Мудрый Юрист

Противодействие преступлениям в сфере экономики как одно из приоритетных направлений деятельности следственного комитета Российской Федерации

Багмет Анатолий Михайлович, исполняющий обязанности ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

Раскрывается роль Следственного комитета Российской Федерации в противодействии экономической преступности. Приводятся основные статистические данные по следственной деятельности в данной сфере. Рассматриваются правотворческая инициатива Следственного комитета и особенности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Ключевые слова: экономика, экономические преступления, Следственный комитет, правотворчество, расследование.

Economic crime prevention as a priority focus of the Investigative Committee of the Russian Federation

A.M. Bagmet

Bagmet Anatoly M., Acting President of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation Candidate of Law, Associate Professor.

The article deals with the role of the Investigative Committee of the Russian Federation in combating economic crime. Provides basic statistical data on investigations in this area. Discusses the legislative initiative of the Investigative committee and especially cooperation between law enforcement agencies in combating crimes in the sphere of economy.

Key words: economics, economic crime, Investigation Committee, rulemaking, investigation.

К одной из основных задач российских правоохранительных органов относится экономическая безопасность Российской Федерации. Уже более года экономика нашей страны испытывается на прочность антироссийской американо-европейской коалицией.

В этом внешнем давлении экономика России продолжает подвергаться и внутренним угрозам, среди которых, в частности: преступления в кредитно-финансовой сфере; в области законодательства о налогах и сборах; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; рейдерство; взяточничество и другие коррупционные и должностные преступления, особенно связанные с нецелевым использованием бюджетных средств; преступления в сфере государственного оборонного заказа, жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и образования, автодорожного хозяйства; связанные с приватизацией государственного имущества и реализацией государственных непрофильных активов.

Неблагополучие в данной области не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает негативное воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, препятствует совершенствованию бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Российской Федерации.

Одним из направлений противодействия преступлениям в сфере экономики остается их расследование, которое возложено на специализированный государственный орган - Следственный комитет Российской Федерации <1>.

<1> См. подробно: Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 - 10.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. <2> Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал прямым ударом по национальной безопасности нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ, призвал работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма.

<2> Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news.

Председатель Следственного комитета А.И. Бастрыкин, выступая 23.12.2014 в Совете Федерации, заявил о необходимости прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, нейтрализовать такие явления, как манипулирование рынком, незаконный оборот и использование инсайдерской информации, картельные сговоры, бороться с рейдерством, посягающим на основу экономического уклада - собственность, с уклонением от уплаты налогов и других платежей в бюджет.

Привлечение к ответственности виновных, оценка и возмещение нанесенного государству материального ущерба - важнейшие задачи, стоящие перед сотрудниками следственных органов Следственного комитета.

В 2014 г. следователями Следственного комитета возбуждено около 30 тысяч уголовных дел в сфере экономики (29594) <3>.

<3> См. подробно: Материалы к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации "Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2014 г. и задачах на 2015 г.".

Окончены производством почти 18 тысяч дел (17941), что на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В суд направлено 14 тысяч уголовных дел (+14%) о хищениях и легализации бюджетных средств при государственных закупках, в сферах ЖКХ, здравоохранения, образования и других важнейших направлениях жизнедеятельности страны.

Всего же правоохранительными органами выявлено в прошлом году 107314 преступлений экономической направленности, а удельный вес преступлений этой категории в общем числе зарегистрированных составил 5%, что больше, чем в предшествующие периоды.

Эти цифры еще раз свидетельствуют о необходимости повышения эффективности не только следственных органов, но и всей правоохранительной системы страны в противодействии экономической преступности и обеспечении безопасности государства.

При этом нельзя не согласиться с тем, что многие вопросы, касающиеся государственно-правового механизма борьбы с экономической преступностью, все еще остаются недостаточно проработанными, а средства и методы борьбы с экономическими преступлениями - недостаточно эффективными <4>.

<4> См. подробно: Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М., 2015. С. 9 - 12.

Следственный комитет, в том числе его высшее образовательное учреждение - Академия Следственного комитета Российской Федерации, постоянно работает над совершенствованием данных вопросов.

Важное место в этой деятельности занимает необходимость устранения пробелов уголовно-правового регулирования в области экономики, состояние и рост которой зависят во многом от регулятивного влияния, которое оказывает государство.

По инициативе Следственного комитета Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями, позволяющими привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата чужой собственности.

Новые нормы получили эффективную правоприменительную реализацию. В суд направлено уже более 150 уголовных дел данной категории.

Вступили в силу поправки, подготовленные по инициативе Следственного комитета, изменяющие порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Теперь поводом для возбуждения уголовных дел могут быть не только материалы, направляемые налоговым органом, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность <5>.

<5> См. подробно: Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 - 29.

Это даст возможность эффективно выявлять налоговые махинации.

Важное место в противодействии экономическим преступлениям имеет качественное взаимодействие следственных органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, контролирующими и надзорными органами.

В этом направлении в прошедшем году Следственным комитетом проделана большая работа.

Следственный комитет и Счетная палата подписали Соглашение о сотрудничестве и порядке взаимодействия.

Проведены совместные заседания коллегий с Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом.

В декабре 2014 г. в Следственном комитете состоялась коллегия, посвященная вопросам эффективности расследования преступлений в сфере экономики и возмещения причиненного ущерба.

В ближайшее время вступит в действие совместный Приказ Генеральной прокуратуры, Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел и Следственного комитета, которым утверждена Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

В 2015 г. Следственный комитет в тесном взаимодействии с Минобороны России, Росфинмониторингом и Счетной палатой особое внимание планирует уделять пресечению преступных злоупотреблений при выполнении государственного оборонного заказа и обеспечению целевого расходования бюджетных средств.

В Госдуму внесен подготовленный при активном участии Следственного комитета законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное установление контроля иностранным инвестором над российским предприятием, имеющим стратегическое значение для укрепления обороны и безопасности Российской Федерации.

Поддержаны законодательные предложения Следственного комитета о мерах по противодействию злоупотреблениям при проведении приватизации госимущества. Их реализация позволит ввести запрет на участие в приватизации граждан государств, входящих в офшорные зоны, организаций, зарегистрированных в таких странах, а также контролируемых ими российских юридических лиц, обеспечивая прозрачность приватизации и исключая офшорные схемы сокрытия бенефициара приватизируемого имущества.

Последовательно отстаивается позиция по введению уголовной ответственности юридических лиц, без которой невозможно экстерриториальное уголовное преследование иностранных организаций, финансирующих терроризм, спонсирующих дестабилизацию политической обстановки, а также другие транснациональные преступления, совершаемые на территории России. Без этого института затруднена репатриация капитала, нажитого преступным путем и выведенного за рубеж.

Отрадно, что проект закона поддержан Росфинмониторингом, Центробанком, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Финансовым университетом при Правительстве, сотрудники которых приняли участие в работе данной конференции.

Но этого всего еще недостаточно, чтобы прицельно сконцентрировать усилия на противодействии экономическим преступлениям, привлечении к ответственности виновных, оценке и возмещении нанесенного государству материального ущерба.

Необходима продуманная сбалансированная государственная политика мер уголовно-правового воздействия на экономические отношения, которая даст положительные результаты, связанные с эффективной защитой экономики от негативных факторов, в том числе от внешних санкций.

Налицо большая практическая значимость и необходимость проведения комплексного научного анализа и исследования проблем борьбы с экономической преступностью как важнейшего направления в обеспечении финансовой безопасности государства.

Таким образом, деятельность Следственного комитета Российской Федерации по противодействию преступности в общем и преступлениям в сфере экономики в частности, как независимого следственного органа в стране, несомненно, способствует более эффективной борьбе с нарушением законности и лучшей защите государства, общества и личности от противоправных деяний.

Литература

  1. Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности // Российский следователь. 2014. N 13. С. 8 - 10.
  2. Багмет А.М. Противодействие преступлениям в сфере экономики: проблемы и пути их решения // Противодействие преступлениям в сфере экономики: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (24.04.2015). М.: Академия Следственного комитета Российской Федерации, 2015. С. 9 - 12.
  3. Багмет А.М., Перов В.А. Объективная истина как основа эффективности и результативности предварительного расследования преступлений в сфере экономической деятельности // Российский судья. 2015. N 3. С. 27 - 29.