Мудрый Юрист

Установление прокурором срока предварительного расследования при отмене незаконного или необоснованного постановления о приостановлении дознания

Ларин Евгений Геннадьевич, заместитель начальника кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

Павлов Антон Васильевич, доцент кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России, кандидат юридических наук.

В статье анализируются положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 520-ФЗ, который регламентирует полномочия прокурора и начальника подразделения дознания при возобновлении дознания, приостановленного производством.

Ключевые слова: прокурор, начальник подразделения дознания, приостановление дознания, возобновление производства дознания, установление срока дознания.

Setting a pre-trial investigation term by a public prosecutor in case of withdrawal of an unlawful or ungrounded resolution to suspend an inquiry

Ye.G. Larin, A.V. Pavlov

Larin Yevgeny Gennadyevich, PhD (Law), Deputy Chief, Department of Criminal Proceedings, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

Pavlov Anton Vasilyevich, PhD (Law), Associate Professor, Department of Criminal Proceedings, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

The article analyzes the provisions of the Federal law from December 31, 2014 N 520-FZ, which regulates the powers of the Prosecutor and the head of unit of inquiry with the resumption of the inquest, which was suspended.

Key words: the prosecutor, the head of the inquiry, the suspension of the inquiry, the resumption of the inquiry, terms of inquiry.

До принятия Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 520-ФЗ в УПК РФ не был регламентирован порядок установления срока при возобновлении приостановленного дознания как прокурором, так и начальником подразделения дознания (во-первых, прямо не был назван субъект установления срока; во-вторых, не указан срок, в течение которого возможно производство дознания после его возобновления). В Приказе Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 также нет положений, касающихся установления срока при возобновлении приостановленного дознания.

В условиях правовой неопределенности практика складывалась неоднозначно. В пояснительной записке к проекту Федерального закона N 551326-6 "О внесении изменений в статью 223 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения полномочий начальника подразделения дознания при отмене постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу) отмечалось, что в некоторых территориальных органах МВД России при отмене начальником подразделения дознания постановления о приостановлении дознания дознаватель выносит постановление о возобновлении дознания и при этом ходатайствует перед прокурором об установлении срока дополнительного дознания. Прокурор устанавливает этот срок по своему усмотрению. В других органах внутренних дел начальник подразделения дознания отменяет постановление о приостановлении дознания и сам ходатайствует перед прокурором об установлении срока дополнительного дознания. В-третьих - начальник подразделения дознания отменяет постановление о приостановлении дознания с одновременным его возобновлением и сам устанавливает срок дополнительного дознания.

Говоря о сроках дознания после возобновления приостановленного производства, необходимо также отметить разные подходы. А. Есина полагала, что при возобновлении приостановленного производства по делу срок дополнительного дознания устанавливается прокурором и не может превышать 30 суток со дня возобновления дознания <1>. Нами ранее указывалось, что если следовать аналогии закона, то с учетом сроков дознания предпочтительнее обратиться к п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК, согласно которому устанавливается срок до 10 суток <2>. На взгляд А. Виданова, поскольку сроки дознания продлевает прокурор, ст. 223 УПК, которая устанавливает порядок возобновления дознания, должна быть дополнена указанием на то, что в случае возобновления приостановленного дознания прокурор продлевает срок дознания до 30 суток <3>.

<1> См.: Есина А.С. Производство дознания органами внутренних дел: некоторые процессуальные и организационные аспекты // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
<2> См.: Ларин Е.Г., Павлов А.В. Приостановление и возобновление предварительного расследования: Учебное пособие. Омск, 2014. С. 139.
<3> См.: Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 2013. N 9. С. 23.

Изучение уголовных дел, опрос дознавателей показывали, что в зависимости от региона в случае возобновления приостановленного дознания прокурор устанавливал срок дознания либо до 10 суток (по аналогии с п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК), либо до 30 суток (по аналогии с ч. 3 ст. 223 УПК), либо до 1 месяца (по аналогии с ч. 6 ст. 162 УПК) или продлевал срок дознания до 30 суток на основании ч. 3 ст. 223 УПК.

Таким образом, до декабря 2014 года не было единого подхода к установлению срока расследования уголовного дела в случае возобновления дознания после его приостановления.

Этот пробел был устранен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 520-ФЗ, которым ст. 223 УПК дополнена ч. ч. 3.2 и 3.3. Анализ ч. 3.2 ст. 223 УПК позволяет отметить следующее.

