Мудрый Юрист

К вопросу совершенствования правовой регламентации направления и исполнения запросов о правовой помощи по уголовным делам

Жамкова Ольга Евгеньевна, преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Юрцева Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России.

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы, возникающие при направлении и исполнении запросов о правовой помощи по уголовным делам, а именно: недостаточно четкая регламентация в законе сроков исполнения международных поручений, структуры запроса о правовой помощи, причин, препятствующих исполнению запроса.

Ключевые слова: безопасность, запрос, правовая помощь, международное поручение, международное сотрудничество.

Revisiting perfection of the legal regulation of submitting and execution of requests for legal assistance in criminal cases

O.E. Zhamkova, I.A. Yurtseva

Zhamkova Olga E., Lecturer of the Criminal Trial Department at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Juridical Sciences.

Yurtseva Irina A., Senior Lecturer of the Criminal Trial Department at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

This article discusses some problematic issues arising in the direction and execution of requests for legal assistance in criminal matters, namely: lack of clear regulation in the law of deadlines for international orders, patterns of request for legal assistance, the factors that hinder the execution of the query.

Key words: security, query, legal assistance, international order, international cooperation.

В последние годы особую актуальность приобретают вопросы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами зарубежных государств.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации содержит специальный раздел, регламентирующий международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В нем нашли отражение основные положения, определяющие порядок взаимодействия с соответствующими компетентными органами иностранных государств; закреплена юридическая сила доказательств, полученных на территории зарубежных государств; указаны основные виды правовой помощи и установлен порядок сношений правоохранительных органов России с зарубежными партнерами.

Одной из форм международного сотрудничества органов предварительного расследования в сфере уголовного судопроизводства является направление и исполнение запросов о правовой помощи по уголовным делам. В деятельности следователя и дознавателя необходимость в запросах о правовой помощи возникает, как правило, в случае, когда по уголовному делу необходимо выполнить отдельные процессуальные и иные действия, например провести осмотр, обыск, выемку, судебную экспертизу, допрос, осуществить уголовное преследование (ст. 453, 458 УПК РФ) на территории другого государства.

При взаимодействии органов расследования Российской Федерации с аналогичными органами иностранных государств правовая основа может быть различна: международные межгосударственные договоры; межправительственные соглашения; межведомственные договоры (соглашения); национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи; неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и т.д.). Так, например, правовой основой взаимодействия России с государствами - членами Содружества Независимых Государств является Минская конвенция и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные между участниками этой Конвенции. Страны Совета Европы строят взаимодействие в соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам. С отдельными странами Россия заключает двусторонние договоры о правовой помощи (например, Договор между РФ и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.).

Однако оказание правовой помощи возможно не только при наличии соглашения между странами. Правила международной вежливости и взаимности позволяют странам обращаться друг к другу с запросами о правовой помощи и при отсутствии таковых. В уголовно-процессуальном законе Российской Федерации (ч. 2 ст. 453 УПК) говорится о том, что принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

По нашему мнению, отдельные нормы гл. 53 УПК РФ требуют дальнейшего совершенствования в вопросах, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Рассмотрим некоторые нормы указанной главы на предмет их несовершенства.

  1. В наименовании гл. 53 УПК РФ перечислены участники уголовного судопроизводства Российской Федерации, которые вправе осуществлять взаимодействие с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. В их число входят: суды, прокуроры, следователи и органы дознания. Однако ст. 453 УПК РФ, регламентирующая направление запросов о правовой помощи, среди субъектов указывает дознавателя, а не орган дознания. "Дознаватель" и "орган дознания" являются самостоятельными субъектами уголовного судопроизводства (ст. 40, 41 УПК РФ). Представляется, что высказанное положение не нуждается в дополнительной аргументации. В связи с этим полагаем, что неупоминание органа дознания в тексте ст. 453 УПК РФ при перечислении субъектов взаимодействия является упущением законодателя. В этой связи считаем необходимым расширить перечень субъектов в наименовании гл. 53 УПК РФ и ст. 453 УПК РФ, указав всех субъектов производства дознания: дознаватель, орган дознания.
  2. УПК РФ, предусмотрев право направления запроса о правовой помощи, не урегулировал вопрос о сроке исполнения данного поручения. Уголовно-процессуальный срок играет важную роль при расследовании преступлений, поскольку соблюдение установленных законодателем сроков в процессе уголовного судопроизводства является важной гарантией реализации прав и законных интересов граждан.

В части международно-правового сотрудничества несовершенство правовой регламентации сроков исполнения запросов о правовой помощи (международных следственных поручений) отрицательно сказывается на соблюдении сроков предварительного расследования. В процессе осуществления международно-правовой помощи, в частности при ожидании ответа на запрос о правовой помощи, процессуальные сроки расследования приходится неоднократно продлевать, что ведет к затягиванию расследования и существенно затрагивает права участвующих в уголовном судопроизводстве лиц (особенно потерпевших).

В некоторых международных правовых актах, регулирующих взаимодействие разных стран при расследовании преступлений, есть положения, направленные на своевременность и срочность исполнения поручений. Например, ст. 4 Европейской конвенции устанавливает, что по специальной просьбе запрашивающей стороны запрашиваемая сторона указывает дату исполнения поручений. Часть 2 ст. 6 этой же Конвенции указывает, что любые предметы, а также оригиналы материалов или документов, переданные во исполнение поручений, возвращаются запрашиваемой стороне в максимально короткие сроки, если последняя не отказывается от них. Подобное установление временных границ исполнения запроса представляется неконкретным и допускает субъективное усмотрение.

