Мудрый Юрист

Перспектива введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции

Давыденко Александр Викторович, инспектор службы охраны Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, кандидат юридических наук.

В статье А.В. Давыденко рассматриваются проблемы и перспективы введения в Российской Федерации отдельного института по защите прав несовершеннолетних - ювенальной юстиции.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, защита прав несовершеннолетних, уголовная ответственность несовершеннолетних, уголовное право, ювенальное право.

В настоящее время в российской правовой среде активно обсуждается вопрос о перспективе введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции как обязательного элемента судебной системы.

Проблемы ювенальной юстиции разрабатываются отечественными учеными на протяжении нескольких последних десятилетий, однако до сих пор не выработано единое мнение относительно того, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима для российского государства.

Ювенальная юстиция - это правосудие по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних <1>. Понятие ювенальной юстиции включает в себя особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для подростков (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей <2>.

<1> Гулягин А.О. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: Монография. М.: Юристъ, 2009. С. 5.
<2> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2007. С. 858.

Однако существуют и иные толкования этого понятия. Так, А.Ю. Гулягин отмечает, что в юридической науке некоторые авторы определяют ювенальную юстицию не только как совокупность государственных институтов и правовых механизмов, но и как социально-психологические, социализирующие инструменты и программы, применяемые как соответствующими государственными учреждениями, так и различными негосударственными, общественными институтами (благотворительные и другие некоммерческие негосударственные объединения и организации) <3>.

<3> Гулягин А.О. Указ. соч. С. 112.

"Несмотря на различные трактовки определения ювенальной юстиции, во всех четко прослеживаются такие основополагающие элементы, как: правосудие, реализующее свои принципы через суд; системность тех или иных органов, задействованных в круге правоотношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних; правосубъектность, нацеленная на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних" <4>.

<4> Гулягин А.О. Указ. соч. С. 118.

По нашему глубокому убеждению, на сегодняшний день в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная система органов защиты детства в целом и профилактики беспризорности и безнадзорности в частности. Это относится как к работе государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача выявления организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

Указанные обстоятельства заставляют как ученых, так и практиков искать новые пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, к которым, безусловно, можно отнести включение в правовое пространство России института ювенальной юстиции <5>.

<5> Бланков А.С. К вопросу о преподавании будущим юристам курса "ювенальное право" // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 1. С. 17.

На вопрос: "Есть ли в России ювенальная юстиция?", как представляется, можно ответить и "да", и "нет".

В нашей судебной системе отсутствует самостоятельная (автономная) ювенальная юстиция. Как показало изучение данного вопроса, во многих странах она именно автономна, занимается только несовершеннолетними, действует, используя свои принципы и нормы. Вместе с тем при создании ювенальных судов в различных зарубежных странах отмечались неодинаковые подходы.

Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Предельно четко обозначались два варианта: автономный суд, не связанный с общим судом, и состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних. В начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, кантонах французской Швейцарии. В рамках одной статьи невозможно дать развернутую характеристику ювенальной юстиции в каждой из этих стран, но необходимо отметить следующее.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не борьбы с преступностью, как это произошло в судах других стран.

В некоторых странах пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции, Швейцарии (кантон Женева), Японии, Новой Зеландии.

В настоящее время интерес представляет рассмотрение опыта стран, где эффективно функционируют суды для несовершеннолетних. Этими странами являются США, Англия, Франция, Германия.

Сегодня, по мнению Е.М. Тимошиной, "опыт деятельности ювенальных судов за границей и возможность создания ювенальных судов в России подвергается бурной дискуссии" <6>. Вместе с тем зарубежные модели ювенальной юстиции по сравнению с российским уголовным процессом предусматривают, на наш взгляд, более широкое использование неюридических знаний в ювенальном уголовном судопроизводстве. Это связано в первую очередь с тем, что на уровне государственной политики закрепляется приоритет не общеуголовных, а воспитательных и образовательных механизмов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Такой подход определяет и специфику производства в ювенальном суде, и пределы исследования личности и социального окружения несовершеннолетнего правонарушителя, и круг специалистов - не юристов, привлекаемых в ювенальный процесс.

<6> Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 4. С. 18.

Изучение вопроса о внедрении ювенальных технологий в деятельность российских судов общей юрисдикции приводит к выводу, что их элементы используются в работе судов Санкт-Петербурга и Москвы, Пермского края, Республик Хакасия и Карелия, Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Московской и других областей. В некоторых городах и районах образованы специализированные суды по делам несовершеннолетних - ювенальные суды, формально входящие в состав судов общей юрисдикции, но располагающиеся в отдельном помещении, залы заседаний которых отличаются от традиционных залов судебных заседаний.

Однако существование таких альтернативных судов вносит диссонанс в судебную систему Российской Федерации и нарушает права равенства людей перед законом и судом. Избирательное рассмотрение дел одних несовершеннолетних в ювенальных судах только потому, что они проживают в регионах, где проводится эксперимент, нарушает право на равенство всех остальных детей перед законом и судом, дела которых рассматриваются иными судами. Наряду с этим возникает вопрос о правовом статусе и законных основаниях деятельности ювенальных судов в России.

