Мудрый Юрист

Услуги связи: распределение радиочастотного спектра - учет у организаций связи

При оказании услуг радиосвязи операторы связи задействуют соответствующие полосы радиочастот, радиочастотные каналы, которые выделяются им в установленном порядке и за определенную плату.

В данной статье рассмотрим особенности правового регулирования радиочастотного спектра, а также бухгалтерский и налоговый учет затрат на оплату пользования полосами радиочастотного спектра организациями связи.

Понятие радиочастотного спектра

Основным нормативным документом, устанавливающим правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ).

Согласно п. 19 ст. 2 указанного Закона под радиочастотой понимается частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра.

Определение радиочастотного спектра приведено в п. 20 ст. 2 указанного Закона. Радиочастотный спектр - это совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Под использованием радиочастотного спектра понимается обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей (п. 4 ст. 2 Закона N 126-ФЗ).

Регулированию использования радиочастотного спектра посвящена ст. 22 Закона N 126-ФЗ.

В соответствии с п. 1 названной статьи Закона N 126-ФЗ регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее - ГКРЧ), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

Положение о Государственной комиссии по радиочастотам утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2004 г. N 336 "Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам".

Отметим, что на сегодняшний день существует специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (радиочастотная служба).

Радиочастотная служба осуществляет организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам, а также реализует иные полномочия, предусмотренные Законом N 126-ФЗ, другими федеральными законами и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 434 "О радиочастотной службе" Положением о радиочастотной службе.

В силу п. 4 ст. 22 Закона N 126-ФЗ использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Радиочастотный спектр, согласно п. 3 ст. 23 Закона N 126-ФЗ, включает в себя следующие категории полос радиочастот:

Поскольку операторы связи участвуют в гражданских правоотношениях, то они могут использовать в своей деятельности вторую, реже третью категорию полос радиочастот.

Выделение полос радиочастот и присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 126-ФЗ право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено Законом N 126-ФЗ.

Выделение полос радиочастот осуществляется на 10 лет или на меньший заявленный срок. По обращению пользователя радиочастотным спектром этот срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот.

Выделением полос радиочастот для радиоэлектронных средств любого назначения занимается ГКРЧ с учетом заключений о возможности такого выделения, представленных членами ГКРЧ (п. 2 ст. 24 Закона N 126-ФЗ).

Предоставленное право на использование полос радиочастот не может быть передано одним пользователем радиочастотным спектром другому пользователю без решения ГКРЧ или предоставившего это право органа.

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертизы электромагнитной совместимости). На это указывает п. 3 ст. 24 Закона N 126-ФЗ.

Решения о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также по другим обращениям граждан должны приниматься федеральным органом исполнительной власти в области связи не позднее, чем через 35 рабочих дней со дня обращения.

Информация о принятии соответствующего решения размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в области связи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов должно быть подготовлено федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение 20 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Отказ в выделении пользователям радиочастотным спектром полос радиочастот для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям (п. 7 ст. 24 Закона N 126-ФЗ):

Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала пользователям радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения допускается по следующим основаниям (п. 8 ст. 24 Закона N 126-ФЗ):

При наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, орган, выделивший полосу радиочастот либо присвоивший (назначивший) радиочастоту или радиочастотный канал, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении или непродлении срока действия разрешения на использование радиочастотного спектра.

Распределение радиочастотного спектра

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 126-ФЗ распределение радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1049-34 "Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации".

Пересмотр таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации проводится не реже чем один раз в 4 года, плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами - не реже чем один раз в 10 лет.

Один раз в 2 года ГКРЧ рассматривает предложения саморегулируемых организаций и отдельных операторов связи о пересмотре таблицы распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и плана перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами (п. 2 ст. 23 Закона N 126-ФЗ).

Для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот (п. 4 ст. 23 Закона N 126-ФЗ).

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

В этих целях Правительством Российской Федерации установлены Правила установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 171 "Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы" (далее - Правила N 171).

Указанными Правилами установлен порядок определения размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания ее с лиц, осуществляющих использование радиочастотного спектра на основании выданных в установленном порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотного канала.

Пунктом 2 Правил N 171 предусмотрено, что размеры разовой платы и ежегодной платы определяются равными нулю в случаях:

Размеры разовой платы и ежегодной платы для радиотехнологий стандартов GSM (кроме GSM-R), UMTS, IMT MC-450, LTE и их последующих модификаций, используемых радиоэлектронными средствами гражданского назначения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций применительно к полосе радиочастот, выделенной решением Государственной комиссии по радиочастотам или указанной в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с использованием радиочастотного спектра, по каждому субъекту (части субъекта) Российской Федерации, указанному в решении Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот или лицензии.

В остальных случаях размеры разовой и ежегодной платы устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, принимающими решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, применительно к каждому выдаваемому разрешению.

Расчет размеров разовой платы и ежегодной платы производится в соответствии с Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденной Приказом Минкомсвязи России от 30 июня 2011 г. N 164.

Согласно п. 5 Правил N 171 разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения о присвоении радиочастоты. Для радиотехнологий сотовой связи указанный срок исчисляется с даты принятия решения Государственной комиссии по радиочастотам, а в случае проведения торгов на получение лицензии - с даты выдачи лицензии.

При изменении по заявлению пользователя условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, установленных в разрешении, включая изменение номиналов и количества используемых радиочастот или радиочастотных каналов, режимов работы радиоэлектронных средств, в том числе технических характеристик излучения и приема радиоэлектронными средствами радиосигнала и территории их использования, размер разовой платы определяется как разница между размером такой платы, установленным при выдаче разрешения, и ее размером, установленным с учетом предлагаемых изменений условий использования радиочастотного спектра. В случае если указанная разница окажется положительной, эта разница возврату пользователю не подлежит.

Ежегодная плата подлежит перечислению в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 2-го месяца оплачиваемого квартала. При этом исчисление 1-го периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается с даты принятия решения о присвоении радиочастоты.

Размер ежегодной платы, вносимой за квартал, в течение которого было принято решение о присвоении радиочастоты, определяется пропорционально количеству календарных дней, оставшихся до истечения квартала, а внесение такой платы осуществляется в течение 30 дней с даты принятия решения о присвоении радиочастоты.

В случае прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 24 Закона N 126-ФЗ, не перечисленные в федеральный бюджет разовая плата и (или) ежегодная плата подлежат взысканию в судебном порядке (п. 10 Правил N 171).

В случае продления срока действия разрешения, переоформления разрешения при реорганизации юридического лица, при изменении данных в учредительных документах или в документе, удостоверяющем личность пользователя, при изменениях в разрешении, не связанных с изменением условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, разовая плата не взимается, а ежегодная плата за первый период использования радиочастотного спектра по вновь выданному разрешению не взимается, если ежегодная плата за последний период использования радиочастотного спектра по прежнему разрешению внесена. Об этом сказано в п. 12 Правил N 171.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, плата за использование радиочастотного спектра подлежит отражению по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".

Отметим, что порядок отражения указанных затрат в учете операторов связи, ведущих отраслевой учет, и операторов связи, для которых это не является обязательным, различен.

Так, согласно п. 24 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Мининформсвязи России от 21 марта 2006 г. N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи" операторы связи, ведущие отраслевой учет, платежи за использование радиочастотного спектра относят в статью затрат "Расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи". Данные расходы учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Операторы связи, которые не ведут отраслевой учет, вправе самостоятельно устанавливать перечень статьей затрат для целей управленческого учета (п. 8 Приказа Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (далее - ПБУ 10/99)). Эти операторы могут включать платежи за использование радиочастотного спектра и в другую статью расходов, например они могут учитываться как расходы на оплату услуг сторонних организаций. Однако, как правило, они учитывают эти расходы, так же как и операторы, ведущие отраслевой учет.

В любом случае, к какой бы статье затрат ни относились данные расходы, они учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности организации связи.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, операторы связи, не ведущие раздельный отраслевой учет, могут отражать данные расходы на счете 20 "Основное производство" либо на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Налоговый учет

В целях налогообложения прибыли расходами, в соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

В Письме Минфина России от 6 ноября 2005 г. N 03-03-02/136 сказано, что ст. 264 НК РФ не содержит отдельного пункта, позволяющего учесть в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с внесением в федеральный бюджет разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Поэтому, по мнению финансового ведомства, расходы, связанные с внесением в федеральный бюджет разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, можно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.