Прокурор отменяет постановление о приостановлении производства дознания в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов уголовного дела. Этот срок нацеливает прокурора на оперативное принятие решения об отмене постановления. Срок исчисляется не с момента принятия дознавателем решения о приостановлении, а именно с момента получения материалов уголовного дела прокурором. В соответствии с п. 18 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 прокурор проверяет законность и обоснованность постановления дознавателя о приостановлении производства дознания в течение одного месяца с момента его вынесения.

Полагаем, это не означает, что прокурор может воспользоваться правом на отмену постановления о приостановлении дознания лишь непосредственно после поступления копии постановления дознавателя о принятом решении. Прокурор вправе в любой момент истребовать материалы приостановленного дознания и в течение 5 суток с момента получения материалов уголовного дела отменить это решение, как незаконное и необоснованное. На наш взгляд, пятисуточный срок не является пресекательным, прокурор вправе отменить постановление о приостановлении дознания и после его истечения.

Установление срока дознания в случае его возобновления после приостановления осуществляется исключительно прокурором. При этом не оговаривается, какого уровня должен быть прокурор (применительно к производству предварительного следствия в ч. 6 ст. 162 УПК сказано, что срок следствия устанавливает руководитель именно того следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело). Представляется, что субъектом установления срока дознания выступает прокурор района, города.

Постановление прокурора должно быть мотивированным, в нем излагаются конкретные обстоятельства, подлежащие расследованию.

Изучение постановлений прокурора об отмене постановлений дознавателя о приостановлении дознания показывает, что основными причинами отмены этого решения дознавателя выступают:

В резолютивной части постановления прокурора должно быть предусмотрено три решения: 1) об отмене постановления о приостановлении дознания; 2) о возобновлении производства дознания; 3) об установлении срока дополнительного дознания.

Если в постановлении прокурора нет решения об установлении срока дознания, то дознаватель должен принять уголовное дело к своему производству и возбудить перед прокурором соответствующее ходатайство (хотя этот вариант более сложен с организационной точки зрения).

Постановление прокурора об отмене постановления дознавателя о приостановлении производства дознания вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направляется начальнику органа дознания.

Срок дополнительного дознания составляет не более 10 суток. Таким образом, в настоящее время в УПК устранен правовой пробел относительно срока дознания после возобновления приостановленного производства. Вместе с тем в законе не сказано, с какого момента следует исчислять установленный прокурором срок. Применительно к производству предварительного следствия в соответствии с ч. 6 ст. 162 УПК установленный руководителем следственного органа срок до одного месяца исчисляется со дня поступления уголовного дела следователю. Этот вопрос с учетом относительно небольшого срока, устанавливаемого прокурором, важен, поскольку для передачи уголовного дела от прокурора к дознавателю через начальника органа дознания требуется определенное время (практика показывает: уголовное дело к дознавателю фактически может попасть только через несколько дней после принятия решения прокурором). В связи с этим можно обозначить следующие возможные точки отсчета 10-суточного срока: а) срок исчисляется со дня принятия прокурором решения об отмене постановления о приостановлении производства дознания; б) срок исчисляется со дня вынесения отдельного решения прокурора об установлении срока дознания; в) срок исчисляется с момента поступления уголовного дела начальнику органа дознания; г) срок исчисляется со дня поступления уголовного дела к дознавателю и принятия им уголовного дела к своему производству.

В первом и третьем случаях фактический срок дополнительного дознания составит менее 10 суток, поскольку уголовное дело к дознавателю попадет спустя некоторое время (часть срока будет затрачена на нахождение уголовного дела у прокурора, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания).

Во втором и четвертом случаях дознаватель имеет возможность приступить к производству дополнительного дознания в течение всего установленного срока, так как уголовное дело у него уже находится в производстве.

С учетом анализа действующего законодательства, складывающейся практики полагаем, что 10-суточный срок дознания, устанавливаемый прокурором, следует исчислять со дня поступления уголовного дела к дознавателю и принятия им уголовного дела к своему производству.

Установление срока дознания осуществляется в случае его истечения.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 УПК обязательным условием приостановления предварительного расследования по п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК является истечение сроков расследования. По основаниям, предусмотренным п. п. 3 - 4 ч. 1 ст. 208 УПК, предварительное расследование может быть приостановлено и до истечения срока. В этих случаях процедура установления срока дознания не применяется, поскольку после возобновления дознания дознаватель может использовать ту часть срока, которая оставалась неиспользованной на момент приостановления.

Требует рассмотрения вопрос о том, как поступать дознавателю, если необходимо возобновить ранее приостановленное дознание по уголовному делу, по которому истекли предельные сроки расследования. Согласно ч. 5 ст. 223 УПК в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи в порядке ст. 453 УПК, максимальный срок дознания составляет 12 месяцев. При отсутствии исключительных случаев срок дознания не должен превышать 6 месяцев.

При таких условиях в случае установления срока при возобновлении приостановленного дознания общий срок дознания выйдет за рамки установленных законом предельных сроков, что будет противоречить действующему законодательству.

В связи с этим при необходимости возобновления приостановленного дознания по уголовному делу, по которому истекли предельные сроки дознания, оно должно быть передано прокурором для дальнейшего производства предварительного следствия.

Приведем пример из судебной практики. Заявитель обратился в суд с жалобой на постановление заместителя прокурора Удмуртской Республики об отмене постановления о приостановлении дознания по уголовному делу, просил признать его незаконным и необоснованным и обязать устранить допущенные нарушения закона. В жалобе заявитель указал, что, принимая решение об установлении срока дополнительного дознания, заместитель прокурора фактически продлил срок дознания по делу свыше 6 месяцев, чем нарушил требования ч. 5 ст. 223 УПК, согласно которой срок дознания свыше 6 месяцев может быть продлен только прокурором субъекта РФ и лишь в исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК. Суд первой инстанции жалобу удовлетворил.

Вышестоящий суд признал постановление суда первой инстанции законным, обоснованным и мотивированным, указал, что срок дознания ограничен законодательством (ч. ч. 3 - 5 ст. 223 УПК), а его продление связано с наличием определенных условий. Принимая решение об установлении срока дополнительного дознания в один месяц, заместитель прокурора фактически продлил срок дознания по делу свыше 6 месяцев, не имея на то законных оснований, так как по этому уголовному делу запрос о правовой помощи в порядке ст. 453 УПК не направлялся. При таких обстоятельствах продление срока дознания свыше 6 месяцев незаконно, и это нарушение должно быть устранено прокурором <4>.

<4> Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской Республики от 22 марта 2012 г. по делу N 22-708. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-udmurtskoj-respubliki-udmurtskaya-respublikas/act-106515333.

В случае если 10 суток, установленных прокурором, недостаточно для принятия итогового решения, дознаватель принимает меры по продлению срока дознания на общих основаниях в порядке, установленном ч. ч. 3 - 5 ст. 223 УПК.

Анализ ст. 223 УПК позволяет отметить следующее. Начальник подразделения дознания в случае приостановления производства дознания вправе своим постановлением отменить незаконное и необоснованное постановление дознавателя о приостановлении дознания и возобновить производство либо только возобновить производство, если отпали основания для приостановления или возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого (обвиняемого). Наличие у начальника подразделения дознания самостоятельного полномочия по отмене постановления дознавателя о приостановлении дознания не предоставляет ему (по аналогии с руководителем следственного органа) права устанавливать срок дознания. В случае истечения срока дознания начальник подразделения дознания ходатайствует перед прокурором об установлении срока дополнительного дознания до 10 суток.

Таким образом, Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 520-ФЗ устранил правовую неопределенность относительно порядка установления сроков дознания при возобновлении ранее приостановленного производства.

Однако этот Закон не разрешил вопрос о том, как следует поступать дознавателю в случае отмены прокурором постановления о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 214 УПК). В п. 20 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 сказано, что прокурор, признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела незаконным или необоснованным, безотлагательно отменяет его и с указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий. Проблема в том, что в УПК не определен порядок установления срока дознания в случае отмены прокурором этого постановления. Анализ практики показывает, что в такой ситуации прокурор устанавливает срок до 30 суток (также не исключается с учетом аналогии с ч. 3.2 ст. 223, п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК процедура установления на срок до 10 суток). В целях обеспечения единства практики производства дознания, полагаем, обозначенная проблема также требует законодательного разрешения.

Пристатейный библиографический список

  1. Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 2013. N 9.
  2. Есина А.С. Производство дознания органами внутренних дел: некоторые процессуальные и организационные аспекты // СПС "КонсультантПлюс", 2008.
  3. Ларин Е.Г., Павлов А.В. Приостановление и возобновление предварительного расследования: Учебное пособие. Омск, 2014.