Мудрый Юрист

Контрактная система в судебных решениях

Павел Карташков, магистр права, г. Москва.

В газете "ЭЖ-Юрист" (N 29), была проанализирована судебная практика по вопросам необходимости указания фиксированной суммы штрафа в проекте государственного контракта и некоторых особенностей указания в проекте контракта условий об одностороннем расторжении контракта заказчиком. Продолжим рассмотрение судебной практики и практики контрольных органов в сфере закупок по ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и проанализируем необходимость включения в госконтракт важных составляющих, касающихся приемки товара, выполненной работы или оказанной услуги.

1. Указание в проекте контракта сроков возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Согласно ч. 27 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

У заказчика может возникнуть вопрос, каким образом ему стоит исполнять данную норму и какое административное наказание ему грозит в случае ее нарушения.

Согласно ч. 4 ст. 29 уже отмененного Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном конкурсной документацией. Способ обеспечения исполнения контракта выбирается таким участником конкурса самостоятельно из указанных в ч. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ способов. Если победителем конкурса или участником конкурса, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Аналогичная норма содержалась в Законе N 94-ФЗ также и для аукциона в электронной форме (ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).

В Законе N 44-ФЗ понятие "залог" уже не упоминается. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Если исходить из позиции, что обеспечение контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, имеет признаки залога, при котором отсутствует обязательство по заключению отдельного договора, то стоит отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 352 ГК РФ залог прекращается в том числе с прекращением обеспеченного залогом обязательства.

Таким образом, в случае если поставщиком обеспечено исполнение контракта путем внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и поставщиком полностью выполнены обязательства перед заказчиком по контракту, то можно рассмотреть возможность, применяя по аналогии п. 1 ч. 1 ст. 352 ГК РФ, вернуть эти средства поставщику.

Учитывая обычаи делового оборота, можно предусмотреть для включения в проект контракта такое условие возврата обеспечения исполнения контракта: "Денежные средства, внесенные поставщиком на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, возвращаются поставщику в течение пяти банковских дней после полного исполнения Поставщиком обязательств по контракту".

Аналогичное условие предусматривается в п. 10.5 проекта контракта документации об электронном аукционе на "поставку кресел для конференц-зала, в количестве 210 штук" (извещение N 0851300003214000142), а именно "обеспечение по контракту, внесенное Поставщиком в виде денежных средств, будет возвращено ему в течение 5 календарных дней после исполнения сторонами своих обязательств по контракту". Данный пункт устоял при рассмотрении искового заявления ООО "ФТД" к ответчику (муниципальному казенному учреждению города Новосибирска "Хозяйственное управление") о неосновательном обогащении заказчика в решении Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2015 по делу N А45-25649/2014 и оставившем его в силе Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 по тому же делу.

Похожие условия (за исключением величины срока возврата денежных средств) предусматриваются в п. 2.5 проекта контракта документации об электронном аукционе на "поставку и монтаж кондиционеров" (извещение N 0158100006214002053), а именно: "В случае если способом обеспечения исполнения контракта является внесение денежных средств на счет заказчика, то денежные средства, перечисленные в обеспечение исполнения настоящего контракта, возвращаются исполнителю при условии надлежащего исполнения своих обязательств по настоящему контракту в течение 15 (пятнадцати) банковских дней с момента подписания сторонами документов, свидетельствующих о выполнении исполнителем своих обязательств по настоящему контракту без замечаний". Хотелось бы обратить внимание на такой пример, когда Ростовское УФАС России (решение от 02.07.2014 по делу N 1267/03) усмотрело в действиях заказчика (Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу) по утверждению документации об электронном аукционе нарушения ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в решении Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2014 по делу N А53-24467/2014 и оставившем его в силе Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 признано, что заказчиком надлежащим образом соблюдены положения ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Что касается административной ответственности за действия заказчика по невключению в проект контракта обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то такие действия могут содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Аналогичная позиция содержится в решении Брянского УФАС России от 24.03.2014 N 69 по итогам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок (извещение N 0127200000214000089). Такая же позиция отражена в Постановлении ВС Республики Калмыкия от 23.04.2015 по делу N 4а-23/2015.

2. Указание в проекте контракта условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Осветим еще одну очень важную для заказчика тему - установление в проекте контракта порядка и сроков осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Так, 22.04.2014 Приволжским таможенным управлением объявлен запрос котировок на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, транкинговой системы радиотелефонной связи SmarTrank II по адресу: г. Н. Новгород, ул. Пушкина, 8 (извещение N 0332100006514000030).

Из решения Нижегородского УФАС России от 22.05.2014 N 267-НБ по вышеуказанному запросу котировок следует, что "в контракте отсутствуют сведения о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанной услуги в отношении соответствия ее количества и объема требованиям, установленным контрактом".

При этом согласно разделу 4 проекта контракта извещения о проведении запроса котировок "сдача результатов оказанных услуг исполнителем и приемка их заказчиком производятся в соответствии с гражданским законодательством РФ и оформляются актом об оказании услуг (КС-2), подписываемым сторонами, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения". Кроме того, "Исполнитель обязан в письменной форме известить заказчика об оказании услуг".

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Так, п. 4.4 проекта контракта предусмотрено проведение заказчиком экспертизы, а именно "для проверки предоставленных исполнителем результатов, предусмотренных настоящим контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик проводит экспертизу". Согласно п. 4.5 проекта контракта "датой выполнения услуг считается дата подписания сторонами акта об оказании услуг (КС-2), отчета об оказании услуг. При обнаружении недостатков услуги считаются оказанными со дня подписания акта устранения недостатков и акта об оказании услуг (КС-2)".

Кроме того, в разделе 4 проекта контракта извещения о проведении запроса котировок установлены сроки приемки оказанных услуг, а именно "в течение 5 рабочих дней после получения от исполнителя извещения об окончании оказания услуг заказчик обязан рассмотреть и принять оказанные услуги".

Отметим, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2014 по делу N А43-19436/2014, оставившим его без изменения Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 и Постановлением Арбитражного суда ВВО от 27.05.2015 по тому же делу установлено, что в четвертом разделе проекта государственного контракта указан порядок сдачи-приемки оказанных услуг, в том числе порядок устранения недостатков, то есть действия заказчика (Приволжского таможенного управления) соответствуют положениям ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Также напоминаем, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Учитывая изложенное, при формировании проекта государственного контракта в него необходимо включать следующие важные составляющие: