Мудрый Юрист

Основные категории инвестиционного права в международных договорах России, молдовы и румынии *

<*> Настоящая статья подготовлена при поддержке Правовой информационно-справочной системы "КонсультантПлюс".

Ерпылева Наталия Юрьевна, заведующая кафедрой международного публичного и частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор юридических наук, профессор.

Клевченкова Мария Николаевна, старший преподаватель кафедры международного публичного и частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

Предметом исследования Н.Ю. Ерпылевой и М.Н. Клевченковой выступают категории иностранных инвестиций и иностранного инвестора в международном инвестиционном праве России, Молдовы и Румынии через призму двух уровней правового регулирования международного характера - двусторонних и многосторонних международных договоров. Национальное законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, хотя и основывается на общеупотребительных правовых конструкциях и инструментах, постоянно испытывает на себе влияние договорных норм. В статье с помощью сравнительно-правового метода исследования проведен детальный анализ важнейших источников международного инвестиционного права применительно к категориям иностранных инвестиций и иностранного инвестора, включая как двусторонние международные договоры между Россией, Молдовой и Румынией, так и договоры многостороннего характера в рамках интеграционных объединений государств на примере СНГ, ЕАЭС и ОЧЭС.

Ключевые слова: международное инвестиционное право, иностранные инвестиции, иностранный инвестор, национальное законодательство, международный договор, экономическая интеграция, инвестиционная деятельность.

Международное инвестиционное право является важнейшей отраслью международного частного права, регулирующей порядок осуществления международной инвестиционной деятельности <1>. Как правильно подчеркивает В.Н. Лисица, предметом международного инвестиционного права являются международные инвестиционные правоотношения. Последние носят международный (трансграничный) характер и возникают по поводу осуществления инвестиционной деятельности инвесторами, в роли которых, как правило, выступают иностранные физические и юридические лица. Именно правоотношения с их участием регулируют основные источники международного инвестиционного права. Межгосударственные (международные публично-правовые отношения) они затрагивают незначительно, поэтому международное инвестиционное право следует в большей степени отнести к международному частному, а не публичному праву <2>.

<1> Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013; Bungenberg M., Griebel J., Hobe S., Reinisch A. (eds.) International Investment Law: A Handbook. Beck, 2014; Douglas Z., Pauwelyn J., Vinuales J. The Foundations of International Investment Law: Bringing Theory into Practice. Oxford University Press, 2014; Salacuse J. The Three Laws on International Investment: National, Contractual, and International Frameworks for Foreign Capital. Oxford University Press, 2013; Schefer K. International Investment Law: Text, Cases and Materials. Edward Elgar Publishing, 2013.
<2> Лисица В.Н. Международное инвестиционное право как часть международного частного права // Закон. 2008. N 11. С. 132, 135.

К основным источникам международного инвестиционного права наряду с международными договорами относится национальное законодательство, представленное, как правило, внутригосударственными нормативными правовыми актами, регулирующими инвестиционные отношения трансграничного характера, т.е. инвестиционные отношения, осложненные иностранным элементом <3>. Ключевыми понятиями международного инвестиционного права, закрепленными в нормах национального законодательства и международных договоров, выступают понятия иностранных инвестиций, иностранного инвестора, объектов и форм инвестиционной деятельности.

<3> Лисица В.Н. Применение норм инвестиционного права в регулировании инвестиционных отношений // Законодательство. 2011. N 10.

Рассмотрим их характеристику в международных договорах России, Молдовы и Румынии, выступающих наряду с национальными законами в качестве источника международного инвестиционного права на территории данных государств. Выбор такого объекта исследования не случаен, ибо и Россия, и Молдова, и Румыния имеют весьма интересную конструкцию международных обязательств, их связывающих. Во-первых, между этими тремя государствами заключены двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите инвестиций:

<4> БМД. 2006. N 11. С. 27 - 33. Данное Соглашение вступило в силу с 18 июля 2001 г.<5> БМД. 2001. N 11. С. 24 - 29. Данное Соглашение вступило в силу с 19 июля 1996 г.<6> Текст данного Соглашения на русском языке см.: URL: http://online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=30722264.

Во-вторых, эти три государства являются участниками общего интеграционного объединения - Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), созданной и действующей на основании Устава ОЧЭС от 5 июня 1998 г. <7> (далее - Устав ОЧЭС).

<7> БМД. 2002. N 2. С. 12 - 21. Данный Устав вступил в силу с 1 мая 1999 г. Участницами ОЧЭС являются также Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Турция и Украина. См.: Алексеева Е.А. Организация черноморского экономического сотрудничества как один из элементов европейской регионализации // Научные труды SWorld. 2009. Т. 7. N 2; Винокурова Е.Д. Россия в Организации черноморского экономического сотрудничества // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Международные отношения". 2007. N 3.

В-третьих, каждое из этих государств входит в многостороннюю международную организацию интеграционного характера: Россия и Молдова являются участницами Содружества Независимых Государств (СНГ) <8>, Россия - участницей Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) <9>, пришедшего на смену Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭС) <10>, а Румыния - участницей Европейского союза.

<8> Мереуцэ Р.И. Принципы и нормы международного права в правовых системах стран СНГ // Российская юстиция. 2014. N 6; Островская А.А., Карнаух А.Н. Инновационное развитие государств - участников СНГ, проблемы и пути решения // Экономика и предпринимательство. 2014. N 11-2.
<9> Акопджанова М.О. Правовое регулирование деятельности Евразийского экономического союза // Международное право. 2015. N 1; Байльдинов Е.Т. Проблемы евразийского интеграционного правопорядка // Современное право. 2014. N 5; Дроздова С.А. Таможенный союз и Единое экономическое пространство - основа формирования Евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2014. N 4; Мещерякова О.М. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве: современное положение и перспективы развития // Вопросы правоведения. 2014. N 2; Моисеев Е.Г. Договор о Евразийском экономическом союзе - очередной этап интеграции на постсоветском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2014. N 7; Шинкарецкая Г.Г. Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери // Международное право. 2014. N 1.
<10> Мещерякова О.М. Евразийский интеграционный процесс и проблемы создания эффективного институционального механизма // Правовая инициатива. 2014. N 2.

В соответствии с Астанским договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. <11> (далее - Астанский договор) учреждается ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отдельных отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью (ст. 1). Астанский договор вступил в силу с 1 января 2015 г. ЕврАзЭС прекратил свое существование на основании Минского договора о прекращении деятельности ЕврАзЭС от 10 октября 2014 г. В соответствии с пунктом 1 ст. 108 Астанского договора Союз открыт для любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Сторонами Астанского договора изначально выступали Белоруссия, Казахстан и Россия, однако в соответствии с Минским договором о присоединении Республики Армения к Астанскому договору от 10 октября 2014 г. <12> Армения стала четвертым полноправным членом ЕАЭС, а в соответствии с Московским договором о присоединении Кыргызской Республики к Астанскому договору от 23 декабря 2014 г. <13> Кыргызстан стал пятым полноправным членом ЕАЭС. В силу вышеизложенного изучение регламентации отдельных правовых институтов в международных договорах государств, входящих в различные интеграционные объединения, представляется весьма интересным и актуальным <14>, однако прежде обратимся к нормам российского законодательства.

<11> Капустин А.Я. Договор о Евразийском экономическом союзе - новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12.
<12> Минский договор вступил в силу с 2 января 2015 г.
<13> Московский договор вступил в силу с 12 августа 2015 г.
<14> Капустин А.Я. Право Евразийского экономического союза: подходы к концептуальному осмыслению // Современный юрист. 2015. N 1; Курбанов Р.А. Евразийское право: вопросы концептуального развития // Право и политика. 2014. N 12.

Понятие иностранных инвестиций и иностранного инвестора в российском праве

В России основным нормативным актом международного инвестиционного права выступает Федеральный закон от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (в ред. от 5 мая 2014 г. <15>, далее - Закон России). Согласно статье 2 данного Закона иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и российской валютах), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - Таможенный союз), таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. <16>.

<15> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2014. N 19. Ст. 2311. Новая редакция данного Закона вступила в силу с 1 января 2015 г. В Молдове международные инвестиционные отношения регулируются Законом Республики Молдова от 18 марта 2004 г. N 81-XV "Об инвестициях в предпринимательскую деятельность" (в ред. от 6 марта 2012 г.), а в Румынии - чрезвычайным Постановлением Правительства Румынии от 16 июня 1997 г. N 31 "О режиме иностранного инвестирования в Румынии".

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.В. Пушкина "Правовой режим иностранных инвестиций в России" включена в информационный банк согласно публикации - Юрист, 2007.

<16> Буслаева Л.М. Правовой режим иностранных инвестиций // Право и инвестиции. 2013. N 3 - 4; Вознесенская Н.Н. Современное понятие "иностранные инвестиции" // Закон. 2012. N 5; Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012.

С понятием прямой иностранной инвестиции Закон России связывает понятия инвестиционного проекта и приоритетного инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом Закон России понимает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу настоящего Закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. Согласно статье 3(1) Закона России правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Данное установление свидетельствует, что нормы, содержащиеся в международных договорах, в которых участвует Россия, обладают приматом над нормами национального законодательства.

Согласно статье 2 Закона России иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, где оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами <17>. Российское законодательство не содержит перечня прав и обязанностей иностранных инвесторов, хотя, анализируя текст Закона России, можно утверждать, что основным правом иностранного инвестора является право на получение справедливой и адекватной компенсации при национализации и реквизиции его имущества (ст. 8 Закона России), а основной обязанностью - уплата налогов и иных обязательных платежей (ст. 20 Закона России).

<17> Лисица В.Н. Категория "инвестор" в международном и национальном праве // Закон. 2007. N 2. С. 57.

Особый интерес представляет вопрос об организационно-правовых формах юридических лиц как субъектов международных инвестиционных отношений, закрепленных в российском законодательстве <18>. С целью создания специального правового режима деятельности иностранных инвесторов на территории принимающей страны российское законодательство вводит в международное инвестиционное право новую категорию - коммерческая организация с иностранными инвестициями (далее - КОИИ). Согласно пункту 6 ст. 4 Закона России российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня КОИИ и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом. Коммерческая организация утрачивает статус КОИИ со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Законом.

<18> Филина А. Дочернее общество, филиал, представительство, отделение: критерии выбора для иностранного инвестора // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 4; Чуряев А. Хозяйственное партнерство: новый вид юридического лица для инвесторов // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2012. N 4.

Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории России через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства. Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр), являющемся информационной системой, либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр (п. 3 ст. 4 Закона России).

Ранее аккредитационные функции выполнялись Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ. Согласно пункту 11 Устава Федерального бюджетного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ", утв. Приказом Минюста России от 20 июля 2011 г. N 269 (в ред. от 29 ноября 2012 г.), предметом деятельности Палаты являлась аккредитация обособленных структурных подразделений иностранных юридических лиц, легализация экономической деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации <19>. С 1 января 2015 г. функции по аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц переданы Федеральной налоговой службе, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2014 г. N 1372 становится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций) <20>.

<19> Российская газета. 2011. 10 авг.; 2012. 31 дек.
<20> СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7456.

Дочерние и зависимые общества КОИИ не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Иностранный инвестор, КОИИ, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Законом (п. п. 4 и 5 ст. 4 Закона России). Реинвестирование означает осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций (ст. 2 Закона России).

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал КОИИ производится в соответствии с законодательством. Оценка вложения капитала осуществляется в российской валюте. Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры согласно Перечню, утвержденному Правительством РФ (ст. 6 Закона России).

Создание и ликвидация КОИИ осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Юридические лица, являющиеся КОИИ, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом федеральным законодательством о государственной регистрации юридических лиц (ст. 20 Закона России). Филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации. Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

В положении о филиале иностранного юридического лица, положении о представительстве иностранного юридического лица должны быть указаны наименование иностранного юридического лица, его филиала, представительства, организационно-правовая форма иностранного юридического лица, место нахождения его филиала, представительства на территории Российской Федерации и адрес места нахождения иностранного юридического лица в стране регистрации, цели создания, открытия и виды деятельности его филиала, представительства, порядок управления филиалом, представительством иностранного юридического лица (п. 1 ст. 22 Закона России). Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В течение 12 месяцев после принятия решения о создании, открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Заявление об аккредитации подписывается уполномоченным в установленном порядке представителем иностранного юридического лица. Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица осуществляется в срок не более чем 25 рабочих дней со дня представления соответствующих документов вместе с заявлением об аккредитации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (п. п. 4 и 5 ст. 21 Закона России). Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается в связи с прекращением деятельности этих филиала, представительства на территории Российской Федерации на основании решения такого иностранного юридического лица, прекращением деятельности такого иностранного юридического лица или по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Прекращение действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по решению такого иностранного юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании соответствующих решения и заявления, представленных таким иностранным юридическим лицом, в течение 10 рабочих дней со дня их представления. Действие аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица прекращается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, принятому, если:

Российскому инвестиционному праву известен особый субъект инвестиционных отношений - инвестиционный фонд, однако российское законодательство не рассматривает иностранный инвестиционный фонд как отдельный институт. Согласно статье 1 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах" (в ред. от 13 июля 2015 г.) <21> инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. Следует отметить, что российскому законодательству известен также институт инвестиционного товарищества, который регулируется Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. "Об инвестиционном товариществе" (в ред. от 21 июля 2014 г.) <22> и целью которого является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества (п. 1 ст. 1).

<21> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4357. Новая редакция настоящего Закона вступает в силу с 9 февраля 2016 г.
<22> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. I). Ст. 7013; 2014. N 30 (ч. I). Ст. 4221. Новая редакция настоящего Закона вступила в силу с 2 августа 2014 г.

Понятие иностранных инвестиций и иностранного инвестора в международных договорах России, Молдовы и Румынии

Обратимся к рассмотрению международных договоров двустороннего и многостороннего характера, в которых участвуют Россия, Молдова и Румыния. В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Соглашения между Россией и Молдовой термин "капиталовложения" охватывает все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются инвестором одной договаривающейся стороны на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с ее законодательством, в частности:

Никакое изменение формы, в которой имущественные ценности вкладываются или реинвестируются, не будет влиять на их характер в качестве капиталовложения при условии, что такое изменение не будет противоречить законодательству договаривающейся стороны, на территории которой капиталовложения осуществлены.

Термин "доходы" означает суммы, получаемые в результате капиталовложения, и включает, в частности, прибыль, дивиденды, проценты, лицензионные и комиссионные вознаграждения, а также другие вознаграждения (п. 3 ст. 1).

Термин "инвестор" означает в отношении каждой из договаривающихся сторон:

В соответствии с пунктом 2 ст. 1 Соглашения между Россией и Румынией термин "капиталовложения" охватывает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны вкладывают на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством последней договаривающейся стороны, в частности, но не исключительно:

Никакое изменение формы, в которой вкладываются имущественные ценности, не влияет на их квалификацию в качестве капиталовложения.

Термин "доходы" означает суммы, получаемые в результате капиталовложения, в частности, но не исключительно в качестве прибыли (доли прибыли), дивидендов, процентов, лицензионных, комиссионных и иных вознаграждений (п. 3 ст. 1).

Термин "инвестор" означает любое физическое лицо, являющееся гражданином одной из договаривающихся сторон в соответствии с ее законодательством, и любое юридическое лицо, учрежденное и действующее в соответствии с законодательством договаривающейся стороны, имеющее свое местонахождение на территории этой договаривающейся стороны, при условии, что такие физические или юридические лица правомочны согласно законодательству своей договаривающейся стороны осуществлять капиталовложения на территории другой договаривающейся стороны.

