Мудрый Юрист

Ассоциированное членство в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка: новые правила в законодательстве РФ

Васючкова О.А., аспирант кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО Кубанского государственного аграрного университета.

В статье выявлены различные варианты использования института "ассоциированный член" в международном и российском праве. Исследовано понятие "ассоциированный член" в правовом механизме саморегулирования и иных областях российского права. В статье анализируется новелла в ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг" об ассоциированном членстве. Выявлены недостатки действующего законодательства по вопросам определения правосубъектности в области саморегулирования. Автором высказана точка зрения о необходимости развития данного института для достижения общественных благ.

Ключевые слова: саморегулирование, ассоциированный член, правосубъектность, финансовые организации, "иные лица", совещательный голос, ответственность.

Associate membership in self-regulatory organizations in the financial markets: the new rules of the law-lation of the Russian Federation

O.A. Vasyuchkova

In this article the various uses of the institute "associate member" in the international and Russian law. We studied the concept of "associate member" in the legal mechanism of self-regulation and other areas of Russian law. The article analyzes the novel to the Federal Law "On the SRO in the financial services" associated membership. Disadvantages of the current legislation on the legal definition of self-regulation. The author expressed his view on the need for this institution to achieve the public good.

Key words: self-regulation, an associate member, the legal personality, financial organizations, "other persons", a deliberative vote, responsibility.

11 января 2016 г. вступает в силу ФЗ от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>. Отдельная статья ФЗ регулирует вопросы ассоциированного членства в саморегулируемой организации. Ассоциированное членство в области саморегулирования является новеллой, что делает актуальным изучение института ассоциированного членства и необходимым анализ норм действующего законодательства РФ <2>.

<1> Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4349.
<2> Камышанский В.П. Некоторые проблемы интеграции юридической науки и законотворческого процесса // Власть закона. 2012. N 2. С. 11.

История применения, юридическая конструкция, правовая природа института ассоциированного членства как в международном праве, так и в праве российском многогранна. Если проанализировать законотворчество, то в первую очередь следует отметить, что понятие "ассоциированный член" встречается и применяется достаточно длительное время в международном праве <1>. В международном праве ассоциированное членство толкуется как членство какой-либо организации (или государства) в союзе организаций (государств) на особых условиях <2>. К примеру, ассоциированное членство используется в законодательстве некоторых субъектов РФ для обозначения особого статуса республики в составе Российской Федерации, в частности таким понятием оперирует Конституция Татарстана <3>.

<1> Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы правового положения учреждений по новому законодательству // Юрист. 2007. N 4. С. 9.
<2> См.: Н.Е. Яценко. Толковый словарь обществоведческих терминов. 1999.
<3> Червонюк В.И., Калинский И.В., Иванец Г.И. Энциклопедический словарь "Конституционное право России". 2002. Из ст. 61 Конституции Республики Татарстан следует, что республика - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.

Также при создании Экономического союза в 1993 г. в Уставе Содружества Независимых Государств стороны предусмотрели статус ассоциированного членства в Содружестве <1>. На основании решения Совета глав государств к Содружеству в качестве ассоциированного члена может присоединиться государство, желающее участвовать в отдельных видах его деятельности, на условиях, определенных Соглашением об ассоциированном членстве <2>. Основанием для создания данной ассоциации было подписание между государствами Договора стран СНГ от 24.09.1993 "О создании Экономического союза" <3>. Государству, выразившему готовность принять на себя только часть обязательств по настоящему Договору с согласия членов Экономического союза, может быть предоставлен статус ассоциированного члена <4>. Условия присоединения государств к Экономическому союзу на правах ассоциированного члена определяют члены Экономического союза. В данных правоотношениях договаривающиеся государства, в зависимости от добровольного волеизъявления, вправе участвовать в отдельных видах его деятельности, а не во всех видах деятельности, предусмотренных договором, став ассоциированным членом международной организации Экономического союза. Таким образом, ассоциированное членство предполагает участие не во всех видах деятельности, предусмотренных Уставом <5>.

