Мудрый Юрист

Краткий анализ современного состояния законодательства, регламентирующего деятельность командира воинской части по обеспечению социальных и трудовых прав подчиненного гражданского персонала *

<*> Рецензент - д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин.

Петров О.Ю., кандидат юридических наук.

Рассмотрены проблемы соблюдения трудовых прав гражданского персонала воинских частей и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: воинская часть, гражданский персонал, трудовые и социальные права.

A brief analysis of the current state of legislation regulating the activities of the military commander to ensure the social and labor rights subordinate civilian personnel

O.J. Petrov

Petrov O.J., PhD.

The problems of compliance with the labor rights of the civilian personnel of military units and organizations subordinate to the Ministry of Defence of the Russian Federation.

Key words: military unit, civilian personnel, labor and social rights.

Проблема соблюдения трудовых прав гражданского персонала воинских частей и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, продолжает оставаться крайне острой. Об этом свидетельствуют и результаты проверок соблюдения трудового законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации, проведенных Главной военной прокуратурой, органами федеральной инспекции труда.

Общее снижение уровня реализации социальных гарантий для работников за годы реформирования экономики, мирового экономического кризиса увеличило отток квалифицированных гражданских специалистов из Вооруженных Сил Российской Федерации. В отдельных воинских частях неукомплектованность должностей работников доходит до половины штата. При этом до 40% гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации составляют члены семей военнослужащих, которым нередко просто некуда больше устроиться на работу, особенно в условиях отдаленных гарнизонов <1>.

<1> Ковалев В.И. Актуальные вопросы соблюдения трудовых прав гражданского персонала в воинских частях, казенных и бюджетных учреждениях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10, N 11.

Анализ поступивших обращений в государственные инспекции труда, военную прокуратуру показывает, что основными темами обращений по-прежнему остаются несвоевременные выплата заработной платы и оплата отпуска, ненадлежащее оформление трудовых отношений и несоответствие содержания трудового договора требованиям действующего законодательства, нарушения законодательства при увольнении работников и применении к ним дисциплинарных взысканий, нарушения законодательства при организации, проведении и оплате сверхурочных работ и работ в праздничные и выходные дни, нарушения законодательства об охране труда, включая вопросы расследования и оформления несчастных случаев на производстве <2>. С учетом перечисленных фактов становится актуальной регламентация практической деятельности профессиональных союзов по защите прав и законных интересов гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

<2> Ковалев В.И. Увольнение гражданского персонала по сокращению численности или штатов. Актуальные вопросы // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 2.

Право на объединение в профсоюзы устанавливается Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ, который определяет профсоюз как добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2).

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику, признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (п. 5 ст. 2 вышеназванного Федерального закона).

В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации профсоюзы создаются для защиты прав и законных интересов своих членов, вследствие чего являются важнейшей стороной в общественных отношениях.

Политические, экономические и социальные процессы, происходящие в обществе за последние два десятка лет, привели к тому, что в профсоюзном движении страны стали участвовать совершенно новые социальные группы населения. Прежде всего, это относится к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации.

Гражданский персонал - общее обозначение работников и государственных служащих Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об обороне").

Лица гражданского персонала участвуют во всестороннем обеспечении жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в управлении ими и в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы.

Гражданский персонал необходим, потому что:

Выработанный в ходе реформы Вооруженных Сил Российской Федерации принцип оборонной достаточности, в котором говорится о снижении численности военнослужащих, предполагает, что часть функций военнослужащих будет выполняться гражданскими работниками с меньшей зарплатой, а это означает, что роль и численность гражданского персонала при этом будут постоянно возрастать.

Гражданский персонал по своему субъектному составу весьма неоднороден. Конкретные лица гражданского персонала по своему правовому положению могут значительно отличаться от других лиц, относящихся к нему.

Категории гражданского персонала, входящие в личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации:

В органах военного управления, воинских частях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях (далее - воинские части) Вооруженных Сил Российской Федерации работают граждане Российской Федерации. В отдельных случаях на отдельные должности могут приниматься на работу иностранные граждане. Труд иностранных граждан в Российской Федерации регулируется по общему правилу ее законодательством.

Воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации дислоцируются не только на территории Российской Федерации, но также в некоторых случаях на территориях иностранных государств. Трудовые отношения, социальные льготы и гарантии гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

Категории гражданского персонала, обслуживающего Вооруженные Силы Российской Федерации, но не входящие в численность их личного состава: работники федеральных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил, не финансируемых из федерального бюджета.

