Мудрый Юрист

Правовое регулирование действия закона грешема в Российской Федерации

Крылов Олег Михайлович, доцент кафедры финансового и экологического права Института права Башкирского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования действия закона денежного обращения Грешема в Российской Федерации, регулирующего процессы вытеснения из обращения одних денег другими.

Делается вывод о существующей государственной монополии на выбор лучших денег, которая определяет в качестве таковых банкноты Банка России по отношению к монете Банка России (за исключением памятных и коллекционных монет), безналичные денежные средства по отношению к наличным деньгам, валюту Российской Федерации по отношению к иностранной валюте.

Ключевые слова: деньги, валюта, государство, экономика, монополия, функция, ограничения, банкнота, монета, власть.

Legal regulation of Gresham's law operation in the Russian Federation

O.M. Krylov

Krylov Oleg M., Assistant Professor of the Financial and Environmental Law Department at the Institute of Law of the Bashkir State University Candidate of Juridical Sciences.

The article deals with the legal regulation of activities of the "law of monetary circulation Gresham" in the Russian Federation, regulating the process of displacement of the treatment of some other money.

It is concluded that the existing state monopoly on the selection of money, which defines as such notes of the Bank of Russia in relation to the coin of the Bank of Russia (except for commemorative and collector coins), noncash funds in relation to cash, the currency of the Russian Federation with respect to foreign currency.

Key words: money, currency, state, economy, monopoly, function, restrictions, bill, coin, government.

Существующие научные теории выдвигают диаметрально противоположные концепции на предмет вмешательства государства в рыночную экономику. Автор придерживается мнения о необходимости такого вмешательства в рыночные процессы, которое в нынешних условиях становится все более актуальным. Не случайно, что в 2001 году Нобелевский комитет присудил трем американским ученым-экономистам (Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу) премию по экономике, обосновавшим необходимость самого активного влияния государства на рыночные процессы <1>.

<1> Рассолов И.М., Колычев А.М. Правовое обеспечение экономики: учебник для академического бакалавриата. М.: Изд. "Юрайт", 2014. С. 20.

Государственное вмешательство в экономику осуществляется в том числе с помощью права, что предопределяет необходимость учета нормами права действия экономических законов. Так, Ф. Энгельс в работе "К жилищному вопросу" отмечает, что, несмотря ни на какие декреты, ставка процента будет по-прежнему регулироваться экономическими законами, которым она подчинена в настоящее время, что предполагает, что право не может быть выше экономических законов <2>.

<2> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 223.

Аналогичные выводы делают и современные ученые-правоведы, отмечая, что в современном обществе невозможно рассматривать финансово-правовые отношения в отрыве от экономики и ее теории, законов <3>. Приоритет действия экономических законов выделяется В.И. Авдийским, который, в частности, приходит к выводу о том, что качественная оценка экономики всегда, независимо от существующего государственного строя, обусловлена тем, насколько грамотно и эффективно используется механизм действия экономических законов. Будучи заинтересованной в экономической стабильности, государственная власть с учетом требований экономических законов обеспечивает своевременное принятие необходимых решений по наиболее важным вопросам, которые направлены на развитие и расширение экономической деятельности в интересах отдельных экономических субъектов и всего общества, а также принятие конкретных мер по обеспечению их реализации <4>.

<3> Горбунова О.Н., Назаркин И.Ж. Значение естественно-научных подходов при изучении финансового права // Финансовое право. 2013. N 11. С. 2 - 5; Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. N 2. С. 19 - 22; Запольский С.В. Глобализация экономики: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2011. N 11. С. 2 - 6.
<4> Авдийский В.И. Экономический анализ права // Безопасность бизнеса. 2009. N 1.

Разновидностью экономических законов являются законы денежного обращения, отражающие связь денег и экономики. К ним относится и закон Грешема.

