Мудрый Юрист

Международный опыт предотвращения "преступлений ненависти" и его адаптация в России

Бутко Андрей Викторович, старший преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета.

В статье автор рассматривает практику применения законодательства о дискриминации в судебной практике США, Индии и России. Наравне с этим рассмотрен правовой опыт таких международных организаций, как ООН и ОБСЕ. В связи с правовой неопределенностью понятия "ненависть", его разнопониманием и множественностью толкований в разных странах и международных организациях, а также частым изменением его признаков информация о преступлениях на почве ненависти по таким отличиям, как раса, национальность, вероисповедание, остается незакрепленной в правовых системах множества стран, в том числе включая Россию. Между тем осознание высокой общественной опасности данного явления указывает национальным законодателям на необходимость противодействия подобным общественным проявлениям. В связи с этим автор полагает целесообразным адаптировать к уже имеющемуся в России понятию "преступления экстремистской направленности" отдельные положения о предотвращении "преступлений ненависти" (hate crime) по опыту отдельных штатов и федерального законодательства США, а также вести учет рекомендаций международных организаций, что по мнению автора будет способствовать более успешному противодействию преступлениям ненависти в России.

Ключевые слова: дискриминация, преступление ненависти, национальность, национальные интересы граждан, этнокультурные особенности и традиции народов.

International experience of "hate crimes" prevention and its adaptation in Russia

A.V. Butko

Butko Andrey V., Senior Lecturer of the Civil Procedure and Social Branches of Law Department at the Moscow University for Humanities.

In article the author considers practice of application of the legislation on discrimination in jurisprudence in the USA, India and Russia. On an equal basis with it legal experience of such international organizations as the UN and OSCE is considered. Due to the legal uncertainty of the concept "hatred and are different understanding and plurality of interpretation in the different countries and the international organizations, and also frequent change of its signs, information on crimes because of hatred on such signs as the race, a nationality, religion remains not fixed in legal systems of a set of the countries, including including Russia. Meanwhile awareness of high public danger of this phenomenon indicates to national legislators the need counteractions to similar public manifestations. In this regard the author believes expedient to adapt for the concept of "a crime of an extremist orientation" which is already available in Russia, separate regulations on prevention of "hatred crimes" (hate crime) by experience of separate states of the USA which are a part and the federal legislation of the USA in general, and also to keep account of recommendations of the international organizations that according to the author will promote more successful counteraction to hatred crimes in Russia.

Key words: discrimination, hate crime, ethnicity, national interests of citizens, ethnic and cultural features and traditions of the peoples.

В последние годы преступления ненависти все чаще привлекают внимание правоохранительных органов, общества, политиков <1>. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ, подчеркивают, что преступления, совершенные на почве ненависти, относятся к проблемам безопасности и способны привести к крупномасштабным конфликтам, могут быть причиной перемещения людей из мест постоянного проживания, оказывают влияние на беженцев и лиц, ищущих политического убежища, играют роль в разжигании насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму <2>.

<1> Кунашев А.А. Ответственность за "преступления ненависти" (hate crimes) по англо-американскому уголовному праву // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2013. N 2. С. 106 - 113.
<2> Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Бюллетень: борьба с преступлениями на почве ненависти. URL: http://www.osce.org/odihr (дата обращения: 18.07.2015).

Сам по себе термин "преступления ненависти" является относительно новым (он был введен в оборот зарубежных криминологических исследований в середине 1980-х гг. <3> в книге Д. Джекобса и К. Поттера "Преступления ненависти: уголовное законодательство и личностная политика" <4> (1985 г.), успех которой способствовал употреблению указанного термина сначала различными правозащитными организациями, а затем и появлению его в официальных документах Министерства юстиции США).

<3> Kahan D.M. Two liberal fallacies in the hate crimes debate // Law and Philosophy. 2001. T. 20. N 2. P. 175 - 193.
<4> James B. Jacobs, Kimberly Potter. Hate Crimes: Criminal Law & Identity Politics. NY, 1985. C. 45.

А.В. Наумов отмечает, что для США выделение этого вида преступлений было обусловлено исторической проблемой сосуществования белой и черной расы. Именно в США, как нигде в мире, в предупреждении преступления на почве ненависти по этническо-национальному, религиозному и другим признакам накоплен наибольший опыт <5>.

<5> Наумов А. Уголовная статистика: преступность и ее стабильность // Уголовное право. 2008. N 4. С. 135.

Рассматривая зарубежное законодательство в области охраны существующих общественных отношений от посягательств по мотивам различных предубеждений, необходимо отметить, что в законодательстве целого ряда стран исторически сложилась система уголовной превенции преступлений, совершенных по мотивам этнической, национальной и религиозной вражды. Осознание высокой общественной опасности указанных деяний постепенно привело национальных законодателей к введению уголовной ответственности. Как отмечает О.С. Капинус, идея уголовно-правовой борьбы с разжиганием розни между различными группами населения уходит своими корнями в XIX в., хотя первоначально законодатель имел в виду предотвращение скорее социальных, чем национальных и религиозных конфликтов. В Индии еще в 1898 г. Уголовный кодекс был дополнен ст. 153A, установившей ответственность за разжигание вражды или ненависти между "различными классами индийских граждан" <6>.

<6> Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности. М., 2008. С. 119.

Употребляя термин "преступление ненависти", стоит указать его особый смысл и содержание. Как отмечает Я.И. Гилинский, эти деяния есть "социальный конструкт (как и преступность, наркотизм, проституция и иные социальный феномены, не имеющие онтологических оснований и "естественных" границ")... Преступления ненависти как социальный и правовой конструкт не существуют как таковые в природе, sui generis, per se. Это "обычное" насилие, но совершаемое в силу определенных, перечисленных в законе мотивов" <7>. Именно ненависть к членам определенной группы как элемент субъективной стороны подобных преступлений объединяет их в одну группу.

<7> Гилинский Я.И. Социальное насилие: теория и российская реальность // Российский криминологический взгляд. 2008. N 2. С. 231.

Распространение в международном праве данный термин получил после его закрепления в 2003 г. решением N 4 Маастрихтской встречи Совета министров стран ОБСЕ, где его трактовали как собирательное название уголовно наказуемых деяний, мотивированных нетерпимостью и дискриминацией. Вместе с тем использование этого понятия в законодательном контексте, а не в контексте уголовного права и криминологии может повлечь за собой сложности, связанные с толкованием сущности этого явления и его определения в правовых системах различных государств. Это связано в первую очередь с тем, что само понятие "преступления ненависти" ввиду его собирательного характера может использоваться при сравнительном анализе весьма условно.

В российской правовой литературе указывается на приемлемость понятия "преступления экстремистской направленности" как аналогичное понятию hate crime <8>. Законодательно термин "преступления ненависти" был закреплен в апреле 1990 г., когда президент США Дж. Буш утвердил "Закон о статистическом учете преступлений, связанных с ненавистью", который обязывал собирать данные о случаях нападений, запугиваний, поджогов или порчи имущества, направленных на человека или группу людей из-за их расовой, религиозной, этнической принадлежности. На основании этого Закона Федеральное бюро расследований стало собирать данные о преступлениях, связанных с проявлениями расовой, национальной, религиозной ненависти. Вышеназванный Закон неоднократно претерпевал изменения. Так, в сентябре 1994 г. была принята поправка - "Закон об учете тяжких преступлений и правоприменительной деятельности", которая добавила к категории преступлений на почве ненависти деяния против лиц с ограниченными возможностями (как физическими, так и умственными). В том же году Конгресс США принял "Закон об усилении борьбы с преступлениями, связанными с разжиганием межрасовой, межнациональной и других видов ненависти", предусматривавший более длительные сроки наказания, когда преступление определено как уголовно наказуемое деяние, связанное с проявлением ненависти по указанным признакам.

<8> Антипов Д.Н. Законы США о преступлениях на почве ненависти (Hate crime laws) как модель криминализации общественно опасных форм экстремизма // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1. С. 38.

В 1996 г. "Закон о статистическом учете преступлений, связанных с ненавистью" был дополнен "Законом о предотвращении поджогов церквей", что существенно расширило количество видов собираемой информации. Этот Закон был принят вследствие регистрации роста поджогов церквей. Так, за период с октября 1991 по 1996 гг. произошло 110 случаев поджогов церквей, о которых было сообщено федеральным властям, причем 33 из них - в начале 1996 г. <9>.

<9> Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.; М., 2004. С. 23.

В 1999 г. Конгресс США принял "Закон о профилактике преступлений на почве ненависти". Этот Закон дает федеральному правительству большие полномочия в расследовании и преследовании по суду лиц, совершивших преступления из-за предполагаемой сексуальной ориентации жертвы, ее пола или ограниченных возможностей.

Необходимо отметить, что законодательные инициативы в области дополнения признаков ненависти продолжают иметь место. Сейчас на федеральном уровне закреплены такие признаки ненависти, как раса, религия и национальное происхождение, которые постоянно пытаются дополнить. Так, с 1999 г. по настоящее время в администрацию президента США неоднократно представлялся "Закон Шепарда" <10>, который предусматривает закрепление на федеральном уровне сексуальной ориентации жертвы в качестве отягчающего вину обстоятельства. Напомним, что сексуальная ориентация потерпевшего уже учитывается в качестве признака "преступлений ненависти" в нескольких штатах США.

