Правовые и организационные основы предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства органами внутренних дел
Краснова Кристина Александровна, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел РФ, кандидат юридических наук, доцент.
В статье анализируются правоприменительный опыт, законодательство и доктрина России по вопросу обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Проводится разграничение полномочий подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России как органов, реализующих наибольшее количество мер безопасности в отношении широкого круга защищаемых лиц. Статья затрагивает специфику предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства и цели криминологических исследований для решения задач предупреждения преступлений рассматриваемого вида.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, государственная защита, меры безопасности, участники уголовного судопроизводства.
Legal and organizational principles of preventing crimes against participants of criminal legal proceedings by law enforcement bodies
K.A. Krasnova
Krasnova Kristina A., Leading Research Scientist of Federal State Government Institution "All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation", Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor.
In article law-enforcement experience, the legislation and the doctrine of Russia concerning safety of participants of criminal legal proceedings are analyzed. Differentiation of powers of divisions of the state protection of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of Russia as the bodies realizing the greatest number of security measures concerning a wide range of the protected persons is carried out. Article mentions specifics of the prevention of crimes against participants of criminal legal proceedings and the purpose of criminological researches for the solution of tasks of the prevention of the considered type of crimes.
Key words: the prevention of crimes, the state protection, security measures, participants of criminal legal proceedings.
Последние два десятилетия ознаменовались небывалым всплеском криминальной насильственной активности в отношении участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Ежедневно средства массовой информации публикуют факты насилия и угроз в адрес потерпевших, свидетелей, соучастников преступлений, а также лиц, проводящих предварительное расследование и судебное разбирательство уголовных дел. В условиях возрастания страха перед преступностью и либерализации уголовно-правовых мер борьбы с ней государственная защита превратилась в универсальный и мощный фактор деструктивного воздействия на сформировавшуюся криминальную культуру.
В нашей стране долгое время личность в уголовном судопроизводстве не подлежала правовой охране, особенно в отсутствие статуса должностного лица органа государственной власти. Хотя характер и масштабы посягательств на участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов варьируются, в настоящее время государство признает, что любой акт насилия и угроз в их адрес не только не является больше исключительно делом пострадавшего от преступных деяний лица, но также представляет собой приоритет правовой охраны.
Многие государства мира также осознали необходимость внедрения в правоприменительную практику адекватных мер по защите участников уголовного судопроизводства <1>. Российская Федерация пошла в направлении обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, еще дальше, не только значительно расширив круг защищаемых лиц, но и обязав уполномоченные органы государственной власти осуществлять финансирование мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц за счет средств федерального бюджета и иных финансовых источников, предусмотренных действующим законодательством.
<1> См., например: Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии, России и Украины // Российская юстиция. 2010. N 11. С. 30 - 34; Зайцев О.А. Механизмы обеспечения безопасности свидетелей в Соединенных Штатах Америки // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 2. С. 21 - 23.Эффективность государственной защиты зависит, прежде всего, от доктринальной разработанности рассматриваемой сферы общественных отношений, целостности и непротиворечивости законодательного обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, точного определения стратегических и тактических направлений и оптимальных механизмов деятельности уполномоченных государственных органов. Среди последних центральное место занимают органы внутренних дел. Именно на подразделения государственной защиты территориальных органов МВД России приходится реализация мер безопасности наибольшего числа лиц, подлежащих государственной защите. В этой связи предупреждение преступлений против широкого круга лиц, подлежащих государственной защите, следует рассматривать в числе приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Правовую основу их деятельности составляют два Федеральных закона: "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" <2> и "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" <3>.
<2> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.<3> Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г.) "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
Как отмечается в литературе, система преступлений против участников уголовного судопроизводства имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке рекомендаций по их предупреждению <4>.
<4> См.: Яшин А.В. Криминологические особенности системы преступлений против участников уголовного судопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. 2010. N 2. С. 237.Проведенное исследование позволяет определить специфику предупреждения преступлений, совершаемых в отношении участников уголовного судопроизводства, заключающуюся в следующем:
- Разработанные к настоящему времени концепции и подходы отечественных авторов позволяют говорить о том, что на современном этапе развития науки происходит процесс формирования нового направления теории предупреждения преступлений - предупреждение преступлений против участников уголовного судопроизводства. При этом очевидно прослеживается тенденция к формированию концепции их государственной защиты с акцентированием внимания на разработку и реализацию не только правовых, но и организационно-тактических аспектов ее осуществления. В частности, использование предусмотренных действующим законодательством мер безопасности позволяет обеспечить безопасность защищаемых лиц в полном объеме и адекватно поступающим в их адрес угрозам, а в этом и состоит предназначение государственной защиты.
- Государственная защита является наиболее оптимальным и продуктивным организационным институтом в силу сочетания при ее осуществлении процессуальных и непроцессуальных форм взаимодействия, а также использования мер и средств оперативно-розыскной деятельности. Государственная защита отвечает следующим признакам:
а) организованность - применение предусмотренных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты лиц, подлежащих государственной защите, организуется (осуществляется) уполномоченным органом государственной власти;
б) обусловленность процессуальным статусом защищаемого лица либо его должностным положением - государственная защита реализуется не просто при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемых лиц, но непременно в связи с их служебной деятельностью или участием в уголовном судопроизводстве непосредственно или опосредованно;
в) договорный характер - осуществление мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства и их близких возможно только с согласия защищаемого лица, на основании заключаемого с ними письменного договора об условиях применения мер безопасности, взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон;
г) временный характер - в законодательстве предусмотрены основания отмены мер безопасности;
д) участие представителей различных ведомств, как участников Государственной программы <5>, так и иных служб и организаций;
е) приоритет оперативно-розыскного обеспечения - подразумевает проведение подразделениями государственной защиты территориальных органов МВД России оперативно-розыскной деятельности в полном объеме для получения информации, необходимой и достаточной для избрания и применения мер безопасности, их изменения, дополнения и определения тактики их осуществления, а также подготовки ходатайств об их отмене в случае отсутствия реальных угроз для жизни, здоровья и имущества лиц, подлежащих государственной защите;
ж) конфиденциальность - государственная защита осуществляется с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемых лицах либо такие данные могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну <6>;
з) предупредительная направленность - применяемые меры безопасности направлены на выявление, пресечение и предупреждение преступлений в отношении защищаемых лиц, мотивом совершения которых является их процессуальный статус либо должностное положение, а также установление и нейтрализацию угрозоносителей.
<5> Постановление Правительства РФ от 13 июля 2013 г. N 586 (ред. от 5 сентября 2014 г.) "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы" // СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3965.<6> Пункт 4 ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 21 декабря 2013 г.) "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. С. 8220 - 8235.
- Диагностирование избранной проблемы показывает, что появились новые компоненты, без анализа которых невозможна разработка и реализация предупредительных мер, адекватных современной ситуации в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Наиболее значимыми и актуальными факторами, подлежащими изучению при криминологическом анализе и оценке состояния преступности против участников уголовного судопроизводства, являются следующие: организованная преступность, коррупция, новые формы и методы противодействия осуществлению правосудия. Кроме того, определяющими факторами (во многом усиливающими предупредительную направленность государственной защиты) становятся качественный кадровый состав подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России, его стабильность, профессионализм, мотивация, формы и методы деятельности и их соответствие потребностям правоприменительной практики. Учет перечисленных факторов не только образует основу для разработки практических рекомендаций по организации предупредительной деятельности подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России, но и создает необходимые предпосылки для своевременного избрания ими обоснованных и эффективных мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
- Основное назначение криминологического анализа и оценки состояния преступности против участников уголовного судопроизводства выражается в:
- аналитическом обеспечении решения конкретных задач предупреждения преступлений, совершаемых в отношении защищаемых лиц, путем проведения подразделениями государственной защиты территориальных органов МВД России специальных профилактических мероприятий;
- определении важнейших проблем оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России;
- актуализации задач названных подразделений на приоритетных направлениях их оперативно-служебной деятельности (выявление, пресечение и предупреждение действий, представляющих опасность для лиц, участвующих в уголовном деле; установление угрозоносителей; обеспечение безопасности защищаемых лиц в ходе проведения следственных и судебных действий) с позиций не только общесистемных интересов органов внутренних дел, но и предупреждения преступлений рассматриваемого вида в стране и отдельных регионах;
- разработке федеральной государственной программы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" на последующие периоды и рекомендаций по принятию оптимальных управленческих решений руководителями подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России.
Сформулированные нами особенности предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства могут быть учтены в процессе дальнейшего совершенствования правового и организационного обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России.
К насущным задачам совершенствования правового регулирования предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства органами внутренних дел следует отнести:
- систематизацию правовых норм, регулирующих информационно-аналитическую работу в управленческой деятельности органов внутренних дел, с одновременным вычленением четко сформулированных задач, обязанностей и прав (с указанием мер ответственности) применительно к компетенции подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России;
- модернизацию правового регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в сфере государственной защиты как на федеральном, так и на ведомственном уровнях, с учетом специфики их оперативно-служебной деятельности, состоящей в осуществлении оперативно-розыскной деятельности в полном объеме и решении узкоспецифических задач государственной защиты;
- разработку правовых основ формирования и деятельности в подразделениях государственной защиты территориальных органов МВД России специальных служб психологического сопровождения защищаемых лиц в целях реализации последних законодательных изменений, расширяющих компетенцию подразделений за счет новой функции "психологическое сопровождение защищаемого лица" <7>;
- закрепление в законодательстве и ведомственных актах МВД России целей, задач, содержания и типового алгоритма анализа, оценки и прогноза развития криминологической обстановки в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства;
- разграничение правового регулирования задач, связанных со сбором, хранением, систематизацией, обобщением, поиском, анализом, передачей и использованием криминологически значимой информации на разных уровнях управленческой структуры подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России.
Приоритетными направлениями оптимизации организационных основ предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства органами внутренних дел на сегодняшний день являются:
- разработка и внедрение методик анализа оценки и прогноза развития криминологической обстановки в сфере обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, которые соответствовали бы современным требованиям оперативно-служебной деятельности подразделений государственной защиты территориальных органов МВД России, в том числе с использованием компьютерных технологий;
- создание единого информационного пространства (с учетом требований о соблюдении конфиденциальности и защиты государственной тайны, упомянутых выше) и улучшение имеющихся форм статистического учета;
- формирование оптимальных и эффективных механизмов обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, и взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, государственными учреждениями и общественными организациями по данному вопросу.
Литература
- Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии, России и Украины // Российская юстиция. 2010. N 11. С. 30 - 34.
- Зайцев О.А. Механизмы обеспечения безопасности свидетелей в Соединенных Штатах Америки // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. N 2. С. 21 - 23.
- Яшин А.В. Криминологические особенности системы преступлений против участников уголовного судопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. 2010. N 2. С. 237.