Мудрый Юрист

Долгий путь армейского дознания

Зарождение армейских органов дознания в России уходит корнями в дореволюционный период ее развития и связано с проведенной императором Александром II в 1864 году законодательной реформой. Утвержденные им Судебные уставы, в том числе Устав уголовного судопроизводства, коренным образом изменили судоустройство, процессуальное право Российской империи и процесс расследования преступлений. Слов "органы дознания" Устав не содержал, но в нем закреплен термин "дознание". Наряду с предварительным следствием, которое проводилось следователями при окружных судах и судебных палатах, Устав регулировал дознание. Его вправе было проводить и военное начальство.

О процессуальной компетенции Устава говорят его положения. Военное начальство имело те же полномочия в дознании, что и полиция. Статья 1237 Устава устанавливала, что "военное начальство в отношении к обнаружению и первоначальному исследованию проступков и преступлений военнослужащих действует на основании правил, предписанных в статьях 250 - 261-й". Положения этих статей, в свою очередь, определяли пределы процессуальных полномочий полиции. Суть дознания военного начальства на данном этапе состояла в обнаружении признаков преступления, розыске преступника, производстве первоначальных следственных действий и передаче материалов дознания следователю.

*****

В 1867 году императором Александром II утверждены Военно-судебный и Военно-морской судебный уставы, действовавшие до конца существования Российской империи. Они комплексно регулировали порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности, явились основой формирования и функционирования военных судебно-прокурорских органов и органов дознания. В штат судебных органов, кроме полковых судов, входили военные и военно-морские прокуроры и их помощники, которые не подчинялись военному командованию и в том числе обеспечивали надзор за исполнением законов в ходе дознания и следствия.

Военно-судебные уставы предоставляли широкие полномочия военному начальству в дознании и в целом в уголовном преследовании военнослужащих. Полковой командир, являясь органом дознания, назначал председателя и двух членов полкового суда из подчиненных офицеров. В отличие от порядка, установленного Уставом уголовного судопроизводства, преследование военнослужащих по Военно-судебному уставу возбуждалось исключительно военными начальниками, включая командира полка. Для начала дознания офицером полка, а также предварительного следствия военным следователем командир издавал распоряжение. В случаях необходимости производства следствия военное начальство по прибытии следователя передавало ему все материалы дознания, оказывая в последующем содействие. Когда же военное начальство считало неправильным производство следствия в отношении офицера, а военный прокурор при окружном суде был обратного мнения, вопрос решался вышестоящими должностными лицами вплоть до Военного министра, который этот вопрос обсуждал с Министром юстиции.

Дознание проводилось только в случае, если обстоятельства деяния были недостаточно понятны. По общему правилу в ходе дознания военное начальство все нужные ему сведения собирало посредством розысков, словесными расспросами, не делая ни обысков, ни выемок в домах. Однако, когда подозреваемый застигнут при совершении преступления, а также когда до начала предварительного следствия следы преступления могли бы изгладиться, военное начальство заменяло следователя во всех следственных действиях, не терпящих отлагательства. Но допросов обвиняемых и свидетелей оно не делало, кроме случаев, когда кто-либо из них оказывался "тяжко больным и представлялось бы опасение, что он умрет до прибытия следователя".

По окончании как дознания, так и следствия по делу, подсудному полковому суду, а также когда дознание не назначалось, командир полка предавал лицо суду либо привлекал его к дисциплинарной ответственности. Если проводилось дознание по более тяжкому преступлению - сообщал военному следователю о необходимости производства предварительного следствия, уведомляя об этом военного прокурора. Командир утверждал приговор полкового суда. Мог его смягчить в пределах своих дисциплинарных прав, а при несогласии с решением суда - представлял дело со своим мнением в военно-окружной суд и извещал об этом полковой суд. Такие суды в системе военного правосудия занимали важное место. За 15 лет с 1871 по 1885 год из общего числа поступивших в военные суды дел ими рассмотрено 60%.

О достаточности проблем с преступностью в армии в тот период свидетельствуют следующие цифры: до Февральской революции в Русской армии было 195 тыс. дезертиров, к 1 августа 17-го - 365 тыс., а к Октябрьской революции - около 2 млн.