<10> Законопроект назван именем студента Мэттью Шепарда, убитого в Вайоминге в 1998 г. из-за своей сексуальной ориентации.

Информацию о преступлениях на почве ненависти централизованно собирает ФБР по одиннадцати традиционным категориям преступлений, которые подразделяются на два основных вида: преступления против людей и преступления против собственности.

В США фактически нет централизованной системы уголовного законодательства и действуют 53 самостоятельные системы: 51 штат, федеральный округ Колумбия, где расположена столица страны, и "свободно присоединившееся государство" Пуэрто-Рико. При этом в 46 штатах США и в федеральном округе Колумбия действуют законодательные положения по признанию в качестве отягчающего вину преступника обстоятельства при назначении уголовного наказания, если деяние мотивировано ненавистью и предубеждениями, и почти все штаты, используя различные подходы, приняли законодательство, непосредственно касающееся "преступлений ненависти". Вместе с тем в системе уголовного правосудия США не существует унифицированных признаков этого явления. В результате этого в различных штатах по-разному трактуют его, исходя из признаков, заложенных в законодательстве. Так, в 21 штате "преступлениями ненависти" считаются и преступления, совершенные в отношении инвалидов и психически больных лиц; в 22 штатах - преступления против лиц, обладающих нетрадиционной сексуальной ориентацией; в 3 штатах и округе Колумбия к "преступлениям ненависти" относятся также и деяния, совершенные по мотиву политической вражды.

Американская законодательная традиция знает несколько способов правового определения криминализации указанных деяний. В одном случае на уровне законодательства штатов (Алабама, Дэлавэр, Вермонт, Флорида и др.) вводится отдельное обстоятельство, отягчающее наказание, при наличии которого любое предусмотренное в кодексе преступление начинает рассматриваться как преступление на почве ненависти <11>. В других (Кентукки, Луизиана, Миссури, Огайо, Иллинойс, Нью-Йорк) при наличии квалифицирующего мотива "преступлением ненависти" может быть признано не всякое преступление, предусмотренное уголовным законом, а лишь то, в отношении которого имеется специальная оговорка. Третьим случаем является включение деяния как отдельного состава преступлений со своими объективными и субъективными признаками (Калифорния, Теннесси, Оклахома, Массачусетс).

<11> Idelson H., Sammon R. Hate-crimes bill drawing reluctant opposition // Congressional Quarterly Weekly Report. 1993. T. 51. N 10. P. 521.

Рассматривая уголовное законодательство США, следует отметить: несмотря на то что в большинстве штатов предусматривается наличие отягчающих обстоятельств при назначении наказания, если преступления были мотивированы ненавистью, в отличие от других стран, пропаганда ненависти не подвергается уголовной репрессии, что связано с основными положениями Конституции (Первая поправка), в которой закреплено право свободного выражения своих мыслей. Позиция американского законодателя заключается в приверженности доктрине минимального ограничения свободы слова, так как в американской системе юриспруденции считается, что словесное выражение идей, взглядов и мнений, в которых нет прямого указания на насилие или оскорбление конкретных физических лиц, должно минимально ограничиваться государством.

Ярким примером этого положения является решение Верховного суда США по делу Скоки (1978 г.), когда суд решил, что распоряжение местной администрации, запрещающее проведение митинга неонацистов в еврейском квартале, противоречит Конституции, так как запланированный митинг не представлял непосредственной угрозы применения физического насилия <12>. Поэтому неудивительно, что в некоторых штатах Америки существуют ежегодные шествия неонацистов или членов Ку-клукс-клана. В этой связи многочисленными правозащитными организациями предлагаются свои рекомендации относительно того, как общественность может противостоять ксенофобии. В частности, американский центр "Southern Poverty" предлагает наряду с прочим изучать законодательство, касающееся "преступлений ненависти". Во многих штатах США имеется обширное законодательство по этому вопросу, которое относится к различным аспектам "преступлений ненависти". Вместе с тем в пяти штатах США вообще отсутствуют специальные нормы, предусматривающие ответственность за данные преступления, а многие антирасистские действия квалифицируются в этих штатах как акты вандализма или хулиганства <13>. Можно предположить, что в ряде случаев американская система уголовной юстиции не в состоянии успешно противодействовать проявлениям ненависти по различным признакам. Кроме того, практика применения законодательства о преступлениях на почве ненависти в США строится на идее, что подобное законодательство призвано защищать права лишь социальных групп, исторически наиболее подверженных дискриминации и притеснению, что приводит к некой однобокости применения уголовного закона: довольно часто нападения чернокожих на белых квалифицируются как общеуголовные преступления, в то время как нападения белых на чернокожих - как преступления, совершенные на почве ненависти. Неудивительно, что противники криминализации подобных деяний отмечают, что законодательство нарушает равноправие граждан, что ведет к господству принципа объективного вменения.

