Мудрый Юрист

Тв-цифра в праве

Алексей Лейба, юрист, г. Добрянка.

Интернет, телефон, телевизор... Сегодня ни один человек, ни одна организация не обходятся без современных средств связи. А телематические услуги приобретают новые формы, развиваются, нуждаются в современной правовой регламентации. Так, к 2018 году Россия полностью откажется от аналогового телевещания в пользу цифрового.

Согласно международным обязательствам Россия должна полностью перейти на цифровое телевещание. Как это скажется на правовой регламентации эфирного цифрового наземного вещания и что нового ждет пользователей интернет-телевидения?

Все по закону

Согласно Международному соглашению "Женева-2006" Россия к 17.06.2015 обязана создать условия, чтобы не создавать помех, которые в том числе российские аналоговые передающие станции могут создавать цифровым передатчикам соседних государств <1>. На практике это означает переход с аналогового на цифровой формат телевещания.

<1> Тексты финальных актов Региональной конференции радиосвязи по планированию цифровой наземной радиовещательной службы в частях Районов 1 и 3 в полосах частот 174 - 230 МГц и 470 - 862 МГц (РКР 06) доступны по адресу: http://www.medialawca.org/document/-9579.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 N 985 утверждена ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 - 2015 годы", целями которой являются развитие информационного пространства РФ, обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных телерадиоканалов заданного качества и повышение эффективности функционирования телерадиовещания.

Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 N 1676-р ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ФГУП "РТРС") назначено единственным исполнителем мероприятий по развитию сети цифрового эфирного телерадиовещания.

Прием общероссийских телеканалов в цифровом формате на базе системы эфирного вещания осуществляется ФГУП "РТРС" в стандарте DVB-T2 в составе 2 мультиплексов (пакетов цифровых каналов).

В первый мультиплекс вошли общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, перечень которых определен Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах". Они являются обязательными для распространения на всей территории РФ и бесплатными для потребителей.

Указом Президента РФ от 17.04.2012 N 456 этот перечень был дополнен телеканалом "Общественное телевидение России" (ОТР), а Указом Президента РФ от 20.04.2013 N 367 - десятым телеканалом "ТВ-Центр". Таким образом, в первый мультиплекс цифрового телевещания вошли 10 телеканалов: "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", "Россия - Культура", "Россия 24", НТВ, "Пятый канал", "Карусель", ОТР и "ТВ-Центр".

По результатам проведенных конкурсов Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию при Минкомсвязи России определен состав 2-го мультиплекса, созданного по мере отключения отдельных каналов аналогового вещания, куда вошли еще 10 общероссийских телеканалов.

Создание сетей цифрового вещания дополнительных мультиплексов предполагается в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек и иных населенных пунктах, привлекательных с точки зрения рекламного рынка, по согласованию с вещателями-заказчиками (разд. III ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 - 2015 годы").

В настоящее время под угрозу прекращения вещания попали региональные и муниципальные телеканалы, которые изначально предполагалось включить в состав одного из мультиплексов.

Судебные споры с операторами связи

Некоторые абоненты на основании указов Президента РФ стали обращаться в ФАС России с жалобами на неправомерные действия кабельных операторов.

Так, при рассмотрении дела в Свердловском УФАС России, куда обратился один из абонентов, был проведен соответствующий анализ, согласно которому доля оператора на рынке услуг связи для целей кабельного телевещания на территории мкр. Академический г. Екатеринбурга составляла 100%, при этом оператор навязывал невыгодные для абонентов условия договора, так как увеличивал пакет телеканалов с 16 до 60 при одновременном увеличении абонентской платы с 50 до 200 руб./мес.

Оператор, не согласившись с решением антимонопольного органа о привлечении его к административной ответственности, обратился в арбитражный суд.

Судом было отмечено, что с 01.11.2010 вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 221-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", согласно которому все операторы, осуществляющие деятельность по оказанию услуг связи для целей телевизионного или радиовещания, обязаны осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов, перечень которых определяется законодательством РФ о СМИ.

Учитывая также положения п. 4 ст. 46 Федерального закона "О связи", суд сделал вывод, что оператор связи обязан предоставлять трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов единым и неделимым пакетом (весь набор каналов, входящих в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 24.06.2009 N 715) за свой счет и во всех средах вещания.

При этом оператор связи не вправе навязывать абоненту получение общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в одном пакете с платными телеканалами. В случае предоставления общероссийских общедоступных телеканалов в составе пакета с платными каналами абоненту должно быть предоставлено право их бесплатного получения.

Навязыванием абоненту условий договора относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, оператор нарушил п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ (решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2012 по делу N А60-47224/2011).

В другом деле кабельный оператор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, которым по заявлению абонентов было возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона "О защите конкуренции".

Как следует из материалов дела, кабельный оператор предоставлял абонентам услугу телевещания в виде сформированных пакетов с различным количеством телепрограмм и разной по стоимости абонентской платой: "Социальный", "Базовый", "Расширенный", в которые включены общероссийские обязательные общедоступные телеканалы.

