Мудрый Юрист

Совершенствование принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей

Ванюхин Олег Владиславович, главный специалист-эксперт (дознаватель) Управления Федеральной службы судебных приставов России по Московской области, юрист 2 класса.

В статье исследован общий порядок принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей и предложен способ его совершенствования. Раскрыто содержание операции, обеспечивающей развитие методики принудительного исполнения алиментных обязательств, и совершенствование принудительного взыскания средств на содержание детей. Приведены примеры правоприменительной практики службы судебных приставов.

Ключевые слова: исполнительный лист, задолженность по алиментам, уклонение от уплаты алиментов, меры принуждения к уплате алиментов, судебный пристав-исполнитель.

Perfection of enforced recovery of alimony for support of minor children

O.V. Vanyukhin

Vanyukhin Oleg V., Chief Specialist Expert (Interrogating Officer) of the Directorate of the Federal Bailiff Service of Russia for the Moscow Region, Class 2 Lawyer.

The article examines the general procedure of compulsory collecting of the alimony on the maintenance of minor children and the method of its improvement. The content of the operation, ensuring the development of methods of compulsory enforcement of maintenance obligations and improvement of forced collection of funds for the maintenance of children. Provides examples of enforcement bailiffs.

Key words: writ of execution, child support arrears, evasion from payment of the alimony, coercive measures, to the payment of alimony, the bailiff.

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и семейное законодательство Российской Федерации в процессе регулирования отношений между супругами устанавливают приоритет семейного воспитания детей с заботой об их благополучии и развитии, защитой их прав и интересов <1>.

<1> Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/14494/ (дата обращения: 01.06.2015).

Согласно ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание - алименты - взыскиваются с родителей в судебном порядке <2>.

<2> Семейный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. N 1. 1 янв. Ст. 16.

Решение суда о взыскании средств на содержание несовершеннолетних детей подлежит немедленному исполнению. При отсутствии немедленного исполнения решения суда предусмотрено принудительное взыскание алиментов. Реализация предусмотренного законом принудительного исполнения алиментных обязательств в пользу несовершеннолетних детей возложена на исполнительный орган, который учрежден Законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ, а его деятельность регламентирована Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ. Статья 5 "Органы принудительного исполнения" содержит положение о том, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Задачами исполнительного производства в ст. 2 Закона названы "правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций" <3>. При этом следует отметить положение ст. 111 Закона "Об исполнительном производстве" о том, что требования по взысканию алиментов при исполнении судебных актов удовлетворяются в первую очередь. "В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:

  1. в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов;
  2. при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме".
<3> Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ // Российская газета. 2007. N 223. 6 окт.

Реализуется возможность принудительного взыскания алиментов ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", где сказано, что "судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя". Возбуждение исполнительного производства является началом принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей. Поскольку исполнительный лист о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению, то пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении производства в течение одних суток. По той же причине срок для добровольного исполнения алиментных требований не устанавливается. Неисполнением в срок считается неисполнение должником требований о взыскании алиментов в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель указывает размер удержаний с учетом задолженности в порядке совершения такого исполнительного действия, как выдача физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, предусмотренного ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве". Здесь же предупреждает должника об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов, реализуя порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, предусмотренный ст. 102 Закона "Об исполнительном производстве".

Необходимая мера в исполнительном производстве - обращение взыскания на периодические выплаты по месту работы должника. Указанная мера предусмотрена в помощь исполнительным действиям, производимым в обеспечение исполнительного производства. Она содержится в ст. 68 Закона "Об исполнительном производстве" и позволяет судебному приставу-исполнителю обращать взыскание на периодические выплаты, поступающие в адрес должника, в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Пристав вправе проверить правильность удержания и перечисления алиментов. Организация обязана представить сведения о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов. Указанное требование предъявляется с обязанностью представить судебному приставу бухгалтерские и иные документы, указанные в ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве". Данное исполнительное действие обеспечивает реализацию положений ст. 112 Семейного кодекса о том, что взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. Эта же правовая норма обеспечивает правила поведения для лица, обязанного уплачивать алименты, и порядок действий руководства организации, в котором имеет работу, а значит, и заработок лицо, обязанное уплачивать алименты.

При обнаружении периода, в котором отсутствуют перечисления денежных средств, судебному приставу-исполнителю предписано произвести расчет и установить задолженность по алиментам. В этом случае совершить исполнительные действия приставу предписано не позднее следующего рабочего дня после установления периода, в котором отсутствуют перечисления денежных средств <4>. Данное исполнительное действие обеспечивает реализацию положений ст. 109 Семейного кодекса, согласно которой руководство организации обязано ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода должника и уплачивать или переводить лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

<4> Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. Утверждены директором ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16 // Официальный сайт ФССП России. URL: http://fssprus.ru/methodical/ (дата обращения: 01.06.2015).