Рассмотрим легитимные основы, на которых необходимо выстраивать отношения командирам воинских частей как представителям работодателя (Министерства обороны Российской Федерации) с работниками, трудовыми коллективами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Трудовой кодекс Российской Федерации ввел понятие социального партнерства в сфере труда, которое определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений <3>.

<3> Статья 23 Трудового кодекса Российской Федерации.

На международном уровне социально-партнерские отношения на государственной службе регулируются главным образом Конвенцией Международной организации труда N 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе от 27 июня 1978 г. <4>.

<4> О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе: Конвенция МОТ N 151 от 27 июня 1978 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева, 1991. Т. 2. С. 1883 - 1887 (вступила в силу 25.02.1981).

Важность принятия названной Конвенции определялась необходимостью наличия здоровых трудовых отношений между государственными органами власти и организациями государственных служащих, а также большим разнообразием политических, социальных и экономических систем государств и различиями в их практике.

Положения указанной Конвенции применяются ко всем лицам, нанятым государственными органами, если только к ним не применяются более благоприятные положения других международных трудовых конвенций. Национальное законодательство или правила определяют, в какой мере гарантии, предусмотренные названной Конвенцией, применяются к вооруженным силам и полиции.

Профсоюзы военнослужащих, являющиеся чисто профессиональными, связанными единой военной профессией, а не производственной деятельностью, имеются в большинстве европейских стран.

Профсоюзы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в отличие от профсоюзов военнослужащих являются производственными профсоюзами, действующими непосредственно в воинских частях.

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 137-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда N 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях.

Пунктом 1 ст. 2 Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 98 "Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" установлено, что организации трудящихся и работодателей должны пользоваться соответствующей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организаций и управление ими.

Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения вышеназванного Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами <5>.

<5> Пункт 2 ст. 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений <6>.

<6> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством <7>.

<7> Статья 25 Трудового кодекса Российской Федерации.

За нарушение законодательства о профсоюзах должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами <8>.

<8> Пункт 1 ст. 30 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Командирам воинских частей предписывалось <9>:

  1. строить отношения с профсоюзами, объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, на основе социального партнерства и взаимодействия, а также на основе действующей системы коллективных договоров, соглашений.
<9> Приказ Министра обороны Российской Федерации "О совершенствовании отношений с профсоюзами, объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 4 июня 1996 г. N 215.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях <10>.

<10> Статья 40 Трудового кодекса Российской Федерации.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения <11>;

  1. создавать условия и содействовать реализации основных прав профсоюзов, объединяющих лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, направленных на обеспечение представительства и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов.
<11> Статья 45 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что особенности применения норм раздела Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующего социальное партнерство, к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций (гражданскому персоналу воинских частей), органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами <12>.

<12> Статья 28 Трудового кодекса Российской Федерации.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса <13>.

<13> Статья 51 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства <14>.

<14> Статья 45 Трудового кодекса Российской Федерации.

Действующее в настоящее время Отраслевое соглашение между Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (далее - Соглашение) было подписано Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу и председателем Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России Н.Н. Бойко 20 января 2014 г.

Соглашение зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости 24 марта 2014 г., регистрационный номер 17/14-16, вступило в силу с 1 января 2014 г. и действует по 31 декабря 2016 г.

Командирам воинских частей в своей повседневной деятельности при взаимодействии с профсоюзной организацией целесообразно учитывать ее установленные законом полномочия.

В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации Профсоюз и его территориальные и первичные профсоюзные организации:

Представители Профсоюза имеют право участвовать в деятельности комитетов и комиссий всех уровней государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза и всего гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; ведут переговоры и консультации по разработке и заключению отраслевого соглашения с Министерством обороны <15>.

<15> Пункты 72, 73, 74, 75 Соглашения.

Действующее Соглашение закрепляет, что ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению, внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его выполнением и подведению итогов, толкованию и разъяснению его положений, а также рассмотрение конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагаются на Комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, образованную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 1012 (с изменениями от 19 января 2011 г.) (далее - Комиссия) <16>.

<16> Пункт 2 Соглашения.

Соглашение распространяется на представителей Министерства обороны, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - работодатели), и весь гражданский персонал, работающий в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее соответственно - гражданский персонал, воинские части, если иное не оговорено особо), и является основой для заключения коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в воинских частях и организациях.

Условия коллективных договоров (соглашений) и трудовых договоров не должны ухудшать положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и Соглашением <17>.

<17> Пункт 4 Соглашения.

Стороны считают необходимым обеспечить в предстоящий период дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала <18>.

<18> Пункт 10 Соглашения.

