПб., 1914. Т. 1.
  12. Короткова О.И. Правопорядок как базис социального правового государства // Российская юстиция. 2009. N 6.
  13. Папрыгин Е.С. Правопорядок в государствах с различными формами политико-правового режима: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
  14. Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. 2006. N 3.
  15. Хасянов Р.Ш. Европейский публичный порядок, европейское правовое пространство и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: их соотношение и взаимодействие: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.