<1> См.: http://cis.minsk.by. Сведения о выполнении внутригосударственных процедур подготовлены по материалам сайта Исполнительного комитета СНГ.
<2> См.: http://cis.minsk.by. Сведения о выполнении внутригосударственных процедур подготовлены по материалам сайта Исполнительного комитета СНГ.
<3> Дипломатический вестник. 1993. N 19 - 20.
<4> См.: Там же. Статья 30.
<5> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление // Журнал российского права. 2011. N 5 (173). С. 50.

Институт ассоциированного членства применяется не только в нормах международного права, но и в российском праве. Так, например, в российском законодательстве институт ассоциированного членства используется в деятельности кооперативов, которая регулируется ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <1> (ред. от 20.04.2015). Из анализа деятельности кооперативов следует, что участие членов в деятельности производственного кооператива существует в форме личного трудового участия и имущественного участия; разновидностью такого участия является ассоциированное членство и для потребительских кооперативов, проявляющееся во внесении паевого и иных взносов <2>. Общее понятие статуса ассоциированного члена кооператива закреплено в ст. 1 Закона <3> - это физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных названным Законом и уставом кооператива. Указанные ограничения связаны с общим числом ассоциированных членов с правом голоса на общем собрании членов кооператива (не должно превышать 20% от числа членов кооператива). В рамках ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" институт ассоциированного члена можно истолковать как разновидность членства с ограниченными правами: в потребительских кооперативах ассоциированный член не обязан участвовать в хозяйственной деятельности кооператива и принимать в деятельности кооператива личное трудовое участие.

<1> Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4870.
<2> Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы правового положения учреждений по новому законодательству // Юрист. 2007. N 4. С. 10.
<3> См.: Там же.

Применение института ассоциированного членства с правом совещательного голоса также встречается на практике, связанной с деятельностью жилищно-строительных кооперативах (далее по тексту - ЖСК). Самый привлекательный с финансовой, однако наиболее незащищенный с юридической точки зрения способ приобретения в собственность недвижимости - через жилищно-строительный кооператив. Так, покупателю недвижимости в строящемся доме предлагается стать членом (пайщиком) жилищно-строительного кооператива на основании договора о совместном паевом участии в строительстве, где заинтересованное лицо принимает финансовое участие в виде вложения частных инвестиций в строительство жилья. В данной схеме правоотношений субъект права приобретает статус ассоциированного члена ЖСК, зачастую на практике с правом совещательного голоса. Таким образом, инвестор только финансирует строительство жилого дома, при этом он отстранен от какого-либо управленческого влияния на деятельность ЖСК и на его должностных лиц. Данная схема имеет, по нашему мнению, очень существенный недостаток. В связи с тем что ЖСК не выполняет для члена ЖСК каких-либо платных работ (услуг), на правоотношения, возникшие между сторонами, не распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 13.07.2015), в связи с чем защита интересов членов ЖСК ограничена <1>.

<1> См.: Московский городской суд Апелляционное определение от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-10581 // http://www.consultant.ru/.

Разновидность применения правового механизма института ассоциированного членства в разных областях международного и российского права очевидна. В зависимости от преследуемой субъектами правоотношений цели ассоциированный член приобретает определенный объем прав и обязанностей. Правовая природа института ассоциированного членства приобретает все более широкое значение, имеет особую актуальность, большую теоретическую и практическую значимость для законодательной и правоприменительной деятельности в России.

Ранее в системе саморегулирования была сделана попытка введения института ассоциированных членов <1>, но данный вопрос так и не был решен положительно <2>. Сам институт саморегулирования стал известен с 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <3> (далее по тексту - СРО), и в данной сфере взаимодействия между СРО и субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности ассоциированное членство не предусматривалось. Однако попытка была сделана в 2008 г. членами Совета Федерации, тогда в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект ФЗ N 4217-5 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", которым предлагалось дополнить указанный выше Закон новой статьей, регламентирующей институт ассоциированного членства в саморегулируемых организациях. Необходимость в применении института ассоциированного членства в саморегулировании была подтверждена выводами цивилистов. Как указывает Ю.Г. Лескова, "немаловажной проблемой при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой является вопрос о правовом положении ассоциированных членов организации, которые не заняты в профессиональной и предпринимательской деятельности в определенной отрасли, но интересы которых тесно связаны с уставными целями некоммерческих организаций (ассоциированные члены). В зарубежных странах, например, ассоциированными членами СРО арбитражных управляющих являются юристы, оценщики, нотариусы и предполагается взаимный контакт с представителями смежных профессий" <4>.

<1> См.: СРО запретили "ассоциироваться" // BN.RU ГАЗЕТА. 16 октября 2009 г. URL: http://www.bn.ru (дата обращения 19.08.2012 г.).
<2> Лескова Ю.Г. Членство в саморегулируемой организации: преимущества и недостатки законодательства России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 3. С. 67.
<3> Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
<4> Лескова Ю.Г. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: Дис. ... докт. юрид. наук. Москва, 2013. С. 203 - 205.

"Институт ассоциированного членства дает возможность общаться с так называемыми смежниками - участниками СРО других сфер деятельности и профессий. Через ассоциированное членство достигается перекрестный взаимный контакт с представителями не только смежных профессий, но и потребителей. Ассоциированное членство представляет собой своего рода мостик между СРО и лицами, не являющимися его членами, но заинтересованными в деятельности СРО" <1>.

<1> См.: Беседовали Ю. Самохвалова, А. Хавина. См.: Ваш партнер-консультант. 2008. N 44 (9258).

Д.А. Петров высказывает иную точку зрения, говоря о том, что "участие в саморегулируемой организации должно осуществляться только на основании принципа непосредственного участия. Лица, заинтересованные в участии в деятельности саморегулируемой организации и способные эффективно участвовать в достижении ее уставных целей и задач, должны привлекаться не в форме ассоциированного членства с наделением особым правовым статусом, а на условиях членства в постоянно действующих коллегиальных органах управления и специализированных органах саморегулируемой организации (по аналогии с независимыми членами коллегиальных органов управления корпораций) с тем уточнением, что они будут представлять интересы лиц, не являющихся членами" <1>.

<1> Петров Д.А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: Дис. ... докт. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2015. С. 15 - 16.

По мнению Д.А. Петрова, "попытку внедрения идеи ассоциированного членства в саморегулируемых организациях следует считать неудачной, противоречащей духу саморегулирования и вытекающему из системного толкования норм Закона о СРО принципу непосредственного участия члена СРО в саморегулируемом виде деятельности". Однако саму идею назвал правильной <1>. Данный законопроект требовал серьезной доработки, в силу чего остался нерешенным на законодательном уровне.

<1> См.: Там же. С. 204.

Тем не менее вопрос о необходимом использовании в механизме саморегулирования института ассоциированных членов требует в настоящее время обоснования его теоретической и практической значимости <1>. Как следует из вышеизложенных примеров, правовая характеристика института ассоциированного членства не дает нам четкого определения ассоциированного члена. В связи с чем особый интерес вызывает толкование и применение института ассоциированного членства в ФЗ "О СРО в сфере финансовых рынков" <2>.

<1> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как проявление метода частного права // Гражданское право. 2010. N 4. С. 10.
<2> Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4349.

Институт ассоциированного членства в деятельности СРО следует считать нововведением, так как обладает иными правовыми особенностями <1>. Важно установить целевое применение института ассоциированного членства в саморегулировании в сфере финансовых услуг. Выяснить, насколько оно значимо и необходимо для решения задач, поставленных перед саморегулированием <2>. В связи с этим считаю необходимым обратиться к нормам статьи 9 Закона "О СРО в сфере финансовых рынков", которая регламентирует институт ассоциированного членства в саморегулируемых организациях, где ассоциированными членами саморегулируемой организации могут являться финансовые организации, являющиеся членами другой саморегулируемой организации того же вида, а также иные лица. Трудность в толковании, и особенно в применении, п. 1 ст. 9 Закона "О СРО в сфере финансовых рынков" вызывает отсутствие легального закрепления в рамках данного Закона понятия "финансовые организации" и определения возможных критерий таких субъектов, как "иные лица". Определяя субъективный состав ассоциированных членов, в первую очередь следует понять правовой статус финансовых организаций. Понятие раскрывается в ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 13.07.2015) <3>, где финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

<1> Лескова Ю.Г. К вопросу о правовом положении государственных (муниципальных) учреждений: новеллы законодательства // Российская юстиция. 2010. N 10. С. 67.
<2> Лескова Ю.Г. Предпринимательская и приносящая доход деятельность некоммерческих организаций // Цивилист. 2009. N 2. С. 28.
<3> Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3434.

