Мудрый Юрист

Организация надзора в сфере противодействия незаконной миграции

Макеев Николай Николаевич, первый заместитель прокурора Республики Хакасия, государственный советник юстиции 3 класса, кандидат юридических наук, почетный работник прокуратуры РФ, заслуженный юрист Республики Хакасия.

В статье приводится опыт прокуратуры по организации надзорной деятельности в сфере противодействия незаконной миграции.

Ключевые слова: опыт, прокуратура, гражданство, незаконная миграция.

Organization of supervision in the sphere of combating illegal migration

N.N. Makeyev

Makeyev Nikolay Nikolayevich, PhD (Law), First Deputy Public Prosecutor of the Republic of Khakassia, 3rd Class State Counselor of Justice, Hon. Officer of the Public Prosecution Service of Russia, Hon. Lawyer of the Republic of Khakassia.

The article describes the experience of the Public Prosecutor's Office in organization of supervision in the sphere of combating illegal migration.

Key words: experience, the Public Prosecutor's Office, citizenship, illegal migration.

Рост миграционного потока иностранных граждан в регионах Сибирского федерального округа предопределил необходимость целенаправленной работы органов прокуратуры по противодействию незаконной миграции, предотвращению на этой почве межнациональных конфликтов и экстремистских проявлений.

С этой целью в марте 2013 года прокуратурой Республики Хакасия проведено координационное совещание правоохранительных органов республики, на котором определены основные направления совместной деятельности и целевые мероприятия для сотрудников миграционной службы, органов внутренних дел, хакасской таможни, Роспотребнадзора, Государственной инспекции труда, МЧС, Россельхознадзора и судебных приставов. Для координации работы в этом направлении была создана межведомственная рабочая группа.

При анализе проведенной работы констатировано, что принятые в предыдущие годы меры позволили улучшить состояние законности в сфере противодействия незаконной миграции, с учетом изменений удалось скорректировать работу органов правоохраны, избежать столкновений на национальной почве, не допустить совершения иностранцами преступлений террористической и экстремистской направленности. Миграционные процессы существенного влияния на криминогенную обстановку в регионе не оказывают (удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, составляет 1,5%). Количество нелегальных мигрантов с 2012 г. сократилось более чем в 5 раз. Одновременно активизирована работа по их выдворению из страны и закрытию въезда в Россию.

Согласно статистическим данным за 2014 г., основную долю от общего количества прибывших иностранных граждан составляют граждане из стран СНГ, а именно: Узбекистана - 34% от общего количества поставленных на миграционный учет, Кыргызстана - 20%, Таджикистана - 11,8%, Азербайджана - 4,8%, Казахстана - 3,5%, Армении - 2,5%. Говоря о представителях стран дальнего зарубежья, следует отметить, что преобладают граждане КНР - 4%, Германии - 3,5%, КНДР - 0,7%, Монголии - 0,6%.

Одним из факторов снижения миграционного потока стало вступление с 1 января 2014 г. в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которым срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

Поскольку Республика Хакасия не имеет прямых границ с иностранными государствами, то основной приток мигрантов на территорию республики осуществляется из соседних субъектов Федерации - Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской области.

С учетом результатов анализа миграционной обстановки совместно с заинтересованными органами прокуратурой республики был утвержден межведомственный план мероприятий по противодействию незаконной миграции иностранных граждан, осуществляющих характерную для Хакасии трудовую деятельность в тепличных комплексах.

Во исполнение указанного плана в 2013 - 2014 гг. прокуратурами Усть-Абаканского и Бейского районов в сфере противодействия незаконной деятельности тепличных комплексов в суд предъявлено 17 заявлений, все рассмотрены и удовлетворены. Основанием для предъявления этих исков послужили установленные факты загрязнения и захламления земель. При выращивании овощей в тепличных комплексах их владельцы использовали ядохимикаты, пестициды и стимуляторы роста, ввезенные в основном из КНР и не разрешенные к применению в РФ, что подтверждалось заключениями специалистов Россельхознадзора. При этом у всех хозяйствующих субъектов не было необходимых санитарных разрешений на размещение и эксплуатацию теплиц.

Например, в основу искового заявления о прекращении деятельности по эксплуатации тепличного комплекса в пос. Тепличном Усть-Абаканского района положены результаты проведенного по поручению прокуратуры республики управлением Роспотребнадзора анализа роста заболеваемости органов дыхания у населения, что, в свою очередь, вызывало обоснованное недовольство у жителей района. Специалистами установлена прямая связь между задымленностью воздуха от массированного отопления теплиц и ростом у жителей близлежащих населенных пунктов числа респираторных заболеваний.

