Мудрый Юрист

Особенности государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики

Изотова Анна Владимировна, начальник юридического управления Федеральной службы по тарифам, преподаватель кафедры энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В настоящей статье автор рассматривает особенности государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, тенденции государственного регулирования в этой области, уделяя особое внимание объему и пределам тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии (мощности).

Ключевые слова: государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, цены (тарифы) на оптовом рынке, цены (тарифы) на розничных рынках, предельные уровни тарифов, категории потребителей.

Characteristics of the state regulation of prices (tariffs) in the electric power industry

A.V. Izotova

Izotova Anna V., Head of the Legal Department of the Federal Tariff Service, Lecturer of the Energy Law Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

In this article the author considers characteristics of the state regulation of prices (tariffs) in the electric power industry and trends of the state regulation in that sector, paying special attention to the volume and limits of tariff regulation in the electric power (capacity) retail markets.

Key words: State regulation of prices (tariffs) in the electric power industry, prices (tariffs) in the wholesale market, prices (tariffs) in the retail markets, tariff limit levels, categories of consumers.

Общие положения о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики рассматриваются в Особенной части учебника по энергетическому праву <1>.

<1> Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2014. С. 484 - 490.

В настоящем параграфе рассматриваются особенности государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и тенденции государственного регулирования в этой сфере.

На сегодняшний день регулируемые цены (тарифы) в электроэнергетике указаны в ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" <2>, а также в разделе II Основ ценообразования и включают в себя следующие группы регулируемых цен (тарифов):

<2> Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" // Российская газета. 2003. 1 апреля.

Также в систему цен (тарифов) входит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Приведенный в ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" перечень цен (тарифов) является исчерпывающим согласно п. 5 ст. 23.1 данного Закона. Это означает, что новые виды цен (тарифов) должны вводиться только путем внесения дополнений в ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике". В то же время ряд цен (тарифов, надбавок к ценам) на оптовом рынке могут устанавливаться в соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" на основании законодательства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" <3> и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" <4> предусмотрены дополнительные перечни цен (тарифов) и надбавок в электроэнергетике, подлежащих государственному регулированию. К таковым, в частности, относятся цены на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, денежные средства, необходимые для обеспечения безопасной эксплуатации атомных электростанций и финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части атомных станций и гидроэлектростанций.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 504.
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" // СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1916.

Объем и пределы тарифного регулирования на розничных рынках электрической энергии (мощности) определены Федеральным законом "Об электроэнергетике" и Федеральным законом от 26.03.2006 N 36-ФЗ <5>.

<5> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1178.

Положениями вышеназванных Законов определено, что с 1 января 2011 г.:

  1. на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется:
  1. на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка <7>, - государственное регулирование тарифов сохраняется в полном объеме.
<6> Гарантирующие поставщики осуществляют торговлю электроэнергией (мощностью) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)".
<7> К данным территориям относятся неценовые зоны, территории, не попадающие в ценовые и неценовые зоны, а также технологически изолированные энергосистемы.

На розничных рынках электрической энергии (в отличие от оптового рынка, где регулирование осуществляется только на федеральном уровне) предусмотрена 2-уровневая система государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию: на федеральном и на региональном уровнях.

На федеральном уровне устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов:

Согласно Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике <8> предельные уровни тарифов вводятся в действие с начала очередного года (с 1 января).

<8> Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.

Предельные уровни цен (тарифов) устанавливаются с календарной разбивкой. При этом их величина в первом полугодии очередного периода регулирования не должна превышать соответствующую величину второго полугодия предшествующего периода регулирования.

Таким образом, фактическое увеличение тарифов возможно лишь с 1 июля очередного года. С 1 января очередного периода регулирования тарифы (предельные уровни) могут быть только снижены по сравнению с предшествующим полугодием.

На региональном уровне органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются фиксированные уровни тарифов:

Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в т.ч. населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются в рамках предельных уровней цен (тарифов), устанавливаемых на федеральном уровне.

В случае принятия органами исполнительной власти решения об утверждении цен (тарифов) на уровне выше установленного максимального или ниже минимального уровня такое решение подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.

Основами ценообразования предусмотрена возможность раздельного государственного регулирования цен (тарифов) в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) <9> и сверх нее. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время Правительством Российской Федерации установлен предельный срок перехода на расчет за электроэнергию с применением социальной нормы - 1 июля 2016 г. <10>.

<9> Социальная норма - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам) (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике").
<10> Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" // СЗ РФ. 2013. N 31. Ст. 4216.