Особого внимания заслуживают изложенные в ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ" (ред. от 05.10.2015) <1> юридические признаки субъектов финансовых организаций и приведенные правовые характеристики. Наличие правосубъектности, т.е. признаваемой в рамках данного Закона способности быть участником конкретных финансовых правоотношений, вызывает особый правовой интерес, так как к финансовым организациям Закон относит не только кредитные организации, но и некредитные организации, которые осуществляют 18 видов деятельности согласно нормам статьи 76.1 вышеназванного Закона. Итак, в качестве финансовых организаций в рамках ФЗ "О Центральном банке РФ" следует рассматривать не только кредитные организации, но и некредитные организации, осуществляющие деятельность в сфере финансовых услуг <2>.

<1> Собрание законодательства РФ. 15.07.2002. N 28. Ст. 2790.
<2> Лескова Ю.Г. Саморегулирование как проявление метода частного права // Гражданское право. 2010. N 4. С. 11.

Государство, регулируя с помощью юридических норм отношения, складывающиеся в сфере саморегулирования, определяет их субъектов. Точное определение субъекта - ассоциированного члена имеет важное практическое значение, поскольку позволяет выявить круг лиц, которые вступают в финансовые отношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъекту - ассоциированному члену, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию законодательства о саморегулировании в сфере финансовых рынков. Только такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами <1>.

<1> Лескова Ю.Г. Некоммерческие корпоративные организации: особенности правового статуса // Вестник Академии права и управления. 2011. N 24. С. 72.

Возвращаясь к требованиям, предъявляемым ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг" к членству по отношению к финансовым организациям, усматриваем определенные правовые критерии, которые законодатель закрепил в ст. 3 Закона (по видам деятельности) и ст. 10 Закона (со дня получения лицензии (разрешения) или внесения сведений о нем в реестр финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности). Следовательно, полагаю возможным считать правовой статус ассоциированного членства "финансовых организаций" зависимым от наступления юридических фактов - внесения сведений в реестр финансовых организаций или получения лицензии (разрешения).

Далее законодатель в качестве субъектов, имеющих право получить статус ассоциированного члена, указывает на "иные лица", однако законодатель не определяет субъектный состав "иных лиц". Законодатель, наделяя правосубъектностью "иных лиц" в качестве ассоциированного члена, создал правовую неопределенность в механизме применения данного института, что приведет к проблемам правоприменения данного института в саморегулировании. Каких "иных лиц" следует привлекать в процесс саморегулирования? Вопрос остается дискуссионным и открытым для толкования и применения в практике статуса "иных лиц".

Заслуживает внимания анализ объема прав ассоциированного члена. Ассоциированные члены вправе участвовать в общем собрании членов саморегулируемой организации с правом совещательного голоса, а также в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп. Что значит "с правом совещательного голоса"? Это право участвовать в работе какого-либо органа с консультативными функциями, т.е. участвовать в обсуждении вопроса, вносить предложения, высказывать возражения, замечания, делать заявления и т.д., но без права голоса при принятии решений. Лица, имеющие право совещательного голоса, могут быть приглашены на обсуждение вопроса в соответствующем органе или участвовать в обсуждении в силу официального положения <1>.

<1> Конституционное право: Энциклопедический словарь / С.А. Авакьян, К.Ф. Гуценко, А.И. Ковлер, М.Н. Марченко; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2001. С. 278.

