Мудрый Юрист

Внешнеэкономические сделки в сфере электроэнергетики: особенности порядка заключения и исполнения

Романова Виктория Валерьевна, заведующая кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий сектором энергетического права Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

Пахомов Александр Александрович, член правления, руководитель блока правовой работы ПАО "Интер РАО", преподаватель кафедры энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В настоящей статье авторы рассматривают особенности, установленные для порядка заключения и исполнения внешнеэкономических сделок в сфере электроэнергетики, исследуют особенности правового режима электрической энергии и мощности как объекта внешнеэкономических сделок, особенности правового положения субъектов внешнеэкономических сделок, таможенного регулирования.

Ключевые слова: внешнеэкономические сделки в сфере электроэнергетики, электрическая энергия, мощность, пропускная способность межгосударственных электрических линий, Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Foreign trade transactions in the electric power industry: peculiarities of the order of conclusion and execution

V.V. Romanova, A.A. Pakhomov

Romanova Victoria V., Doctor of Law, Head of the Energy Law Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Head of the Energy Law Sector of the Institute of State and Law at the Russian Academy of Science.

Pakhomov Aleksandr A., Member of Board, Head of the Legal Work Unit of Inter RAO Public Joint-Stock Company, Lecturer of the Energy Law Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

In this article the authors consider features established for the procedure of conclusion and execution of foreign trade transactions in the electric power industry, investigate characteristics of the legal regime of electric energy and capacity as an object of foreign trade transactions, characteristics of legal status of subjects of foreign trade transactions and customs regulation.

Key words: Foreign trade transactions in the electric power industry, electric power, capacity, transfer capacity of interstate electric lines, rules of the wholesale market of electric power and capacity, wholesale market trading system accession contract.

Особенности, установленные для внешнеэкономических сделок в сфере электроэнергетики, касаются порядка заключения и исполнения таких сделок, касаются правового режима объектов, правового положения субъектов внешнеэкономических сделок, таможенного регулирования. Указанные особенности установлены на уровне законодательных актов, подзаконных нормативных правовых актов, актов некоммерческого партнерства "Совет рынка".

Среди нормативных правовых актов необходимо прежде всего отметить Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <1>, Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".

<1> Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Российская газета. 2003. 1 апреля.

Как уже отмечалось выше, необходимо также учитывать положения таких актов некоммерческого партнерства "Совет рынка", как Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка <2> и приложение N 15 к данному Договору, которым утвержден Регламент покупки/продажи электроэнергии участниками оптового рынка для дальнейшего использования в целях экспорта/импорта в зарубежные энергосистемы <3>.

<2> URL: http://www.np-sr.ru/regulation/joining/stdd/index.htm.
<3> URL: http://www.np-sr.ru/regulation/joining/reglaments/?ssFolderId=64.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <4> режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

<4> Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Российская газета. 2003. 1 апреля.

Согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка. Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются Правилами оптового рынка.

В соответствии с п. 13 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности <5> ограничения режима потребления электрической энергии на оптовом рынке вводятся по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. При этом в случае введения режима ограничения потребления электрической энергии на оптовом рынке в первую очередь ограничивается переток электрической энергии в энергосистемы иностранных государств.

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" // Российская газета. 2011. 5 апреля.

В пунктах 162, 163 Правил оптового рынка предусмотрены особенности определения цены электрической энергии при осуществлении экспорта и импорта.

Так, согласно п. 162 Правил оптового рынка стоимость электрической энергии, поставляемой в ценовой зоне оптового рынка в условиях, при которых снабжение электрической энергией отдельных территорий осуществляется исключительно за счет электрической энергии, импортируемой из зарубежных энергосистем (режим временно изолированной работы от ЕЭС России и параллельной работы с зарубежной энергосистемой), определяется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат участников оптового рынка, осуществляющих импортные операции, на приобретение электрической энергии, импортируемой из зарубежных энергосистем. При этом должны учитываться параметры, обусловленные наличием режима временно изолированной работы от ЕЭС России и параллельной работы с зарубежной энергосистемой. Указанное положение применяется, если участником оптового рынка, осуществляющим импортные операции, в отношении соответствующих объемов электрической энергии подана ценопринимающая заявка для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед.

Стоимость электрической энергии, поставляемой в ценовой зоне оптового рынка в условиях параллельной работы с зарубежной энергосистемой, в случае возникновения или угрозы возникновения электроэнергетического режима работы ЕЭС России, который повлек или может повлечь за собой сокращение объемов или временное прекращение подачи электрической энергии потребителям на территории Российской Федерации по причине отключения или вывода в ремонт генерирующего или электросетевого оборудования в ЕЭС России, а также объемы поставляемой в указанных условиях электрической энергии определяются в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка исходя из необходимости компенсации экономически обоснованных затрат участников оптового рынка, осуществляющих экспортно-импортные операции, на приобретение электрической энергии, поставляемой из зарубежных энергосистем на основании распоряжений системного оператора, выдаваемых при управлении режимами параллельной работы с зарубежной энергосистемой, и организации, осуществляющей функции оперативно-диспетчерского управления в зарубежной энергосистеме. Это положение применяется, если участником оптового рынка, осуществляющим экспортно-импортные операции, в отношении соответствующих объемов электрической энергии подана ценопринимающая заявка для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед.