<12> Neier A. Defending My Enemy: American Nazis, the Skokie Case and the Risks of Freedom. NY: E.P. Duton, 1979. P. 133; Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности. М., 2003. С. 120.
<13> Recomendation of Southern Poverty. NY, 2001.

Таким образом, категория "преступления ненависти" включает в себя любое уголовно наказуемое деяние, совершенное против физического лица или частной собственности и мотивированное ненавистью по отношению к тем, против кого оно направлено по причине их расы, цвета кожи, этнического происхождения или национальности, религии, пола, возраста, сексуальной ориентации или инвалидности. При этом любой инцидент на почве ненависти, составляющий уголовное деяние, воспринимается жертвой или любым другим лицом как преступление, мотивированное предубеждением или ненавистью. "Преступления ненависти" объединяют в себе как насильственные преступления, связанные с посягательством на личность, так и преступления против собственности, что существенно расширяет категорию указанных деяний.

Таким образом, современное состояние категории "преступления ненависти" в законодательстве США свидетельствует как о стремительном расширении признаков, трактуемых как мотивы ненависти, предпринимаемых на уровне законодательства отдельных штатов, так и явных попытках унификации признаков этой группы деяний со стороны федеральной власти. Представляется, что опыт США и других стран по сбору статистики и организации системы профилактики и реагирования на преступления ненависти, а также учет рекомендаций международных организаций будут способствовать более успешному противодействию преступлениям ненависти в России.

Для российской правовой системы полагаем целесообразным адаптировать отдельные положения о предотвращении "преступлений ненависти" (hate crime) по опыту США. Для этого необходимо выделить категорию "преступления ненависти" (условное название преступлений, совершаемых на почве дискриминационного умысла, по мотивам социальной, расовой, тендерной, религиозной, сексуальной неприязни из категории "преступления экстремистской направленности"). При этом "преступления ненависти" должны быть нормативно (дополнения в инструкцию о порядке учета <14>) закреплены в статистическом учете преступлений, специального закона (как это сделано в США) принимать не требуется. Отдельно следует учитывать тяжкие преступления указанной направленности, а также преступления, совершаемые организованными группами. Также в отдельную категорию, как наиболее социально опасные и совершенные с особой жестокостью, следует выделить преступления на почве ненависти против "неполноценных", т.е. лиц с ограниченными физическими и/или умственными возможностями. Российское уголовное право к таким изменениям полностью готово, так как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по дискриминирующим признакам (отношение к религии и др.), прямо запрещены (ст. 282 УК РФ).

<14> Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. Утв. Приказом МВД России от 10 февраля 2006 г. N 70; Приказ МВД России N 612 от 9 июля 2007 г. "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации".

На основании вновь введенных показателей органы внутренних дел, СК РФ и ФСБ РФ смогут собирать, систематизировать и анализировать данные о преступлениях, связанных с проявлениями расовой, национальной, религиозной ненависти.

Литература:

  1. Антипов Д.Н. Законы США о преступлениях на почве ненависти (Hate crime laws) как модель криминализации общественно опасных форм экстремизма // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1.
  2. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб.; М., 2004.
  3. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Бюллетень: борьба с преступлениями на почве ненависти. URL: www.osce.org/odihr.
  4. Гилинский Я.И. Социальное насилие: теория и российская реальность // Российский криминологический взгляд. 2008. N 2.
  5. Инструкция по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации. Утв. Приказом МВД России от 10 февраля 2006 г. N 70.
  6. Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности. М., 2008.
  7. Кунашев А.А. Ответственность за "преступления ненависти" (hate crimes) по англо-американскому уголовному праву // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2013. N 2.
  8. Наумов А. Уголовная статистика: преступность и ее стабильность // Уголовное право. 2008. N 4.
  9. Приказ МВД России N 612 от 9 июля 2007 г. "Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации".
  10. Kahan D.M. Two liberal fallacies in the hate crimes debate // Law and Philosophy. 2001. T. 20. N 2.
  11. Idelson H., Sammon R. Hate-crimes bill drawing reluctant opposition // Congressional Quarterly Weekly Report. 1993. T. 51. N 10.
  12. James B. Jacobs, Kimberly Potter Hate Crimes: Criminal Law & Identity Politics. NY, 1985.
  13. Neier A. Defending My Enemy: American Nazis, the Skokie Case and the Risks of Freedom. NY: E.P. Duton, 1979. P. 133; Капинус О.С. Современное уголовное право в России и за рубежом: некоторые проблемы ответственности. М., 2003.
  14. Recomendation of Southern Poverty. NY, 2001.