Мудрый Юрист

Особенности избирательного права военнослужащих 1

<1> Рецензент - д.ю.н., профессор В.Б. Малинин.

Назарова И.С., заместитель начальника кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, к.ю.н.

Шеншин В.М., преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России, к.ю.н.

Рассматриваются особенности реализации избирательных прав военнослужащими, дается анализ норм российского законодательства, регулирующих активное избирательное право военнослужащих.

Ключевые слова: активное избирательное право, избирательная система, избирательные цензы.

Peculiarities of the electoral rights of servicemen

I.S. Nazarova, V.M. Shenshin

Nazarova Irina Sergeevna - deputy head of the Constitutional and Administrative Law Department of St-Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Interior of Russia, colonel of justice.

Shenshin Viktor Mikhailovich - the instructor of the Constitutional and Administrative Law Department of St-Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Interior of Russia, colonel of justice.

Peculiarities of the exercise of voting rights of military personnel, the analysis of the norms of the Russian legislation regulating the active electoral right of servicemen.

Key words: active suffrage, electoral system, voting qualifications.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. По смыслу ч. 2 ст. 6 Конституции РФ обладание российским гражданством является юридической предпосылкой для распространения на личность в полном объеме всех прав и свобод и несения равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ и федеральные законы устанавливают основные гарантии избирательных прав на выборах в органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые не могут быть изменены, ограничены актами субъектов РФ, но могут быть дополнены новыми гарантиями посредством принятия правовых актов.

Вопросы, связанные с обеспечением реализации избирательных прав граждан России, продолжают оставаться актуальными и в настоящее время в свете проведения очередного реформирования избирательной системы государства.

Право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия - одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Часть 2 ст. 32 Конституции РФ закрепляет три конкретных политических права:

  1. активное избирательное право, право избирать - свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме;
  2. пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
  3. право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Эти положения в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции РФ действуют в единстве с предписаниями, в частности, п. "b" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, а также со ст. 3 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей обязательства государств-участников "проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти". Названные принципы участия граждан в выборах являются универсальными, относятся ко всем разновидностям выборов.

Вместе с тем некоторые федеральные законы дублируют право граждан избирать и быть избранными, но уже в отношении конкретной группы общества. Так, военнослужащие, как и все граждане, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти <1>. Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

<1> Леншина Ю.С. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил России: проблемы реализации и пути совершенствования законодательства Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Военно-юридический журнал. 2008. N 3. С. 14 - 16.

При анализе норм конституционного законодательства мы приходим к выводу о необходимости выделения конституционно-правового статуса военнослужащих как особой категории граждан России.

Исследование конституционно-правового положения военнослужащих необходимо проводить с учетом структурного характера конституционного статуса человека и гражданина, поскольку все элементы, составляющие конституционно-правовой статус, имеют большое значение, как для человека, так и для государства.

Конституционно-правовой статус военнослужащего представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в российском обществе и имеет особенности, которые характерны для всех элементов, составляющих данный статус. Важнейшим элементом такого статуса являются права и свободы, которые представляют собой комплекс прав - личных, политических, социально-экономических, культурных. Однако Конституция РФ допускает возможность ограничения прав и свобод федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не следует рассматривать данные конституционные предписания как нормы, которые ущемляют конституционные права и свободы военнослужащих. Во-первых, анализируемые законодательные положения направлены на защиту интересов общества и государства. Во-вторых, ограничения конституционных прав и свобод компенсируются комплексом социальных гарантий, предоставленных государством военнослужащему.

Ограничения касаются сферы реализации различных категорий прав и свобод, в частности, политических прав. Военнослужащие, проходящие военную службы по призыву в воинских частях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в список избирателей, участников референдума, и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме <1>. Ряд авторов полагают, что данное ограничение ущемляет права военнослужащих, нарушает ст. 19 Конституции РФ, устанавливающую принцип равноправия <2>. Другие ученые называют данное законодательное ограничение "военным цензом" <3>. Рассматриваемое законодательное предписание обусловлено объективными обстоятельствами. Речь идет о не включении в списки избирателей только тех военнослужащих, которые до призыва или учебы не проживали на территории муниципального образования; кроме того, речь идет только и именно о муниципальных выборах. Ведь на выборах в органы местного самоуправления, согласно самой идее народного представительства на местном уровне, должны принимать участие те лица, которые знакомы с местными условиями, традициями, в курсе тех проблем, которые сложились в конкретном муниципальном образовании <4>.

