Мудрый Юрист

Актуальные проблемы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях

Тарабан Николай Александрович, аспирант факультета "Управление, экономика и право" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения".

Правовое регулирование вопросов, связанных с рассмотрением сообщений о преступлениях, устанавливается нормами УПК РФ и ведомственными правовыми актами. Признавая сообщение о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела, законодатель определяет порядок их учета и регистрации. В статье анализируются проблемы, связанные с регистрацией и рассмотрением сообщений о преступлениях.

Ключевые слова: сообщение о преступлении, УПК РФ, учетно-регистрационная дисциплина, КУСП, процессуальная проверка.

Current problems of receiving, registering and reviewing crime reports

N.A. Taraban

Taraban Nikolay A., Postgraduate Student of the Faculty "Management, Economics and Law" in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Rostov State Transport University".

Legal regulation of issues related to the consideration of reports of crimes set standards Code of Criminal Procedure and departmental regulations. Recognizing information about a crime grounds for instituting criminal proceedings legislator determines the order of their registration. The article analyzes the problems associated with the registration of crime reports and their consideration.

Key words: report about a crime, the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, registration and accounting discipline, KUSP, procedural verification.

Сообщение о преступлении, выступая процессуальным поводом к возбуждению уголовного дела, по своей сути является отправной точкой для осуществления всех процессуальных действий, связанных с началом доследственной проверки, а возможно, и возбуждением уголовного дела.

Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте сообщений о преступлениях, поступающих в органы предварительного следствия и дознания. Только за первое полугодие 2014 года органами внутренних дел по России зарегистрировано и рассмотрено 16,81 миллиона заявлений (сообщений) о преступлениях, что на 4,5 процента больше, чем за аналогичный период 2013 года. Почти по каждому семнадцатому сообщению (5,9 процента) принято решение о возбуждении уголовного дела <1>. Органами Следственного комитета РФ в первом полугодии 2014 года рассмотрено 452820 сообщений о преступлениях, по результатам рассмотрения которых возбуждено 75028 уголовных дел <2>.

<1> По данным официального сайта МВД России: http://www.mvd.ru.
<2> По данным официального сайта Следственного комитета Российской Федерации: http://www.sledcom.ru.

Все это свидетельствует о тенденции роста числа сообщений о преступлениях, в том числе обращений граждан, содержащих сведения о готовящихся либо совершенных в отношении их противоправных деяниях, содержащих признаки преступлений, поступающих из органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, материалов о преступной деятельности отдельных лиц.

Первичной правовой основой рассмотрения сообщения о преступлении как уголовно-процессуального института являются ст. ст. 33 и 52 Конституции РФ и ст. ст. 140 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) <3>.

<3> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52. Ст. 4921.

Вторичной правовой базой, которой определяется порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, являются подзаконные акты, разработанные и введенные в действие заинтересованными правоохранительными ведомствами. К числу таких актов относятся совместный Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений", содержащий Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях <4>, Приказ Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" <5>, Приказ МВД России от 01.03.2012 N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" <6>, а также ряд других.

<4> Приказ Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 5.
<5> Приказ СК России от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации) // Российская газета. 2013. N 48.
<6> Приказ МВД России от 01.03.2012 N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" // Российская газета. 2012. N 174.

Итак, в соответствии с нормативным определением, установленном в п. 43 ст. 5 УПК РФ, сообщением о преступлении признается заявление о преступлении, явка с повинной либо рапорт об обнаружении признаков преступления. Порядок проведения процессуальной проверки сообщений о преступлении, являясь фактически самостоятельной первичной стадией уголовного процесса, законодателем урегулирован в гл. 19 "Поводы и основания для возбуждения уголовного дела" УПК РФ. В ст. 140 УПК РФ в качестве поводов к возбуждению уголовного дела, помимо обозначенных трех видов сообщений о преступлении, законодателем названы постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, выносимое им в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по результатам так называемой общенадзорной проверки.

В целом по субъектному составу заявителей о преступлении законодатель не устанавливает ограничений. Так, сообщить о совершенном преступлении может любое лицо независимо от нарушения его субъективных прав в результате совершенного либо предполагаемого преступления. Вместе с этим в отдельных случаях законодателем установлено исключительное право инициирования уголовного преследования о налоговых преступлениях лишь представителями налоговых органов РФ (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ). Такое ограничение было введено законодателем в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 407-ФЗ в рамках государственной политики, направленной как на общую либерализацию уголовного законодательства в целом, так и на создание более благоприятного инвестиционного климата в стране. Основной задачей данной нормы является ограждение российского бизнеса от чрезмерного административного давления, связанного со злоупотреблениями со стороны конкурентов при регулярном инициировании необоснованных проверок, направленных на дестабилизацию деятельности предприятий, в том числе путем подачи заявлений о совершении налоговых преступлений. Вместе с этим уже спустя два года Президент РФ В.В. Путин внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона, направленного на отмену такого ограничения и дающего право любому заинтересованному лицу, помимо налогового органа, включая подразделения экономической безопасности органов внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, направлять в органы Следственного комитета РФ сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 УК РФ, которые вновь будут являться допустимым поводом к возбуждению уголовного дела. Хочется заметить, что данный законопроект уже успел пройти процедуру первого чтения <7>. С другой стороны, законодатель, отказываясь от нормативного сужения круга субъектов инициирования уголовного преследования, Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8>, дополняющим УК РФ ст. 172.1, предусматривающей уголовную ответственность за фальсификацию финансовых документов учета и отчетности финансовой организации, устанавливает, что инициирование уголовного преследования за совершение данного преступления относится к исключительной компетенции Центрального банка РФ, а также конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организации.