Считается, что его сформулировал француз Н. Оресм в своей работе "Трактат о происхождении, природе, законе и разновидности денег". Его суть сводится к тому, что одни деньги вытесняют из обращения другие. Те деньги, которые вытесняются из обращения, называются "худшими деньгами", а те, которые вытесняют, называются "лучшими деньгами".

В экономической теории принято считать, что "лучшие деньги" обладают следующими основными признаками: 1) имеют внутреннюю стоимость; 2) обладают большей ликвидностью; 3) обладают наибольшей стабильностью; 4) позволяют получать доход; 5) способны к обретению дополнительных функций <5>.

<5> Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. С. 171.

Процессы вытеснения из обращения одних денег другими представляют интерес для современного Российского государства, поскольку монополия на организацию денежного обращения является принципом организации его государственной власти <6>. Это обстоятельство обусловливает правовое регулирование процессов вытеснения из обращения одних денег другими. С помощью норм права государство ограничивает возможность выполнения определенными видами денег своих функций, что делает их "худшими деньгами" по отношению к другим видам денег. Такое государственное воздействие изменяет закон денежного обращения Грешема, смещая приоритеты от общественного представления о "лучших деньгах" к государственной монополии по выбору "лучших денег".

<6> Крылов О.М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: монография / отв. ред. С.В. Запольский. М.: КОНТРАКТ, 2014. С. 49 - 55.

Рассматриваемая ситуация характерна для условий стабильного денежного обращения. Когда государство не может проводить необходимую денежную политику или просто игнорирует происходящие в экономике изменения, возникает нестабильное денежное обращение, приводящее к появлению частных денег. Под частными деньгами, как правило, понимаются частные обязательства эмитента принимать в качестве средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото, и (или) товарную корзину свои новые инструменты, номинированные в национальной или международной валюте, собственной денежной единице или единице учета товара <7>.

<7> Генкин А.С. Частные денежные системы и экономические интересы общества. М.: Реглант, 2005. С. 33 - 53.

В условиях нестабильного денежного обращения государственная монополия на выбор "лучших денег" утрачивает силу, закон Грешема действует без каких-либо ограничений, приоритетным вновь является общественное представление о "лучших деньгах".

Общеизвестно, что основными объектами денежного обращения в Российской Федерации являются банкноты Банка России, монеты Банка России, безналичные денежные средства (т.е. денежные обязательства) и иностранная валюта (один из распространенных денежных суррогатов). Для определения "лучших денег" в условиях свободного действия закона денежного обращения Грешема, а также в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" сравним: 1) банкноты Банка России и монеты Банка России; 2) наличные деньги (банкнота или монета Банка России) и безналичные денежные средства (денежные обязательства); 3) валюту Российской Федерации и иностранную валюту (легитимный денежный суррогат).

Банкноты и монеты Банка России

Представляется, что с экономической точки зрения банкноты и монеты Банка России по большинству признаков "лучших денег" не имеют сколь-либо существенных отличий. Вместе с тем следует учесть такой аспект закона Грешема: "лучшие деньги" обладают способностью уходить из обращения, как правило, превращаясь в средство накопления. Это обстоятельство предопределяет статус "лучших денег" в условиях свободного действия закона Грешема за банкнотами Банка России, поскольку очевидно, что накопления в подавляющем большинстве случаев осуществляются в банкнотах Банка России, а не в его монетах.

Совершенно иная ситуация возникает в случае, когда выбор осуществляется между банкнотами Банка России и памятной или инвестиционной монетой Банка России. Наличие существенной внутренней стоимости у памятных или инвестиционных монет Банка России обусловлено следствием применения сложных работ либо использованием драгоценных металлов, что наделяет их признаком "лучших денег".

Прежде чем охарактеризовать, что является "лучшими деньгами" в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег", отметим, что законодательство многих государств устанавливает возможность замены ветхих банкнот на новые. Что касается сильно истершихся монет, то такая возможность отсутствует <8>.

<8> Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. С. 172.

Действующее законодательство Российской Федерации не закрепляет какую-либо разницу в правовых режимах банкнот и монеты Банка России (ст. 29, 30, 31, 33, 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). В ст. 33 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" устанавливается возможность без ограничений обменивать лишь ветхие и поврежденные банкноты (а не монеты Банка России). Но в конечном счете эта статья Закона отсылает к Указанию Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России", где также устанавливается возможность и порядок обмена поврежденной монеты.

Законодательство Российской Федерации закрепляет масштаб цен, элементом которого является денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров, работ, услуг. Так, в ст. 75 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) устанавливается, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Эта норма дублируется ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Она же дополняет норму Конституции Российской Федерации указанием на то, что один рубль состоит из 100 копеек.

Руководствуясь масштабом цен, Банк России выпускает в обращение банковские билеты достоинством в 10, 50, 100, 500, 1 000 и 5 000 рублей, а также разменную монету - 1, 5, 10, 50 копеек, а также 1, 2, 5 и 10 рублей.

Представляется, что установленный номинал банкнот и монеты Банка России на основе законодательного масштаба цен предопределяет в качестве "лучших денег" банкноты Банка России по отношению к его монете. Очевидно, что существующий номинал банкнот и монеты Банка России делает менее удобным в использовании именно монету Банка России, имеющую в первую очередь разменное предназначение.

Таким образом, в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" государство посредством масштаба цен устанавливает в качестве "лучших денег" банкноты Банка России.

Что касается памятных и инвестиционных монет, то они являются законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. А в связи с применением сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости (Указание Банка России от 21 июня 2013 г N 3020-У "О порядке выдачи Банком России памятных и инвестиционных монет кредитным организациям-резидентам и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России").

Отметим попутно, что выводы отдельных авторов о том, что монеты из драгоценных металлов по одним нормативным правовым актам деньгами являются, а по другим - нет, вызывают просто недоумение <9>.

<9> Зинковский М.А. Являются ли слитки и монеты из драгоценных металлов деньгами? // Налоги: журнал. 2009. N 3.

Переоценка и учет номинальной стоимости памятных и инвестиционных монет, выпущенных ранее, производятся в порядке, устанавливаемым Банком России (например, Указание Банка России от 18 июня 2001 г. N 979-У "Об особенностях обращения инвестиционных монет червонец и "Соболь" и их учета кредитными организациями").

В любом случае очевидно, что возможность обращения памятных и инвестиционных монет в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации обусловлено наличием их внутренней стоимости вследствие применения сложных работ либо в силу использования драгоценных металлов, что уже наделяет их признаком "лучших денег".

Следует отметить отсутствие каких-либо правовых ограничений на предмет выполнения этими монетами функций денег. Единственным исключением является норма, фактически устанавливающая, что освобождается от уплаты налогом на добавленную стоимость реализация монет, изготовленных только из драгоценных металлов, а не реализация всех памятных и инвестиционных монет. Так, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств) (подп. 11 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ).

Поскольку налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежит реализация как памятных, так и инвестиционных монет, изготовленных из драгоценных металлов, вряд ли можно согласиться с выводом о том, что реализация памятных монет облагается налогом на добавленную стоимость <10>.

<10> Братко А.Г. Гражданин и денежно-кредитная система // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 58 - 62.

При этом следует констатировать неясность позиции законодателя, освобождающего от уплаты налогом на добавленную стоимость реализацию монет, изготовленных исключительно из драгоценных металлов, а не реализацию всех памятных и инвестиционных монет.

Таким образом, в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" памятные и инвестиционные монеты вследствие отсутствия каких-либо существенных правовых ограничений на предмет выполнения этими монетами функций денег наряду с возможностью их обращения в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации являются "лучшими деньгами" как по отношению к любой иной монете Банка России, так и по отношению к банкнотам Банка России.

Наличные деньги (банкнота или монета Банка России) и безналичные денежные средства (денежные обязательства)

Прежде акцентируем внимание на любопытном утверждении, сделанном одним из авторов, а именно: "Действие экономического закона, обусловливающего вытеснение из оборота дорогих денежных знаков более дешевыми, ведет к наметившейся тенденции полной замены наличных денег деньгами безналичными" <11>.

<11> Арзуманова Л.Л. К вопросу о новой форме безналичных расчетов - электронных деньгах // Банковское право. 2013. N 3. С. 19 - 24.

Очевидно, что с точки зрения экономики это утверждение не соответствует действительности, поскольку экономического закона, обусловливающего вытеснение из оборота дорогих денежных знаков более дешевыми, не существует. А существует закон Грешема, по которому "лучшие деньги" вытесняют "худшие деньги", при этом вовсе не обязательно, что "лучшие деньги" должны быть более дешевыми.

Заметим, что в экономической литературе высказывается точка зрения, что преобладание безналично-денежного оборота над налично-денежным затрудняет обеспечение сбалансированности денежного предложения и потребности в денежных средствах <12>.

<12> Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Изд. "Экономика", 2006. С. 45.

В условиях свободного действия закона Грешема субъекты выбирают наличные деньги, поскольку безналичные денежные средства менее ликвидны и оттого дешевле <13>. Это подтверждается и постоянной рекламой в имеющейся действительности: за определенный процент от суммы сделки безналичные денежные средства можно превратить в наличные деньги.

<13> Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. С. 171; Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М.: Изд. "Юрайт"; Высшее образование, 2009. С. 22.

С экономической точки зрения отдельными авторами выделяются преимущества наличных денег. Отметим главные из них: 1) наличные деньги представляют собой обязательства центрального банка, а не частных банков, как в случае с безналичными денежными средствами; 2) наличные деньги обладают физической сохранностью платежного инструмента, устойчивы к электромагнитному воздействию, к непродолжительному контакту с агрессивной средой; 3) наличные деньги проще использовать при проведении расчетов, которые не требуют специальных технических устройств; 4) наличные деньги являются самым быстрым инструментом расчетов; 5) при оплате наличными деньгами покупатель имеет возможность сохранить свою анонимность; 6) в ряде случаев (например, при чрезвычайных ситуациях) наличные деньги оказываются единственным средством платежа <14>.

<14> Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. М.: Изд. "Юрайт", 2015. С. 410 - 412.

В условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" использование безналичных денежных средств действительно приобретает преимущественный характер, однако вызвано это не столько небольшими издержками выпуска и обращения безналичных денежных средств, сколько желанием государства легче отслеживать и контролировать их движение, что реализуется с помощью соответствующего правового регулирования. В основе такого правового регулирования лежат законодательные ограничения расчетов в наличном порядке. Так, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации (части второй) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ).

В частности, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (п. 2 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов").

Также установлено, что наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов").

Таким образом, в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" безналичные денежные средства вследствие законодательных ограничений расчетов в наличном порядке являются "лучшими деньгами" по отношению к наличным деньгам.

Валюта Российской Федерации и иностранная валюта (легитимный денежный суррогат)

Понятие "иностранная валюта" закреплено в законодательстве Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). В указанном качестве иностранная валюта способна выполнять одновременно установленные законом функции денег и относится к легитимным денежным суррогатам <15>.

<15> Крылов О.М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: монография / отв. ред. С.В. Запольский. С. 85.

В условиях свободного действия закона Грешема для субъектов предпочтительнее оказывается иностранная валюта, которая обладает большей ликвидностью, поэтому изымается из обращения и переходит в накопления <16>.

<16> Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. С. 171.

В условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" государство вводит разнообразные валютные ограничения, представляющие собой совокупность устанавливаемых государством правил, призванных в целях защиты национальной валюты воздействовать на поведение участников валютных операций установлением запретов или дополнительных обременений тех или иных валютных операций <17>. Вследствие этого создается ситуация, когда иностранная валюта, способная выполнять все установленные законом функции денег, выполняет их, ограничена. Так, иностранная валюта в качестве средства платежа используется на территории Российской Федерации на том основании, что использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ).

<17> Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013. С. 135.

Несмотря на то что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, между резидентами совершение валютных операций (к ним относятся и использование иностранной валюты в качестве средства платежа) запрещено, кроме случаев, прямо указанных в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 6, 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

Валютные ограничения устанавливаются и в публично-правовых отношениях, зачастую создавая юридические коллизии <18>. Так, обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 5 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ). Как исключение установлено, что за выдачу, продление срока действия и восстановление в исключительных случаях виз иностранным гражданам и лицам без гражданства представительствами федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимися в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, государственная пошлина может быть уплачена в иностранной валюте по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату ее уплаты (ст. 333.29 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ).

<18> Крылов О.М. Соотношение норм валютного и налогового законодательства Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

Таким образом, в условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" валюта Российской Федерации вследствие валютных ограничений является "лучшими деньгами" по отношению к иностранной валюте.

Подводя итоги, акцентируем внимание на следующих выводах:

  1. Процессы вытеснения из обращения одних денег другими являются объектами правового воздействия, влекущего установление государственной монополии на выбор "лучших денег".
  2. Государственная монополия на выбор "лучших денег" в Российской Федерации ограничивает возможность выполнения определенными видами денег своих функций, что делает их "худшими деньгами" по отношению к иным видам денег.
  3. В условиях государственной монополии на выбор "лучших денег" ими являются: банкноты Банка России по отношению к монете Банка России (за исключением памятных и коллекционных монет), безналичные денежные средства по отношению к наличным деньгам, валюта Российской Федерации по отношению к иностранной валюте.
  4. В условиях свободного действия закона Грешема, при котором доминирует общественное представление о "лучших деньгах", ими являются: банкноты Банка России по отношению к монете Банка России (за исключением памятных и коллекционных монет), наличные деньги по отношению к безналичным денежным средствам, иностранная валюта по отношению к валюте Российской Федерации.

Литература

  1. Авдийский В.И. Экономический анализ права // Безопасность бизнеса. 2009. N 1.
  2. Арзуманова Л.Л. К вопросу о новой форме безналичных расчетов - электронных деньгах // Банковское право. 2013. N 3. С. 19 - 24.
  3. Братко А.Г. Гражданин и денежно-кредитная система // Российская юстиция. 2013. N 4. С. 58 - 62.
  4. Генкин А.С. Частные денежные системы и экономические интересы общества. М.: Реглант, 2005. С. 33 - 53.
  5. Горбунова О.Н., Назаркин И.Ж. Значение естественно-научных подходов при изучении финансового права // Финансовое право. 2013. N 11. С. 2 - 5.
  6. Деньги. Кредит. Банки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. М.: Проспект, 2010.
  7. Запольский С.В. Глобализация экономики: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2011. N 11. С. 2 - 6.
  8. Зинковский М.А. Являются ли слитки и монеты из драгоценных металлов деньгами? // Налоги: журнал. 2009. N 3.
  9. Крылов О.М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации: монография / отв. ред. С.В. Запольский. М.: КОНТРАКТ, 2014. С. 49 - 55, 85.
  10. Крылов О.М. Соотношение норм валютного и налогового законодательства Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  11. Рассолов И.М., Колычев А.М. Правовое обеспечение экономики: учебник для академического бакалавриата. М.: Изд. "Юрайт", 2014. С. 20.
  12. Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции // Финансовое право. 2013. N 2. С. 19 - 22.
  13. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М.: Изд. "Экономика", 2006. С. 45.
  14. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник / под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. М.: Изд. "Юрайт", 2015. С. 410 - 412.
  15. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. М.: Изд. "Юрайт"; Высшее образование, 2009. С. 22.
  16. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учебно-практическое пособие. М.: Норма, 2013. С. 135.