Мудрый Юрист

О совершенствовании законодательства республики Таджикистан, регулирующего порядок удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих вооруженных сил в условиях военного конфликта 1

<1> Рецензент - В.М. Корякин, доктор юридических наук, доцент.

Додоматов С.И., капитан юстиции, адъюнкт Военного университета.

В статье рассматриваются пробелы и противоречия в законодательстве Республики Таджикистан, которое предусматривает специальный порядок удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих командирами воинских частей. Предложены возможные пути решения указанных проблем.

Ключевые слова: военный конфликт, доверенность, завещание, законодательство.

On improvement of legislation of the Republic of Tajikistan, regulating the procedure for certification of powers of attorney and wills of servicemen of the Armed Forces in a military conflict

S.I. Dodomatov

Dodomatov S.I., captain of justice, adjunct of the Military University.

The article discusses the gaps and contradictions in the legislation of the Republic of Tajikistan, which provides for a special procedure for certification of powers of attorney and wills military commanders of military units. Proposed approximate solutions to these problems.

Key words: armed conflict, power of attorney, will, legislation.

Современная военно-правовая наука предлагает различные направления совершенствования законодательства, регулирующего правовой статус военнослужащих, в том числе его гражданско-правовую составляющую. Большинство предложений по совершенствованию законодательства в области реализации гражданских прав военнослужащих и их защиты направлены на урегулирование данной области гражданско-правовых отношений с учетом мирного времени. Изменения законодательства и судебная практика периода Великой Отечественной войны, а также историческое развитие государств - участников Содружества Независимых Государств на постсоветском пространстве доказывают необходимость комплексного совершенствования гражданского и военного законодательства в целях создания надежного механизма реализации и защиты прав военнослужащих в тех сферах общественных отношений, в которых у них в условиях военного конфликта наиболее остро будут проявляться затруднения при реализации и защите своих прав.

Изучение действующего законодательства Республики Таджикистан позволило прийти к выводу о существующей проблеме в сфере правовых основ обеспечения прав военнослужащих Вооруженных Сил при совершении нотариальных действий в условиях военного конфликта.

В период Великой Отечественной войны в целях упрощения порядка составления доверенностей и завещаний военнослужащими была принята Инструкция Народного Комиссариата обороны СССР и Народного Комиссариата юстиции СССР, объявленная Приказом НКО СССР от 24 июня 1943 г. N 247. Согласно данной Инструкции удостоверение доверенностей и завещаний производилось по устному заявлению военнослужащих командованием той войсковой части, в которой состоит заявитель, или начальником госпиталя, в котором заявитель находится на излечении. Также в Инструкции было предусмотрено, что завещательные распоряжения военнослужащих заверялись начальником финансового органа войсковой части <2>. Тем самым был расширен перечень лиц, имеющих наряду с государственными нотариусами право удостоверения доверенностей и завещаний.

<2> См., напр.: о применении Постановления СНК СССР от 15 сентября 1942 г. N 1536 "О порядке удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих в военное время". [Электронный ресурс]. URL: http://www.oboznik.ru/?p=26628 (дата обращения: 07.01.2015).

По мнению автора, назрела необходимость совершенствования современного законодательства Республики Таджикистан, регулирующего право военнослужащих на совершение нотариальных действий в условиях военного конфликта. Особенности совершения нотариальных действий военнослужащими Вооруженных Сил Республики Таджикистан с учетом их правового статуса, а также специфики прохождения военной службы в условиях военного конфликта следует отразить в действующем гражданском и военном законодательстве, а также в законодательстве о нотариате.

Законодательство Республики Таджикистан, устанавливая нормы, регулирующие гражданско-правовое положение военнослужащих, не учитывает особенностей военной службы и статуса военнослужащих как участников гражданских правоотношений, находящихся в определенных условиях (военное положение, военный конфликт и др.). Помимо нотариусов, в силу прямого разрешения закона завещания удостоверяют должностные лица исполнительных органов власти, а также консульских учреждений, служащие банка. Кроме того, определенные лица уполномочены удостоверять доверенности и завещания, приравниваемые к нотариальным. Гражданский кодекс Республики Таджикистан <3> предусматривает особенность удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих. В соответствии с ч. 3 ст. 210 и п. "г" ст. 1159 ГК к нотариально удостоверенным приравниваются доверенности и завещания военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей.

<3> См., напр.: Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть 3) от 1 марта 2005 г. N 84 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2005. N 3. Ст. 123.

Особенность удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих заключается в том, что само по себе правовое отношение между гражданином (независимо от того, является ли он военнослужащим или нет) и нотариусом, обладающим полномочиями по удостоверению доверенностей, является гражданско-правовым: оно осуществляется между равноправными субъектами. В то же время удостоверение доверенности и завещания у командира воинской части (начальника органа военного управления) как нотариальное действие совершается в рамках военно-служебного отношения, основанного на отношениях власти - подчинения, так как обращающийся за совершением нотариального действия военнослужащий либо прямо, либо непосредственно подчинен удостоверяющему доверенность командиру (начальнику) воинской части или иному должностному лицу <4>.