Следовательно, согласно буквальному толкованию статьи 9 ФЗ "О СРО в сфере финансовых рынков" ассоциированный член имеет право участвовать в деятельности формируемых саморегулируемой организацией комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп с правом консультаций в связи с обсуждением каких-либо вопросов, предложений и т.д. без права голосующего голоса, что является главным отличительным признаком по объему прав ассоциированного члена от члена СРО <1>.

<1> Лескова Ю.Г. Договор как средство саморегулирования предпринимательских отношений // Вестник Академии права и управления. 2012. N 27. С. 109.

Что касается контроля за деятельностью ассоциированных членов и их ответственности, то согласно п. 6 ст. 9 ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг" саморегулируемая организация не вправе осуществлять контроль за их деятельностью, предусмотренный вышеназванным Законом, и применять меры, предусмотренные статьей 15 ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг", за исключением случая, если ассоциированный член подчиняется отдельным внутренним стандартам <1>. Освобождение ассоциированных членов от ответственности, предусмотренной Законом <2>, дает основание полагать, что законодатель имел в виду тех участников смежных профессий, которые напрямую не занимаются оказанием финансовых услуг, но способны оказывать влияние на эффективное развитие финансового рынка. Предполагаю, что институт ассоциированного членства в системе саморегулирования, преследуя цель, направленную в первую очередь на достижение общественных благ, сыграет положительную роль, где привлечение инвестиций и использование в системе саморегулирования более эффективных и профессиональных правовых механизмов будет одним из принципиальных направлений для достижения наилучших результатов качества оказания работ (услуг) для потребителей.

<1> Лескова Ю.Г. Некоммерческие корпоративные организации: особенности правового статуса // Вестник Академии права и управления. 2011. N 24. С. 73.
<2> Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4349.

Для того чтобы применение института ассоциированного членства было максимально эффективно в механизме саморегулирования, необходимы более конкретные условия в Законе по установлению размера вступительного взноса и членского взноса ассоциированных членов, объему прав и обязанностей, порядку выхода и исключения ассоциированных членов из СРО, которые согласно Закону определяются уставом и условиями членства в СРО. В п. 6 обсуждаемого нами Закона указано, что саморегулируемая организация не вправе применять к ассоциированному члену меры, предусмотренные статьей 15 этого же Закона. Одна из мер, которую СРО не вправе применять к ассоциированным членам, - исключение из членов СРО. Следовательно, СРО не вправе решать вопрос об исключении ассоциированного члена из СРО <1>. Однако согласно норме п. 7 ст. 9 ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг" вопрос об исключении ассоциированного члена из СРО определяется условиями устава и членства в саморегулируемых организациях. В связи с вышеизложенным толкование и правоприменение данных пунктов требует разъяснений на законодательном уровне уже сегодня. Кто уполномочен решать вопрос об исключении ассоциированного члена из СРО и какие условия должны быть прописаны в уставе и условиях членства саморегулируемой организацией по данному вопросу? Ответ носит дискуссионный характер <2>.

<1> Лескова Ю.Г. Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства // Юрист. 2013. N 11. С. 15.
<2> Анализируя норму статьи 9 вышеназванного Закона, по нашему мнению, вопрос об исключении ассоциированного члена из СРО решается только в судебном порядке, однако законодатель не указал этого в норме права, и поэтому, толкуя данную норму права, приходится предполагать возможное ее применение на практике.

Подводя некоторый итог, следует признать, что применение института ассоциированного членства в ФЗ "О СРО в сфере финансовых услуг" является весьма актуальным, полезным и необходимым в структуре саморегулирования. Члены и ассоциированные члены в СРО в сфере финансовых рынках имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантирует планомерное аккумулирование, распределение и использование их согласно стандартам в деятельности финансовых организаций. В связи с чем считаю необходимым определить характерные критерии субъектного состава ассоциированного членства, определить критерии формирования объема прав и обязанностей, конкретизировать порядок и условия мер ответственности, применяемых к ассоциированному члену для правильного правоприменения данного института в деятельности саморегулирования <1>.

<1> Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы правового положения учреждений по новому законодательству // Юрист. 2007. N 4. С. 9.