Октябрьские события 17-го года кардинально изменили устройство страны. Советская власть Декретом Совета народных комиссаров (РСФСР) о суде N 1 упразднила все судебные учреждения, институты судебных следователей и прокурорского надзора. Взамен были организованы местные суды, в том числе на фронтах, а также революционные трибуналы. Предварительное следствие временно было возложено на судей местных судов и следственные комиссии при революционных трибуналах. С созданием в феврале 1918 года регулярной Красной армии в ее рядах на фронтах и в армиях были сформированы революционные военные трибуналы. По подсудным им делам военное командование выполняло функции органа дознания, именуемые в настоящее время исполнением письменных поручений следователей.

Расследование преступлений по делам, подсудным фронтовым, полковым судам, осуществлялось следственной комиссией из трех членов, назначаемых комиссарами дивизий по соглашению с постоянным судьей. Сам судья и два очередных заседателя такого суда избирались прямым, равным и тайным всеобщим голосованием полка. В дальнейшем председатель и судьи полкового суда выбирались комиссаром, а при его отсутствии - командиром части из списков, утвержденных на общих собраниях рот. Вне компетенции полкового суда были дела, подсудные революционным военным трибуналам, в том числе о деяниях командиров и комиссаров частей, при которых учреждены полковые суды, равных и вышестоящих военнослужащих.

Распоряжение о проведении дознания давалось военными начальниками и комиссарами отдельных частей, а также полковым судом. Ими же для производства дознания назначались подчиненные. Проведение дознания могли поручать начальники гарнизонов и коменданты. С момента взятия под стражу срок дознания ограничивался двумя неделями. "Оконченные дознания передавались тому, кто распоряжался о его производстве", а затем в полковой суд.

В середине 1919 года, как и до революции, командование имело большие полномочия в дознании. Расследовало преступления с направлением дел в суд. Видна преемственность по отношению к тем полномочиям, которые имело полковое начальство по Военно-судебному уставу 1867 года. К 1 октября 1921 года полковые суды были расформированы, а в обстановке перехода от Гражданской войны к мирному строительству возникла объективная необходимость создания прокуратуры как самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. И в мае 22-го года в составе Наркомюста была учреждена Государственная прокуратура. Один из помощников прокурора республики руководил военными прокурорами, состоявшими в штатах революционных военных трибуналов. Одной из их задач был надзор за проведением дознания в военном ведомстве.

*****

УПК (РСФСР) 1922 года определил круг органов дознания. Это были милиция, уголовный розыск, органы Госполитуправления, другие, а также правительственные учреждения и должностные лица. Но их перечень не уточнялся. Инструкция для производства дознания в военном и военно-морском ведомствах 1923 года органами дознания в этих ведомствах определяла командиров и начальников отдельных воинских частей и учреждений, а также комиссаров при них. В августе 1926 года военные прокуроры на местах были отделены от военных трибуналов и преобразованы в самостоятельные органы при военных округах, флотах, отдельных армиях, корпусах, дивизиях и других соединениях, где имелись военные трибуналы. В январе 1929 года были внесены изменения в Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, наделявшие органы дознания правом прекращать дела, если не устанавливались признаки преступления.

*****

Прямое упоминание об органах дознания в войсках включено в УПК (РСФСР) 1929 года. Кроме командиров и комиссаров отдельных воинских частей и учреждений, к ним отнесены командиры и комиссары войсковых соединений. В обязательном порядке предварительное следствие производилось по 70 из 203 составов преступлений, в том числе только по 9 из 30 воинских.

Инструкция Главного военного прокурора органам дознания РККА 1933 года запрещала направление материалов дознания прокурору без твердо выраженного и мотивированного мнения командира (комиссара) части о необходимости предания суду. Материалы дознания ими направлялись военному прокурору с кратким заключением без составления обвинительного заключения. Срок дознания в трое суток продлевал военный следователь или прокурор до 14. Если дознанием наличие признаков преступления не устанавливалось, оно прекращалось краткой резолюцией командира, комиссара. В Инструкции появился термин "дознаватель".

Имевшиеся на тот момент у органов дознания полномочия оставались практически неизменными до принятия УПК 1960 года. Отметим лишь, что в декабре 1933 года Главная военная прокуратура определена структурным подразделением в Прокуратуре Союза ССР. В октябре 1939 года создана Главная прокуратура ВМФ. А в декабре 40-го в подсудность военных трибуналов переданы все дела о преступлениях военнослужащих, а военнообязанных - во время сборов.

*****

С первых дней Великой Отечественной войны система органов военной прокуратуры приведена в соответствие со структурой войск. Созданы военные прокуратуры фронтов, армий, корпусов, дивизий, флотов и флотилий. 12 ноября 1942 года - за неделю до контрнаступления Красной армии под Сталинградом - приказом Наркома обороны введена в действие Инструкция Главного военного прокурора органам дознания Красной армии. В тот же период приказом Наркома ВМФ введена в действие Инструкция по производству дознания в Военно-морском флоте СССР. Ими были внесены некоторые коррективы в работу органов дознания в условиях войны.

На флоте дознание начиналось с вынесения дознавателем постановления о производстве дознания. В условиях военного времени расследование должно было заканчиваться в одни сутки и в отдельных случаях - до трех. По Инструкции органам дознания Красной армии, если в продленный военным прокурором срок дознания до 14 суток оно не завершалось, материалы дознания передавались военному следователю для производства следствия, а лица, по вине которых безосновательно затянулось дознание, привлекались к ответственности. По делам, по которым следствие было обязательно, неотложные следственные действия производились, если следователь не мог прибыть в ближайшие часы. Если после производства неотложных следственных действий командир части принимал решение о направлении обвиняемого в штрафную часть, он прекращал дознание, не передавая материалов следователю. Материалы дознания о лицах среднего начальствующего состава для направления в штрафной батальон представлялись командиру соединения для издания приказа о направлении в штрафбат.

В компетенции командира части были вопросы предания суду лиц рядового, младшего начальствующего состава, а также вольнонаемных. Материалы дознания в отношении их после предъявления обвинения, объявления обвиняемому об окончании расследования и ознакомления со всеми материалами дела передавались прокурору с обвинительным заключением. Командир части накладывал в нем резолюцию о согласии с ним. Материалы дознания в отношении лиц среднего и старшего начальствующего состава без предъявления обвинения и составления обвинительного заключения передавались военному следователю для окончания расследования. При прекращении дела командир утверждал своей подписью постановление. В боевой обстановке дознание прекращалось его резолюцией и постановление могло не выноситься.

*****

Одной из краеугольных новелл принятого в 1960 году нового УПК РСФСР явилось введение в уголовный процесс стадии возбуждения уголовного дела с вынесением постановления об этом.

*****

По действующему УПК 2001 года органами дознания в войсках являются командиры частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, а с февраля 2014 года и начальники органов военной полиции Вооруженных Сил.

Они не вправе расследовать преступления в полном объеме. Обязаны принять и проверить сообщение о любом преступлении, по результатам вынести решение: о возбуждении дела, об отказе в этом либо о передаче сообщения по подследственности. По возбужденному делу производят неотложные следственные действия до 10 суток, после чего дело передают через военного прокурора руководителю военного следственного органа. Детально их процессуальная деятельность регламентирована соответствующей Инструкцией, утвержденной заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором в октябре 2014 года и введенной в действие приказами Минобороны и руководителей иных военных ведомств.

Приказом Минобороны об этом к числу начальников органов военной полиции Вооруженных Сил как органов дознания отнесены:

начальник Главного управления военной полиции; начальники региональных управлений в четырех военных округах и на Северном флоте; военные коменданты гарнизонов; начальники региональных и территориальных ВАИ, а также начальники территориальных отделов дознания. Последние Минобороны планирует ввести в этом году.

Полномочия между начальниками органов военной полиции и иными органами дознания Вооруженных Сил разграничены в упомянутом приказе Министра обороны.

Отметим, в чем заключается это разграничение. До 1 декабря этого года компетенция начальников органов военной полиции - преступления подчиненных, а иных военнослужащих и лиц гражданского персонала, если они обнаружены военной полицией или ей поступило сообщение. Полномочия командиров соединений, воинских частей и учреждений - преступления подчиненных, кроме случаев, когда деяния находятся в компетенции военной полиции. Компетенция начальников гарнизонов - преступления военнослужащих и гражданского персонала, не проходящих службу (не работающих) в частях данного гарнизона, но совершивших преступления в расположении гарнизона, кроме случаев, когда этим должна заниматься военная полиция.

А с 1 декабря планируется, что начальники органов военной полиции в Вооруженных Силах возьмут на себя основной объем процессуальной работы. Командиры соединений, частей, начальники учреждений и гарнизонов - по тем сообщениям, что сейчас, но в случае невозможности проведения доследственной проверки военной полицией в установленные УПК сроки.

Таким образом, на протяжении 150 лет институт армейских органов дознания развивался и изменялся под влиянием исторических событий, но, несмотря на политическую конъюнктуру и правовые новеллы, неизменным его предназначением всегда оставалось и остается обеспечение законности и правопорядка в войсках.