Впоследствии через СМИ оператор сообщил абонентам, пользовавшимся разными пакетами телеканалов, о расторжении с 01.04.2012 договоров телевещания и о необходимости заключения новых договоров с единственным пакетом "Расширенный", состоящим из 60 телеканалов с абонентской платой 240 руб./мес. В противном случае оператор в одностороннем порядке прекращал трансляцию всех телеканалов, в том числе и общероссийских обязательных.

Решением арбитражного суда в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что заявитель как оператор связи при получении лицензии на оказание услуг связи, а также при дальнейшем оказании таких услуг должен использовать технические средства, которые позволяют ему исполнить лицензионные требования и оказывать услуги связи потребителям, не нарушая законодательства РФ, то есть осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов в неизменном виде без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей каналов.

В поданной оператором апелляционной жалобе указывалось, что суд первой инстанции не проверил факта превышения Смоленским УФАС России полномочий при вынесении решения и не установил соответствия оспариваемого решения нормам Федеральных законов "О связи", "О естественных монополиях", "О защите конкуренции", Указу Президента РФ от 24.06.2009 N 715, Постановлению Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.

Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2013 по делу N А62-7651/2012).

Внесение изменений

Федеральный закон от 13.07.2015 N 257-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О связи" вступил в силу 24.07.2015. Он дополнил термином "обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы" Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

Под ними понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с этим Законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания.

Согласно новой редакции ст. 32.1 Закона N 2124-1 к таким каналам относятся общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, перечень которых утверждает Президент РФ, а также телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ.

В той же статье Закона N 2124-1 указано, что покрытие расходов, понесенных вещателями и связанных с эфирным наземным вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов на территориях малочисленных населенных пунктов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Оператора связи, ведущего эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов, цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов, а также последовательность позиций таких каналов (с 1 по 10) определяет Президент РФ (п. 2 ст. 19.2, п. 4 ст. 46 Федерального закона "О связи" в новой редакции).

Последовательность позиций для иных обязательных телеканалов (с 11 по 20) определяется по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона) на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ.

Важным моментом и для операторов связи, и для их абонентов является то, что в п. 4 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" теперь закреплено, что услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.

Операторам связи (за исключением услуг связи для целей проводного вещания) запрещено вносить изменения в телепрограммы, включая совокупность телепрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых, текстовых сообщений и материалов, кроме случаев предварительного согласования возможности такого изменения с вещателями телеканалов и случаев, установленных законодательством РФ (п. 4.1 ст. 46 Федерального закона "О связи").

Интернет и мобильное телевидение

Говоря об интернет-телевидении, необходимо различать традиционные каналы, которые дублируют вещание на своем сайте в сети Интернет, и независимые интернет-каналы, которые вещают только в интернет-среде и не имеют эфирного аналога.

На сайте может быть доступно как потоковое видео, так и видео по запросу всех ранее вышедших в телеэфир программ, в том числе и доступное для скачивания архивное видео.

Однако в настоящее время не все российские телеканалы даже из сформированных мультиплексов имеют онлайн-версию, поскольку необходимо обеспечивать на сайте соответствующее качество видеоизображения и звука.

Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации", поскольку "такие технические средства (эфирного, проводного или кабельного вещания - прим. авт.) не используются при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется".

В большинстве случаев любой телеканал формирует содержание (сетку) вещания из произведений собственного производства (тематических передач, новостей и т.д.), права на которые принадлежат ему, и произведений сторонних лиц (фильмов, сериалов и видеоклипов), исключительными правами на которые обладают другие правообладатели.

Чаще всего такой способ использования, как доведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору, указанный в подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, очень редко передается от правообладателей телеканалам, а распространение произведений на официальном интернет-сайте телеканала без согласия правообладателя будет являться нарушением.

То же касается и прав на контент при трансграничном вещании.

Встречаются случаи, когда на интернет-сайтах транслируются программы другого телеканала без разрешения правообладателя.

Так, Определением Московского городского суда от 01.06.2015 N 2и-81/2015 по заявлению ООО "Телеканал Дождь" были приняты предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав на сообщения передач (телевизионное вещание канала), поскольку последние были размещены на интернет-сайте http://tivix.net без согласия правообладателя.

В отличие от фиксированного варианта телесмотрения мобильное телевидение - это вещание, позволяющее передавать цифровой (или аналоговый) видеосигнал на мобильные устройства пользователя, при этом последние могут быть оборудованы встроенным тюнером для приема ТВ-сигнала или доступ может осуществляться через сеть Интернет.

В соответствии с подразд. 1 разд. III ФЦП "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009 - 2015 годы" операторами связи на конкурсной основе осуществляется строительство сетей цифрового эфирного вещания для трансляции каналов дополнительных мультиплексов, включая также цифровые каналы мобильного телевидения (DVB-H) с возможностью предоставления зрителям интерактивных сервисов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что эфирное телевещание в аналоговом формате на территории РФ будет полностью прекращено 01.07.2018. Об этом говорится в проекте постановления Правительства РФ, подготовленном Минкомсвязью. Если цифровым ТВ в регионе обеспечено менее 95% населения, срок отключения аналогового ТВ в регионе может быть перенесен на более позднее время.