Стороны обязуются реализовать следующие меры, направленные на повышение роли Комиссии в согласовании интересов Сторон <19>:

<19> Пункт 11 Соглашения.

При этом Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.

В соответствии с Соглашением Министерство обороны Российской Федерации:

<20> Пункт 13 Соглашения.

Положительным фактором на современном этапе развития партнерских отношений является их открытость, поскольку в целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Министерстве обороны <21>.

<21> Пункт 14 Соглашения.

Рассмотрим отдельные полномочия, функции и обязанности непосредственно командиров воинских частей как представителей работодателя в области регулирования процессов занятости, переподготовки кадров и управления ими в наиболее социально значимых по напряженности трудовых отношениях, связанных с расторжением трудовых договоров и увольнением гражданского персонала <22>: при ликвидации (передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности или штата работников, изменении обязательных условий трудового договора по инициативе работодателя командиры воинских частей информируют в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее чем за три месяца.

<22> Пункт 25 Соглашения.

Командиры воинских частей:

При этом непосредственно Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны и локальных правовых актов.

Служебная деятельность федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации регулируется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

При нарушениях в воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством <23>.

<23> Пункт 27 Соглашения.

В области регулирования трудовых отношений командиры воинских частей, кроме того, обеспечивают реализацию положений ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества <24>.

<24> Статья 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Непосредственно командиры воинских частей по согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывают и утверждают:

При заключении коллективных договоров (соглашений), утверждении положений об оплате труда и принятии иных локальных правовых актов предусматривается информирование выборных профсоюзных органов об использовании фонда оплаты труда гражданского персонала воинской части <25>.

<25> Пункт 48 Соглашения.

Министерство обороны Российской Федерации проводит в соответствии с разд. X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации государственную политику в области охраны труда.

Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает допуск представителей выборных профсоюзных органов и органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в воинских частях, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с соблюдением установленного режима секретности <26>.

<26> Пункт 57 Соглашения.

В целях охраны труда командиры (начальники) воинских частей:

<27> Пункт 58 Соглашения.

В области обеспечения социальных льгот, гарантий и компенсаций командиры (начальники) воинских частей реализуют следующие полномочия:

<28> Пункт 59 Соглашения.
<29> Пункт 63 Соглашения.
<30> Пункт 64 Соглашения.

В Соглашении также урегулированы вопросы обеспечения деятельности профсоюзной организации, определены полномочия и обязанности командиров воинских частей в этой сфере.

Закреплено, что командиры (начальники) воинских частей не препятствуют созданию в трудовых коллективах профсоюзных организаций, вступлению работников в Профсоюз, действующий в Вооруженных Силах Российской Федерации <31>.

<31> Пункт 67 Соглашения.

Министерство обороны Российской Федерации (командир воинской части в качестве представителя работодателя) предоставляет бесплатно и беспрепятственно Профсоюзу информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, необходимую для осуществления его уставной деятельности <32>.

<32> Пункт 68 Соглашения.

Соглашение устанавливает, что командиры (начальники) воинских частей в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности":

Дополнительные условия обеспечения деятельности профсоюзных органов предусматриваются в коллективных договорах (соглашениях). Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором <33>.

<33> Пункт 69 Соглашения.

Контроль выполнения Соглашения осуществляется Сторонами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и иными нормативными правовыми актами.

Контроль выполнения Соглашения на местах осуществляют также территориальные, первичные организации Профсоюза, командиры, начальники. При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют Комиссию или руководителей, подписавших Соглашение <34>.

<34> Пункт 76 Соглашения.

В целях дальнейшего развития взаимодействия с Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России в решении вопросов обеспечения социальных гарантий гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, регулирования трудовых отношений, реализации Соглашения Министр обороны Российской Федерации своим приказом возложил на своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления обязанность обеспечить в подчиненных воинских частях:

<35> Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по улучшению взаимодействия с Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России" от 20 февраля 2013 г. N 139.

Должностные лица сторон, виновные в нарушении или невыполнении Соглашения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <36>.

<36> Пункт 78 Соглашения.

Командир воинской части, непосредственно осуществляя руководство повседневной деятельностью подчиненных, наделен необходимыми полномочиями и компетенцией для обеспечения социально-трудовых прав гражданского персонала и несет за это персональную ответственность как представитель работодателя. Грамотная организация взаимодействия с профсоюзной организацией гражданского персонала в подчиненной воинской части позволит обеспечить соблюдение прав работников, дальнейшее развитие системы социального партнерства и повышение его эффективности в целях укрепления обороноспособности страны, усиления защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского персонала, а также будет способствовать дальнейшей оптимизации организационно-штатной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации.