Мудрый Юрист

К вопросу о привлечении к материальной ответственности военнослужащих, переведенных к новому месту военной службы *

<*> Рецензент - кандидат юридических наук, профессор С.С. Харитонов.

Кириченко Н.С., капитан юстиции, старший офицер отделения судебной защиты и договорно-претензионной работы отдела правовой работы управления Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России.

Статья содержит некоторые предложения по изменению законодательства, регламентирующего порядок привлечения к материальной ответственности военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы на момент выявления ущерба в воинской части.

Ключевые слова: военнослужащий, материальная ответственность переведенного к новому месту службы, дополнения в Закон "О материальной ответственности военнослужащих", ущерб.

To the question about the financial responsibility of military personnel transferred to a new place of military service

N.S. Kirichenko

Kirichenko N.S., Senior officer of the legal work of the Office of the North Caucasian regional command of internal troops of the Russian Interior Ministry of Justice Captain.

The article contains some suggestions for changes in the legislation regulating the procedure of bringing to liability of a soldier transferred to a new place of military service at the time of detection of damage in a military unit.

Key words: soldier, liability transferred to a new duty station, additions to the law "On liability of servicemen", the damage.

Финансовое обеспечение является одним из направлений, за которое, в соответствии со ст. 75 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечает командир (начальник). Одним из способов проверки ведения финансово-хозяйственной деятельности в воинской части (ином военном учреждении) является ревизия.

Опыт показывает, что в 99% случаев в ходе проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности воинских частей выявляется какой-либо материальный ущерб, причиненный федеральному имуществу, закрепленному за воинской частью, военнослужащими данной воинской части различными действиями и на различные суммы. И очень часто имели место случаи, когда на момент выявления ущерба и установления лица, его причинившего, виновный военнослужащий уже переведен к новому месту военной службы.

Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон) регламентирован процесс возмещения ущерба при таких ситуациях. Абзацы 2 и 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона содержат нормы, согласно которым в том случае, если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности. Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном ст. 8 Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных выше.

В общем приведенные положения Федерального закона четко и понятно регламентируют процесс взыскания с виновного военнослужащего денежных средств в счет возмещения ущерба. Предполагается, что следует издавать приказ о привлечении военнослужащего к материальной ответственности либо подавать исковое заявление в суд именно по месту его военной службы, так как для всех сторон (для истца - в лице командования воинской части, в которую переведен виновный в причинении ущерба, а также для ответчика - непосредственно военнослужащего) не составит особого труда прибыть на судебное заседание и активно защищать свои интересы. В случае издания приказа имеется возможность в кратчайшие сроки ознакомить с ним заинтересованного военнослужащего. Исходя из указанных норм права, командование воинской части по предыдущему месту военной службы военнослужащего, виновного в причинении материального ущерба, не будет являться надлежащим истцом по гражданскому делу в случае возмещения материального ущерба в судебном порядке. Это уже проверено судебной практикой <1>. Тем не менее, при применении данных положений Федерального закона, регламентирующих вопрос привлечения к материальной ответственности военнослужащего, переведенного к новому месту военной службы, возникают различные трудности.

<1> Судебная практика по гражданским делам Пермского гарнизонного военного суда 2015 года.

Материальный ущерб, выявленный в воинской части, даже если виновное в его причинении лицо переведено к новому месту военной службы, числится за той частью, в которой он выявлен, до момента его полного погашения. Конечно, именно данная воинская часть заинтересована в привлечении виновного к материальной ответственности. Орган военного управления (воинская часть), в который виновный военнослужащий был переведен, такой заинтересованности не имеет. И очень часто возникают ситуации, как в одном из анекдотов: "Ваши крокодилы, вы их и спасайте", т.е. бывают случаи, когда должностные лица новой воинской части попросту недобросовестно относятся к процессу возмещения материального ущерба, так как за его наличие ответственности не несут, а следовательно, особой заинтересованности в его возмещении они не имеют. Командование воинской части, в которую переведен виновный военнослужащий, слабо заинтересовано в издании приказа о привлечении военнослужащего к материальной ответственности на основании "чужого" административного расследования и для возмещения "чужого" материального ущерба, так как существует возможная перспектива отмены данного приказа в судебном порядке, что в последующем будет являться отрицательным показателем работы командира и должностных лиц данной воинской части.

Такая ситуация может быть усугублена еще и тем, к примеру, что военнослужащий, переведенный к новому месту военной службы и виновный в причинении материального ущерба по предыдущему месту военной службы, в новой воинской части занимает воинскую должность, входящую в число командных (например, заместитель командира воинской части). Что в данном случае может произойти? В такой ситуации с высокой вероятностью не исключен тот факт, что между воинскими частями начнется длительная переписка и неизвестно, будет возмещен ущерб или нет.

Представим такую ситуацию: переведенный военнослужащий занимает воинскую должность заместителя руководителя органа военного управления. При поступлении в воинскую часть материалов административного расследования с предыдущего места военной службы командование новой воинской части, при наличии сложившихся нормальных служебных или дружеских отношений с военнослужащим, подлежащим привлечению к ответственности, может поставить перед собой вопрос: каким образом избавить своего подчиненного от ответственности? Не издавая приказ о привлечении военнослужащего к материальной ответственности, командование возвращает материалы административного расследования по предыдущему месту военной службы, ссылаясь на то, что оно необоснованно, либо вина не установлена, либо по каким-либо иным формальным признакам, хотя Федеральным законом это не предусмотрено. Получив материалы обратно, командование воинской части, которой причинен материальный ущерб, вновь направляет материалы с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением, так как командир данной "старой" воинской части не является надлежащим истцом. Представим, что командование "новой" воинской части направляет исковое заявление в суд. Однако в такой ситуации судебная защита может быть осуществлена некачественно, что может привести к вынесению судом решения не в пользу государства. Крайним вариантом разрешения такого спора является обращение к вышестоящему командованию, но прибегают к нему не всегда, так как со своими "коллегами" хочется договориться мирным путем.

Конечно, наличие у командира воинской части такого умысла, направленного на "укрывательство" виновного от ответственности, есть не что иное, как грубое нарушение законодательства Российской Федерации, но возникновение такой ситуации не исключено.

Однако, на наш взгляд, всех перечисленных выше негативных примеров можно избежать.

Автор считает, что процессом возмещения материального ущерба, с момента его выявления до момента его полного погашения, должна заниматься именно та воинская часть, в которой материальный ущерб был выявлен. В случае ликвидации воинской части возмещением материального ущерба должен заниматься вышестоящий орган военного управления. Для этого необходимо наделить командование воинской части, из которой виновный в причинении материального ущерба военнослужащий был переведен, правом обращения в суд по взысканию с виновного суммы ущерба. Даже если виновный военнослужащий служил, например, в г. Ростове-на-Дону, а был переведен в г. Владивосток, то, как показывает опыт офицеров юридических подразделений, организовать надлежащую судебную защиту воинской части вполне возможно. В наше время имеется множество различных средств передачи информации и данных. Также возможно направление доверенности для представления интересов в воинские части, дислоцированные по месту службы привлекаемого к ответственности военнослужащего. При этом командование "старой" воинской части не лишено права и возможности вовремя реагировать на возможные ошибки, допущенные представителем, защищающим интересы воинской части в суде.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо внести изменения в Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих", согласно которым обязанность по привлечению к материальной ответственности военнослужащего, который на момент выявления ущерба переведен к новому месту военной службы, должна возлагаться на командование воинской части по предыдущему месту его службы. Возмещение материального ущерба в данном случае должно происходить только в судебном порядке. В случае внесения таких изменений возмещением материального ущерба будут заниматься именно заинтересованные в этом должностные лица, что, на наш взгляд, позволит повысить эффективность работы в данном направлении.