Как следует из ст. 111 Семейного кодекса, руководство организации обязано в трехдневный срок сообщить о факте произведенного взыскания судебному исполнителю и лицу, получающему алименты. Администрация обязана также сообщить об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, о новом месте его работы и жительства. Аналогичное предписание предусмотрено для должника, который обязан в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.

Все действия с момента возбуждения исполнительного производства пристав-исполнитель совершает в обеспечение принудительного взыскания алиментов. Законные требования судебного пристава-исполнителя, осуществляющего функции по принудительному исполнению, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Результаты принудительного взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей можно увидеть в Отчете о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году.

Впервые за несколько лет остаток неоконченных исполнительных производств на конец 2014 года снизился ниже миллионной отметки и составил 916,7 тыс. производств. Количество исполнительных производств, по которым лица, обязанные к уплате алиментов, не приступали к выполнению алиментных обязательств, сократилось до 287,3 тыс. (против 317 тыс. в 2013 г.). В пользу детей взыскано 16,3 млрд руб. Достигнутые результаты принудительного исполнения во многом обеспечены реализацией полномочий, предоставленных Федеральной службе судебных приставов России, по розыску должников и их имущества. В 2014 году судебные приставы-исполнители разыскали 61,2 тыс. должников по алиментам. В 2013 г. этот показатель составлял всего 48,1 тыс. Обнадеживающие результаты розыска должников обеспечили деятельность по реализации их имущества в погашение задолженности по алиментам. Сумма денежных средств, полученных от реализации арестованного имущества, составила 15 млрд руб. против 10,5 млрд руб. в 2013 году. В результате взаимодействия с органами внутренних дел судебными приставами разыскано более 9,1 тыс. лиц, скрывающихся от органов дознания ФССП России в связи со злостным уклонением от уплаты алиментов. После применения к должникам мер уголовно-правового воздействия окончено 7 тыс. исполнительных производств. Взысканная сумма по этим производствам составила 3 млн руб. <5>.

<5> Отчет о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году // Официальный сайт ФССП России. URL: http://fssprus.ru/2129162/ (дата обращения: 01.06.2015).

Динамика изменений в принудительном взыскании средств на содержание несовершеннолетних детей Федеральной службой судебных приставов России названа положительной. Вместе с тем есть отдельные категории плательщиков алиментов, в отношении которых общий порядок принудительного взыскания алиментов не позволяет обеспечить необходимый уровень эффективности. К отдельной категории, в частности, следует отнести плательщиков алиментов - индивидуальных предпринимателей.

Как показывает личная профессиональная практика автора настоящей статьи, вместо установленных судом ежемесячных платежей в размере, исчисленном из дохода от предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 81 Семейного кодекса, в лучшем случае алименты выплачивались после окончания предпринимателем финансового года. Выплачивались исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного кодекса. Причина в том, что с вынесением решения суда о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей у индивидуальных предпринимателей резко снижаются доходы от производства. Доходы становятся ниже заработной платы среднестатистического работника в Российской Федерации.

Примером может служить исполнительное производство о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних детей с индивидуального предпринимателя П. Отсутствие выплат на содержание ребенка в течение года гражданин П. объяснил тем, что уплачивать алименты ежемесячно, как записано в решении суда, ему "неудобно", поскольку доход от его предпринимательской деятельности будет известен только после сдачи декларации в налоговый орган по окончании финансового года. Действительно, по окончании календарного года индивидуальный предприниматель представил справку из налогового органа, подтверждающую доход за прошедший 2012 год. Размер дохода, указанный в справке, а также квитанция об уплате незначительной суммы денег в счет алиментов не позволили говорить о задолженности по перечислению средств на содержание несовершеннолетних детей, учитывая существующий порядок расчета из средней заработной платы в Российской Федерации. По той же причине оказалась несостоятельной попытка привлечь к уголовной ответственности предпринимателя за злостное уклонение от уплаты средств на содержание своих детей. Незначительная сумма денег, перечисляемая в счет уплаты алиментов, разрушила квалифицирующий признак злостности в составе уголовно наказуемого правонарушения. Поскольку с начала следующего 2013 года алименты от индивидуального предпринимателя прекратили поступать, судебный пристав рассчитал задолженность по известному правилу исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации. Речь идет о разъяснении Федеральной службы судебных приставов России: "Если должник не представляет документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) можно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ". С целью установления ежемесячного дохода гражданину П. вручено требование о предоставлении справок о доходе, а также книги учета расходов и доходов индивидуального предпринимателя. В случае предоставления указанных документов можно было бы воспользоваться Методическими рекомендациями Федеральной службы судебных приставов России - производить расчет алиментов (задолженности) с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы. В рамках одной налоговой базы рекомендовано затребовать налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ), в рамках другой - необходимы первичные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом во всех случаях расчета размера алиментов (задолженности) для индивидуального предпринимателя необходимо учитывать сумму дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.

