Мудрый Юрист

Институт социальных пенсий в свете принципа всеобщности пенсионного обеспечения

С.А. ЧИРКОВ

Чирков С.А., начальник Департамента организации назначения и выплаты пенсий, к.ю.н.

Институт социальных пенсий, как и институты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, дополнительного материального обеспечения за особые заслуги перед государством и др., является самостоятельным институтом российского пенсионного права.

Основой такого деления на перечисленные институты является вид предоставляемой пенсионной выплаты. Нормы институтов пенсионного права регулируют отдельные виды отношений в зависимости от юридических фактов, при наступлении которых назначается тот или иной вид пенсии, а также определяют основания и условия их предоставления.

По общему правилу социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию <1>, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца).

<1> Хотя, как мы увидим ниже, не существует никаких ограничений в части возможности назначения социальной пенсии гражданам, имеющим право на страховую пенсию, если им это выгодно.

Соответственно, институтом социальных пенсий признается совокупность правовых норм, регулирующих отношения по предоставлению в установленных законодательством случаях нетрудоспособным гражданам гарантированных государством денежных выплат независимо от их участия в трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иных обстоятельств.

Под принципами пенсионного права следует понимать обусловленные закономерностями и потребностями общественного развития коренные, фундаментальные требования нормативного характера, получившие свое отражение в законодательстве, обладающие регулятивной силой, а также определяющие и влияющие на общую направленность и стабильность правового регулирования пенсионных правоотношений. Они предъявляются к правотворческой, правоприменительной деятельности, к законодательству, к судебной практике. И поэтому принципы пенсионного права являются основными стержнями, на которых базируется вся система пенсионного законодательства нашей страны.

Основополагающим принципом современного российского пенсионного права является принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Данный принцип проходит сквозь нормы каждого института пенсионного права, но особенно ярко его действие проявляется именно в факте установления социальных пенсий.

В настоящей публикации рассматриваются вопросы развития института социальных пенсий как необходимого условия полноценной реализации в отечественном законодательстве принципа всеобщности пенсионного обеспечения, а также комментируется действующая нормативная правовая база, содержащая нормы данного института российского пенсионного права.

Некоторые аспекты реализации принципа всеобщности пенсионного обеспечения

Принцип всеобщности пенсионного обеспечения закреплен в Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. При этом законы и иные правовые акты не должны ей противоречить (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Соответственно, принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение. К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время вопросы назначения и выплаты пенсий, относятся:

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <1>;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии";

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <2>;

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

<1> Далее - Закон 400-ФЗ.
<2> Далее - Закон N 166-ФЗ.

В отечественном праве реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения заключается в равной и одинаковой для каждого возможности при наступлении установленных в законодательстве юридических фактов, являющихся одновременно и социально значимыми обстоятельствами, получить те или иные пенсионные выплаты независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других дискриминационных факторов.

Принцип всеобщности проявляется в предоставлении иностранным гражданам и апатридам, постоянно проживающим в нашей стране, права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами России при соблюдении ими условий, предусмотренных законодательством (статья 3 Закона N 166-ФЗ и статья 4 Закона N 400-ФЗ). К проявлениям названного принципа также можно отнести закрепленную в действующем законодательстве возможность выплаты пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) лицам, выезжающим на постоянное жительство за границу.

Примером развития принципа всеобщности в российском пенсионном законодательстве служит вопрос о пенсионном обеспечении осужденных.

Статья 124 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" <1>, действовавшего до 1 января 2002 г., устанавливала, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

<1> Наименование Закона приводится в редакции Федерального закона от 14 января 1997 г. N 19-ФЗ, далее - Закон N 340-1.

Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 названного Закона в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки положение указанной статьи в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации и утратило силу с 16 октября 1995 года. В отношении иных видов пенсий статья 124 Закона N 340-1 фактически утратила силу с 1 июля 1997 г., то есть с момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ. Статья 98 данного Кодекса устанавливает, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Действующее пенсионное законодательство ограничений по выплате пенсий осужденным не содержит.

При анализе принципа всеобщности пенсионного обеспечения необходимо учитывать следующее.

Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы. Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например, в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.

Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.

Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки.

Поэтому, по нашему мнению, полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. В обратном случае указанный принцип оставался бы во многом только красивой декларацией.

История развития института социальных пенсий

Социальные пенсии являются сравнительно новым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 25 лет. Некоторые авторы отмечают, что впервые названные пенсии были введены Законом N 340-1. Так, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева свидетельствуют, что указанный Закон установил совершенно новый для отечественной системы институт социальных пенсий. По словам М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, новеллой Закона N 340-1 стало введение в России социальной пенсии <1>. Такая позиция несколько не соответствует фактам, отражающим историю отечественного пенсионного права. Действительно, законодательное закрепление института социальных пенсий произошло в нашей стране именно в год принятия Закона N 340-1. Однако осуществилось данное, без преувеличения, эпохальное событие несколько раньше и в связи с изданием другого нормативного правового акта - Закона СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" <2>. Социальные пенсии вводились данным Законом для граждан, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств не приобрели права на получение трудовой пенсии и должны были обеспечить социально гарантированный прожиточный минимум <3>.

<1> См.: Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М., 2000. С. 92; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 32.
<2> Далее - Закон от 15 мая 1990 года.
<3> Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. М., 2003. С. 189.

Согласно статье 5 Закона от 15 мая 1990 г. право на социальную пенсию имели все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых законом. Статья 119 устанавливала, что социальные пенсии назначались и выплачивались неработающим гражданам (кроме инвалидов с детства) при отсутствии права на трудовую пенсию, а именно: инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; лицам, достигшим возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет; детям - в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Размеры социальных пенсий определялись исходя из категории пенсионера в процентном отношении от минимального размера пенсии по возрасту, который устанавливался в размере 100 процентов минимальной заработной платы, предусмотренной законодательством СССР (статьи 20 и 120 Закона от 15 мая 1990 г.).

Отметим, что в отношении социальных пенсий Закон от 15 мая 1990 г. был введен в действие с 1 января 1991 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 15 мая 1990 г. "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР").

Закон N 340-1 вступал в силу поэтапно, и началом его реализации, в том числе в части назначения социальных пенсий, являлось 1 марта 1991 г. (статья 130 данного Закона). Именно с указанной даты Закон от 15 мая 1990 г. был признан не подлежащим применению на территории РСФСР и фактически утратил силу (пункт 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"). Можно сказать, что Закон от 15 мая 1990 г. как акт советского законодательства явился жертвой развернувшейся в тот период борьбы регионов против союзного центра и последовавшего за этим распада СССР.

Таким образом, институт социальных пенсий впервые стал неотъемлемой частью отечественной пенсионной системы в связи с принятием Закона от 15 мая 1990 г. На данное обстоятельство совершенно справедливо указывает З.А. Кондратьева <1>. Другое дело, что названный Закон действовал очень незначительный период времени и не оставил заметного следа в истории практики применения пенсионного законодательства. Вместе с тем следует согласиться с мнением Г.П. Дегтярева <2> о том, что Закон от 15 мая 1990 г. оказал большое влияние на ход проходившей в тот период в России пенсионной реформы, поскольку в Законе N 340-1 были учтены многие положения последнего союзного пенсионного закона.

<1> Право социального обеспечения / Под ред. К.Н. Гусова. М., 1999. С. 178.
<2> Дегтярев Г.П. Указ. изд. С. 196.

Необходимо иметь в виду, что до принятия указанных законодательных актов нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать. Следовательно, решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой их материального и семейного положения <1>. Очевидно, что в такой ситуации о полной реализации принципа всеобщности пенсионного обеспечения говорить не приходилось.

<1> Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Указ. изд. С. 296.

Закон N 340-1 определял, что социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Вместе с тем предусматривалась, что данная пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней гражданина).

К гражданам, имевшим право на социальную пенсию на основании указанного Закона, относились: инвалиды I, II и III групп, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей; граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Тем самым социальные пенсии согласно Закону от 20 ноября 1990 г. N 340-1 назначались практически тем же категориям граждан, что и по нормам Закона от 15 мая 1990 г. Однако в указанных законодательных актах принципиально различным образом решался вопрос выплаты социальной пенсии в период осуществления работы. Если Закон от 15 мая 1990 г., как отмечалось выше, прямо устанавливал, что социальные пенсии назначаются и выплачиваются неработающим гражданам (кроме инвалидов с детства), то статья 116 Закона N 340-1 предусматривала возможность выплаты социальной пенсии работающим пенсионерам в полном размере.

По нашему мнению, правовая природа социальной пенсии предполагает ее установление только в случае отсутствия у нетрудоспособного лица источника дохода от оплачиваемой трудовой деятельности. Соответственно, при осуществлении работы выплата социальной пенсии производиться не должна. Вместе с тем одной из основных задач пенсионной системы является поддержка наиболее незащищенных слоев населения. В самой ее сути изначально обязан присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и др. Поэтому в данном случае требуется найти подход, устанавливающий разумную дифференциацию получателей названных пенсий при решении изложенного вопроса.

