Мудрый Юрист

Система деловой оценки персонала в таможенных органах РФ

Староверова Ксения Олеговна, доцент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВПО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", кандидат педагогических наук.

Автор характеризует ключевые элементы системы деловой оценки персонала. Описываются этапы оценки кандидата на вакантную должность в таможенных органах, характеризуется порядок прохождения претендентом испытания при приеме на работу. В статье приводится развернутая характеристика методов текущей периодической оценки персонала, главными из которых являются аттестация и квалификационный экзамен, характеризуются правовые основания их проведения. Утверждается, что важную роль в оценке персонала играет психологическая служба таможенных органов, описываются ее задачи и то, каким образом она участвует в оценке личных качеств сотрудников. На конкретном примере характеризуется такой своеобразный способ оценки деловых качеств сотрудников, как конкурс профессионального мастерства. Выделяются недостатки существующих методов оценки персонала, среди которых названа высокая степень субъективизма и формальное отношение к делу.

Ключевые слова: деловая оценка персонала, способы оценки, оценка кандидата на вакантную должность, периодическая оценка, квалификационный экзамен, аттестация, оценка психологических качеств, конкурс профессионального мастерства.

Personnel Appraisal System in Customs Authorities of the Russian Federation

K.O. Staroverova

Staroverova Ksenia O., Assistant Professor of Customs Affairs in Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Plekhanov Russian University of Economics", Candidate of Pedagogical Sciences.

The author determines the key elements of staff assessment system. The steps of assessment of candidate for vacant position are described. The author characterizes the procedure of probationary period before the custom officer to be employed. There is a release of methods of periodical staff evaluation it the article, the main of them are personnel certification and proficiency examination. The author describes the legal foundation of these procedures. The important role of psychological department in staff assessment is maintained. There is a description of its objectives and the way of its participation in evaluation of customs officers. The author defines the competition in professional skills as an original way of personnel evaluation. The disadvantages of present assessment system are also determined. It is a high degree of subjectivity and formalities.

Key words: staff business assessment, assessment methods, estimation of the candidate for vacant position, periodical assessment, proficiency examination, personnel certification, psychosocial investigation, competition in professional skills.

Современная теория управления признает персонал ключевым ресурсом организации, работа с которым критически важна для достижения ее целей. Данная аксиома уже давно известна руководству таможенных органов РФ, и это находит отражение в целях ФТС России. Так, в частности, укрепление кадрового потенциала названо в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года одним из направлений ее развития наряду с совершенствованием таможенного регулирования, реализацией фискальной функции, правоохранительной деятельности и другими <1>. В данной статье мы рассмотрим такой важный элемент системы работы с сотрудниками, как их оценку. Можно сказать, что эта процедура сопровождает сотрудника с самого начала его трудовой деятельности и на всем ее протяжении, поэтому сложно переоценить ее важность.

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.06.2015).

Деловая оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места <2>.

<2> Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. 512 с.

Система деловой оценки персонала в таможенных органах включает оценку кандидатов на вакантную должность и текущую периодическую оценку сотрудников.

Основными типовыми этапами оценки кандидата на вакантную должность в таможенных органах является анализ представленных документов; наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы); проверочные испытания; собеседование.

Согласно ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности претенденту может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев <3>. Испытание проводится с целью определения личных и деловых качеств, уровня квалификации гражданина РФ, поступающего на службу в таможенные органы <4>. При установлении испытания гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. На период прохождения испытания с ним заключается срочный трудовой договор. Трудовые отношения в указанный период регламентируются законодательством РФ о труде.

<3> Федеральный закон от 21 июля 1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.06.2015).
<4> Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 12.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем ФТС. В настоящее время прохождение испытания урегулировано Инструкцией о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы РФ <5>.

<5> Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации" // СПС "Гарант". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.06.2015).

Непосредственная организация и ответственность за прохождение испытания гражданина, принятого на службу в таможенные органы, возложена на начальника подразделения, в котором сотрудник будет проходить испытание.