<4> См., напр.: Конохов М.В. Гражданские права и обязанности военнослужащих в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 117.

Необходимо учитывать, что во время боевых действий командир воинской части может погибнуть либо, получив ранение, быть госпитализирован. При таких обстоятельствах применение ст. 210 и ст. 1159 ГК Республики Таджикистан, предоставляющей право удостоверения доверенностей и завещаний военнослужащих только командиру воинской части, может быть затруднено. По мнению автора, данные нормы более применимы в мирное время, нежели в условиях военного конфликта.

ГК Республики Таджикистан предоставляет более широкую возможность военнослужащим, находящимся на излечении в госпиталях или военно-лечебных учреждениях, реализовать свое право оформления доверенности или завещания, так как законом предусмотрены четыре должностных лица, которые вправе совершать данные нотариальные действия. Такими лицами являются начальник госпиталя (санатория), его заместитель по медицинской части, старший или дежурный врач. В то время как для военнослужащих, находящихся непосредственно по месту дислокации подразделения, круг лиц, управомоченных на совершение указанных действий, ограничен одним должностным лицом - командиром воинской части. В связи с этим автор предлагает внести в соответствующие статьи ГК Республики Таджикистан дополнения в части расширения круга должностных лиц, уполномоченных на совершение указанных нотариальных действий в условиях военного конфликта:

  1. пункт "б" ч. 2 ст. 210 ГК Республики Таджикистан дополнить текстом следующего содержания: "В условиях военного конфликта доверенности военнослужащих, удостоверенные начальником штаба воинской части, непосредственным начальником военнослужащих, а в части распоряжения денежными средствами - начальником финансового органа воинской части";
  2. пункт "г" ч. 1 ст. 1159 ГК Республики Таджикистан дополнить текстом следующего содержания: "В условиях военного конфликта завещания военнослужащих, удостоверенные начальником штаба воинской части, непосредственным начальником военнослужащих, а в части распоряжения денежными средствами - начальником финансового органа воинской части".

Кроме того, изучение действующего законодательства Республики Таджикистан выявило следующее противоречие в данной сфере общественных отношений. Так, в ст. 35 Закона Республики Таджикистан от 16 апреля 2012 г. N 810 "О государственном нотариате" к нотариально удостоверенным документам приравниваются доверенности и завещания военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) воинских частей, военно-учебных заведений и других военных структур, по месту дислокации которых отсутствуют государственная нотариальная контора и уполномоченные лица, совершающие нотариальные действия <5>. В соответствии с данной нормой Закона, для того чтобы доверенность или завещание военнослужащего, удостоверенные командиром воинской части, были приравнены к нотариально удостоверенным, обязательным условием должно быть отсутствие в пункте дислокации воинской части нотариальных контор. А исходя из "буквы" норм ст. 210 и ст. 1159 ГК следует, что военнослужащий может обратиться к командиру воинской части за удостоверением доверенности либо завещания вне зависимости от того, имеются ли по месту дислокации данной части нотариальные конторы или нет. Налицо противоречие норм Закона Республики Таджикистан "О государственном нотариате" с нормами ГК Республики. Из этого следует, что при реализации военнослужащими своих прав на совершение нотариальных действий могут возникнуть трудности при признании доверенностей и завещаний военнослужащих нотариально удостоверенными <6>. У соответствующих командиров (начальников) появляется возможность действовать по своему усмотрению, т.е. одним военнослужащим командир может на законных основаниях отказать в удостоверении доверенности или завещания, а другим - удовлетворить их просьбу. Такие ситуации в научных публикациях именуются коррупциогенными <7>.

<5> См. напр.: Закон Республики Таджикистан от 16 апреля 2012 г. N 810 "О государственном нотариате" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2012. N 4. Ст. 260.
<6> См. напр.: Додоматов С.И. Некоторые вопросы наследственных правоотношений с участием военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан в условиях военного конфликта // Электронное научное издание "Военное право". 2015. N 1. Режим доступа: http://www.voennoepravo.ru.
<7> См. напр.: Корякин В.М. Федеральный закон "О статусе военнослужащих": тест на коррупционность // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 9; Корякин В.М. Усмотрение в деятельности командира // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.

В целях устранения данного противоречия предлагается п. 1 ч. 1 ст. 35 Закона Республики Таджикистан "О государственном нотариате" изложить в следующей редакции: "Доверенности и завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности и завещания рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих частей, соединений, учреждений или заведений. В условиях военного конфликта предоставить право удостоверения доверенности и завещания военнослужащих заместителю командира (начальника) части (соединения, учреждения или заведения), начальнику штаба или непосредственному начальнику военнослужащего, а в части распоряжения денежными средствами - начальнику финансового органа воинской части".