Информация об объемах и стоимости электрической энергии, поставляемой участниками оптового рынка, осуществляющими экспортно-импортные операции, в условиях параллельной работы с зарубежной энергосистемой в случае возникновения или угрозы возникновения указанного электроэнергетического режима работы ЕЭС России, подлежит опубликованию организацией коммерческой инфраструктуры на ее официальном сайте в сети Интернет.

Покупка мощности организациями - участниками оптового рынка, осуществляющими экспортные операции, производится в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил. При этом договор о присоединении к торговой системе оптового рынка может устанавливать особенности порядка определения величины фактического пикового потребления для указанных организаций, учитывающие объемы купли-продажи электрической энергии, обусловленной необходимостью технологического обеспечения совместной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств.

При выполнении организациями - участниками оптового рынка, осуществляющими экспортно-импортные операции, функций коммерческого агента при обеспечении межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности мощность в части, соответствующей объему межгосударственной передачи электрической энергии, оплачивается ими по цене для покупателей, определенной в соответствии с п. 111 настоящих Правил по итогам конкурентного отбора мощности в зоне свободного перетока, к которой относится группа точек поставки, зарегистрированная за участником оптового рынка, осуществляющим экспортно-импортные операции и выполняющим функции коммерческого агента при обеспечении межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности, с учетом ежегодной индексации этой цены, осуществляемой указанной в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка организацией коммерческой инфраструктуры на условиях и в порядке, которые установлены Правилами индексации цены на мощность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 238 "Об определении ценовых параметров торговли мощностью на оптовом рынке электрической энергии и мощности", умноженной на сезонный коэффициент. При этом объем приобретаемой мощности определяется как произведение величины пиковой мощности, соответствующей максимальному заявленному часовому объему межгосударственной передачи электрической энергии в соответствующем месяце, определенной в соответствии с п. 122 Правил оптового рынка, и планового коэффициента резервирования в соответствующей зоне свободного перетока, определенного в соответствии с п. 107 Правил оптового рынка, уменьшенного на единицу. В случае если группа точек поставки, зарегистрированная за участником оптового рынка, осуществляющим экспортно-импортные операции и выполняющим функции коммерческого агента при обеспечении межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности, относится к нескольким зонам свободного перетока, особенности определения цены покупки мощности в части, соответствующей объему межгосударственной передачи электрической энергии, а также особенности применения планового коэффициента резервирования предусматриваются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Особенности осуществления и учета на оптовом рынке межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности, в т.ч. определения фактического объема межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности исходя из соответствующих плановых почасовых объемов, а также условия и порядок предоставления коммерческим оператором информации, связанной с выполнением участниками оптового рынка - организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции, функций коммерческого агента при обеспечении межгосударственной передачи электрической энергии и (или) мощности, устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Участие организаций - участников оптового рынка, осуществляющих импортные операции по поставке электрической энергии, в конкурентных отборах мощности и поставках мощности такими организациями на оптовый рынок в соответствующих группах точек поставки допускается при условии наличия установленной системным оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, договорами о параллельной работе и соглашениями с субъектами оперативно-диспетчерского управления в зарубежных энергосистемах возможности выполнения в отношении объемов и режима поставки электрической энергии с территории иностранных государств следующих условий в совокупности:

Особенности подачи заявок для участия в конкурентных отборах мощности организациями, осуществляющими импортные операции по поставке электрической энергии, предусматриваются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Особенности определения системным оператором объемов мощности, фактически поставленных на оптовый рынок участниками оптового рынка, осуществляющими импортные операции в отношении электрической энергии, предусматриваются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом необходимости выполнения всех указанных в настоящем пункте условий.

Для продажи электрической энергии хозяйствующим субъектам иностранных государств, в соответствии с законодательством которых мощность не является самостоятельным предметом торговли, участниками оптового рынка, осуществляющими экспортно-импортные операции по поставке электрической энергии, на основании информации, предоставляемой организацией коммерческой инфраструктуры в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, формируется эквивалентная стоимость приобретенной на оптовом рынке единицы электрической энергии с учетом расходов на приобретение мощности.

Необходимо также отметить, что распоряжением ГТК России от 23.05.2002 N 350-р утвержден Порядок таможенного оформления и таможенного контроля электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации при параллельной работе энергосистем <6>.

<6> Распоряжение ГТК России от 23.05.2002 N 350-р "О таможенном оформлении и таможенном контроле электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации при параллельной работе электроэнергетических систем" // Российская газета. 2002. 19 июня.

Приказом ГТК от 03.02.1999 N 60 утверждено Положение об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации <7>.

<7> Приказ ГТК России от 03.02.1999 N 60 "Об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 31.

Приказом ФТС России от 19.07.2011 N 1485/293, Приказом Минэнерго России от 19.07.2011 N 1485/293 утверждены перечни технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенным в Российской Федерации <8>.