Для разрешения обозначенной проблемы предлагаются следующие варианты. Первый: на законодательном уровне установить период времени, в течение которого должны исполняться международные поручения. Второй: обязать следователей указывать в содержании поручения сроки его исполнения.

В пользу первого варианта следует привести тот очевидный аргумент, что правила, закрепленные в тексте закона, всегда дисциплинируют субъектов уголовно-процессуальной деятельности. В то же время следует признать, что затруднительно заранее определить период времени, который будет оптимальным для исполнения запроса о правовой помощи по всем уголовным делам. Дело в том, что срок исполнения подобного запроса зависит от многих факторов, которые нельзя не учитывать. Так, например, срок исполнения запроса зависит от следующих обстоятельств: объема и перечня процессуальных действий, указанных для исполнения; удаленности государств друг от друга; климатических условий; политической ситуации, в которой страны взаимодействия находятся между собой; состояния правового регулирования деятельности по взаимодействию между странами по вопросам правовой помощи по уголовным делам и от многих других факторов.

Более предпочтительным представляется второй вариант разрешения проблемы, когда должностное лицо органа расследования само определяет оптимальный срок исполнения запроса о правовой помощи. Для реализации этого варианта необходимо, чтобы норма, устанавливающая содержание и форму запроса (ст. 454 УПК РФ), была дополнена положением (п. 7) о том, что запрашивающая сторона обязана указать в запросе период времени или конкретный срок исполнения запроса. Данный срок субъект расследования будет указывать с учетом уже вышеприведенных факторов, а также исходя из общего срока расследования преступления, с учетом срока содержания под стражей обвиняемого, исходя из объема тех следственных и процессуальных действий, которые еще надлежит выполнить после исполнения запроса, а также от других обстоятельств и факторов.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также многосторонние международные договоры (Минская конвенция 1993 г., Европейская конвенция 1959 г.) предусматривают определенное содержание и форму запроса о производстве процессуальных действий. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

В соответствии со ст. 454 УПК РФ запрос о правовой помощи составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, и удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.

На наш взгляд, при определенных обстоятельствах запрос в рамках международного договора Российской Федерации, международного соглашения или на основе принципа взаимности может быть направлен и иным, оговоренным сторонами способом. Так, в случаях, не терпящих отлагательства, запрос может быть направлен по каналам факсимильной или электронной связи, через Интерпол или с помощью представителей других иностранных полицейских организаций в России.

На основании ст. 454 УПК РФ запрос должен содержать:

  1. наименование органа, от которого исходит запрос;
  2. наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;
  3. наименование уголовного дела и характер запроса;
  4. данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения;
  5. изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;
  6. сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

С нашей точки зрения, необходимо дополнить структуру запроса о правовой помощи, конкретизировав ее следующими положениями:

Предложенные положения сделают запрос о правовой помощи более информативным, а его исполнение более качественным.

  1. Российское законодательство предусматривает возможность неисполнения запроса о правовой помощи (ч. 4 ст. 457 УПК РФ), поступившего в компетентные органы России, в случае, когда подобный запрос противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности. Данное положение соответствует ст. 19 Минской конвенции.

В ст. 2 Европейской конвенции основания отказа в правовой помощи сформулированы шире. Отказ может иметь место в следующих случаях: 1) если запрос касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением - преступлением, связанным с политическим или фискальным преступлением; 2) если запрашиваемая сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам этой страны. Кроме этого в основание невыполнения запроса может быть положена неполнота представленных материалов.

УПК РФ в ч. 4 ст. 457 определяет, что если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, препятствующих его исполнению.

Следует согласиться с авторами <1>, которые предлагают конкретизировать в тексте УПК РФ причины, по которым Российская Федерация может не исполнить запрос. По нашему мнению, причины неисполнения запроса о правовой помощи должны быть конкретизированы в международных договорах и соглашениях. К таким причинам следует отнести:

<1> Глумин Н.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20.
  1. запрос не соответствует требованиям международного договора, в соответствии с которым он направлен;
  2. запрос оформлен или передан ненадлежащим образом;
  3. деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением согласно уголовному закону и не имеет общих схожих черт состава преступления с каким-либо уголовно наказуемым деянием, предусмотренным уголовным законом государства, в которое направлен запрос;
  4. если процессуальное действие, производство которого запрашивается, не предусмотрено законодательством государства либо не применимо к лицу, в связи с которым поступил запрос;
  5. если указанное действие не может быть произведено вследствие истечения срока давности, установленного для деяния, в связи с которым поступил запрос;
  6. если имеются основания полагать, что производство запрашиваемых процессуальных действий необходимо для осуществления в иностранном государстве уголовного преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или за политические убеждения;
  7. компетентный орган или должностное лицо государства посчитает, что исполнение запроса создаст препятствия досудебному или судебному производству, ведущемуся по какому-либо уголовному делу.

В случае реализации высказанного предложения отказ в исполнении запроса о правовой помощи будет более мотивированным и обоснованным.

В данной статье затронуты только некоторые проблемные вопросы, касающиеся международного сотрудничества. Реализация высказанных предложений, с нашей точки зрения, будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений между Россией и иностранными государствами при оказании правовой помощи.

Литература

  1. Глумин Н.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20.