В соответствии с пунктом 1 ст. 1 Соглашения между Молдовой и Румынией термин "инвестиции" означает все виды имущественных ценностей, которые инвесторы одной договаривающейся стороны вкладывают в экономику на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством этой другой стороны. В частности, но не исключительно термин "инвестиции" означает: движимое и недвижимое имущество, а также другие права на собственность; права, обеспечиваемые акциями, долговыми обязательствами и прочими видами участия в коммерческих обществах; долги, проценты и денежные претензии к исполнению договора или к любым средствам, имеющим экономическую или финансовую ценность; права на интеллектуальную собственность, каковыми являются авторские права, товарные знаки и фирменные наименования, промышленные образцы, патенты, ноу-хау, гудвилл, и другие подобные права; разрешения, выданные в соответствии с законом либо на основе контракта, включая права на изыскание, исследование, добычу и использование природных ресурсов. Любые изменения формы вложения капитала не повлияют на его квалификацию в качестве инвестиций.

Термин "доходы" означает суммы, полученные в результате инвестиций и включающие, в частности, но не исключительно прибыли, дивиденды, проценты, рост капитала, прочие вознаграждения и выплаты (п. 4 ст. 1).

Термин "инвестор" означает любое физическое или юридическое лицо одной из договаривающихся сторон, которое осуществило, осуществляет или обязуется осуществить инвестирование на территории другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством своей страны.

Термины "физическое лицо" и "юридическое лицо" означают соответственно любое физическое лицо, имеющее гражданство Молдовы или Румынии в соответствии с действующим законодательством, и любое юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон и имеющее основное местонахождение соответственно в Молдове или в Румынии (п. п. 2 и 3 ст. 1). Таким образом, в двусторонних отношениях России, Молдовы и Румынии понятия иностранных инвестиций и иностранного инвестора, закрепленные в законодательстве данных государств, заменены на аналогичные понятия, содержащиеся в двусторонних соглашениях и носящие договорный характер.

Несомненный интерес представляет содержание понятий "иностранные инвестиции", "иностранный инвестор" и "объекты инвестиционной деятельности" в Московской конвенции СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. <23> (далее - Московская конвенция). Согласно статье 1 инвестор - государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций, а инвестиции - вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон. Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством сторон (ст. 3). Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами. Под страной происхождения инвестиции понимается государство, на территории которого зарегистрирован инвестор - юридическое лицо или гражданином которого является инвестор - физическое лицо. Страна-реципиент - государство, на чьей территории находится объект инвестирования (ст. 1 Московской конвенции). Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований (ст. 4).

<23> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1997. N 2. Данная Конвенция вступила в силу с 21 января 1999 г. Россия не намерена стать ее участницей согласно распоряжению Президента РФ от 16 апреля 2007 г. N 166-РП "О некоторых международных договорах, подписанных в рамках СНГ". Молдова является ее участницей со 2 октября 2002 г.

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны-реципиента. Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны-реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны-реципиента или в иной валюте, если законодательством страны-реципиента не предусмотрено иное (ст. 14). Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны-реципиента. Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке (ст. 15). Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли-продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества. Договоры купли-продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны-реципиента. Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается (ст. 17).

Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны-реципиента (ст. 18) (под вещным правом Московская конвенция понимает право владения, пользования и распоряжения имуществом (ст. 1)). Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны-реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны-реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны-реципиента (ст. 19). Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны-реципиента, объектов государственной собственности страны-реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны-реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны-реципиента (ст. 20).