Размеры социальных пенсий различались в зависимости от основания ее назначения, группы инвалидности, потери ребенком одного или двух родителей. Право на самую высокую социальную пенсию, которая равнялась минимальному размеру пенсии по старости, имели: инвалиды с детства I и II группы; инвалиды I группы; дети-инвалиды; дети, потерявшие обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), социальная пенсия устанавливалась в размере 2/3 минимальной пенсии по старости. Инвалиды III группы получали названную пенсию в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.

Для лиц, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты для рабочих и служащих, размеры социальных пенсий определялись с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. В случае, если были установлены разные коэффициенты, применялся коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Минимальная пенсия по старости, необходимая для исчисления размера социальной пенсии, определялась на основании части 1 статьи 17 Закона N 340-1 и соответствовала минимальному размеру пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии. При этом полная пенсия устанавливалась за стаж мужчинам 25 лет и женщинам 20 лет (статья 10 названного Закона).

Показатель, в зависимости от которого устанавливался минимальный размер пенсии, неоднократно изменялся. Первоначально предусматривалось, что указанный размер устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР (на 1991 год он определялся в сумме 100 руб. в месяц). Законом Российской Федерации от 6 февраля 1992 г. N 2294-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" часть 1 статьи 17 данного Закона была изложена в новой редакции, согласно которой минимальный размер пенсии устанавливался на уровне минимального размера оплаты труда. Затем Федеральный закон от 5 мая 1994 г. N 2-ФЗ "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" внес коррективу в изложенную норму и уточнил, что минимальный размер пенсии устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. И, наконец, в связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" часть 1 статьи 17 Закона N 340-1 приобрела окончательную редакцию, определяющую, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже размера, установленного федеральным законом.

В течение времени действия Закона N 340-1 наполнялись новым содержанием и нормы, регулирующие непосредственно условия предоставления социальных пенсий.

Статья 27 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установила, что социальные пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости. Тем самым в отношении данной категории граждан, учитывая их проживание в сложных природно-климатических условиях и низкий уровень жизни, была введена пенсионная льгота: снижение на десять лет пенсионного возраста, по достижении которого возникает право на социальную пенсию у нетрудоспособных граждан.

В Федеральном законе от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" была закреплена норма, в соответствии с которой ВИЧ-инфицированным - несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия, установленная для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации.

Правовое регулирование института социальных пенсий на современном этапе

Практическая реализация пенсионной реформы началась 1 января 2002 г. после вступления в силу ряда федеральных законов. С указанной даты утратил силу Закон N 340-1. Его сменили Закон N 166-ФЗ и Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" <1>. С 1 января 2015 г. введен в действие Закон N 400-ФЗ, в связи с чем с указанной даты не применяется Закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей.

<1> Далее - Закон N 173-ФЗ.

Тем самым пенсии классифицируются законодателем на два вида в зависимости от источника их финансирования: страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются в первую очередь за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.

Закон N 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Закон N 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий таким категориям граждан, как: федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; граждане из числа космонавтов; граждане из числа работников летно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане.

Нетрудоспособным гражданам устанавливается социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца).

Под термином "нетрудоспособные граждане" в статье 2 Закона N 166-ФЗ понимаются инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Интересно, что в ранее действовавших редакциях Закона N 166-ФЗ содержалась норма, согласно которой указанные категории граждан имели право на социальную пенсию, если не приобрели право на трудовую пенсию.

В связи с этим возникал вопрос, можно ли назначать социальную пенсию гражданину согласно его заявлению, если он одновременно имеет право на трудовую пенсию.

В правоприменительной практике этот вопрос решался с учетом разъяснения Минтруда России от 7 мая 2002 г. N 4 "О порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением указанного Министерства от 7 мая 2002 г. N 34 <1>.

<1> Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2002 г. N 3508.

Согласно названному разъяснению вопрос о праве гражданина на трудовую пенсию может быть рассмотрен органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, только при наличии на то волеизъявления с его стороны, выраженного посредством обращения в данный орган с заявлением об установлении пенсии. В связи с этим при решении вопроса о возможности установления социальной пенсии под лицами, не имеющими по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, понимались:

граждане, которые не соответствуют условиям назначения трудовой пенсии;

граждане, которые соответствуют данным условиям, но не обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении им трудовой пенсии и документами, подтверждающими право на эту пенсию, в порядке, определенном законодательством;

граждане, которые обращались в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с указанными заявлениями и документами, но затем официально отозвали их из этого органа до дня вынесения решения о назначении им трудовой пенсии либо официально отказались от назначенной им трудовой пенсии.