<1> Воробьев Е.Г. Домицилий военнослужащих и их активное избирательное право (окончание) [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2014. N 12.
<2> Смуров Р.П. Права человека [Текст]: Учеб. пособие. М., 2009. С. 69.
<3> Танаев П.Р. Избирательное право [Текст]. М., 2008. С. 90.
<4> Назарова И.С. Теоретико-правовые аспекты концепции представительного характера законодательного власти современного государства [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 31.

Как считает Кудашкин А.В., военнослужащие в РФ не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве <1>. Однако в 2014 г. для военнослужащих, проходящих военную службу не по месту жительства, планировалось ввести ограничение на участие в региональных выборах. Соответствующий законопроект вносился на рассмотрение ГД ФС РФ <2>.

<1> Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования [Текст]. СПб., 2003.
<2> Справка о голосовании по вопросу: Результат голосования: отклонен (не набран кворум). Общее распределение голосов: За: 127 голосов, 28,2%; Против: 1 голос, 0,2%; Воздержалось: 0 голосов, 0%; Не голосовало: 322 голоса, 71,6%. Кворум: 226 депутатов.

Документом предусматривалось дополнение п. 5 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предписанием, согласно которому при выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении их числа военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории этого субъекта, если до призыва их место жительства находилось за его пределами.

Вместе с тем ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Как видим, никаких ограничений указанным Законом для военнослужащих не названо.

Напомним, в настоящее время упомянутой статьей установлено аналогичное правило, действующее применительно только к местным выборам и референдумам.

В тексте законопроекта отмечалось, что призывники в большинстве случаев никак не связаны с той территорией, где проходят службу, и, соответственно, не могут объективно оценивать кандидатов на ту или иную выборную должность. При этом практика проведения региональных выборов показывает, что явка таких военнослужащих на голосование почти всегда составляет 99,9%, в то время как другие избиратели достаточно пассивны в этом вопросе. В связи с этим участие призывников в региональных выборах по одномандатным округам может предопределить результаты голосования.

Некоторые депутаты при рассмотрении законопроекта высказывали различные точки зрения. Так, В. Соловьев отметил, что "на региональных выборах используют солдат, чтобы обеспечить победу своих кандидатов. Перебрасывают их из одного региона в другой якобы под видом учений. Хотя на самом деле ничего не бывает. Чтобы исключить манипуляции, это разумное предложение".

В свою очередь Д. Гудков указал, что "проблема, которую пытаются решить, существенна, так как военные по месту службы голосуют так, как им скажут. С другой стороны, нельзя же их отправлять голосовать домой - по месту проживания; сам процесс голосования надо организовать так, чтобы он был под контролем общественности, а "просто лишать кого-то права голоса - это недемократично".

Незаконность "в просто лишении права голоса" усмотрел и Д. Вяткин. Парламентарий также отметил, что военнослужащие находятся по месту своей службы и, соответственно, не могут поехать куда-либо, чтобы проголосовать. "Просто так их взять и выключить из избирательного процесса, с моей точки зрения, было бы нарушением права голосовать".

В экспертном сообществе отметили, что голосование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - это одна из форм искажения региональных выборов. Так, глава Межрегионального объединения избирателей А. Бузин сообщил, что этот механизм часто используется в регионах, где есть крупные воинские части. "Об этом уже давно говорилось. Более того, это умышленно оставленная дыра в законе - одна из административных избирательных технологий, у законодательной инициативы, несмотря на то что она исходит от оппозиционной фракции, есть шанс на реализацию, поскольку у властей поменялось отношение к выборам", - полагает эксперт <1>.

<1> [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firstnews.ru/articles/id627430-prizyvniki-lishatsya-golosa-v-regionakh/.

Обратимся к такой юридической категории, как "порог явки на выборах", поскольку определенная часть политиков, политологов, общественных деятелей полагают, что существенный процент явки на региональных и местных выборах составляют военнослужащие. В последнее время становится очевидной перспектива возвращения минимального порога на региональных выборах в России, в связи с тем, что такая мера необходима для повышения авторитета и легитимности власти, а также для повышения сознательности избирателей. Напомним, что минимальный порог явки был отменен в 2006 г., до тех пор выборы признавались состоявшимися, только если на участки приходили минимум 20% избирателей на региональных выборах, 25% - на думских и 50% - на президентских. В ряде случаев, чем выше активность, тем больше голосов получает оппозиция. В условиях когда небольшой процент избирателей участвует в выборах, авторитет и легитимность избранных органов снижается, поэтому законодатели предпринимают шаги к возвращению минимального порога явки. Если теоретически может получиться так, что орган власти может быть избран несколькими процентами избирателей, то авторитет у него будет соответствующий. Сейчас с учетом того, что органам власти приходится непосредственно контактировать с гражданами, осуществлять коммуникацию, наверное, было принято решение, давайте мы этот порог вернем, чтобы уж совсем скандальные ситуации не возникали, когда не просто меньшинство избирателей, а не значительное меньшинство избирателей решают исход выборов.

Минимальный порог явки более актуален для региональных избирательных кампаний, нежели для федеральных выборов, поскольку в последних итак принимает участие более половины избирателей. Если население политически апатично, электорально не дееспособно, т.е. не нашло в себе силы сформировать тот или иной представительский орган, то выборы можно считать несостоявшимися. Возвращение минимального порога явки инициируется для того, чтобы повысить сознательность граждан, а также, чтобы выборы воспринимались более честно.

Какие-либо ограничения активного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу, и другим мотивам, недопустимы, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами <1>.

<1> Комментарий к законодательству о статусе военнослужащих [Текст] / Под ред. А.В. Кудашкина, А.В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2005. С. 137 - 139.

По нашему мнению, никакой закон, ограничивающий избирательные права военнослужащих, не может иметь большую юридическую силу, чем конституционные нормы-принципы (всеобщее, равное, прямое, тайное голосование), в которых нет и намека на возможность лишения военнослужащих избирательных прав, а значит, и лишения права управлять государством.

Авторы считают положительной точку зрения Верховного Суда РФ, где Суд в одном из дел правильно мотивировал позицию относительно участия военнослужащих в выборах, сославшись на п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в соответствии с которым гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, а также других обстоятельств <1>. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта.

<1> Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2002 года. Дело N 58-Г02-8.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4, ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и разъяснениями о порядке участия военнослужащих в выборах в представительные органы государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, одобренными Постановлением Центризбиркома РФ от 16 февраля 1994 г. N 181, в выборах могут принимать участие военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных в границах соответствующих субъектов РФ. Никаких ограничений в отношении участия военнослужащих в выборах по месту прохождения военной службы по призыву нормы избирательного права не содержат.

Согласно ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане, призванные на военную службу по призыву, снимаются с регистрационного учета по месту жительства, и, следовательно, казарма как жилое помещение является местом жительства военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, на период прохождения им такой службы.

В свою очередь п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предписано, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина РФ в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях, место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования. То есть рассматриваемый пункт Постановления Верховного Суда РФ противоречит сказанному выше.

Исследовав конституционный принцип народовластия, отметим, что правом выбирать представителей в органы публичной власти должен обладать источник публичной власти, каковым является народ. Таким образом, на всей территории России источником публичной власти является народ.

О народе субъекта РФ как непосредственном источнике региональной власти в Конституции РФ не говорится. Однако исходя из принципа народовластия, закрепленного ст. 3 Конституции РФ, в ее взаимосвязи со ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей право граждан избирать органы государственной власти субъектов РФ, вытекает, что источником государственной власти субъекта является народ субъекта РФ.

