Мудрый Юрист

Классификация опасных производственных объектов и требования промышленной безопасности

Устинов Антон Алексеевич, Советник Президента Российской Федерации, старший преподаватель кафедры энергетического права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), научный сотрудник сектора энергетического права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор исследует категории опасных производственных объектов в сфере энергетики, порядок их регистрации, особенности установления классов опасных производственных объектов, требования промышленной безопасности, установленные в действующем законодательстве.

Ключевые слова: государственное регулирование в сфере энергетики, промышленная безопасность, опасные производственные объекты, категории опасных производственных объектов в сфере энергетики, требования промышленной безопасности, декларация промышленной безопасности.

Classification of hazardous production facilities and industrial safety requirements

A.A. Ustinov

Ustinov Anton A., Adviser to the President of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Energy Law Department at Kutafin University (MSAL), Research Scientist of the Energy Law Sector of the Institute of State and Law at the Russian Academy of Science.

In this article the author investigates categories of hazardous production facilities in the energy sector, procedure of their registration, peculiarities of determining classes of hazardous production facilities, and industrial safety requirements established in the current legislation.

Key words: State regulation in the energy sector, industrial safety, hazardous production facilities, categories of hazardous production facilities in the energy sector, industrial safety requirements, declaration of industrial safety.

Отношения, связанные с правовым обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов в сфере энергетики, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <1>, который является одним из источников энергетического права и относится к федеральным законам, регулирующим определенные отношения в топливно-энергетическом комплексе вне зависимости от конкретной отрасли (электроэнергетика, нефтяная промышленность, газовая промышленность и т.д.) <2>.

<1> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
<2> Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. докт. юрид. наук В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2014. С. 47.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов в сфере энергетики понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на данных опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К категории опасных производственных объектов в энергетике относятся, в частности, объекты, на которых:

  1. получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества;
  2. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
  3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
  4. получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  5. ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства. Надзор за эксплуатацией данных объектов осуществляется в рамках федерального энергетического надзора.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 <3>.

<3> СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5938.

При регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре ему присваивается класс опасности. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;

III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;

IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Критерии разделения опасных производственных объектов на классы опасности приведены в приложении N 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Классы опасности объектов, относящихся к опасным производственным объектам по критерию наличия опасных веществ, устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, если иное не установлено положениями приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Пунктами 3 - 8 приложения 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определены особенности установления классов опасных производственных веществ.

Так, например, для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливаются следующие классы опасности:

  1. II класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6% объема такой продукции;
  2. III класс опасности - для опасных производственных объектов, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода от 1% до 6% объема такой продукции;
  3. IV класс опасности - для иных опасных производственных объектов.

Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

  1. II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;
  2. III класс опасности - для иных опасных производственных объектов.

Для опасных производственных объектов, на которых ведутся горные работы, устанавливаются следующие классы опасности:

  1. I класс опасности - для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти: взрывы газа и (или) пыли; внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли; горные удары; прорывы воды в подземные горные выработки;
  2. II класс опасности - для объектов ведения подземных горных работ, не указанных в пункте 1, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);
  3. III класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев));
  4. IV класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.

В случае если для опасного производственного объекта по критериям, указанным в приложениях N 1 и N 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов в сфере энергетики обеспечивается путем установления и соблюдения требований промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, которые разрабатываются и утверждаются Ростехнадзором.

При установлении требований промышленной безопасности важно, чтобы указанные условия, запреты и ограничения, применяемые в отношении опасных производственных объектов в различных отраслях энергетики, были адекватны потенциальной опасности данных объектов. Как верно отмечает В.В. Романова, "обеспечение баланса интересов участников частноправовых и публично-правовых отношений обусловливает стабильное развитие энергетической отрасли" <4>.

<4> Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. докт. юрид. наук В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2014. С. 33.

Требования промышленной безопасности перечислены, в частности, в ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в первую очередь обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Рассмотрим подробнее следующие требования промышленной безопасности опасных производственных объектов в сфере энергетики.

  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <5> лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

<5> Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492 <6>. Согласно данному Положению лицензирование осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности" // СЗ РФ. 2013. N 24. Ст. 3014.
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

С 1 июля 2013 г. отменено лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности и установлена обязанность организаций, эксплуатирующих данные объекты, направлять в Ростехнадзор или его территориальные органы и (или) уведомлять Ростехнадзор или его территориальный орган о начале осуществления данного вида деятельности <7>.

<7> Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 6 марта.

Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" <8>.

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3823.
  1. Требованием промышленной безопасности, установленным ст. 9 и 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", является обязанность эксплуатирующей организации заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" <9>.

<9> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4194.
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Декларация промышленной безопасности - это документ, содержащий всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; перечень мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005) утвержден Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893 <10>.

<10> Приказ Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. N 893 "Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 6.

Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов. Ведение реестра деклараций промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом <11>.

<11> Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности: утвержден Приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 г. N 257 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 43.
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат:

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники <12>.

<12> Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" // Российская газета. 2013. N 296. Приказом Ростехнадзора от 15 октября 2012 г. N 584 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 12.

Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в Ростехнадзор или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.

  1. Что касается требований к работникам опасных производственных объектов в сфере энергетики, то организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект в сфере энергетики, обязана обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
  2. Законодательством о промышленной безопасности установлены требования к применению технических устройств на опасных производственных объектах в сфере энергетики. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  1. Требованием промышленной безопасности является обязанность эксплуатирующей организации организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а также создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
  2. Ряд требований промышленной безопасности связан с необходимостью готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

<13> Приказ МЧС России от 29 ноября 2013 г. N 765 "Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд" // Российская газета. 2014. N 6.

Кроме вышеназванных требований, иные требования промышленной безопасности устанавливаются утверждаемыми Ростехнадзором федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Литература

  1. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть: учебник / под ред. докт. юрид. наук В.В. Романовой. М.: Издательство "Юрист", 2014. С. 33, 47.