Мудрый Юрист

Социально-экономические предпосылки роста неформальной экономики

Дадалко Василий Александрович, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор.

Якушин Антон Павлович, преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов Финансового университета при Правительстве РФ.

Рост теневой экономики за 2014 и начало 2015 года заставил задуматься о коренных и новых проблемах в национальной модели. В данной статье осуществлен поиск ответа на вопрос, какой именно курс новейшей политики необходимо выбрать и какие причины такой необходимости. Проанализирована социальная и экономическая политика, выделены основные проблемы домохозяйств, организаций и государства. В статье приводится анализ текущей ситуации в стране и обозначены основные социально-экономические причины возникновения и роста теневой экономики в Российской Федерации.

Ключевые слова: экспорт капитала, теневая экономика, социальная политика, экономическая политика, кризис.

Social and economic preconditions for growing informal economy

V.A. Dadalko, A.P. Yakushin

Dadalko Vasiliy A., Professor of the Risk Analysis and Economic Security Department at Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor.

Yakushin Anton P., Lecturer of the State and Municipal Finance Department at Financial University under the Government of the Russian Federation.

Growth of shadow economics in 2014 and the beginning of 2015 years forced to think about fundamentals and today's problem in national model. To answer the question, which trend of modern policy we should take and what causes it necessary, it needed to analyze social and economic policy, find basic problems to citizens, organizations and government. The authors of article analyze today's problem in country and reveal basic social-economics problems of appearance and growth the shadow economics in the Russian Federation.

Key words: export of capital, shadow economy, social policy, economic policy, crisis.

На сегодняшний момент среди экономистов Российской Федерации заметна тенденция к актуализации наиболее повседневной проблемы, касающейся национальной экономики, - роста объемов неформальной экономики. До начала сегодняшнего экономического кризиса неформальная экономика росла стабильными темпами, а ее снижающаяся динамика достаточно четко определяла новейший и позитивный курс экономики. Достаточно взглянуть на статистические данные, не включающие показатели 2014 и начала 2015 года, и перед нами сложится такого рода тренд сокращения объемов вывоза капитала, количество административных правонарушений в сфере экономики, перспективный рост банковского сектора, рост капитализации фондового рынка Российской Федерации и большинство иных показателей. Конечно, до начала кризиса небольшая часть экономистов предсказывала возможный кризис и обесценение национальной валюты, а, следовательно, за ним и новую волну оттока капитала из экономики. Например, экономисты Высшей школы экономики в 2011 году предсказывали обесценение национальной валюты более чем на 40% к концу 2014 года. Также господин Кудрин, бывший министр финансов, говорил о наличии коренных проблем в реальном секторе экономики и серьезной зависимости от мировых цен на нефть. Но, как показала практика экономической политики к сегодняшнему моменту, данные высказывания оказались для некоторого числа экономистов совершенной новеллой. И только некоторая часть высших учебных заведений и исследовательских центров, как ВШЭ, Финансовый университет, Московский государственный университет, отнеслась к данному кризису как к собственным сбывшимся предсказаниям.

Именно поэтому, опираясь на уже проверенные временем исследования, необходимо их представить с использованием оперативных данных. Конечно же, падение мировых цен на нефть вследствие технических (например, как анализ на основе волновой теории Элиота) и фундаментальных (превышение предложения над спросом) причин повлияли на экономическую ситуацию в национальной экономике. Однако внешнеполитические и мировые ситуации в мире только подстегнули назревавший экономический кризис в Российской Федерации. Теперь российская экономика находится под давлением внешнего сырьевого рынка и внутренних проблем в национальной модели.

На деле неформальная экономика в российской экономике является "свежим глотком воздуха" для корпоративного сектора экономики, но и в то же время причиной экономической нестабильности на протяжении не первого года ее присутствия на рынке. Она [неформальная экономика] высвобождала дополнительные оборотные ресурсы, помогая тем самым развиваться целым отраслям, находившимся вне экономической поддержки со стороны государства. Самыми распространенными в бизнес-этике стали операции по выводу средств ("отмывание", "откаты" и прочее), ведение двойной бухгалтерии ("серые схемы", "серые зарплаты") и, конечно же, выведение капитала на офшорные территории. У читателя данной статьи должно было сформироваться мнение, что неформальная экономика является неким видом экономики, которая способствует сокращению заработных плат, снижению доходов консолидированного бюджета, ухудшению международного делового климата в стране, уменьшению инвестиционных потоков в экономику страны. Конечно же, это так, но есть и другая сторона, которая способствует увеличению числа рабочих мест, высвобождению дополнительных финансовых ресурсов. Идеальным решением для обеих сторон было бы согласование равномерных и эффективных условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации между всеми звеньями финансовой системы (организации, домохозяйства и государство). Однако это труднодостижимо в нынешних условиях, но при более детальном анализе социально-экономических причин выявляются возможные решения, способствующие в итоге процветанию и развитию национальной экономики. Необходимо решить наиболее контрпродуктивные действия со стороны государственной экономической политики.

Большой объем неформальной экономики в корпоративной сфере объясняется причинами недостатка финансирования со стороны государства, а также нехваткой собственных средств. На 2012 год структура финансирования затрат на технологические инновации в сфере добывающего и обрабатывающего производства составляла: 73,3% - собственные средства, 7,5% - средства бюджета соответствующего уровня, 0,6% - средства внебюджетного фонда, 2,7% - средства от иностранных инвестиций, 15,9% - прочие средства <1>. Схожие показатели присутствуют в сфере связи и информационных технологий. Наиболее стандартными способами привлечения финансирования были заемные средства, привлеченные от кредитных организаций. Но доступен ли сегодняшний "дорогой кредит" хотя бы половине российского бизнеса? Ответ на данный вопрос содержится на представленном графике (рис. 1), который показывает рентабельность продаж отдельных сфер экономики, а также налоговое бремя в соответствующей сфере (за исключением научных разработок) <2>. На момент подготовки статьи ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, составляла 11%, а рентабельность продукции и налоговое бремя рассчитаны в целом за 2014 год.

<1> Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. М.: НИУ "ВШЭ", 2014. 472 с.
<2> Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gsk.ru; официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/.

Рисунок 1. Показатели рентабельности отдельных сфер экономики, %

Таким образом, исходя из данных на графике, мы видим, что корпоративный сектор экономики находится на достаточно низком уровне самообеспеченности. Налоговая нагрузка за стороны государства и достаточно низкая рентабельность создают предпосылки к возникновению неформальной экономики. Ведь если компания со средним значением рентабельности, не превышающим 10%, и налоговым бременем выше 11% возьмет кредитные ресурсы со средними ставками по рынку в размере 15 - 16%, то может оказаться на грани банкротства. А взять более "дешевые кредитные ресурсы" в иностранной валюте она не способна, поскольку девальвация национальной валюты увеличивает выплаты по обязательствам свыше 16%. Конечно же, предприниматель способен отнести процентные выплаты на прочие расходы, способствуя снижению налоговой базы. Но, к сожалению, данная величина, способствующая увеличению финансовых ресурсов, не способна покрывать процентные выплаты при таком уровне рентабельности. Таким образом, чтобы поддержать свою ликвидность на приемлемом для ведения бизнеса уровне, необходимо сокращать затраты, вести двойную бухгалтерию, манипулировать данными бухгалтерского учета с целью снижения налогооблагаемой базы. В общем, на этом уровне и формируется неформальная экономика. Наиболее простым решением на уровне неформальной экономики также для молодых предпринимателей является ведение предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Ведь если существуют на рынке высокие риски и низкая рентабельность, то создание юридического лица и тем более уплата налогов занимают достаточное время и финансовые ресурсы, что не рентабельно. Самое же худшее, если неформальная экономика создает угрозы для потенциальных потребителей и работников: не отчисляются выплаты во внебюджетные фонды, невозможно юридически доказать факт невыплаты заработной платы, невозможно вернуть товар и самое ужасное, что могут быть наложены санкции и дополнительные штрафы.

Но что же касается макроэкономической политики государства, наиболее актуальным стоит рассмотреть монетарную политику Центрального банка, финансовую ситуацию в банковском секторе, на рынке кредитных ресурсов, а также ситуацию с домохозяйством. На данный момент причиной низкой рентабельности может быть политика стимулирования спроса, а точнее, ее отсутствие в условиях кризиса. Ведь специально держащийся Центральном банком курс национальной валюты создает высокие валютные риски для большой части как населения, так и экономики в целом. Для анализа авторы статьи предлагают рассмотреть график на рис. 2. На данном графике можно увидеть тенденцию, выраженную в процентах, по реальному доходу населения, объему корпоративных кредитований, сбережений населения, а также росту закредитованности экономики <3>.

<3> Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gsk.ru; официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/.

Рисунок 2. Макроэкономические показатели, %

Из макроэкономической политики мы знаем, что при таргетировании инфляции политика состоит из нескольких основных инструментов: ключевая ставка, абсорбирование и поддержание ликвидности банковского сектора, сделки репо, сделки на открытом рынке, нормативы резервирования и т.д. Все эти инструменты нацелены на поддержание и, по сути, стимулирование спроса, а также сдерживание темпов растущих цен и экономической нестабильности. Но какова ее роль в теневой экономике? Для ответа рассмотрим ситуацию последних лет. С начала августа 2014 года наряду с политическими потрясениями рынок становился более ритмичным, что, конечно, не могло не побудить население не сидеть на месте. Росту ритмичности и нестабильности способствовали падающие цены на нефть. В декабре 2014 года Центральный банк на заседании ночью поднял ключевую ставку до 17%. Мы должны понимать это как правильное решение, поскольку необходимо было остановить обесценивание заработной платы и национальной валюты. Но рынок оценивал данную политику по-другому. На рис. 2 мы видим, как стремительно падает реальный доход населения вплоть до первого квартала 2015 года. В этих условиях население не стремится повышать свои расходы, что причиняет огромный ущерб малорентабельному бизнесу Российской Федерации. Прирост объема кредитования, по сравнению с аналогичными месяцами предшествующего года, стал стремительно снижаться. С одной стороны, это и подразумевала политика "дорогих денег" - уменьшить денежную массу. Но, с другой стороны, монетарная политика не беспокоит реальный сектор экономики, который попал под существенный удар. Население, наряду с упадком расходования средств, вспомнило опыт девальвации 90-х годов и стало стремительно увеличивать сбережения. Высокие процентные ставки по депозитам позволили им сохранить деньги, но что происходит в этих условиях с банками? Если объемы кредитования снижаются, а население стремится сберегать средства - уменьшается банковская маржа и доходы банковского сектора стремительно падают. Только за последние полгода прибыль банков упала на 61%, снизились активы на 14%, отток капитала из банковского сектора превысил исторические максимумы и его значение в пять раз больше, чем в предыдущий год, а просроченные задолженности стали ежемесячно расти. Даже понижение ключевой ставки (на момент написания статьи она составляет 11%) не позволило увеличить объем кредитования к третьему кварталу 2015 года. Общая же картина, касающаяся оттока капитала как из банковского, так и из корпоративного сектора, изображена на рис. 3 <4>.

<4> Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/.

Рисунок 3. Рост экспорта капитала из национальной экономики, млрд руб.

В этом случае домохозяйство и организации начинают активно участвовать в теневой экономике. Если до 2014 года в корпоративном секторе можно было наблюдать существенное увеличение "белых заработных плат" и стремление выйти из-под теневой экономики, то к 2015 году сами работники понимают, что в условиях рецессии и особенностей экономической модели Российской Федерации необходимо сберегать капитал и всевозможными способами снизить налоговое бремя <5>.

<5> Журнал Forbes. URL: http://forbes.ru/.

Таким образом, отток капитала, рост неплатежей, возвращение серых схем оплаты и всевозможные манипуляции с целью снижения налоговой базы неизбежны. По примерным оценкам, реальные доходы на конец 2015 года составят 9% <6>. Поэтому, вполне предугадав данное развитие сценария экономики, существенно повышается теневая экономика. Об этом также свидетельствует рост наложенных штрафов и количество административных правонарушений (рис. 4). Левая шкала показывает количество совершенных правонарушений, а правая шкала показывает объемы наложенных штрафов в сфере экономики <7>.

<6> Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада к XVI апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ "ВШЭ", 2015. 51 с.
<7> Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gsk.ru.

Рисунок 4. Объем штрафов и административных правонарушений

Данная макроэкономическая и финансовая ситуация в стране создает весомые предпосылки для роста теневой экономики. Так, например, российский рынок на данный момент достаточно волатилен (волатильность на индекс ММВБ достигла 70%). Чтобы обезопасить себя от рисков спекулятивных игр на коротких позициях, необходимо стимулировать инвесторов и игроков на рынке, что не только макроэкономическая политика является позитивной, но и показатели организации достаточно стабильны, что не создает условия для потенциального падения капитализации. Под махинацией, связанной с аналитической информацией или отчетностью компании, курс акций компании будет расти, что создает весьма угрожающую ситуацию. В случае когда активы сильно переоценены и данную оценку подхватывает большое количество инвесторов, формируются микрофинансовые пузыри. В случае любого момента, который может подвергнуть сильному движению цен, произойдет огромный обвал. Таким образом, теневая экономика нанесет несопоставимые ущербы по капиталу инвесторов. Некоторая часть инвесторов оценивает данные риски и стремится не использовать капитал на территории Российской Федерации. Те компании, которые не способны защититься от надвигающегося кризиса, могут быть поглощены более крупными игроками и незаконно скупить контрольные пакеты по минимально низким ценам. Отсюда идет дополнительный прирост оттока капитала с целью защитить свое имущество, пользуясь законодательной базой иностранного государства. Эта ситуация "отыгрывается" и на остальном населении страны, не участвующем в сделках на фондовом рынке. Работники неосознанно втягиваются в теневую экономику вследствие недобросовестной политики их работодателей. В совокупности всех факторов объемы теневой экономики могут расти очень быстрыми темпами. А такую тенденцию возможно предотвратить исключительно политикой, направленной на оздоровление корпоративного сектора и помощи, а не осуществляемого секвестра бюджета, предполагающего классическое снижение расходов консолидированного бюджета.

Данный анализ позволяет нам выявить основные причины и способы роста объема мошеннических операций "теневиков". Однако, несмотря на данный подробный анализ, российский бизнес в различных средствах массовой информации и экономических форумах высказывает свои мнения и способы стимулирования спроса, антикризисные меры. Также при анализе предложений от бизнеса автор статьи предлагает равные условия, которые бы удовлетворяли как государство, так и корпоративные сектор.

С 2015 года был введен закон о повышении налога на дивиденды и поднятие его на 4 базовых пункта (до 13% соответственно). Бизнес предлагает отказаться от данного налога, поскольку дополнительные средства могут возвращаться в качестве реинвестирования в важные проекты. Автор статьи предлагает рассматривать снижение налога на дивиденды до 9% для тех организаций, которые смогут документально подтвердить обоснованность данной льготы. Они должны удовлетворять определенным критериям, суть которых заключается в экономической обоснованности реинвестирования. Также, по мнению авторов, необходимо полностью упразднить налог на дивиденды для тех организаций, которые инвестируют данные средства в важные инвестиционные проекты и предусматривающие создание рабочих мест. Таким образом, 13% останется для акционеров, средства которых не инвестируются. В случае 9% налогообложения дивидендов компаниям необходимо подтвердить обоснованность реинвестированных средств и также в случае полного упразднения налога, в случае создания рабочих мест и важных инвестиционных проектов (образовательных, связанных с НИОКР, инновационных и стратегических). Тем самым вместо уплаты налога данные средства будут оборачиваться внутри компании, что позволит сохранять структуру собственного капитала и снижать необходимость в привлечении средств. Конечно, здесь можно ссылаться на то, что бюджет не дополучит консолидированной суммы налоговых доходов от налога с дивидендов. Однако, если данные средства будут успешно реинвестированы в инновационные проекты компании, это позволит в долгосрочной перспективе наращивать объем производства без возможного повышения цен на продукцию или услугу, что позволит выйти на конкурентоспособный уровень. Как следствие, из успешной деятельности компании это непременно увеличит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что, соответственно, увеличит налоговые доходы федерального бюджета с налога на прибыль за счет данной сферы деятельности.

С 2014 года действует закон о контролируемых иностранных компаниях, подразумевающий деофшоризацию. Бизнес предлагает перенести сроки на конец 2015 года. В этом случае необходимо поддержать компании, которые стремятся вывести капитал с иностранных юрисдикций, но из-за экономических и юридических препятствий не могут этого сделать. Так, например, основной владелец ГК "Ренова" Виктор Вексельберг подал исковое заявление и проходит сейчас проверки, но, если же он будет выводить свои активы из территории иностранного государства, суд признает, что истец хочет специально завершить судебное разбирательство. Другими затруднениями является то, что при необходимости ликвидации иностранных структур возможны налоговые и финансовые риски, которые могут оцениваться для некоторых крупных компаний в 100 млн долларов. На такие риски не каждый способен пойти.

Также одной из актуальных проблем в деловой среде остается законодательная база, которая ограничивает в рамках инновационного развития деятельность компаний. Практическим примером проблемы может служить списание затрат на НИОКР. На основании статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации компании при использовании положительных результатов выполненных НИОКР в своей деятельности списывают равномерно расходы в течение года, с начала первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором они завершены. Однако вполне возможна ситуация, когда компания в силу определенных обстоятельств (например, недостаток средств) может внедрить результаты НИОКР спустя год после их завершения. В этом случае чиновники разъяснили, что такое списание расходов налоговым законодательством не предусмотрено. Исходя из этого следует, что организация по истечении срока после завершения НИОКР теряет право на списание расходов <8>. Такой подход не является справедливым. Конечно, в этом случае можно избежать проблем путем переноса документального завершения работ и продолжения финансирования. Однако это не исключает вероятности спора с налоговыми органами. Тем самым данный пример является практическим и обоснованным фактором необходимости в пересмотре проблемных вопросов в законодательстве.

<8> Электронный журнал "Главбух". URL: http://glavbukh.ru/.

Одними из постоянных проблем в бизнес-структуре являются частные налоговые проверки. Корпоративный сектор экономики высказался о необходимости регламентации соответствующих проверок для всех контролирующих органов (не чаще чем раз в три года). Постоянные проверки увеличивают издержки компании, поскольку работа бухгалтерии на момент проверки может быть прервана, что вызывает застои и проблемы в поставках. В период кризиса в экономике Российской Федерации это не только уменьшит расходы контролирующий органов, но и поможет бизнесу вести спокойно предпринимательскую деятельность.

Необходимо проводить скорейшую политику "дешевых и длинных денег", что подразумевает необходимость снизить ключевую ставку как минимум до средней рентабельности по Российской Федерации. В некоторых случаях также необходимо субсидировать процентную ставку национальным банкам в рамках поддержания инновационного направления экономики и секторов экономики, чей объем финансовых потерь от кризиса может способствовать существенному ухудшению климата. Это позволит привлекать кредитные ресурсы по небольшим ставкам, а значит, и существенно снизить определенные расходы организации по выплате процентов.

Таким образом, осуществляя макроэкономическую политику, исходя из устранения основных проблем, возникших как в период кризисной ситуации, так и имеющих долгосрочную тенденцию, возможно снизить не только объем неформальной экономики, но и полностью ее изъять из корпоративной этики в Российской Федерации. Конечно, это не обеспечит сразу же оперативные результаты в виде увеличения налоговых поступлений или снижения объемов оттока капитала, но бизнес и рынок в целом воспримут данные меры позитивно, что даст курс новым предпринимателям вести "честную игру", а значит, и крупные игроки рынка будут также стремиться выйти из теневой экономики, поскольку такая политика создаст необходимые для этого предпосылки. Подытоживая данный анализ, хотелось бы напомнить о том, насколько действительно молодой является национальная модель экономики и нуждается в ежегодном мониторинге и эффективной политике. Необходимо пересмотреть причины, по которым объем теневой экономики рос ежегодно и почему молодые предприниматели стремятся к ее распространению на сегодняшний день. Именно такая политика позволит вести отечественный бизнес, производить конкурентоспособные товары, восстановить международный инвестиционный климат и привлечь новых крупнейших инвесторов в экономику страны.

Литература

  1. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gsk.ru.
  2. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. М.: НИУ "ВШЭ", 2014. 472 с.
  3. Журнал Forbes. URL: http://forbes.ru/.
  4. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/.
  5. Социальная политика: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Краткая версия доклада к XVI апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ "ВШЭ", 2015. 51 с.
  6. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. 2-е изд., доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 496 с.
  7. Электронный журнал "Главбух". URL: http://glavbukh.ru/.