В конституциях республик термин "народ республики" закреплен официально. В уставах большинства других субъектов РФ используется иная терминология: население, граждане. Однако в уставах ряда краев и областей для обозначения источника государственной власти субъекта РФ применяется термин "народ".

Такой подход, исходя из конституционного принципа народовластия, представляется вполне обоснованным и разделяется многими учеными <1>. Отсюда следует, что источником власти публично-территориального образования (государства, субъекта РФ, муниципального образования) является народ (население) этого публично-территориального образования.

<1> Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России [Текст]: В 3 томах. Т. 3. М., 2001. С. 349.

Однако не весь территориальный публичный коллектив наделен учредительной властью, а только та его часть, которая обладает активным избирательным правом и правом на участие в референдуме.

Поскольку согласно Конституции РФ все права, позволяющие осуществлять народовластие в России, принадлежат лишь ее гражданам, в рамках ст. 3 представляется более правильным понимать под народом совокупность граждан РФ.

Данная позиция подвергалась критике. Так, например, П.А. Астафичев выделяет недостатки подобной позиции <1>. Прежде всего не все граждане России в отличие от политической правоспособности обладают политической дееспособностью. В частности, он приводит следующие примеры. Применительно к муниципальным выборам и местным референдумам имеется ограничение в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Единство юридических ограничений пассивного избирательного права и права на участие в референдуме граждан России позволяет выделить отдельную категорию граждан, обладающих политической дееспособностью, которую с известной долей условности можно именовать избирательным корпусом. Кроме этого, по замечанию П.А. Астафичева, не все политически дееспособные граждане реально участвуют в политической жизни, а те из них, кто принимает участие в политически значимых действиях, не всегда позитивно высказываются в пользу того или иного властного решения, той или иной кандидатуры на выборах. Подобную критику высказывают и другие авторы. В частности, ряд авторов даже предлагают понимать термин "народ" в рамках института народовластия в узком смысле, отождествляя его с избирательным корпусом <2>.

<1> Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 4. С. 4.
<2> Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти [Текст] // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 138.

Каким же образом из состава публичного коллектива выделяется его юридически значимая часть, своеобразная коллегия выборщиков, которая обладает активным избирательным правом? Именно здесь и возникает проблема пределов и принципов ограничения избирательных прав граждан.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина России вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления (общая норма).

В этой же норме установлено, что законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (специальная норма).

Таким образом, основная часть избирательного корпуса территориального публичного коллектива состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным "ограничителем" активного избирательного права определен ценз места жительства.

Однако территориальный публичный коллектив субъекта РФ, муниципального образования состоит не только из числа лиц, которые имеют на данной территории регистрацию по месту жительства. Значительное количество граждан РФ, которые не имеют регистрации по месту жительства на территории субъекта РФ, муниципального образования, проживают там длительное время, работают, учатся, проходят военную службу, участвуют в общественной жизни и охране правопорядка, платят налоги в местные и региональные бюджеты. Авторы считают, что использование ценза места жительства приводит к чрезмерному ограничению избирательных прав военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, снимаются с регистрационного учета по месту прежнего жительства, но на регистрационный учет по месту дислокации воинской части не ставятся (пункты 23, 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713).

В связи с этим согласно общей норме военнослужащие по призыву как не имеющие регистрации по месту жительства не обладают активным избирательным правом. Согласно специальной норме активное избирательное право может быть предоставлено военнослужащим законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих... в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

Вместе с тем ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" содержит предписание, согласно которому правовые и социальные гарантии военнослужащим... предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Как следует из ч. 5 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих", вместе с тем ч. 2 ст. 4 указанного Закона устанавливает возможность изменения правового статуса военнослужащих путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Как было указано ранее, ч. 1 ст. 9 рассматриваемого Закона содержит положение о том, что военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Таким образом получается, что если в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" изменения не внесены, военнослужащие могут быть расценены как "ущемленные" в своих правах.

Итак, укажем на ряд особенностей реализации прав военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, которые обусловлены их "особым" статусом. Действующее законодательство устанавливает некоторые ограничения избирательных прав военнослужащих. Анализ нормативных актов приводит к выводу о существовании неопределенности в сфере регулирования механизма обеспечения избирательных прав. Существующие проблемы заслуживают более детального исследования в этой области и рассмотрения вопроса о возможности внесения изменений в правовые акты.

Библиографический список: Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России [Текст]: В 3 томах. Т. 3. М., 2001. С. 349.
  2. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования [Текст]. СПб., 2003.
  3. Комментарий к законодательству о статусе военнослужащих [Текст] / Под ред. А.В. Кудашкина, А.В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2005. С. 137 - 139.
  4. Смуров Р.П. Права человека [Текст]: Учеб. пособие. М., 2009. С. 69.
  5. Танаев П.Р. Избирательное право [Текст]. М., 2008. С. 90.

Статьи из журналов

  1. Астафичев П.А. Народный суверенитет: понятие, содержание, конституционные формы выражения [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2004. N 4. С. 4.
  2. Воробьев Е.Г. Домицилий военнослужащих и их активное избирательное право (окончание) [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2014. N 12.
  3. Дубовицкий В.Н. Понятие и система органов исполнительной власти [Текст] // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 138.
  4. Леншина Ю.С. Активное и пассивное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил России: проблемы реализации и пути совершенствования законодательства Российской Федерации на современном этапе [Текст] // Военно-юридический журнал. 2008. N 3. С. 14 - 16.
  5. Назарова И.С. Теоретико-правовые аспекты концепции представительного характера законодательного власти современного государства [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 4. С. 31.

Электронные ресурсы

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.firstnews.ru/articles/id627430-prizyvniki-lishatsya-golosa-v-regionakh/.

Bibliograficheskij spisok: Monografii, uchebniki, uchebnye posobija

  1. Bezuglov A.A., Soldatov S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii [Tekst]: V 3 tomah. T. 3. M., 2001. S. 349.
  2. Kudashkin A.V. Voennaja sluzhba v Rossijskoj Federacii: teorija i praktika pravovogo regulirovanija [Tekst]. SPb., 2003.
  3. Kommentarij k zakonodatel'stvu o statuse voennosluzhashhih [Tekst] / Pod red. A.V. Kudashkina, A.V. Fateeva. M.: Za prava voennosluzhashhih, 2005. S. 137 - 139.
  4. Smurov R.P. Prava cheloveka [Tekst]: Ucheb. posobie. M., 2009. S. 69.
  5. Tanaev P.R. Izbiratel'noe pravo [Tekst]. M., 2008. S. 90.

Stat'i iz zhurnalov

  1. Astafichev P.A. Narodnyj suverenitet: ponjatie, soderzhanie, konstitucionnye formy vyrazhenija [Tekst] // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2004. N 4. S. 4.
  2. Vorob'ev E.G. Domicilij voennosluzhashhih i ih aktivnoe izbiratel'noe pravo (okonchanie) [Tekst] // Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie. 2014. N 12.
  3. Dubovickij V.N. Ponjatie i sistema organov ispolnitel'noj vlasti [Tekst] // Zhurnal rossijskogo prava. 2004. N 2. S. 138.
  4. Lenshina Ju.S. Aktivnoe i passivnoe izbiratel'noe pravo voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Rossii: problemy realizacii i puti sovershenstvovanija zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii na sovremennom jetape [Tekst] // Voenno-juridicheskij zhurnal. 2008. N 3. S. 14 - 16.
  5. Nazarova I.S. Teoretiko-pravovye aspekty koncepcii predstavitel'nogo haraktera zakonodatel'nogo vlasti sovremennogo gosudarstva [Tekst] // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2014. N 4. S. 31.

Jelektronnye resursy

  1. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.firstnews.ru/articles/id627430-prizyvniki-lishatsya-golosa-v-regionakh/.