Мудрый Юрист

О праве лиц, привлекаемых к ответственности за коррупционные правонарушения, на получение юридической помощи *

<*> Рецензент - доктор юридических наук, профессор А.В. Кудашкин.

Корякин В.М., доктор юридических наук, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения.

Рассмотрены особенности реализации права на получение квалифицированной юридической помощи военнослужащими, привлекаемыми к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения. Обоснована необходимость нормативного закрепления данного права.

Ключевые слова: юридическая помощь, коррупционное правонарушение, комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационная комиссия.

The right of persons brought to responsibility for corruption offences, to receive legal assistance

V.M. Koryakin

Koryakin V.M., doctor of legal Sciences, Professor of the Military University, Deputy Director of the Law Institute of Moscow state railway University (MIIT).

The features of the realization of the right to receive qualified legal assistance to military personnel called to disciplinary liability for corruption offences. The necessity to formalise this right.

Key words: legal aid, corruption offense, Commission on observance of requirements to service behavior and conflict of interests, the certification Commission.

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 48) закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которое является важнейшим условием реализации принципа равенства и всех конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данное право, по сути, означает предоставление лицу правовых средств осуществления и защиты его прав и свобод. Как отмечается в научных исследованиях, характерная черта и основная особенность конституционного права на юридическую помощь состоит в том, что оно используется для реализации и защиты других прав и свобод человека и гражданина. Ни одно из закрепленных в Конституции Российской Федерации прав не может эффективно осуществляться без права на получение квалифицированной юридической помощи, которое в науке конституционного права рассматривается как юридическая гарантия всех прав и свобод человека и гражданина <1>.

<1> Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.

Особая значимость юридической помощи в современных российских условиях вызвана факторами как позитивного, так и негативного характера, среди которых можно отметить следующие:

а) возрастание роли права в общественных отношениях, юридических механизмов удовлетворения субъектами разнообразных экономических, политических, духовных и других интересов;

б) недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры граждан, часто не позволяющий им использовать в той или иной жизненной ситуации даже элементарные правовые средства для реализации своих прав, свобод и законных интересов;

в) недостаточно эффективная работа российской правоохранительной и судебной систем, когда без профессионального правового содействия граждане не могут отстоять свои права, свободы и законные интересы, защититься от произвола со стороны государственных органов. Кроме того, как известно, имеются проблемы и в самой системе юридической помощи в России, которая далека от требуемого для правового государства уровня. Поэтому необходимо повышение доступности юридической помощи для населения, совершенствование качества, своевременности и других условий эффективности юридической помощи <2>.

<2> Кашковский В.С. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009. С. 3.

В связи с последовательным и активным проведением во всех сферах государственной деятельности антикоррупционной политики в настоящее время приобрел актуальность вопрос об оказании юридической помощи не только лицам, пострадавшим от коррупционных правонарушений, но также и тем, кто привлекается к юридической ответственности за такие правонарушения. Полная реализация конституционного права военнослужащих и других лиц на юридическую помощь позволяет предупредить злоупотребления в данной сфере, обеспечить объективность при применении взысканий за коррупционные правонарушения, а также воплотить в практику антикоррупционной деятельности принцип недопустимости привлечения к ответственности невиновных лиц.

Если вопрос об обеспечении квалифицированной юридической помощью военнослужащих и лиц гражданского персонала, привлекаемых к уголовной ответственности, в целом урегулирован и изучен юридической наукой достаточно полно, то реализация права на получение юридической помощи лицами, привлекаемыми к иным видам юридической ответственности за коррупционные правонарушения, пока не получила должного освещения в юридической литературе.

Попробуем восполнить данный пробел.

Прежде всего, напомним, что особенности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения установлены ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и о военной службе". Такие особенности проявляются в следующем:

Примерно такой же порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения действует в отношении государственных гражданских служащих Минобороны России и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

В законодательных актах не оговаривается право лиц, привлекаемых к ответственности за коррупционные правонарушения, на получение квалифицированной юридической помощи. Однако поскольку оно гарантировано Конституцией Российской Федерации, каждый привлекаемый к ответственности вправе им воспользоваться. Этот вывод следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" от 30 июня 2015 г. N 29. Высший судебный орган обращает внимание судов на то, что правом на защиту, наряду с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным и оправданным, обладает "...любое иное лицо, права и свободы которого существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против него обвинительной деятельности, независимо от формального процессуального статуса такого лица".

Лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушение, со всей очевидностью обладает таким правом, поскольку в ходе осуществления проверки по поводу совершенного коррупционного правонарушения и при рассмотрении данного вопроса комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией) существенно затрагиваются его права.

