Мудрый Юрист

Требования, предъявляемые законодателем к будущим родителям ребенка, рожденного с применением технологии суррогатного материнства

Левушкин А.Н., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права, Россия, Москва.

Савельев И.С., студент 4-го курса юридического факультета Ульяновского государственного университета, Россия, Москва.

Исследованы требования, предъявляемые к будущим родителям ребенка, рожденного с применением технологии суррогатного материнства. На основе анализа российского и зарубежного законодательства выявлен ряд проблем нормативного регулирования в данной области, рекомендованы способы их разрешения, выдвинуты предложения по модернизации законодательного подхода к институту суррогатного материнства.

Ключевые слова: суррогатное материнство, потенциальные родители, репродуктивные права.

Legislative Requirements to Prospective Parents of a Child Born Using Surrogacy Technology

A.N. Levushkin, I.S. Savelyev

Levushkin Anatoly N., prof. of dept. of civil law disciplines at Moscow academy of economics and law, Russia, Moscow.

Savelyev Ilya S., 4th year Student at Law Faculty of Ulyanovsk State University, Russia, Moscow.

Requirements to prospective parents of a child born using surrogacy technology are explored. On the base of analysis of Russian and foreign legislation number of legal problems in this area is educed, ways to solve them are recommended, proposals to modernize legislative approach to surrogate motherhood are made.

Key words: surrogacy, prospective parents, reproductive rights.

Правом на продолжение рода обладает каждый человек, но, к сожалению, некоторые люди лишены возможности зачать ребенка по различным причинам. Развитие медицины позволяет и таким гражданам завести ребенка, прибегнув к технологии суррогатного материнства. Несмотря на частноправовую природу договора суррогатного материнства, законодатель, не являясь основной стороной данного правоотношения, существенно ограничивает круг его субъектов путем установления требований к потенциальным родителям.

Статья 55 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [5] (далее - Закон об охране здоровья) устанавливает, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокая женщина имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, а суррогатное материнство определяет как вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Анализ частей 3, 7, 9 и 10 ст. 55 вышеназванного Закона, а также приложения N 1 к Приказу Минздрава России от 30.08.2012 N 107Н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" [4] приводит нас к выводу о том, что в России заключить договор с суррогатной матерью могут следующие субъекты.

  1. Потенциальные родители <1>, обладающие нижеперечисленными характеристиками:
<1> Выбор термина неслучаен: в Российской Федерации суррогатная мать обладает правом оставить рожденного ею ребенка, поэтому генетические родители не становятся автоматически родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью.

а) к государству, зарегистрировавшему такой союз, а также наличию зарегистрированного союза с другими людьми, поэтому фактически к суррогатному материнству могут прибегнуть лица, состоящие в полигамных и иных специфических формах брака (например, ребенок может попасть в "шведскую семью", два члена из трех которой обратятся к российской суррогатной матери);

б) к сроку существования такого союза, начало которого могло бы определяться датой регистрации брака или началом фактических отношений.

Основываясь на зарубежном опыте, к потенциальным родителям можно предъявить и иные требования. Например, потенциальные родители:

  1. должны подходить для осуществления родительской заботы о планируемом ребенке;
  2. понимают и принимают правовые последствия договора суррогатного материнства, их права и обязанности в связи с его заключением [11, ст. 295];
  3. предоставили по крайней мере одну гамету, в результате чего был сформирован предэмбрион, подлежащий вынашиванию суррогатной матерью;
  4. имеют медицинскую необходимость в суррогатном материнстве, подтвержденную аффидевитом, удостоверенным квалифицированным врачом [12, section 20];
  5. обладают полной дееспособностью;
  6. имеют гражданство Российской Федерации;
  7. достигли определенного возраста (данное требование обосновывается необходимостью принятия взвешенного и обдуманного решения, подтверждения семейных связей и серьезности намерений) или не достигли его (стоит учитывать и интересы будущего ребенка, согласуя их со средними показателями смертности таким образом, чтобы рост и развитие ребенка происходили при относительно здоровых и живых родителях <1>).
<1> В проекте реформы суррогатного материнства в Израиле такой возраст предлагается установить как 54 года. См. подробнее: www.jpost.com/Health-and-Science/Health-minister-to-aUow-same-sex-couples-to-have-child-via-surrogate-334681 (дата обращения: 03.09.2015).
  1. Одинокая женщина. Статус этого субъекта детерминирован следующими положениями:

Среди юристов существует две точки зрения по поводу индивидуальных субъектов, имеющих право заключить договор с суррогатной матерью в Российской Федерации. И.В. Афанасьева, К.Д. Пароконная [1, с. 24], Е.Р. Сухарева [8, с. 51] и некоторые другие авторы, неверно толкуя положения Закона (выражение "мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке" понимается как констатация наличия двух отдельных субъектов - мужчины и женщины), утверждают, что любому одинокому человеку, в том числе и мужчине, предоставлено право стать генетическим родителем по договору суррогатного материнства. Но если бы законодатель имел в виду, что такое право предоставлено как мужчине, так и женщине, отсутствовала бы необходимость в отдельной регламентации статуса женщины-одиночки и употреблении союза "также", выражающего присоединение нового субъекта к упомянутому союзу лиц.

Отметим, что ряд федеральных судей <1> в своих решениях по поводу отказа органов ЗАГС в регистрации детей одиноких мужчин, рожденных с помощью технологии суррогатного материнства, подтвердили возможность заключения договора суррогатного материнства одиноким мужчиной, основывая свои выводы на принципе гендерного равенства в пользовании неотъемлемыми репродуктивными правами, что не вызывает сомнений и заслуживает всемерной поддержки со стороны государства, весьма неопределенно обозначившего свою позицию в данном вопросе, в том числе путем изменения закона с целью приведения его в соответствие с международными стандартами прав человека.

<1> См.: решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04.03.2011 по гражданскому делу N 2-1601/11 (судья Матусяк Т.П.); решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 04.08.2010 по гражданскому делу N 2-2745/10 (судья Мартыненко А.А.).

Другая позиция заключается в поддержке и признании абсолютного запрета на доступ одиноких мужчин к суррогатному материнству. Ортодоксальное феминистическое видение института суррогатного материнства <1> в большей степени подкрепляется несостоятельными или эмоциональными аргументами. Некоторые авторы считают, что такое дозволение приведет к использованию суррогатного материнства мужчиной, состоящим в фактических отношениях с фертильной женщиной, которая не желает рожать по различным причинам [2, с. 49]. Однако никакие потенциальные ситуации иллюзорного "злоупотребления" правом, так же как и гендерные стереотипы, согласно которым женщина в первую очередь занимается детьми, не могут оправдать дискриминацию мужчин в данной сфере.

<1> Например, Т.Е. Борисова утверждает, что "суррогатное материнство должно иметь одну лишь цель - преодоление бесплодия женщин", а "разрешать прибегать к программе суррогатного материнства лицам, не оформившим законным образом свой союз, - значит вступать в противоречие с основами семейного права" [2].

Действительно, в России складывается парадоксальная ситуация. Во-первых, при наличии объективной возможности стать отцом бесплодный мужчина обречен на одинокую старость, несмотря на то что в естественном процессе зачатия на равных принимают участие и мужчина, и женщина. Во-вторых, при отсутствии такого унизительного требования для женщины, для того чтобы реализовать себя как отца, бесплодный мужчина должен непременно найти партнера, согласного на применение суррогатного материнства в связи с бесплодием мужчины, что само по себе затруднительно. А между тем российское общество традиционно включает именно в мужскую гендерную роль понятие "продолжатель рода", поэтому бесплодный мужчина испытывает дополнительные психические и нравственные страдания и так же уязвим в этом аспекте, как и женщина. Следует согласиться и с Ю.А. Чистяковой, которая отмечает, что такие более привычные институты, как усыновление или приемная семья, допускают наличие у ребенка только одного родителя, а практика общественных отношений показывает, что с конца XX в. все большую распространенность получают альтернативные модели нуклеарной семьи, в том числе семьи с одним родителем, при этом дети в таких семьях отнюдь не подвергаются лишениям [9, с. 58 - 60]. Примечательна позиция министра здравоохранения Израиля, высказанная в связи с проектом либеральной реформы института суррогатного материнства в этом государстве: "Отсутствие матки у мужчины не означает, что он должен быть лишен возможности осуществить свою мечту стать отцом" <1>.