Так, по мнению Э.Б. Мельниковой, часть 2 ст. 118 Конституции РФ <7> устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса РФ <8> достаточно полно регулирует особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Именно ею должны руководствоваться суды при рассмотрении данной категории уголовных дел. Отсутствие законодательного регулирования деятельности ювенальных судов и неясность судейских полномочий ставят под сомнение правосудность принимаемых ими судебных постановлений <9>.

<7> Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. М.: Инфра-М, 2011. С. 165.
<8> СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4921.
<9> Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М., 2000. С. 15 - 17.

Такая позиция нам кажется ошибочной. Ювенальная юстиция подразумевает под собой совершенно иное отношение к несовершеннолетнему преступнику, к реагированию на его правонарушения, здесь система правосудия берет на себя не только защитную и карательную функции, но и воспитательную, восстановительную функции. Ювенальная юстиция предполагает взаимодействие правоохранительных органов с воспитательными, профессионально-гуманитарными, общественными и религиозными структурами с целью решения проблем несовершеннолетнего, попавшего в ситуацию правонарушения.

Вместе с тем необходимо отметить, что на данный момент в России отсутствует как таковой механизм взаимодействия судов с социальными службами, педагогическая защита и социальная коррекция подростков затруднены. Рассмотрение уголовных дел по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной ответственности, большинство несовершеннолетних приговариваются к лишению свободы как к наиболее доступной и "проверенной" мере пресечения, для судей главным мерилом при вынесении решений является устойчивость приговора, что исключает индивидуальный подход к рассмотрению дел с участием несовершеннолетних.

Тем не менее на сегодняшний день в России уже существуют важные наработки. Например, в некоторых регионах суды активно привлекают специалистов по работе с несовершеннолетними; введены специализированные составы для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних, что является неплохой альтернативой ввиду отсутствия ювенальной юстиции. В ряде субъектов Федерации разработана и внедрена процессуальная роль социального работника, собирающего информацию о личности подростка, проблемах его воспитания. Наряду с этим проводится работа по повышению квалификации судей, рассматривающих соответствующие дела; в судебных заседаниях участвуют педагоги и психологи; разработаны программы восстановительного правосудия (программы примирения - программы по заглаживанию вреда); выносятся судебные решения, содержащие индивидуальные планы реабилитации несовершеннолетних. Работают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел РФ, и их потенциал в полной мере еще не раскрыт.

По нашему мнению, систему ювенальной юстиции как одну из гарантий соблюдения прав и свобод несовершеннолетних должны отличать такие специфические принципы, как преимущественно охранительная ориентация, которая выражается в повышенной судебной защите независимо от процессуального положения (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и т.д.); социальная насыщенность (используются данные, полученные судом и по его специальным заданиям от специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля: медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров); максимальная индивидуализация судебного процесса (в центре внимания - личность несовершеннолетнего, а судопроизводство осуществляется в упрощенной форме).

При этом необходимо отметить, что отношение к данному вопросу в настоящее время в среде теоретиков и практиков далеко не однозначно.

Очевидно, что необходимость введения специальных ювенальных судов является насущной потребностью. Отсутствие специальных семейных судов в судебной системе Российской Федерации имеет своим следствием появление ряда вопросов о подсудности семейно-правовых споров, что осложняется возможностью многовариантного толкования ряда норм семейного и гражданского процессуального права. Как нам видится, законодателю следует обратить внимание на несовершенство законодательства в данном вопросе и необходимость урегулирования указанных правовых отношений.

Полагаем, что в разрешении проблемы защиты прав несовершеннолетних большая роль принадлежит процессуальным правилам, содержащимся в Семейном кодексе РФ, поскольку они призваны специализировать процессуальную форму защиты семейных прав, сделать ее более эффективной с учетом специфики брачно-семейных правоотношений.

В ряде проектов ювенальной юстиции подчеркивается: если речь идет не о применении наказания, а о семейных делах, разрешение таких дел не входит в компетенцию ювенального суда. Вместе с тем было бы логично, на наш взгляд, включить в компетенцию ювенального суда все вопросы, связанные с несовершеннолетними.

Особенности ювенальной юстиции заключаются в том, что она содержит как правовую, так и социальную основу. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетнего включает в себя и работу социальных служб, связанную со сбором информации в отношении несовершеннолетних (жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье и т.д.).