Применительно к многосторонним инвестиционным договорам следует обратить внимание на весьма важный факт. До вступления в силу Астанского договора действовал международный договор в рамках ЕЭП ЕврАзЭС, непосредственно затрагивавший интересы и права иностранных инвесторов в России, а именно Московское соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП от 9 декабря 2010 г. <24> (далее - Московское соглашение), в соответствии с которым государства-участники поставили задачу создавать благоприятные условия для инвестирования средств лицами одной стороны на территориях других сторон. С 1 января 2015 г. на территории государств - членов ЕАЭС действует приложение N 16 к Астанскому договору, которым утвержден Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее - Протокол). Согласно пункту 6 Протокола под термином "инвестиции" понимаются материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором одного государства-члена в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего, в том числе:

<24> СЗ РФ. 2012. N 4. Ст. 453. Настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г. После вступления в силу с 1 января 2015 г. Астанского договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Московское соглашение утратило силу. Волокитина Ю.В. Инвестиционные споры с участием Российской Федерации // Национальная безопасность. 2013. N 2; Кокушкина И.В. ЕврАзЭС: влияние интеграционных процессов на формирование экономических и правовых механизмов привлечения и регулирования иностранных инвестиций // Юридическая мысль. 2014. N 2.

Инвестор государства-члена - это любое лицо государства-члена, осуществляющее инвестиции на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего. Лицо государства-члена - любое физическое или юридическое лицо государства-члена. Деятельность в связи с инвестициями означает владение, пользование и (или) распоряжение инвестициями; доходы - средства, получаемые в результате осуществления инвестиций, в частности дивиденды, проценты, а также лицензионные, комиссионные и другие вознаграждения. Согласно пункту 66 Протокола одной из форм осуществления инвестиций является учреждение в понимании пункта 6(24) настоящего Протокола, который гласит, что учреждение означает:

Изменение способов осуществления инвестиций, а также форм, в которых инвестиции вкладываются или реинвестируются, не влияет на их квалификацию в качестве инвестиций при условии, что такое изменение не противоречит законодательству государства-реципиента (п. 67 Протокола). Под государством-реципиентом понимается государство-член, на территории которого осуществляются инвестиции инвесторами других государств-членов (п. 6(1) Протокола). Каждое государство-член обеспечивает на своей территории справедливый и равноправный режим в отношении инвестиций и деятельности в связи с инвестициями, осуществляемых инвесторами других государств-членов. Такой режим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими инвестициями, осуществляемых своими (национальными) инвесторами (речь идет о национальном режиме). Каждое государство-член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями (речь идет о режиме наибольшего благоприятствования). Каждое государство-член создает благоприятные условия для осуществления на своей территории инвестиций инвесторам других государств-членов и допускает такие инвестиции в соответствии со своим законодательством (п. п. 68 - 72 Протокола). Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования должны предоставляться государствами-членами по выбору инвестора в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным (п. 71 Протокола).

Статья 3 Устава ОЧЭС ставит, в частности, следующие цели в области экономического сотрудничества:

Приоритетной областью развития многостороннего сотрудничества выступают торговля и экономическое развитие государств - членов ОЧЭС, что должно оказать благоприятное влияние и на инвестиционную деятельность на территории России, Молдовы и Румынии.

Библиография

Ануфриева А.А. Право ВТО и международно-правовое регулирование иностранных инвестиций // Современное право. 2013. N 3.

Буслаева Л.М. Правовая природа инвестиционного договора // Современное право. 2012. N 3.

Веселкова Е.Е. Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций // Адвокат. 2013. N 1.

Веселкова Е. О некоторых аспектах инвестиционных договоров // Хозяйство и право. 2012. N 7.

Данельян А.А., Эседов Д.Т. Иностранный инвестор и государство в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. 2012. N 3.

Ксенофонтов К.Е. Зонтичные оговорки как механизм защиты иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 2014. N 5.

Курысь Н. Россия и ВТО: системный подход к правовому регулированию иностранных инвестиций // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2013. N 4.

Пакерман Г. Формы осуществления иностранных инвестиций в странах СНГ // Вестник Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. 2011. N 1.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография А.В. Пушкина "Правовой режим иностранных инвестиций в России" включена в информационный банк согласно публикации - Юрист, 2007.

Пушкин А.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2012.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М., 2013.