В соответствии с п. 71 Основ ценообразования региональные органы регулирования применяют понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию (мощность) для населения:

По решению соответствующего регионального органа регулирования к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Решение о конкретном размере коэффициента принимается органом регулирования субъекта РФ самостоятельно.

Аналогичный размер коэффициента применяется для исполнителей коммунальных услуг и иных приравненных категорий, приобретающих электрическую энергию для обеспечения электроснабжения населения.

Для иных приравненных к населению категорий потребителей решение о размере коэффициента принимается индивидуально.

Необходимо обратить внимание на положения о государственном регулировании сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

В соответствии с Основами ценообразования сбытовые надбавки устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями <11> и дифференцируются по трем категориям потребителей:

<11> См.: Приказ ФСТ России от 30.10.2012 N 703-э "Об утверждении Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков" // Российская газета. 2012. 5 декабря.

Для прочих потребителей введена дифференциация сбытовой надбавки на подгруппы в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств.

Для группы (подгрупп) "прочие потребители" и сетевых организаций сбытовые надбавки устанавливаются в виде формулы.

Величина сбытовой надбавки устанавливается в зависимости от территориальных, зональных и иных параметров деятельности гарантирующих поставщиков.

Помимо цен (тарифов) на электроэнергию и мощность на оптовом рынке подлежат государственному регулированию цены (тарифы) на услуги, которые оказываются организациями, обеспечивающими функционирование технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности), а также иными субъектами электроэнергетики.

Технологическую инфраструктуру рынка электроэнергии образуют субъекты естественных монополий. К числу организаций технологической инфраструктуры относится организация по управлению единой национальной (общероссийской) энергетической сетью (ПАО "ФСК ЕЭС"), а также системный оператор (ОАО "СО ЕЭС").

ПАО "ФСК ЕЭС" оказывает услуги по передаче электрической энергии, ОАО "СО ЕЭС" - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" отнесены к категории услуг, оказываемых в условиях естественных монополий. Данное обстоятельство определяет особенности ценового регулирования услуг субъектов естественных монополий.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и прочими собственниками ЕНЭС, различно.

Так, для ПАО "ФСК ЕЭС" оно осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.

Основами ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотрено 2 таких метода:

Вместе с тем на практике тарифы для ПАО "ФСК ЕЭС" в настоящее время устанавливаются исключительно методом доходности инвестированного капитала.

Регулирование тарифов с применением указанного метода осуществляется в соответствии с утвержденными ФСТ России Методическими указаниями <12>.

<12> Приказ ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э "Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала" // Российская газета. 2012. 13 апреля.

В отношении прочих собственников объектов ЕНЭС обязательность долгосрочного регулирования законодательно не закреплена. Цены (тарифы) для них рассчитываются в соответствии с другими Методическими указаниями <13>.

<13> Приказ ФСТ России от 21.03.2006 N 56-э/1 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети" // Российская газета. 2006. 21 апреля.

Нововведением в сфере регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по ЕНЭС является норма о необходимости установления ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям единой национальной (общероссийской) электрической сети в виде формулы (введено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью") <14>.

<14> Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru, 15.05.2015, N 0001201505150024; СЗ РФ. 2015. N 20. Ст. 2924.

Цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению для системного оператора (ОАО "СО ЕЭС") включают:

В отношении услуги по ОДУ в части обеспечения надежности ФСТ России устанавливает предельный максимальный уровень цен (тарифов), а ОАО "СО ЕЭС" самостоятельно в рамках данного предельного уровня определяет конкретный уровень цены (тарифа).

Основная часть всех расходов системного оператора (94%) относится на услугу по ОДУ в части управления технологическими режимами. Вторая услуга (услуга по ОДУ в части обеспечения надежности) появилась сравнительно недавно: первый раз цены (тарифы) на данную услугу были установлены на 2010 г., и это было обусловлено запуском рынка системных услуг.

Кроме естественно-монопольной услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, ОАО "СО ЕЭС" оказывает услуги по организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и услуги по формированию технологического резерва мощностей <15>.

<15> Приказ ФСТ России от 09.12.2014 N 295-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельного максимального уровня цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые ОАО "СО ЕЭС" // Российская газета. 2014. 26 декабря.

В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации оспаривались абз. 2 и 3 подп. "а" п. 4 Правил определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910 (далее - Правила определения стоимости ОДУ), как не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". ОАО "Монди Сыктывкар ЛПК", ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", ООО "Сыктывкарский фанерный завод" обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующими абз. 2 и 3 подп. "а" п. 4 Правил определения стоимости и оплаты услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2009 N 910 (далее - Правила определения стоимости ОДУ) как не соответствующих Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <16>.