Представляется, что целями ювенальной юстиции должны выступать защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных не только с совершением детьми правонарушений, но и с их воспитанием; создание судов с расширенной компетенцией по решению вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних в сфере как уголовного, так и семейного права, одним судьей. Система ювенальной юстиции в итоге должна объединить правоохранительные органы, специальные суды по делам семьи и несовершеннолетних, уже существующие учреждения по реабилитации несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Вместе с тем ювенальная юстиция не должна быть исключительно судебной. Как справедливо замечает Ю.А. Ляхов, "сегодняшний опыт, проводимые эксперименты ставят в центр ювенальной юстиции суд. Суд, организующий ювенальные технологии, суд, применяющий ювенальные технологии, которые распространяются на все производство по уголовному делу и на деятельность по исполнению приговоров после вступления их в законную силу" <10>.

<10> Ляхов Ю.А. Досудебное производство в ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2. С. 27.

Полагаем, что в данном аспекте интересен опыт Пермской области. Особенностью "пермской модели" ювенальной юстиции является то, что судебная система, являясь основным звеном в системе отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, встроена в общую систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, объединяющую усилия досудебных, судебных и пенитенциарных учреждений. Причем акцент здесь делается на работу с несовершеннолетним, еще не попавшим в поле зрения суда. Также в Пермском крае реализуются программы взаимодействия судов с органами исполнительной власти, в рамках которых осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными службами, органами внутренних дел. Практически во всех судах края выделены судьи, рассматривающие уголовные дела только в отношении несовершеннолетних, и должности помощников судей с функциями социального работника. В остальных судах введена специализация судей по рассмотрению уголовных и гражданских (преимущественно об усыновлении) дел. Рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних поручается наиболее опытным судьям.

В результате внедрения элементов ювенальной юстиции в Пермском крае увеличилось число дел, прекращенных за примирением сторон, при одновременном снижении числа повторных преступлений несовершеннолетних. Повторные преступления совершили 11,1% несовершеннолетних, вовлеченных в эксперимент по внедрению ювенальных технологий, в то время как в среднем число повторных правонарушений составляет 40%. В отношении подростков, охваченных восстановительными программами, увеличились показатели избрания видов наказаний, не связанных с лишением свободы, при одновременном снижении числа повторных преступлений.

Таким образом, можно сделать вывод: ювенальная юстиция - это одна из гарантий правопорядка, которая представляет собой основанную на специфических принципах особую систему, состоящую из совокупности государственных органов, общественных организаций, чья деятельность осуществляется совместно с соответствующими медико-психологическими, социальными службами помощи детям и подросткам и направлена на защиту их прав, свобод и законных интересов.

При этом нельзя не согласиться с утверждением Д.М. Замышляева о том, что немаловажная роль в осуществлении государственной ювенальной политики принадлежит ювенальному праву, поскольку "...обеспечение государственной политики в области охраны прав несовершеннолетних немыслимо без создания надежной правовой базы, а полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей "невозможно без комплексного социального подхода государства к проблемам несовершеннолетних" <11>.

<11> Замышляев Д.М. Ювенальные технологии // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 1. С. 23.

В развитии ювенального права в России мы стоим лишь в начале пути, и главное здесь - не опускаться до бытового уровня. Поясню, что мы имеем в виду. В весьма авторитетной газете "Аргументы и факты" обнаруживается следующий пассаж: "Насмотревшись на западный опыт ювенальной юстиции", у нас собираются <12> создавать специальные подразделения, которые будут отнимать детей у родителей, причем, видимо, вместе с квартирой.

<12> Аргументы и факты. 2012. N 44. URL: www.aif.ru.

Ответы на множество вопросов, касающихся правового регулирования всей совокупности общественных отношений, субъектами которых являются несовершеннолетние, предстоит найти представителям юридической науки и практики. В то же время социальные потребности современной России в отношении несовершеннолетних, на наш взгляд, диктуют необходимость выработки не только теоретической модели ювенального права, но и конкретных ювенальных юридических технологий, с тем чтобы вооружить ими правоприменителей, имеющих дело с несовершеннолетними, прежде всего с юными правонарушителями и потерпевшими.

Мы полагаем, что необходима "работающая" теория ювенального права. Развитие и совершенствование в стране ювенологии, ювенального права и ювенальной юстиции - это не просто "прихоть и каприз" целого ряда уважаемых отечественных юристов-ювенологов. Необходимость создания ювенальной юстиции связана и с обязательствами по исполнению норм международного права, которые взяла на себя Российская Федерация.

Как вывод, необходимо отметить, что ювенальная политика должна быть направлена на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет к минимуму необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Не только меры заботы в отношении молодежи, уже совершившей правонарушения, но и принимаемые меры к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью профилактики последних являются, на наш взгляд, основным содержанием ювенальной политики.

Ювенальная политика будет эффективной лишь тогда, когда она будет являться элементом всей государственной правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна быть органично взаимосвязана со всеми направлениями государственной правовой политики на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

Библиография

Бланков А.С. К вопросу о преподавании будущим юристам курса "ювенальное право" // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 1.

Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2007.

Гулягин А.О. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: Монография. М.: Юристъ, 2009.

Замышляев Д.М. Ювенальные технологии // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 1.

Ляхов Ю.А. Досудебное производство в ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2.

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М., 2000.

Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 4.