Нормативными актами предусмотрено назначение наставника из числа сотрудников подразделения. В задачи наставника входит помощь проходящему испытание сотруднику, а также составление (вместе с начальником подразделения) индивидуального плана прохождения испытания. План утверждается начальником таможенного органа и доводится до сведения гражданина под подпись.

В плане отражаются основные мероприятия, сроки, место их проведения (время обучения в учебном центре и на курсах, порядок и сроки выполнения практических заданий, проведение собеседования и др.).

В период прохождения испытания гражданин:

а) изучает нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию таможенного дела в РФ, определяющие компетенцию таможенных органов, содержание служебной деятельности гражданина, а также особенности деятельности подразделения, в котором он проходит службу;

б) овладевает знаниями, умениями, навыками по занимаемой должности;

в) выполняет обязанности по занимаемой должности и отдельные поручения непосредственного начальника без права самостоятельного принятия решения по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, начислению и взиманию таможенных платежей и сборов и совершения других организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций по занимаемой должности;

г) сдает начальнику структурного подразделения зачет (в форме собеседования, тестирования и т.д.) по знанию нормативных правовых актов и должностной инструкции по конкретной должности.

По итогам прохождения испытания начальник структурного подразделения составляет на гражданина отзыв, в котором дает характеристику, отражающую личные и деловые качества, уровень профессиональной подготовленности и способность гражданина самостоятельно исполнять обязанности по конкретной должности, знание документов, регламентирующих деятельность таможенного органа, и другие объективные показатели.

Свои замечания и предложения в отзыве также отражают заместитель начальника таможенного органа <6>, курирующий структурное подразделение, начальник кадрового подразделения, начальник подразделения по противодействию коррупции и психолог.

<6> Илюхина С.С. Взаимодействие таможни и бизнеса: вопросы логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. N 43. С. 82 - 87.

Итоги прохождения гражданином испытания рассматриваются аттестационной комиссией не позднее чем за три дня до истечения срока испытания и, как правило, в присутствии претендента на должность.

Начальник структурного подразделения и наставник принимают участие в работе аттестационной комиссии, которой докладывают о результатах прохождения гражданином испытания <7>.

<7> Титова Н.К. Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. N 2. С. 16 - 20.

Аттестационная комиссия, рассмотрев отзыв о прохождении испытания, заслушав при необходимости начальника структурного подразделения и гражданина, выносит заключение о целесообразности приема (или отказа в приеме) гражданина на службу по контракту.

После утверждения начальником таможенного органа заключения аттестационной комиссии, рекомендующего принять гражданина на службу в таможенные органы, с указанным гражданином в соответствии с установленным порядком заключается контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации и производится назначение на соответствующую должность приказом таможенного органа. Одновременно кадровым подразделением таможенного органа оформляется представление к присвоению гражданину первого специального звания в соответствии с установленным порядком.

При неудовлетворительном результате испытания начальник таможенного органа принимает письменное решение об увольнении гражданина с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданина не выдержавшим испытание.

После принятия соответствующего решения начальником таможенного органа с учетом заключения аттестационной комиссии о результатах прохождения гражданином испытания издается приказ о расторжении срочного трудового договора.

Если срок испытания истек, а гражданин продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание, и с ним заключается контракт о службе в таможенных органах.

Для претендентов на должности государственной гражданской службы в таможенных органах Федеральный закон устанавливает срок испытания от трех месяцев до одного года <8>. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без него. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

<8> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.06.2015).

Отметим, что в соответствии с ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" испытание не устанавливается для выпускников образовательных учреждений ФТС, а в соответствии с ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" - для беременных женщин; граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования <9> и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения службы; при замещении должностей категорий "руководители" и "помощники (советники)" <10>; для служащих, назначенных на должности в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей; в иных предусмотренных законом случаях.

<9> Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 27 - 29.
<10> Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоретико-правовой подход // Правовая инициатива. 2014. N 3. С. 9 - 15.

Текущая периодическая оценка сотрудников организации сводится обычно к следующим этапам:

оценке результатов работы и факторов, определяющих степень достижения этих результатов;

анализу динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики состояния факторов (условий), влияющих на достижение результатов <11>.