<16> См.: Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2014 по делу N ВАС-14127/13 // URL: http://kad.arbitr.ru/Card/235dc687-aea8-4834-add2-df1576f2b097.

По мнению заявителей, установленные Правительством Российской Федерации Правила определения стоимости и оплаты услуг оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в частности оспариваемые положения Правил определения стоимости ОДУ, не соответствуют общим принципам справедливости, адекватности, пропорциональности и соразмерности государственного вмешательства в электроэнергетике.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2014 по делу N ВАС-14127/13 в удовлетворении требований заявителей было отказано в полном объеме по следующим основаниям.

Спорные положения Правил определения стоимости ОДУ регулируют порядок определения объема и стоимости услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, оказываемых системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, соответствующим критериям отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Оперативно-диспетчерское управление осуществляется в отношении тех объектов и устройств, которые влияют на электроэнергетический режим работы энергосистемы в целом; постоянным критерием, поддающимся измерению и характеризующим состояние энергосистемы, является электрическая мощность энергооборудования; иных критериев в законодательстве не названо; доля участия субъекта электроэнергетики в общих затратах на управление энергосистемой определяется степенью его влияния на энергосистему, зависящей от потенциальных возможностей оборудования (установленной генерирующей мощности).

Кроме того, суд отметил, что в силу объективных причин, связанных с непрофильной деятельностью в сфере энергоснабжения и отсутствием возможности изменять нагрузку по диспетчерским командам, производители электроэнергии для собственных нужд в меньшей степени подвержены управлению, чем генерирующие компании, вследствие чего суд обоснованно посчитал, что разделение производителей электроэнергии на группы с особым порядком оплаты услуг для каждой из них не привело к дискриминации.

Суд признал несостоятельным довод заявителей о том, что объем услуги по управлению должен определяться объемом электроэнергии, выданным генерирующим объектом в электросеть в тот или иной промежуток времени, как противоречащий определенным законом целям и задачам оперативно-диспетчерского управления.

Указанное судебное решение вступило в законную силу.

Необходимо также обратить внимание на особенности государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии. На федеральном уровне устанавливаются предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации.

На региональном уровне устанавливаются фиксированные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям <17>.

<17> С 2008 г. регулирование указанных тарифов осуществляется котловым методом. Согласно п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Котлодержателем, как правило, являются распределительные сетевые компании.

Федеральный закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ ввел возможность осуществления государственного регулирования тарифов в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) <18>.

<18> Федеральный закон от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" // СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5427.

В последующем также и Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ установлена обязательность перехода к регулированию тарифов в том числе на услуги по передаче электроэнергии с применением долгосрочных методов <19>.

<19> Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

В Основах ценообразования предусмотрены два долгосрочных метода: метод доходности инвестированного капитала, метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Долгосрочные методы регулирования не применяются в отношении сетевых организаций:

Выбор метода регулирования в отношении каждой регулируемой организации осуществляется регулирующим органом самостоятельно.

Ключевым изменением в сфере регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций является ограничение круга лиц, оказывающих соответствующие услуги, а следовательно, в отношении которых может быть установлен тариф.

Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" установлены критерии, факт соответствия которым определяет возможность отнесения того или иного лица к территориальной сетевой организации <20>. Указанное напрямую следует из определения территориальной сетевой организации, предусмотренного Федеральным законом "Об электроэнергетике". Лицо, не соответствующее утвержденным Правительством РФ критериям, не является территориальной сетевой организацией, в отношении такого лица не подлежит установлению соответствующий тариф. При этом указанные лица обязаны не препятствовать перетоку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства, за что не вправе взимать плату.

<20> Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1541.

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России <21>.

<21> Приказ ФСТ России от 11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" // Российская газета. 2012. 30 ноября.

Правительством РФ для присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, установлено исключение. Плата за такое подключение устанавливается в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) <22>.

<22> Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров (см. п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).

Также установлены особенности расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 150 кВт. Для соответствующих потребителей с 1 октября 2015 г. плата за технологическое присоединение должна учитывать не более половины расходов на строительство объектов сети от точки подключения до существующей сетевой инфраструктуры. С 1 октября 2017 г. соответствующие расходы на строительство объектов сетевого хозяйства вообще не учитываются в плате для указанных выше потребителей <23>.

<23> Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 N 1116 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике" // СЗ РФ. 2014. N 44. Ст. 6078.

Литература

  1. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. д.ю.н. В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2014. С. 484 - 490.