<8> Приказ ФТС России от 19.07.2011 N 1485, Минэнерго России от 19.07.2011 N 293 "Об утверждении перечня технологически обусловленных мест, в которых установлены приборы учета, фиксирующие перемещение электроэнергии, ввозимой в Российскую Федерацию и вывозимой из Российской Федерации по линиям электропередачи, расположенным в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 21 сентября.

Рассматривая положения международно-правового регулирования об экспорте и импорте, хотелось бы прежде всего остановиться на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе, в частности Приложения N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Необходимо отметить, что в данном Приложении для целей правового регулирования введен понятийный аппарат, в т.ч. определено понятие межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), под которой понимается оказание услуг уполномоченными организациями государств-членов по перемещению и (или) замещению электрической энергии (мощности). В данном определении также указывается, что в зависимости от законодательства государства-члена соответствующие отношения оформляются договорами на оказание услуг по передаче (транзиту) или иными гражданско-правовыми договорами, включая договоры купли-продажи электрической энергии (мощности).

В Приложении N 21 также закреплены определения понятий "перемещение электрической энергии (мощности)" и "замещение электрической энергии (мощности)".

Под перемещением электрической энергии (мощности) понимается обеспечение перетоков произведенной на территории одного государства-члена электрической энергии (мощности) через сети другого государства-члена между точками поставки, расположенными на его границе (границах). Под замещением электрической энергии (мощности) понимается взаимосвязанная и одновременная поставка равных объемов электрической энергии (мощности) в электроэнергетическую систему и из нее через разные точки поставки, расположенные на границе (границах) государства-члена.

Как явствует из закрепленных в Приложении N 21 определений, в отличие от национального законодательства Российской Федерации мощность не выделяется в качестве особого товара.

Возможно, это обусловлено тем, что в законодательстве зарубежных государств-членов мощность также не выделяется в качестве особого объекта отношений по поставке, передаче.

Как уже отмечалось выше, согласно положениям законодательства Российской Федерации в отношениях, связанных с оборотом мощности, экспортер рассматривается как потребитель мощности. Поэтому покупка мощности на оптовом рынке экспортерами производится в соответствии с рассмотренными ранее положениями Правил оптового рынка (п. 162 Правил).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день примеров заключения внешнеэкономических сделок купли-продажи мощности пока нет.

Возвращаясь к особенностям международно-правового регулирования внешнеэкономических сделок в сфере электроэнергетики, хотелось бы отдельно выделить п. 7 приложения N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе, в котором сформулированы принципы обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии (мощности). К данным принципам отнесен в том числе принцип, согласно которому при межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) уполномоченные организации государств-членов руководствуются принципом возмещения стоимости межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), исходя из законодательства государства-члена.

В соответствии с п. 8 приложения N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе в целях обеспечения беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через электроэнергетические системы государствами-членами осуществляется комплекс согласованных подготовительных мероприятий: (1) до начала календарного года поставки электроэнергии (мощности) уполномоченные государствами-членами организации заявляют о плановых объемах электрической энергии (мощности), предполагаемых к межгосударственной передаче, для учета их в национальных прогнозных балансах производства и потребления электроэнергии (мощности), в т.ч. с целью учета таких поставок при расчете тарифов услуг субъектов естественных монополий; на основании расчетов плановой стоимости межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) уполномоченные государствами-членами организации заключают контракты во исполнение достигнутых договоренностей.

В п. 11 приложения N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе закреплено, что ценообразование (тарифообразование) на услуги субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов.

Необходимо также отметить, что Правительством Российской Федерации подписан ряд международных договоров, в которых регулируют отношения по поводу обеспечения параллельной работы Единой энергетической системы России и энергетической системы иностранного государства. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы России и энергетической системы Азербайджанской Республики <9>, Соглашение от 15.03.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о некоторых мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и объединенной энергетической системы Республики Беларусь <10> и др.

<9> Соглашение от 06.06.2013 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы России и энергетической системы Азербайджанской Республики // Бюллетень международных договоров. 2014. N 6.
<10> Соглашение от 15.03.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о некоторых мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и объединенной энергетической системы Республики Беларусь // Бюллетень международных договоров. 2011. N 12.

Существует устоявшаяся практика заключения внешнеторговых контрактов купли-продажи электрической энергии с применением Международных правил толкования торговых терминов (Инкотермс) (в частности, используется такое условие поставки, как поставка до границы DAF). Покупателями по таким контрактам в основном являются компании в сопредельных с РФ странах: АО КЕГОК <11>, АО "СЭГРЭС-2" <12> в Казахстане, RAO Nordic Oy <13> в Финляндии, Государственная электросетевая компания <14> в Китае.

<11> URL: http://www.kegoc.kz/kz/.
<12> URL: http://www.gres2.kz/index.php?view=3&in=section&id=13.
<13> URL: http://www.raonordic.com/.
<14> URL: http://www.sgcc.com.cn/ywlm/index.shtml.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что для того, чтобы российская компания могла приобретать электрическую энергию для осуществления экспорта, такая компания должна получить статус субъекта российского оптового рынка электрической энергии и мощности, руководствоваться Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности, положениями соответствующих международных соглашений, нормативными правовыми актами в области таможенного оформления.