Кроме того, в целях предупреждения нарушения прав военнослужащих, находящихся на излечении, при оформлении доверенностей и завещаний и признании их нотариально удостоверенными дополнить ч. 1 ст. 35 указанного Закона пунктом "д" следующего содержания: "Доверенности и завещания военнослужащих, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом".

В целях приведения нормативных правовых актов Министерства обороны Республики Таджикистан в соответствие с указанными Законами предлагается подп. "б" п. 122 раздела 1.9 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, утвержденной Приказом Министра обороны Республики Таджикистан от 18 октября 2007 г. N 340, дополнить текстом следующего содержания: "В условиях военного конфликта предоставить право удостоверения доверенности военнослужащих заместителю командира (начальника) части (соединения, учреждения или заведения), начальнику штаба или непосредственному начальнику военнослужащего, а в части распоряжения денежными средствами начальнику финансового органа воинской части".

С учетом внесенных изменений и дополнений в ГК Республики Таджикистан и Закон Республики Таджикистан "О государственном нотариате" автор полагает необходимым дополнить раздел 1 Инструкции о делопроизводстве в Вооруженных Силах пунктом, регламентирующим порядок оформления завещания военнослужащих.

Альтернативно данным предложениям автор предлагает разработать отдельный нормативный правовой акт (инструкцию, положение), регламентирующий упрощенный порядок выдачи доверенностей и удостоверений завещания военнослужащим, а также членам их семей в период военного конфликта.

По мнению А.Г. Цымбаренко, наличие четкой системы законодательных актов, определяющих порядок совершения нотариальных действий с участием военнослужащих, является необходимым, но еще недостаточным условием обеспечения прав военнослужащих при совершении нотариальных действий. Помимо этого, следует добиться строгого и четкого исполнения законов всеми лицами, участвующими в их непосредственном применении. Особое значение в связи с этим приобретает профессиональная подготовка лиц, на которых действующим законодательством возложена обязанность совершать нотариальные действия: нотариусы, консулы и другие работники консульских учреждений, уполномоченные надлежащим образом должностные лица органов исполнительной власти, командиры (начальники) воинских частей, военно-учебных и военно-лечебных учреждений <8>.

<8> Цымбаренко А.Г. Организационно-правовые основы обеспечения прав военнослужащих при совершении нотариальных действий: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

Таким образом, обеспечение прав военнослужащих при совершении нотариальных действий непосредственно относится к гарантиям реализации их правового статуса и является конституционной обязанностью нотариальных органов и иных должностных лиц, в том числе воинских, имеющих право на их совершение. Считается необходимым учитывать предлагаемый автором механизм устранения названных пробелов и противоречий при совершенствовании правового регулирования названной сферы общественных отношений в Республике Таджикистан.

Библиографический список

  1. Додоматов С.И. Некоторые вопросы наследственных правоотношений с участием военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан в условиях военного конфликта [Электронный ресурс] // Электронное научное издание "Военное право". 2015. N 1. Режим доступа: http://www.voennoepravo.ru.
  2. Конохов М.В. Гражданские права и обязанности военнослужащих в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) [Текст]: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 243 с.
  3. Корякин В.М. Федеральный закон "О статусе военнослужащих": тест на коррупционность [Текст] // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 9.
  4. Корякин В.М. Усмотрение в деятельности командира [Текст] // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.
  5. Цымбаренко А.Г. Организационно-правовые основы обеспечения прав военнослужащих при совершении нотариальных действий [Текст]: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 24 с.

Bibliograficheskij spisok

  1. Dodomatov S.I. Nekotorye voprosy nasledstvennyh pravootnoshenij s uchastiem voennosluzhashhih Vooruzhennyh Sil Respubliki Tadzhikistan v uslovijah voennogo konflikta [Jelektronnyj resurs] // Jelektronnoe nauchnoe izdanie "Voennoe pravo". 2015. N 1. Rezhim dostupa: http://www.voennoepravo.ru.
  2. Konohov M.V. Grazhdanskie prava i objazannosti voennosluzhashhih v period Velikoj Otechestvennoj vojny (1941 - 1945 gg.) [Tekst]: Dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2012. 243 s.
  3. Korjakin V.M. Federal'nyj zakon "O statuse voennosluzhashhih": test na korrupcionnost' [Tekst] // Pravo v Vooruzhennyh Silah. 2006. N 9.
  4. Korjakin V.M. Usmotrenie v dejatel'nosti komandira [Tekst] // Pravo v Vooruzhennyh Silah. 2007. N 2.
  5. Cymbarenko A.G. Organizacionno-pravovye osnovy obespechenija prav voennosluzhashhih pri sovershenii notarial'nyh dejstvij [Tekst]: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2000. 24 s.