<1> URL: http://www.israelhayom.com/site/newsletter_article.php?id=13975 (дата обращения: 03.09.2015).

Строгостью репродуктивного законодательства закономерно порождается явление фертильного туризма: бесплодные российские мужчины отправляются в другие государства, где применение суррогатного материнства по отношению к ним разрешено. Как отмечает И.В. Афанасьева, "сейчас стала возможной и активно внедряется методика криоконсервации генетического материала у больных раком до начала специфического гонадотоксичного лечения для последующей отсроченной реализации репродуктивной функции" [1, с. 23], и доступ к суррогатному материнству для одинокого мужчины в данном случае более чем необходим. Несмотря на недостаточное освещение в СМИ, эта проблема обостряется тем фактом, что мужское бесплодие в современный период приобретает все большие масштабы <1>, что в сочетании с меньшим количеством мужчин в стране катастрофично для демографии. Стоит упомянуть, что при введении в соответствующее законодательство такого субъекта, как одинокий мужчина, необходимо будет создать отдельный перечень заболеваний, не включающий болезни, связанные с невозможностью вынашивания и рождения ребенка.

<1> У половины всех бездетных пар бесплодие связано с проблемами у мужчины. По одиноким бесплодным мужчинам статистика отсутствует [13].

Основным показанием для применения суррогатного материнства является бесплодие, под которым ВОЗ понимает заболевание репродуктивной системы, определяемое неспособностью к зачатию после как минимум 1 года половой жизни без предохранения от беременности [14]. Помимо разновидностей данного явления, законодатель включает в перечень показаний к суррогатному материнству неудачные попытки ЭКО, привычное невынашивание беременности, заболевания, включенные в перечень противопоказаний, который содержит такие состояния, как, например, расстройства настроения, тем не менее позволяющие одинокой фертильной женщине прибегнуть к суррогатному материнству. Между тем в других государствах условия, открывающие доступ к возможности применения суррогатного материнства, сформулированы более оптимально. В австралийском штате Виктория суррогатное материнство для лица возможно, если у врача сложилось мнение, что оно не может зачать, выносить или родить ребенка либо такие действия поставят в опасность жизнь и здоровье лица или будущего ребенка [10, ст. 40]. Законодатель Тасмании конкретизирует опасность для ребенка: "если ребенок вероятно унаследует генетическое заболевание или его здоровье существенным образом будет затронуто во время беременности или при рождении" [15, с. 10].

Несмотря на доводы значительной части юристов о "торговле детьми", суррогатное материнство представляет собой добровольный акт женщины, желающей помочь людям, которые мечтают о собственном ребенке, но не способны подарить ему жизнь по определенным причинам. На наш взгляд, в условиях высокого уровня смертности, старения населения и возрастающего количества чайлдфри в ближайшем будущем законодателю предстоит коренным образом реформировать правовое регулирование суррогатного материнства, отдав предпочтение естественным репродуктивным правам человека перед консервативными гендерными стереотипами, а также поощряя устремления различных категорий граждан в желании стать матерью или отцом. С этой позиции необходимо отказаться от восприятия суррогатного материнства исключительно как "помощи" людям по медицинским показаниям, расширив практику применения суррогатного материнства как частноправового соглашения и пополнив круг субъектов, имеющих доступ к суррогатному материнству, за счет:

<1> Данную точку зрения поддерживает и Е.С. Митрякова [3, с. 91].

Список литературы

  1. Афанасьева И.В., Пароконная К.Д. Правовые проблемы суррогатного материнства // Семейное и жилищное право. 2012. N 5.
  2. Борисова Т.Е. Суррогатное материнство в Российской Федерации: проблемы теории и практики // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006.
  4. Приказ Минздрава России от 30.08.2012 N 107Н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (ред. от 11.06.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Русанова Н.Е. Репродуктивные возможности демографического развития: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2010.
  7. Стеблева Е.В. Проблемы реализации прав участников отношений суррогатного материнства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
  8. Сухарева Е.Р. Суррогатное материнство: свобода усмотрения и соотношение отраслевых методов правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. N 2.
  9. Чистякова Ю.А. К вопросу о концепции правового регулирования репродуктивной деятельности // Законодательство и экономика. 2006. N 9.
  10. Assisted Reproductive Treatment Act 2008 (N 76 OF 2008). URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/vic/num_act/arta200876o2008406/ (дата обращения: 03.09.2015).
  11. Children's Act 2005 (Act N 38 of 2005). URL: http://www.justice.gov.za/legislation/acts/2005-038%20childrensact.pdf (дата обращения: 03.09.2015).
  12. Families (750 ILCS 47/) Gestational Surrogacy Act. URL: http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs3.asp?ActID=2613&ChapterID=59 (дата обращения: 03.09.2015).
  13. Guidelines on Male Infertility / European Association of Urology. 2012. URL: http://www.uro-web.org/gls/pdf/16_Male_Infertility_LRV2.pdf (дата обращения: 03.09.2015).
  14. International Committee for Monitoring Assisted Reproductive Technology (ICMART) and the World Health Organization (WHO) revised glossary of ART terminology, 2009. URL: http://www.who.int/reproductivehealth/publications/infertility/art_terminology2.pdf?ua=1 (дата обращения: 03.09.2015).
  15. Surrogacy Act 2012. URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/tas/num_act/sa201234o2012185 (дата обращения: 03.09.2015).

References

  1. Afanas'eva I.V., Parokonnaia K.D. Pravovye problemy surrogatnogo materinstva // Semeinoe i zhilishchnoe pravo. 2012. N 5.
  2. Borisova T.E. Surrogatnoe materinstvo v Rossiiskoi Federatsii: problemy teorii i praktiki // SPS "Konsul'tantPlius".
  3. Mitriakova E.S. Pravovoe regulirovanie surrogatnogo materinstva v Rossii: Dis. ... kand. iurid. nauk. Tiumen', 2006.
  4. Prikaz Minzdrava Rossii ot 30.08.2012 N 107N "O poriadke ispol'zovaniia vspomogatel'nykh reproduktivnykh tekhnologii, protivopokazaniiakh i ogranicheniiakh k ikh primeneniiu" (red. ot 11.06.2015) // SPS "Konsul'tantPlius".
  5. Federal'nyi zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossiiskoi Federatsii" (red. ot 13.07.2015) // SPS "Konsul'tantPlius".
  6. Rusanova N.E. Reproduktivnye vozmozhnosti demograficheskogo razvitiia: Avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2010.
  7. Stebleva E.V. Problemy realizatsii prav uchastnikov otnoshenii surrogatnogo materinstva: Avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk. M., 2012.
  8. Sukhareva E.R. Surrogatnoe materinstvo: svoboda usmotreniia i sootnoshenie otraslevykh metodov pravovogo regulirovaniia // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2013. N 2.
  9. Chistiakova Iu.A. K voprosu o kontseptsii pravovogo regulirovaniia reproduktivnoi deiatel'nosti // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2006. N 9.
  10. Assisted Reproductive Treatment Act 2008 (N 76 OF 2008). URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/vic/num_act/arta200876o2008406/ (data obrashcheniia: 03.09.2015).
  11. Children's Act 2005 (Act N 38 of 2005). URL: http://www.justice.gov.za/legislation/acts/2005-038%20childrensact.pdf (data obrashcheniia: 03.09.2015).
  12. Families (750 ILCS 47/) Gestational Surrogacy Act. URL: http://www.ilga.gov/legislation/ilcs/ilcs3.asp?ActID=2613&ChapterID=59 (data obrashcheniia: 03.09.2015).
  13. Guidelines on Male Infertility / European Association of Urology. 2012. URL: http://www.uro-web.org/gls/pdf/16_Male_Infertility_LRV2.pdf (data obrashcheniia: 03.09.2015).
  14. International Committee for Monitoring Assisted Reproductive Technology (ICMART) and the World Health Organization (WHO) revised glossary of ART terminology, 2009. URL: http://www.who.int/reproductivehealth/publications/infertility/art_terminology2.pdf?ua=1 (data obrashcheniia: 03.09.2015).
  15. Surrogacy Act 2012. URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/tas/num_act/sa201234o2012185 (data obrashcheniia: 03.09.2015).