Помимо указанных мер правоохранительными органами республики активно внедрены в правоприменительную практику новые составы преступлений Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан (ст. ст. 322.1 - 322.3 УК). В настоящее время возбуждено более 70 уголовных дел этой категории, в том числе по материалам, направленным прокурорами в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК. Из них в суд направлено около 50 уголовных дел, по результатам рассмотрения 30 дел постановлены обвинительные приговоры, 12 дел прекращено на основании ст. 28 УПК (за деятельным раскаянием). По остальным уголовным делам проводится предварительное следствие.

Жительница Усть-Абаканского района фиктивно осуществила постановку на миграционный учет 7 иностранных граждан, которые по адресу постановки на учет никогда не проживали. Вопрос об уголовном преследовании виновного лица по ст. 322.3 УК инициирован только по постановлению прокурора района. При этом сотрудники управления Федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия бездействовали, факт фиктивной регистрации самостоятельно не выявили.

В адрес руководителя уполномоченного органа прокуратурой республики внесено представление, после рассмотрения которого деятельность миграционной службы активизирована.

Незаконно пребывающие на территорию РФ иностранные граждане также привлечены к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП в виде штрафов и административного выдворения за пределы РФ.

Итогом координирующей и надзорной деятельности прокуратуры стала ликвидация 269 незаконно возведенных теплиц на общей площади 142 га. В ходе реализации плановых мероприятий только в Усть-Абаканском районе выявлено 89 граждан из КНР, приглашающей стороной которых были 39 юридических лиц, зарегистрированных на территории других субъектов Федерации.

Для оценки действий оказывающих туристические услуги юридических лиц по организации незаконного въезда граждан КНР на территорию России прокуратурой Республики Хакасия организовано тесное взаимодействие с прокурорами Ленинградской, Новосибирской, Иркутской, Еврейской автономной, Амурской и Московской областей, Забайкальского и Хабаровского краев.

Прокуратура Новосибирской области установила, что по месту регистрации турфирмы не располагались, деятельность не осуществляли, созданы "подставными" лицами, которые являются лицами без определенного места жительства. Полученные в ходе проверки сведения были оценены на предмет наличия состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК (организация незаконной миграции).

В Забайкальском крае в отношении директора ООО "Клуб "Дартс" было возбуждено 6 административных производств по ч. 5 ст. 18.9 КоАП (непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в РФ).

Прокуратурой г. Благовещенска по поручению прокуратуры Амурской области в отношении ООО "Вета" и "Азимут" возбуждены административные производства по ч. 6 ст. 18.9 КоАП, ООО "Вета" назначен штраф в сумме 800 тыс. руб. В декабре 2013 года в отношении неустановленного лица из числа сотрудников ООО "Вета", организовавшего незаконный въезд в РФ более 200 иностранцев с целью их дальнейшего трудоустройства, возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 322.1 УК.

По информации прокуратуры г. Санкт-Петербурга, ООО "Винтер Палас" по месту регистрации не располагалось, в связи с чем прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга вынесены постановления о возбуждении дела об административных правонарушениях по ч. 3 ст. 14.25 КоАП с рассмотрением вопроса о принудительной ликвидации юридического лица.

Прокурор г. Абакана Республики Хакасия в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства установил, что генеральным подрядчиком ООО "Монолитстрой" ведется строительство Хакасского краеведческого музея. Это общество заключило договоры субподряда и оказания услуг по обслуживанию строительной площадки с ООО "Восток", которым в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к осуществлению трудовой деятельности привлечены 11 граждан Таджикистана, не имеющих разрешений на работу на территории Республики Хакасии. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в отношении директора ООО "Восток" возбуждены 11 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 18.15 КоАП, по результатам рассмотрения за каждое правонарушение назначен штраф в общей сумме 275 тыс. руб. В его адрес прокурор также вносил представление об устранении нарушений миграционного законодательства, по результатам рассмотрения которого иностранные граждане покинули территорию Республики Хакасия и выехали в г. Красноярск. Информация о выявленных нарушениях направлена прокурору Красноярского края в связи с тем, что указанные иностранные работники разрешение на осуществление трудовой деятельности получили на территории края.

В связи с актуальностью вопросов соблюдения законности в миграционной сфере на современном этапе перед прокуратурой стоят задачи по организации на системной основе соответствующих надзорных мероприятий, полнота и эффективность которых зависит от активности деятельности уполномоченных органов и тесного взаимодействия прокуроров субъектов Федерации по пресечению каналов незаконной миграции.

Представляется, что активная позиция органов прокуратуры в решении поставленных задач позволит достичь главной цели - не только пресекать правонарушения в сфере миграции, но и своевременно их предупреждать.