Таким образом, на практике социальная пенсия могла быть назначена и лицам, имеющим право на трудовую пенсию, при наличии у них соответствующего желания.

Современная редакция Закона N 166-ФЗ указанного выше положения не содержит и по-прежнему по желанию граждан, имеющих право на страховую или какую-либо иную пенсию, предусмотренную законодательством Российской Федерации, им может назначаться социальная пенсия.

Принципиально важно, что право на социальную пенсию в соответствии с Законом N 166-ФЗ предоставляется только постоянно проживающим в нашей стране лицам. При этом данное право в равной мере относится и к гражданам Российской Федерации, и к иностранцам с апатридами. Соответственно, при выезде на постоянное жительство за границу социальная пенсия не устанавливается, а выплата уже назначенной социальной пенсии прекращается. Также социальная пенсия не выплачивается гражданам, у которых одновременно с постоянным местом жительства на территории Российской Федерации имеется постоянное место жительства на территории иностранного государства. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее в установленном порядке вид на жительство.

Право на социальную пенсию имеют следующие пять категорий постоянно проживающих в России граждан:

инвалиды III, II, I группы, в том числе инвалиды с детства;

дети-инвалиды;

дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии (это исключительный случай в пенсионном законодательстве России, когда основанием различия условий пенсионного обеспечения выступает национальность гражданина);

граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет. При этом для иностранных граждан и лиц без гражданства в данном случае установлено дополнительное условие для назначения социальной пенсии - проживание в Российской Федерации не менее 15 лет, такой своеобразный "ценз оседлости" или стажевые требования по периодам проживания для назначения социальной пенсии.

Названное дополнительное условие было введено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" <1>.

<1> Далее - Закон N 216-ФЗ.

Представляется, что данное решение законодателя связано с особой правовой природой социальной пенсии, ее взаимосвязью с системой социальных пособий и государственной социальной помощи. На особую природу социальной пенсии уже давно обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации. В упоминавшемся выше Постановлении от 16 октября 1995 г. N 11-П отмечается, что труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию. Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации был сделан вывод, что, принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в Пенсионный фонд Российской Федерации из бюджета Российской Федерации, и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает.

Следовательно, такой же подход - об установлении законодателем условий назначения и выплаты социальной пенсии исходя из ее особой правовой природы - может применяться и при определении норм, регулирующих вопросы определения права и назначения социальной пенсии. Кстати, одним из ярких его проявлений является тот факт, что социальная пенсия по старости назначается на пять лет позже, чем обычная страховая пенсия по старости. Здесь интересно отметить, что Конвенция МОТ от 28 июня 1962 г. N 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства", закрепляющая постулат о предоставлении на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения, не распространяется на государственную помощь.

Принимая во внимание, что обязательным условием для назначения социальной пенсии является постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, периоды временного проживания (пребывания) на территории Российской Федерации указанных категорий граждан не могут включаться в требуемые для назначения социальной пенсии 15 лет проживания на территории Российской Федерации. Тем самым требуются 15 лет именно постоянного проживания, что должно подтверждаться видами на жительство. Вместе с тем периоды постоянного проживания на территории Российской Федерации соответствующих лиц в случае их неоднократности могут суммироваться, поскольку законодательством Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении не установлено требование о постоянном проживании в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства не менее 15 лет подряд. Например, иностранный гражданин в разные периоды времени проживал с перерывами в нашей стране на основании вида на жительство 3, 5 и 8 лет, следовательно, его стаж постоянного проживания составит 16 лет, что дает ему право на социальную пенсию по старости. При этом на момент обращения иностранного гражданина или лица без гражданства за назначением социальной пенсии он должен иметь статус иностранного гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, или, другими словами, - действующий вид на жительство.

Законом N 166-ФЗ не предусматривается такая категория получателей социальных пенсий, как несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, признанные ВИЧ-инфицированными. Вместе с тем статья 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", предоставляющая указанным лицам право на социальную пенсию, установленную для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, не отменена и действует до настоящего времени. Реализация данной нормы осуществляется с применением положений Закона N 166-ФЗ.

Как отмечалось выше, в Законе N 166-ФЗ сохранено положение о предоставлении льготного права на социальную пенсию гражданам из числа малочисленных народов Севера. Указанным гражданам социальная пенсия назначается, как и прежде, на десять лет раньше, чем остальным нетрудоспособным лицам - мужчинам в 55 лет, а женщинам в 50 лет. Важно, что ранее российское законодательство четко не устанавливало, какие народы следует относить к малочисленным народам Севера. Примерный перечень таких народов был дан в указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, ПФР и Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 6/8/14 июля 1994 г. N 1-4-У/ЮЛ-6-23/3562/1459 "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при назначении и перерасчете пенсий".