Однако индивидуальный предприниматель требование о предоставлении финансовых документов не выполнил, зато перечислил денежные средства в счет уплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 3 тысяч рублей. При этом объяснил, что денежную сумму определил по своему усмотрению и будет перечислять ее один раз в три месяца с тем, чтобы избежать уголовной ответственности, предусмотренной законом за уклонение от уплаты алиментов. Аналогично исполнялись алиментные обязательства в следующем 2014 году. Не изменили порядок ни списанные денежные средства со счета должника, ни арестованное и реализованное имущество, ни административные наказания в виде штрафа, ни предупреждения об уголовной ответственности. Справка из налогового органа о размере дохода по итогам финансового года и перерасчет уплаченных денежных средств показывали отсутствие задолженности по алиментам.

Нет сомнений в том, что порядок принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей с должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей требует улучшения. Совершенствование принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей с указанной категории плательщиков алиментов может обеспечить развитие методики принудительного исполнения алиментных обязательств. Развитие методики в данном случае можно осуществить при помощи такой операции, как увеличение масштабов охвата гражданских прав должников по алиментам исполнительными действиями и мерами принуждения в различных общественных отношениях (экономических, правовых, культурных и др.). Исследование указанной операции позволило установить особенность методики принудительного исполнения алиментных обязательств.

Особенность методики проявилась в том, что в технологии принудительного исполнения побуждение индивидуального предпринимателя уплатить алименты, погасить долг осуществляется при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом. При этом юридическая сила исполнительных действий судебного пристава направлена не на личность должника по алиментам, а на его гражданские права. Временно ограничивая доступ к пользованию гражданскими правами, пристав-исполнитель тем самым побуждает должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей выполнять свои алиментные обязательства.

Успешным примером развития методики принудительного исполнения алиментных обязательств индивидуальными предпринимателями следует признать временное ограничение в пользовании гражданскими правами в рамках общественных отношений, связанных со свободным передвижением, выбором места пребывания и жительства. Указанное исполнительное действие добавлено в правовой арсенал судебного пристава-исполнителя сравнительно недавно Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ. Содержащееся в п. 15 ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве" временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации получило развитие в ст. 67 того же Закона как раз в целях обеспечения результативного взыскания средств на содержание детей со специфической категории должников по алиментам - индивидуальных предпринимателей. В статье сказано, что "при неисполнении должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель вправе по собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации".

Ограничение на выезд из страны имеет правовой статус исполнительного действия, что открывает возможность его применения в отношении неограниченного количества должников по алиментам в отличие от мер принудительного исполнения (мер принуждения). Поэтому за прошедший 2014 год постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации вынесены в отношении 404 тыс. должников по алиментам. Проявляя инициативу по отмене установленного для них ограничения, должники в срочном порядке выплатили алименты в пользу своих детей на сумму 2,7 млрд руб. (в два раза больше, чем в 2013 году). Такой результат следует признать выдающимся.

Еще более внушительный результат в вопросе погашения задолженности по алиментам в пользу несовершеннолетних детей может обеспечить такое исполнительное действие, как временное ограничение лиц, уклоняющихся от содержания своих детей, в праве на управление транспортным средством, предоставляемом законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Установление для недобросовестного плательщика алиментов, в том числе для индивидуального предпринимателя, временного ограничения на управление транспортным средством и (или) судном нашло отражение в законопроекте N 661379-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации 27 января 2015 г. N 6006-6 ГД.

Методика, основанная на побуждении индивидуального предпринимателя уплатить алименты, погасить долг при помощи временного ограничения в пользовании гражданскими правами, предусмотренными законом, позволяет совершенствовать порядок принудительного взыскания средств на содержание несовершеннолетних детей, существующий в действующем Семейном кодексе и Законе "Об исполнительном производстве".

Литература

  1. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ // Российская газета. 2007. N 223. 6 окт.
  2. Семейный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. N 1. 1 янв. Ст. 16.
  3. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/14494/ (дата обращения: 01.06.2015).
  4. Отчет о выполнении публичной декларации целей и задач, достигнутых Федеральной службой судебных приставов России в 2014 году // Официальный сайт ФССП России. URL: http://fssprus.ru/2129162/ (дата обращения: 01.06.2015).
  5. Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов. Утверждены директором ФССП России 19 июня 2012 г. N 01-16 // Официальный сайт ФССП России. http://fssprus.ru/methodical/ (дата обращения: 01.06.2015).