<7> Проект Федерального закона N 357559-6 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, принятой ГД ФС РФ в первом чтении 10.12.2013) // www.duma.gov.ru.
<8> Собрание законодательства РФ. 2014. N 30. Ст. 4219.

Наряду с поводом другим обязательным условием к возбуждению уголовного дела, по мнению законодателя, является основание, связанное с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ на дознавателя, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа федеральный законодатель возлагает обязанность по приему и проверке сообщений о любых совершенных либо готовящихся преступлениях. По результатам проведенной проверки принимается процессуальное решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности либо в суд (по делам частного обвинения).

Обеспечение учетно-регистрационной дисциплины, связанной с приемом, регистрацией, проверкой и рассмотрением сообщений о преступлениях, осуществляется на основании ведомственных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственные функции в сфере уголовного судопроизводства, органов Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ.

Контроль соблюдения учетно-регистрационной дисциплины носит как внутриведомственный (руководителями правоохранительных органов и специально созданными подразделениями процессуального контроля (например, органы Следственного комитета РФ)), так и внешний (обеспечивается силами прокурорского надзора, осуществляемого Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами) характер.

Важное значение имеет регистрация сообщений о преступлениях, одной из задач которой является недопустимость укрытия преступлений от учета.

Так, в соответствии с п. 16 Типового положения "О едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", утвержденного Приказом Генеральной прокуратуры РФ N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений", должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений о преступлениях (КУСП). Вместе с тем при наличии причин, препятствующих незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.п.), регистрация такого сообщения в вышеуказанной книге может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи.

Книга регистрации сообщений считается документом строгой отчетности и хранится в органе, в котором она велась, не менее трех лет с момента регистрации в ней последнего сообщения о преступлении. При этом в соответствии с пп. 4 п. 5 данного Положения любое сообщение, сведения о котором не внесены в регистрационные документы и которому не присвоен соответствующий регистрационный номер, следует признать укрытым от регистрации независимо от причин, по которым сообщение не было зарегистрировано.

В соответствии с требованиями п. 12 Типового положения "О едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", п. 15 Приказа СК России от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись на корешке уведомления документ о принятии этого сообщения (талон-уведомление) с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При этом обязанность выдачи талона-уведомления не зависит от того, было ли заявление о преступлении письменным либо устным.

Таким образом, уголовно-процессуальный институт регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях характеризуется такими принципами, как:

Проведение процессуальной проверки определено следующими стадиями:

К сожалению, проанализированные нормативные положения не позволяют в достаточной мере четко разграничить понятие "сообщение о преступлении" и иное обращение, не требующее проведения процессуальной проверки. Так, в соответствии с п. 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета РФ, утвержденной Приказом СК России от 11.10.2012 N 72, заявления и обращения, которые не содержат сведения об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в КУСП и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ. В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина талон-уведомление заявителю не выдается. В ответе по существу такого обращения указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК РФ оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.

Данная позиция находит подтверждение и в решениях Верховного Суда РФ от 22.11.2013 N АКПИ13-975, от 10.02.2014 N АКПИ13-1285, от 22.04.2014 N АПЛ14-151 <9>, а также в Определении Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 682-О <10>, в которых признана правомерность оставления без регистрации заявлений, не содержащих признаки преступления.

<9> Официальный сайт ВС РФ: www.vsrf.ru.
<10> Определение КС РФ от 20.03.2014 N 682-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Худяковой Д.О. на нарушение ее конституционных прав положениями статей 144 и 145 УПК РФ и пункта 20 Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с этим недопустим необоснованный отказ в приеме заявления о преступлении, его невнесение в установленном порядке в книгу регистрации сообщений о преступлениях, а также необоснованный отказ в выдаче заявителю талона-уведомления о принятии и регистрации этого заявления.

Вопрос, связанный с оценкой наличия в заявлении данных, свидетельствующих о совершении преступления, в ряде случаев остается нерешенным в правоприменительной практике, поскольку при первоначальном изучении поступившего сообщения о преступлении руководитель следственного органа не всегда может объективно установить в полном объеме сущность изложенных в поступившем заявлении обстоятельств. Примером могут служить сообщения о неправомерных действиях сотрудников органов государственной власти, в которых содержится косвенное упоминание о фактах коррупции, злоупотреблении властью, однако конкретных данных, свидетельствующих о совершении преступления, не содержится.

Кроме того, в настоящей статье рассмотрены ситуации, когда поводом к возбуждению уголовного дела могут являться сообщения, поступающие лишь от определенных субъектов. В таком случае нерешенным остается вопрос, подлежат ли регистрации сообщения о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 - 199.2 или ст. 172.1 УК РФ, поступившие от иных лиц, а не от лиц, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и требуют ли такие сообщения процессуальной проверки.