Формой реализации права на защиту и получение юридической помощи лица, привлекаемого к ответственности за коррупционное правонарушение, выступает закрепленное в законодательстве его право иметь представителя. Об этом праве идет речь в Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Так, согласно подп. "б" п. 13 указанного Положения в заседаниях комиссии с правом совещательного голоса может участвовать представитель государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, по решению председателя комиссии, принимаемому в каждом конкретном случае отдельно не менее чем за три дня до дня заседания комиссии на основании ходатайства государственного служащего.

Аналогичные нормы содержатся в Положении о комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 1130, и в Положении о комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2014 г. N 388.

Анализ указанных правовых актов позволяет сформулировать следующие положения об институте представительства в деятельности комиссий по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий):

а) представитель допускается к участию в заседании комиссии по ходатайству лица, вопрос о служебной деятельности которого подлежит рассмотрению;

б) ходатайство о допуске представителя должно быть подано не позднее чем за три дня до дня заседания комиссии;

в) отказ в допуске представителя к участию в заседании комиссии допускается в единственном случае - если ходатайство о допуске подано менее чем за три дня до дня заседания комиссии;

г) представитель обладает правом совещательного голоса на заседании комиссии;

д) представителем может быть любое дееспособное лицо по выбору представляемого (в законодательстве отсутствуют нормы о каких-либо специальных требованиях, которые предъявляются к представителю);

е) представитель должен быть ознакомлен с информацией, поступившей в кадровый орган в отношении лица, чьи интересы он представляет, а также с результатами ее проверки;

ж) комиссия не вправе рассматривать вопрос о служебном поведении лица в случае неявки на заседание его представителя по уважительной причине и при отсутствии согласия данного лица на рассмотрение вопроса в его отсутствие.

По нашему мнению, в целях более полной реализации конституционного права на юридическую помощь военнослужащих и иных лиц, привлекаемых к ответственности за коррупционные правонарушения, институт представительства нуждается в совершенствовании.

Прежде всего, как уже отмечалось в публикациях <3>, требует более четкого урегулирования порядок деятельности аттестационных комиссий по рассмотрению вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов в сфере военной службы и с привлечением военнослужащих к ответственности за коррупционные правонарушения. В настоящее время в Минобороны России деятельность аттестационных комиссий регулируется ст. 27 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, а также Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444 "О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации". Процедурные вопросы участия аттестационных комиссий в антикоррупционной деятельности и, в частности, в рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением военнослужащими требований к служебному поведению и урегулированием конфликта интересов, в данных актах не рассматриваются. В связи с этим имеется настоятельная потребность в разработке и утверждении соответствующим Приказом Министра обороны Российской Федерации Положения об аттестационных комиссиях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

<3> Горновский А.А., Корякин В.М. Аттестационные комиссии как субъекты антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9; Бараненков В.В. Организационно-правовые основы деятельности и функции аттестационных комиссий в сфере профилактики коррупции в воинских частях // Там же. 2015. N 4.

В данном акте в числе прочих должны найти отражение и вопросы, связанные с реализацией права на получение юридической помощи военнослужащих, вопрос о служебной деятельности которых выносится на рассмотрение аттестационной комиссии. В частности, представляется целесообразным закрепить право военнослужащего заявлять ходатайство о допуске представителя к участию в заседании комиссии на любой стадии процедуры его привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения (а не за три дня до заседания комиссии согласно действующему порядку). Следует также более четко закрепить порядок оформления полномочий представителя: в случае если военнослужащий лично не присутствует на заседании комиссии, то допуск его представителя к участию в заседании должен осуществляться на основании оформленной надлежащим образом доверенности. Кроме того, необходимо возложить на соответствующие кадровые органы и должностных лиц обязанность в обязательном порядке разъяснять военнослужащим и другим лицам, привлекаемым к ответственности за коррупционные правонарушения, их право иметь представителя.

Соответствующие дополнения должны быть также внесены и в упомянутые выше Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 и Приказы Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 1130 и от 10 июня 2014 г. N 388.

Таким образом, юридическая помощь лицам, привлекаемым к ответственности за коррупционные правонарушения, представляет собой деятельность представителя, основной целью которой является необходимое содействие в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов указанных лиц, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и в восстановлении надлежащего положения субъекта права.

Библиографический список

  1. Бараненков В.В. Организационно-правовые основы деятельности и функции аттестационных комиссий в сфере профилактики коррупции в воинских частях // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 4.
  2. Ботнев В.К. Квалифицированная юридическая помощь как конституционно-правовая гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2013. 25 с.
  3. Горновский А.А., Корякин В.М. Аттестационные комиссии как субъекты антикоррупционной деятельности в Вооруженных Силах // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 9.
  4. Кашковский В.С. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Тамбов, 2009. 24 с.