В целях урегулирования данного вопроса Законом N 216-ФЗ в статью 11 Закона N 166-ФЗ был введен новый пункт 6, согласно которому Перечень малочисленных народов Севера и Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данного пункта Правительством Российской Федерации Постановлением от 1 октября 2015 г. N 1049 были утверждены соответствующие Перечни.

В целях установления социальной пенсии по старости к числу малочисленных народов Севера относятся алеуты, алюторцы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары (тофа), тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены (ламуты), энцы, эскимосы, юкагиры.

Таким образом, граждане, относящиеся к указанным народам и постоянно проживающие в соответствующих районах на день назначения пенсии, имеют право на назначение социальной пенсии в пониженном возрасте.

Кстати, принадлежность к малочисленным народам Севера подтверждается свидетельством о рождении, а при отсутствии в нем требуемых сведений - документом, выдаваемым общинами малочисленных народов Севера, органами местного самоуправления <1>.

<1> Пункт 114 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н.

При анализе вопросов установления социальных пенсий следует также учитывать нормы Закона N 166-ФЗ, регулирующие условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению военнослужащим и членам их семей, а также участникам Великой Отечественной войны. Пункт 4 статьи 8 указанного Закона определяет, что в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления гражданину, который являлся военнослужащим, или членам его семьи не может быть установлена пенсия по инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению. В таком случае назначается социальная пенсия. Участнику Великой Отечественной войны или гражданину, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", в случае наступления инвалидности вследствие совершения им противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью также назначается социальная пенсия, а не пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (пункт 2 статьи 9 Закона N 166-ФЗ).

Также и в части 11 статьи 10 Закона N 400-ФЗ содержится норма, согласно которой в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

По общему правилу лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, может устанавливаться только одна пенсия по их выбору. Вместе с тем статья 3 Закона N 166-ФЗ предусматривает исключения из данного правила для отдельных категорий граждан. При этом в ряде случаев в качестве второй пенсии может устанавливаться социальная пенсия.

На основании пункта 3 указанной статьи право на получение социальной пенсии наряду с иной пенсией предоставляется:

родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий);



вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак;

нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф (получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения);

членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.

Также следует иметь виду, что согласно пункту 4 статьи 3 Закона N 166-ФЗ пенсии по государственному пенсионному обеспечению устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии.

Размеры социальных пенсий установлены пунктом 1 статьи 18 Закона N 166-ФЗ. По состоянию на 1 октября 2015 г. они составляют:

для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов - 11 445 руб. 68 коп. в месяц;

инвалидов I группы (за исключением инвалидов с детства), инвалидов с детства II группы, детей, потерявших обоих родителей, - 9538 руб. 20 коп.;



инвалидов II группы (за исключением инвалидов с детства), граждан, достигших возраста 65 и 60 лет, граждан из числа малочисленных народов Севера, детей, потерявших одного родителя, - 4769 руб. 09 коп. Кстати, именно этот размер социальной пенсии, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 166-ФЗ, выступает базой для исчисления ряда других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

инвалидов III группы - 4053 руб. 75 коп.

Размеры социальных пенсий для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями Правительства Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). Соответственно, при выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер социальной пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Статья 24 Закона N 166-ФЗ устанавливает, что назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемом Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке соответствующими органами.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. N 141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечисленные выше действия в отношении социальных пенсий производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).

Документы, требуемые для назначения социальной пенсии, перечислены в пунктах 41 - 47 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н.

Пункт 4 статьи 24 Закона N 166-ФЗ содержит отсылочную норму, согласно которой выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению, ее доставка и удержания из нее производятся в порядке, предусмотренном Законом N 400-ФЗ в отношении страховых пенсий. В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 400-ФЗ выплата страховой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц (за октябрь - в октябре, за ноябрь - в ноябре и т.д.).



Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, потерей кормильца, принадлежностью к малочисленным народам Севера, не влияет. Вместе с тем социальная пенсия, установленная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. Таким образом, в Законе N 166-ФЗ решение вопроса о выплате социальной пенсии в период оплачиваемой работы находится в зависимости от условий ее назначения. При этом следует иметь в виду, что получатель социальной пенсии обязан безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера названной пенсии или прекращение ее выплаты (например, в случае выезда на постоянное проживание за пределы России, поступления на оплачиваемую работу и др.). Излишне выплаченные по вине получателя суммы социальной пенсии удерживаются с него по решению территориального органа ПФР в порядке, установленном законодательством.