<11> Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. 512 с.

Центральным вопросом любой деловой оценки является установление ее показателей <12>. Они могут характеризовать как общие моменты, равноценные для всех работников таможенного органа, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места.

<12> Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности "Таможенное дело" на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. N 41. С. 44 - 53.

Показатели оценки персонала делятся на несколько групп:

<13> Там же.

Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор способов, с помощью которых оцениваются те или иные показатели. К таким способам относятся:

Основным требованием к ним является обеспечение возможно большей объективности измерения конкретных значений показателя.

Текущая периодическая оценка деятельности как гражданских служащих, так и сотрудников таможенных органов проводится в рамках процедуры аттестации. Проведение аттестации регламентируется федеральными законами, а также Указом Президента РФ "О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ" <14> и приказами ФТС России.

<14> Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // СПС "Гарант". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.06.2015).

Основания проведения аттестации гражданских служащих и должностных лиц таможенных органов имеют как общие моменты, так и отличия, описанию которых посвящен ряд работ <15>.

<15> См., например: Трунина Е.В. Сравнительный анализ прохождения службы отдельными категориями должностных лиц таможенных органов // Таможенное дело. 2009. N 2.

Организационно процедура деловой оценки сотрудника в рамках аттестации предполагает выполнение следующих мероприятий:

Главным действующим лицом в оценке персонала таможенных органов является линейный руководитель, который представляет мотивированный отзыв об исполнении сотрудником должностных обязанностей за аттестационный период. Именно он отвечает за объективность и полноту информационной базы <16>, необходимой для оценки.

<16> Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "Таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 - 23.

К методам оценки профессионального уровня гражданского служащего относится квалификационный экзамен, который проводится при решении вопроса о присвоении классного чина.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

а) должности гражданской службы категории "руководители", относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

б) должности гражданской службы категории "помощники (советники)", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

в) должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится:

а) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина государственной гражданской службы, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

в) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими в таможенных органах определяется Указом Президента РФ "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" <17>, а также нормативными актами ФТС России.

<17> Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.06.2015).

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией, которая оценивает знания, навыки и умения гражданских служащих в соответствии с требованиями должностных регламентов, сложностью и ответственностью выполняемой работы на основе использования различных методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих, включая индивидуальное собеседование и тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей.

На квалификационный экзамен приглашается гражданский служащий и его непосредственный руководитель, который представляет отзыв на гражданского служащего. Конкурсная комиссия рассматривает представленный отзыв и заслушивает сообщение гражданского служащего о его профессиональной служебной деятельности.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

а) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

б) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

На основании результатов квалификационного экзамена направляется представление о присвоении гражданскому служащему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ.

Важную роль в оценке сотрудников играет психологическая служба таможенных органов, основными задачами которой являются:

<18> Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. N 2.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет психологическое обеспечение работы с должностными лицами и работниками таможенных органов и кандидатами на службу, а также психологическое обеспечение служебных задач.

Реализация данных направлений деятельности осуществляется путем:

Собеседование и тестирование у психолога с использованием специальных методик психологического отбора позволяют своевременно выявить индивидуально-личностные особенности человека, способствующие успешному прохождению службы в таможенных органах.

Психологические обследования проводятся как с кандидатами, поступающими на службу в таможенные органы, так и с сотрудниками и госслужащими, уже работающими в таможне.

Так, например, в процессе психологического обследования руководителей и кандидатов на руководящие должности номенклатуры назначения ФТС России оцениваются:

В процессе оценки кандидатов используются как психологические тесты, так и другие технологии:

<19> Якушенко Г.С. Психологическое обследование и оценка деловых и личностных качеств руководителей и кандидатов на руководящие должности в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2012. N 1.

Благодаря работе специалистов-психологов возможно выявление тех, кто склонен к деструктивному поведению, предупреждение негативных явлений и происшествий в деятельности таможенных органов. Рекомендации психологической службы помогают при принятии кадровых решений, связанных с приемом на службу, назначением на руководящие должности, перемещением по службе.

Своеобразным способом оценки деловых качеств персонала таможенных органов являются конкурсы профессионального мастерства. Например, целью конкурса "Лучший инспектор" является определение лучших должностных лиц таможенных постов, осуществляющих таможенные операции и контроль, повышение их профессионального мастерства и качества работы, развитие профессиональной компетентности. Так, например, в Иркутской таможне в 2012 году этот конкурс проводился в несколько этапов. Сначала конкурсантам необходимо было продемонстрировать познания в истории создания и становления таможенной службы в Сибири и Иркутской таможни. Далее участникам нужно было проявить знания нормативных документов, законодательства РФ, Таможенного союза, выполнить тестовые и практические задания. В процессе выполнения практического задания необходимо было проверить тестовую декларацию на товары, выявить в ней все ошибки и недочеты, принять соответствующее решение по ее выпуску. Также инспекторы должны были определить классификационный код в соответствии с товарной номенклатурой Таможенного союза. По мнению руководства таможенных органов, проведение подобных конкурсов не только способствует проверке уровня профессиональной компетенции инспекторов, но и стимулирует их на достижение более высоких результатов, а также дает возможность выявить наиболее инициативных и творческих специалистов для выдвижения их в кадровый резерв <20>.

<20> Определен лучший инспектор таможенного поста Иркутской таможни // Официальный сайт Сибирского таможенного управления. URL: http://stu.customs.ru/ (дата обращения: 15.06.2015).

Применяемые в таможенных органах РФ методы оценки персонала имеют следующие основные недостатки:

Отметим также, что исходя из содержания нормативных актов в настоящий момент деловая оценка персонала в таможенных органах является лишь способом определить, должен ли сотрудник работать дальше и в каком чине (должности) <21>. Однако необходимо помнить и о такой задаче оценки, как поиск путей совершенствования деловых качеств сотрудника. С этой точки зрения процедура оценки есть часть процесса повышения квалификации персонала, и данное обстоятельство необходимо учитывать отечественным государственным органам, в частности ФТС России.

<21> Жбанков В.А., Сырвачева И.С., Зуева Т.С. Квалификационные показатели таможенного специалиста // Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела: Сборник материалов Международной юбилейной научно-практической конференции Российской таможенной академии: В 2 ч. М.: Изд-во РТА, 2008. Ч. 1. С. 55 - 59.

Литература

  1. Приказ Федеральной таможенной службы от 3 июля 2006 г. N 612 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях прохождения испытания при приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации" // СПС "Гарант". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.06.2015).
  2. Илюхина С.С. Взаимодействие таможни и бизнеса: вопросы логистики // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. N 43. С. 82 - 87.
  3. Коровяковский Д.Г. О подготовке специалистов по альтернативным способам разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в России // Таможенное дело. 2014. N 2. С. 27 - 29.
  4. Коровяковский Д.Г. Подготовка служащих по специальности "Таможенное дело" на постсоветском пространстве: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Азербайджан, Литва // Вопросы современной юриспруденции. 2014. N 41. С. 44 - 53.
  5. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия "Таможенная информация" в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. N 1. С. 18 - 23.
  6. Коровяковский Д.Г. Инновационные подходы к развитию педагогических систем: теоретико-правовой подход // Правовая инициатива. 2014. N 3. С. 9 - 15.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года". Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.06.2015).
  8. Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. N 2.
  9. Титова Н.К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. N 12.
  10. Титова Н.К. Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. N 2. С. 16 - 20.
  11. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // СПС "Гарант". URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 15.06.2015).
  12. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)". СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.06.2015).
  13. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. 512 с.
  14. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.06.2015).
  15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.06.2015).
  16. Якушенко Г.С. Психологическое обследование и оценка деловых и личностных качеств руководителей и кандидатов на руководящие должности в таможенных органах // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2012. N 1.
  17. Жбанков В.А., Сырвачева И.С., Зуева Т.С. Квалификационные показатели таможенного специалиста // Роль и место Российской таможенной академии в развитии таможенного дела: Сборник материалов Международной юбилейной научно-практической конференции Российской таможенной академии: В 2 ч. М.: Изд-во РТА, 2008. Ч. 1. С. 55 - 59.